ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УДК 796
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DEVELOPMENT OF AGILITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Наринян Лилит Левоновна
студент
Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Narinyan Lilit Levonovna student
Institute of art education Volgograd state social-pedagogical university
Volgograd, Russia
Брыкина Валентина Анатольевна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state social-pedagogical university
Volgograd, Russia
Переузник Анатолий Захарович
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Pereuznik Anatoly Zakharovich senior lecturer department of physical education Volgograd state social-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. Рассматривается понятие ловкости, как одного из важнейших физических качеств в жизни ребенка дошкольного возраста. Раскрывается взаимосвязь ловкости с координационными способностями и гибкостью. Акцентируется внимание на большой роли воспитателей и инструкторов в физическом развитии детей в совре-менное время. Авторами разработан комплекс специальных упражнений и подвижных игр для развития ловкости у детей 5-6 лет, подробно описаны тесты для определения
ловкости и координации. Представлена таблица средних результатов показателей ловкости по пяти тестам у детей-дошкольников, проанализированы результаты педагогического эксперимента на базе МДОУ № 348 города Волгограда, сделаны соответствующие выводы. В работе даны рекомендации по развитию ловкости и координации у дошкольников.
Abstract. The concept of dexterity is considered as one of the most important physical qualities in the life of a preschool child. The interrelation of dexterity with coordination abilities and flexibility is revealed. Attention is focused on the great role of educators and instructors in the physical development of children in modern times. The authors have developed a set of special exercises and outdoor games for the development of dexterity in children 5-6 years old, tests for determining dexterity and coordination are described in detail. The table of average results of agility indicators for five tests in preschool children is presented, the results of the pedagogical experiment on the basis of MDOU № 348 of the city of Volgograd are analyzed, the corresponding conclusions are drawn. The paper gives recommendations for the development of dexterity and coordination in preschoolers.
Ключевые слова: ловкость; физические качества; дошкольное образование; игра; двигательные навыки; физические упражнения.
Keywords: agility; physical qualities; preschool education; play; motor skills; physical exercises.
Движение является неотъемлемой частью жизни любого человека. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности людей, именно поэтому знания, умения в области физической культуры должны закладываться в раннем детстве. Наиболее интенсивный рост организма и развитие физических способностей происходит в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном возрасте укрепляется здоровье ребенка, развиваются общие физические качества, двигательная активность и другие важные компоненты, необходимые для всестороннего развития личности [4]. Правильно организованное физическое воспитание ребенка в условиях дошкольных организаций является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как, начиная с самого раннего возраста, дети должны расти здоровыми, крепкими и гармонично развитыми.
Процесс стандартизации образовательных систем является общемировой тенденцией. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. В федеральных государственных стандартах говорится о том, что физическая культура - не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника [1]. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка
по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения - важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Инновационные подходы в физическом воспитании предполагают глубокие познания возрастных особенностей физиологии, психологии, дошкольной педагогики. Однако в настоящее время многие руководители физического воспитания владеют ими не в полной мере, так как с детьми дошкольного возраста часто работают педагоги, не имеющие специального дошкольного образования. Ключевой идеей Концепции дошкольного воспитания является идея самоценности дошкольного детства, подчеркивается, что дошкольный возраст не подготовка к жизни, а это жизнь в ее своеобразии. На деле же большинство взрослых, среди которых есть и педагоги, не реализует этот принцип в жизни, относится к ребенку как к маленькой копии взрослого. В физическом воспитании это опасно тем, что может вызвать нарушения в физическом развитии, а через него повлиять на психическое развитие и формирование личности. В этих условиях важной задачей является подготовка специалиста, сочетающего профессиональные умения и навыки в сфере дошкольного образования и физической культуры.
Одно из важнейших психофизических качеств ребенка, которое берет свое начало на ступени дошкольного образования, является ловкость. Ловкость отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями. Ловкость - это сложное комплексное качество, которое в большей мере обусловлено центрально-нервными влияниями, зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений и соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Ее уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны, определяет возможности их рационального использования [2].
Авторы определяют ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ребенка можно назвать ловким, если он достаточно быстро усваивает правила подвижной игры, быстрее других выполняет задание в меняющейся обстановке, проявляет смекалку. Существует два типа ловкости: общая и специальная. Общая ловкость - умение ребенка выполнить новые двигательные упражнения. Специальная ловкость - способность координировать свои действия при нахождении в конкретной ситуации. Дети дошкольного возраста быстро осваивают основные движения, у них начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость. За период дошкольного возраста непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Поэтому именно в период формирования основных физических качеств
необходимо развивать ловкость и координацию [3].
Наряду с термином «ловкость» широко применяется термин «координационные способности». Н. А. Бернштейн указал на существенное различие между этими понятиями. Он отмечал, что ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия. Координация - это согласованная деятельность мышц, направленная на успешное выполнение какой-либо двигательной задачи.
К координационным способностям относятся:
- способность сохранять равновесие;
- умение ориентироваться в окружающем пространстве;
- способность перестраивать двигательное действие;
- способность к выполнению комбинированных движений;
- умение приспособиться к изменяющейся ситуации;
- способность управлять временем двигательной реакции;
- умение рационально расслаблять свои мышцы;
- способность антиципировать различные признаки движений и условий их выполнения.
Координированность - это результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма ребенка и условиями деятельности. Согласованная работа мышц тела ребенка является непременным условием его нормального роста и развития. Развитие координации движения у детей предполагает и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что создает благоприятные условия для работы всей центральной нервной системы. Признаки нарушения координации у детей: неспособность запоминать и воспроизводить одну и ту же задачу, затруднения в обычных действиях (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), неспособность контролировать выполнение двигательной задачи.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:
- в движении;
- в общении;
- в познании;
- в самореализации, свободе, самостоятельности;
- в радости, удовольствии;
- потребность быть «как взрослый».
Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личной сферах ребенка. В игре ребенок учится управлять собой. Игра создает благодатные условия для речевых проявлений детей, является эффективным средством
воздействия на качество детской речи, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Исходя из вышеизложенного, мы разработали комплекс игр и упражнений для повышения уровня ловкости детей дошкольного возраста и провели педагогический эксперимент.
Цель исследования: выявить влияние комплекса специальных упражнений и игр на развитие ловкости у детей дошкольного возраста.
Задача исследования: определить уровень развития ловкости у детей дошкольного возраста до и после педагогического эксперимента.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ № 348 города Волгограда с 15 сентября по 30 октября 2021 года. Контингент испытуемых: дети 5-6 лет в количестве 29 человек, 19 мальчиков и 10 девочек. В начале эксперимента для определения уровня ловкости использовались следующие тесты: челночный бег 3 раза по 10 метров, статическое равновесие, прыжки через скакалку, гибкость, отбивание мяча от пола. Затем был предложен комплекс физических упражнений и игр на развитие ловкости и координации. Занятия проводились 2 раза в неделю во время прогулки на свежем воздухе. После 1,5 месяца дети были повторно протестированы, данные были зафиксированы (таблица 1), проанализированы и сделаны соответствующие выводы.
Тесты для определения ловкости и координации у детей:
1. Челночный бег 3 раза по 10 м. С его помощью определяется способность ребенка точно и быстро перестраивать свои действия в условиях внезапно меняющейся обстановки. Ребенок находится на линии старта и по сигналу «Марш!» трехкратно преодолевает дистанцию длиной 10 метров, на которой по прямой линии расставлены кегли в количестве 5 штук. Ребенок обегает каждое препятствие, не задевая его. Воспитатель с помощью секундомера фиксирует общее время бега.
2. Статическое равновесие. С его помощью выявляются координационные возможности. Ребенок становится в исходное положение: носок сзади стоящей ноги вплотную прижат к пятке впереди стоящей ноги, руки в стороны и глаза закрыты. Время удержания равновесия фиксируется. Дается 2 попытки, лучший результат фиксируется.
3. Прыжки через скакалку. Тестируется ловкость, выносливость и гибкость. Ребенок принимает исходное положение: ноги вместе, руки внизу со скакалкой. По сигналу ребенок совершает прыжки через скакалку без остановок и ошибок. Из двух попыток засчитывается лучший результат [5].
4. Тест на гибкость. Выявляет эластичность мышц и связок, а так же подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата. Ребенок становится на гимнастическую скамейку, где поверхность скамейки соответствует нулевой отметки. Затем наклоняется вниз, не сгибая колени. Воспитатель с помощью линейки, расположенной перпендикулярно скамье, регистрирует уровень, до которого ребенок дотянулся кончиками пальцев.
5. Отбивание резинового мяча от пола. Тест определяет ловкость, скорость реакции, устойчивость позы. Ребенок стоит в исходном положении: стойка ноги врозь, мяч в руке. По сигналу он посылает мяч в пол и тут же отбивает его одной
рукой (как ведение на месте) максимальное количество раз. С места сходить нельзя. Руки можно чередовать. Если мяч потерян, то тест прекращается. Даются 2 попытки, лучший результат записывается.
Таблица 1
Средние результаты показателей ловкости у дошкольников (п=29)
№ Тесты До эксперимента После эксперимента Прирост
М Д М Д М Д
1 Челночный бег (сек.) 21 24 18 20 + 3 + 4
2 Равновесие (сек) 24 29 28 34 + 4 + 5
3 Прыжки через скакалку (кол-во раз) 7 9 9 11 + 2 + 2
4 Гибкость (см) + 6 + 8 + 8 + 11 + 2 + 3
5 Отбивание мяча от пола (кол-во раз) 10 8 15 12 + 5 + 4
Комплекс упражнений и игр для развития ловкости:
1. Бег с изменением направления движения (для начала пусть ребенок вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали.
2. Бег по узкому «коридору» (10-15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками.
3. Простые танцевальные движения.
4. Разнообразные прыжки с движениями рук, прыжки со скакалкой.
5. Упражнения с мячом (ловля и передача, отбивание от пола).
6. Игры с бегом «Салочки», «Менялки», «Ловишки» и другие, в которых дети знакомятся с разнообразными приемами увертывания, постигают, как можно резко изменить направление - остановиться, присесть, слегка наклонить туловище, выполнить обманное движение.
7) Игры, направленные на развитие ловкости, основным содержанием которых является выполнение определенных заданий - «Дотронься до», «Собери бусы», «Разойдись - не упади», а также игры с элементами соревнований: «Рыбаки», «Капкан», «Бой капитанов», «Совушка».
Результаты исследования. Из результатов представленной таблицы видно, что средние показатели ловкости различны у мальчиков и девочек. Так результаты челночного бега и отбивания мяча от пола у мальчиков несколько выше, чем у девочек, как до эксперимента, так и после. У девочек выше показатели гибкости и равновесия. Девочки гораздо лучше прыгают через скакалку, что свидетельствует о хорошем развитии ловкости. После введенного комплекса специальных упражнений показатели ловкости улучшились и у мальчиков, и у девочек. Таким образом, данный комплекс способствует развитию ловкости, координации у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по развитию ловкости у дошкольников:
1. Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, «напряженного внимания», их выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому упражнения должны проводиться непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.
2. Для развития ловкости важен элемент новизны, поэтому детям предлагаются варианты выполнения физических упражнений, развивающие двигательную находчивость: выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.
3. Рекомендуется использовать упражнения с мячами, которые совершенствуют навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами - удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с мячами.
4. Развитие координации необходимо начинать с простых упражнений, а заканчивать более сложными движениями.
5. Необходимо применять групповые упражнения и подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости.
6. Рекомендуется развивать ловкость с постоянной активизацией умственной деятельности.
Таким образом, использование подобранных игровых упражнений и подвижных игр способствует значительному обогащению двигательного опыта детей дошкольного возраста, увеличению резерва условно-рефлекторных связей. Упражнения на равновесие способствуют развитию координации движений, ловкости, формированию правильной осанки. Развитию ловкости способствуют специальные физические упражнения в статическом и динамическом режиме, а также катание на коньках, лыжах, велосипеде, роликах. На их основе эффективнее не только развивается ловкость как психофизическое качество, но и повышаются показатели статического равновесия и общий уровень физической подготовленности. На наш взгляд использование подвижных игр и упражнений в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Жукова П. А., Хомутова Е. В. Особенности физического воспитания современных дошкольников // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 153-157.
2. Круцкий В. М. Воспитание ловкости у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной работе по физической культуре // Вопросы педагогики. 2021. № 10-1. С173-178.
3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. Москва : ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
4. Половодов И. В., Козинская Е. Е. Важность занятий физической культуры в становлении личности человека // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 124-128.
5. Полянский А. В., Романов Д. А. Методика измерения ловкости как физического качества // Успехи современного естествознания. 2007. № 10. С. 71-72.
References
1. Zhukova P. A., Khomutova E. V. Osobennosti fizicheskogo vospitaniya sovremen-nykh doshkol'nikov [Features of physical education of modern preschoolers]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 153-157.
2. Krutskiy V. M. Vospitanie lovkosti u uchashchikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta vo vneurochnoy rabote po fizicheskoy kul'ture [Education of agility among students of primary school age in extracurricular work on physical culture]. Voprosy pedagogiki - Questions of pedagogy, 2021, no. 10-1, pp. 173-178.
3. Lyakh V. I. Koordinatsionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnosis and development]. Moscow, TVT Division Publ., 2006, 290 p.
4. Polovodov I. V., Kozinskaya E. E. Vazhnost' zanyatiy fizicheskoy kul'tury v stanovlenii lichnosti cheloveka [The importance of physical education in the formation of a person's personality]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 124-128.
5. Polyanskiy A. V., Romanov D. A. Metodika izmereniya lovkosti kak fizicheskogo kachestva [Methods for measuring dexterity as a physical quality]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Successes of modern natural science, 2007, no. 10, pp. 71-72.