УДК 373.24
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL
AGE
Тарасова Ирина Васильевна
аспирант
Орловский государственный университет им. И. С Тургенева
г. Орел, Россия Tarasova Irina Vasilievna
postgraduate
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Соломченко Марина Александровна
Заведующая кафедрой теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna
Head of the Department of theory and methods of the chosen sport
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация: В предложенной статье рассматриваются психолого-педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации по подбору физических упражнений, спортивных игр для использования на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Abstract: The article deals with the psychological and pedagogical conditions for the development of motor qualities in children of preschool age. Recommendations on the selection of physical exercises, sports games for use in physical education classes in preschool educational institution are given.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, дошкольники, физическая подготовка, физические упражнения.
Keywords: physical education, motor qualities, preschoolers, physical training, physical exercises.
В настоящее время в стране идут изменения во всех сферах жизни. Касается это и системы образования. Исключением не стало и дошкольное образование. Дошкольные образовательные учреждения существенное место отводят физическому развитию детей. Основной целью физического воспитания является гармоничное развитие личности ребенка, подготовка его к жизни, укрепление здоровья.
В последние годы наблюдается тенденция к раннему началу занятий у детей в спортивных секциях. По данной причине увеличиваются
требования к качеству физической подготовки в дошкольных образовательных учреждениях. Инструктора физической культуры и тренерский состав ищут средства и методы, которые помогут реализовать освоение двигательного действия дошкольником в короткие сроки. К сожалению, уровень физической подготовки в последнее время у детей находится на низком уровне. В связи с этим возрастает важность этой подготовки.
Исходя из выше сказанного возрастает значение физической культуры и ведущих учебно-воспитательных задач [2, 4, 6]:
• сформировать элементарные знания о организме человека;
• развить физические навыки: ходьбы, бега, лазанья, прыжков;
• научить играть в подвижные и спортивные игры;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• воспитывать двигательные (физические) качества.
Актуальность данной темы обусловлен тем, что именно в дошкольном
возрасте происходит освоение основных двигательных функций, способствующих в дальнейшем правильному формированию культуры движений, координации и согласованности отдельных двигательных действий. Все это помогает в дальнейшем как в жизни, так и в учебе, в достижении результатов.
От развития двигательных качеств зависит физическое развитие ребенка. Процесс развития двигательных качеств должен происходить в соответствии с возрастным периодом. Но данные процессы и периоды еще недостаточно изучены.
В период 6-7 лет в организме ребенка происходит становление функций систем и непрерывное их совершенствование. В связи с этим все средства и методы физического воспитания должны способствовать решению главной задачи. Двигательная активность у детей выступает одновременно как условие и как фактор, стимулирующий развитие сфер личности, таких как: интеллектуальной, эмоциональной, духовно-нравственной.
Всесторонняя физическая подготовка дошкольников заключается в том, чтобы развить у них на оптимальном уровне двигательные качества. В теории физического воспитания выделяют следующие двигательные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость. Уровень их развития зависит от следующих условий:
• «от того насколько эффективно проходит формирование навыков двигательной деятельности»;
•«от успешного применения полученных навыков в жизненных ситуациях»[5].
Физическими качествами и способностями ребенка называют -качества и способности, которые описывают его физическое состояние. В первую очередь они характеризуют состояние морфофункционального развития, т. е. описывают конституцию, физиологические функции организма. Признаками, характеризующими конституцию организма, являются: показатели пропорций частей тела, особенности развития тканей (мышечной, косной, жировой). Все это правильно сбалансировать
и выполнить определенный набор двигательных действий поможет физическое воспитание. «Еще данная функция определяет уровень развития двигательных качеств» [8].
Считается, что формами проявления двигательных актов (действий) являются безусловные рефлексы. Здесь задействуется качество, а не количество. Человек с первых дней жизни приобретает определенные двигательные действия, которые влияют на его физическое развитие.
На процесс развития двигательных качеств у детей влияют следующие факторы: «природно-возрастные изменения организма (морфологическая и функциональная перестройка);режим двигательной активности. Он содержит в себе весь комплекс организационных форм физического воспитания и самостоятельную двигательную деятельность ребенка» [7].
Нервная система ребенка в дошкольном возрасте обладает большой пластичностью, поэтому у детей легко возникают новые условные связи. Данное свойство следует применять при формировании различных двигательных навыков и навыков самообслуживания[8].
В работах ученых [2, 3, 4, 5, 8] рассмотрены общие физиологические закономерности развития двигательных качеств человека под влиянием физических упражнений. Их исследования доказывают то, что «морфологические и функциональные изменения мышечной системы и нервная регуляция двигательных и вегетативных функций организма» [6] выступают в качестве физиологической основы развития двигательных качеств. Для изучения данной проблемы проводились многочисленные опыты (В. Зациорский, В. П. Филин, Е. М. Вавилова, Е. С. Вильчковский и др.). По их итогам были сделаны выводы о том, что у детей необходимо комплексно развивать двигательные качества. Ученые обращают внимание на то, что для улучшения общефизической подготовки детей дошкольного возраста необходимо использовать упражнения, которые для выполнения требуют проявления нескольких двигательных качеств, например, быстроты, силы, ловкости. Упражнения, которые направлены на развитие одного качества не эффективны.
Двигательные качества при развитии имеют определенную зависимость друг от друга поскольку представляют функции одного и того же нервно-мышечного аппарата и отражают половые и возрастные особенности организма детей.
Рассмотрим эту теорию в физическом воспитании дошкольников. Мышление влияет на двигательную деятельность. Следовательно, физическая подготовка и психика связаны тесно между собой. Ведь старший дошкольный возраст переходит дальше на ступень: идут в школу, где мышление развивается активно. Доказано, что психические качества тесно связаны с физическими [3,5]. Следовательно, необходимо выстраивать физическое воспитание так, чтобы ребенок мысленно тоже овладевал различными движениями.
Представим процесс физического воспитания в виде определенной схемы, которая представлена на рис. 1. Целенаправленное развитие двигательных качеств необходимо начинать в дошкольном возрасте[6].
Двигательные действия
Психические качества
Рациональное движение
Рис. 1 Процесс физического воспитания дошкольников
На занятиях нужно применять подходы: индивидуальный, дифференцированный. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста «происходит в соответствии с морфологическими особенностями и возможностями функционирования их организма» [3].
От интеллектуального и психического развития ребенка зависит формирование двигательных качеств, умений и навыков. Так же влияние на данный процесс оказывают нравственно-волевые черты личности.
При подборе средств и методов в физическом воспитании необходимо придерживаться принципа всестороннего развития личности. Он позволяет создавать разностороннее влияние на двигательную функцию и комплексно развивать двигательные качества. Выполняя различные упражнения, участвуя в подвижных и спортиграх, эстафетах, тем самым ребенок проявляет различные двигательные качества[2].
При осуществлении комплексного подхода в физической подготовке детей 6-7 лет, следует больше времени отводить на развитие гибкости, скорости и ловкости. Это обусловлено тем, что данный возрастной период является сенситивным для данных двигательных качеств.
Двигательные (физические) качества развиваются на протяжении всего дошкольного возраста. Данный факт подтверждают показатели физической подготовки в возрасте 5-7 лет. Показатели становой силы увеличиваются в почти в два раза: мальчики с 24 до 51 кг, девочки с 19,4 до 42 кг. Показатели быстроты вырастают. При беге на 10 м с ходу время сокращается: мальчики с 2,63 до 2,1 с; девочки с 2,76 до 2,3 с. Так же изменяются показатели выносливости. Увеличивается дистанция, которую преодолевают дети: мальчики с 600 м до 870м; девочки с 460 м до 720м.
В результате проводимых исследований учеными было выявлено, что максимальные темпы прироста двигательных качеств не совпадают по годам. Прирост показателей быстроты выявлен в период 3-5 лет, ловкости 3-4 лет, силы 4-5 лет. В период 5-6 лет происходит замедление роста показателей силы. Эти данные нужно учесть в разработке плана и организации работы, по развитию двигательных (физических) качеств у детей[6].
Средства и методы физического воспитания оказывают активное влияние на процесс развития двигательных качеств у дошкольников. Для того что бы процесс развития быстроты был эффективным необходимо применять упражнения где развивается способность быстро выполнять движения. Такие упражнения следует разучивать в медленном темпе. Они не должны быть продолжительными и однообразными. Повторять упражнения рекомендуется в разных условиях, с меняющейся интенсивностью, в усложненных или облегченных формах.
Развитию ловкости способствуют упражнения сложные по координации и условиям проведения. Для данной цели можно применять следующие: использование различных исходных положений при беге и прыжках; быстрая смена положений; выполнение действий в группах или парах; изменения тема или скорости движения. Также эффективным средством в развитии ловкости являются упражнения, которые требуют от детей приложить усилия для сохранения равновесия (ходьба на носках, на пятках).
Выделяют две группы упражнений на развития силовых способностей:
• упражнения с внешним сопротивлением (упражнения в парах, дополнительное отягощение, преодоление факторов внешней среды);
• упражнения с преодолением собственного веса тела (лазания, прыжки, приседания, отжимания).
Важное значение имеет правильный подбор в количестве повторений, поскольку небольшое количество будет не эффективным для развития силы, а чрезмерное количество может способствовать наступлению утомления[3].
При подборе упражнений также следует учесть и темп его выполнения. Так упражнениях с высоким темпом необходимо выполнять меньшее количество раз. Лучше использовать упражнения, где положение туловища горизонтально или наклонено. Такие положения позволяют разгрузить сердечно-сосудистую систему и позвоночник и могут понижать кровяное давление при выполнении упражнений. Следует чередовать упражнения на мышечное напряжение и расслабление.
Для развития выносливости необходимо применять упражнения циклического характера (ходьбу, бег, прыжки). При выполнения таких упражнений задействуется большое количество групп мышц. В мышцах происходит чередование напряжения и расслабления. Задача педагога регулировать темп и продолжительность выполнения упражнения.
В дошкольном возрасте важно значение имеет решение задач по воспитанию практически всех двигательных качеств. Для освоения новых движений следует использовать метод целостного разучивания. Поскольку при расчленении движения на отдельные элементы ребенок теряет его смысл, а затем и интерес к нему. Это объясняется тем, что для ребенка важно сразу видеть результат своего действия.
Для эффективного развития двигательных качеств необходимы такие условия как:
• достаточно высокие нагрузки;
• разнообразие двигательных умений;
• комплексное развитие двигательных качеств[4].
Учеными был выявлен тот факт, что большой объем двигательной деятельности способствует повышению уровня двигательной подготовки, но не гарантирует ее всесторонность. Только комплексное развитие двигательных качеств позволяет достичь определенного уровня развития каждого из них. Исходя из выше сказанного, в содержание педагогической работы должны быть включены упражнения и игры, способствующие развитию всех основных двигательных качеств. Эти требования применимы как к занятиям в рамках организованной образовательной деятельности, так и деятельности возникающей по инициативе детей. Ведущая роль отводится инструктору по физической культуре. Он должен организовать образовательный процесс таким образом, чтобы любой ребенок мог максимально проявить и развить все способности.
Детям следует предоставлять широкие возможности для выбора двигательной деятельности. Это позволит им активно применить имеющиеся у них способности, такие как прыжки, лазать различными способами, игры с мячом, метание предметов разными способами. В спортивном зале, группе и на участке для прогулок должен иметься спортивный инвентарь, который мотивировал бы детей к двигательной активности: мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, лестницы, бадминтон. Задача инструктора по физической культуре научить детей пользоваться спортивным инвентарем в играх, упражнениях. Дошкольников нужно поощрять при попытках самостоятельно овладеть движениями, при придумывании новых вариантов действий с спортивным инвентарем.
Только при разнообразной двигательной деятельности будет проис-ходить гармоничное развитие всех двигательных качеств. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не увлекался одним видом двигательной активности, так, например, мальчиков, долго гоняющих в мяч, следует переключить на игры со скакалкой.
Положительное влияние на двигательную деятельность детей оказывают и сами выполняемые упражнения. Чем чаще и правильнее ребенок выполняет упражнение, тем лучше формируется двигательный навык. Например, подбросить и поймать мяч за 30 секунд ребенок сможет вначале 10 раз, затем 15-20 раз [1].
Для каждого времени года применяется по развитию двигательных действий свой спортивный инвентарь: «зимой — катание на санках, лыжах, метание снежков; весной и осенью — бег, прыжки со скакалкой, подскок; летом -игры и упражнения, которые развивают тонкую координацию небольших мышечных групп»[2].
Важное условие для развития двигательных качеств в дошкольном возрасте - совместная работа родителей и инструктора физической культуры. Инструктор может давать рекомендации родителям, как овладеть тем или иным двигательным действием, разработать план
занятий, сделать подбор средств и методов. Родители, в свою очередь, должны помогать ребенку развивать двигательные действия, поощрять ребенка в физическом развитии. Родители должны показывать пример, занимаясь с ребенком и выполняя с ним необходимые упражнения.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении строится на определенных правилах. Применение различных игровых упражнений способствует лучшему освоению движений. Необходимо на занятиях применять музыкальное сопровождение и создавать определенный эмоциональный фон для повышения мотивации к занятиям. Если занятия доставляют радость детям, они с желанием идут на последующие. Стимулируя самостоятельность в выполнении двигательных действий, вы помогаете им справляться с трудностями в дальнейшем и воспитывать волевые качества.
Исследования различных педагогов показывают, что необходимо не останавливаться на небольших успехах, а постоянно совершенствовать процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Литература
1. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 1947. - 255 с.
2. Бондаревский Е. Я., Кадетова А. В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.
3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
4. Васильева М.А.,Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
5. Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.
6. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств, и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1979. — 46 с.
7. Зациорский В. М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. — 1975, -№6. - С. 22-29.
8. Назаренко Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта. Учебно-метод. Пособие. - Ульяновск. - 2000. —144 с.
References
1. Bernshteyn N. A. O postroenii dvizheniy [About the construction of movements]. Moscow, Meditsina Publ., 1947, 255 p.
2. Bondarevskiy E.Ya., Kadetova A.V. O doshkol'nykh programmakh po fizicheskoy kul'ture [on preschool programs in physical culture]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture in school, 1987.
3. Vavilova E. N. Razvivayte u doshkol'nikov silu, lovkost', vynoslivost' [Develop strength, agility, endurance in preschoolers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1981.
4. Vasil'eva M. A., Gerbova V. V., Komarova T. S. Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu [Program of education and training in kindergarten].
Moscow, Education of a preschooler Publ., 2004.
5. Volkov V. M. K probleme predposylok razvitiya dvigatel'nykh sposobnostey [To the problem of preconditions of development of motor abilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1993.
6. Guzhalovskiy A. A. Etapnost' razvitiya fizicheskikh (dvigatel'nykh) kachestv, i problema optimizatsii fizicheskoy podgotovki detey shkol'nogo vozrasta: Avtoref. dis. dokt. ped. Nauk [Stages of development of physical (motor) qualities, and the problem of optimization of physical training of school-age children. Abstract diss. dr. ped. sci.]. Moscow, 1979, 46 p.
7. Zatsiorskiy V. M., Sergienko L. P Vliyanie nasledstvennosti i sredy na razvitie dvigatel'nykh kachestv cheloveka [the Influence of heredity and environment on the development of motor qualities of a man]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1975, no. 6, pp. 2229.
8. Nazarenko L.D. Fiziologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Physiology of physical education and sport]. Ulyanovsk, 2000, 144 p.