2018. - С. 8-11.
2. Изучение двигательной деятельности нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике на этапе специализированной подготовки / В.В. Анцыперов, Н.Л. Горячева, В.В. Трифонов, И.В. Гордеев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=24180 (дата обращения: 01.06.2020).
3. Горячева, Н.Л. Исследование двигательной деятельности партнеров при выполнении вольтижных упражнений в женской групповой акробатике / Н.Л. Горячева, Т.А. Андриенко, С.В. Вишнякова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=18049 (дата обращения: 01.06.2020).
4. Жигарева С.А. Влияние компонентов физической подготовленности на качество освоения акробатических поддержек в эстетической гимнастике / С.А. Жигарева, Л.А. Карпенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 43-47.
5. Кивихарью, И.В. Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток / И.В. Кивихарью, М.О. Мисникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 151-156.
6. Пилюк, Н. Н. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова, С.В. Шукшов, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-та физической культуры, спорта и туризма - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 59-60.
REFERENCES
1. Aizyatullova, G.R. and Sakharnova, T.K. (2018), "Improving the physical and technical preparedness of highly qualified acrobats in training in static-dynamic support", Promising areas in the field of physical culture, sports and tourism: Materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 8-11.
2. Antsyperov, V.V., Goryacheva N.L., Trifonov V.V. and Gordeev I.V. (2016), "The study of motor activity of the lower partners of female couples in sports acrobatics at the stage of specialized training", Modern problems of science and education, No. 2, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24180.
3. Goryacheva, N.L., Andreenko, T.A. and Vishnyakova, S.V. (2015), "A study of the motor activity of partners during vaulting exercises in female group acrobatics", Modern problems of science and education, No. 1-1, http://science-education.ru/ru/article/view?id=18049.
4. Zhigareva, S.A. and Karpenko, L.A. (2017), "The influence of the components of physical fitness on the quality of mastering acrobatic supports in aesthetic gymnastics", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (150), pp. 43-47.
5. Kiviharju I.V. and Misnikova, M.O. (2019), "Improving the quality of performance of fundamental movements with clubs and ribbon for highly skilled gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp.151-156.
6. Pilyuk N.N., Zhigaylova L.V., Shukshov S.V. and Tronev V.V. (2018), "Technical training of highly qualified athletes specializing in sports acrobatics", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, No. 1, Krasnodar, pp. 59-60.
Контактная информация: kivinna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.06.2020
УДК 796.41
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ С ДЕТЬМИ 3-6 ЛЕТ В ДЕТСКОМ БАТУТНО-ГИМНАСТИЧЕСКОМ ФИТНЕС-КЛУБЕ
Светлана Юрьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эффективности применения средств гимнастики в системе детского фитнеса для всестороннего физического развития детей дошкольного возраста. Представ-
лено описание методики проведения занятий гимнастикой в рамках дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности с упором на развитие всех физических качеств, формирование основных видов движений, а также укрепление опорно-двигательного аппарата детей 3-6 лет.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое развитие, физические качества, гимнастика, детский фитнес.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p166-171
METHODOLOGY OF GYMNASTICS WITH CHILDREN AGED 3-6 YEARS OLD IN THE CHILDREN'S TRAMPOLINE-GYMNASTICS FITNESS CLUB
Svetlana Yurievna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow
City University
Abstract
The article is devoted to the consideration of the effectiveness of the use of gymnastics for the comprehensive development of preschool children. A description is given of the methodology for conducting gymnastics classes as part of an additional program of physical education and sports, focusing on the development of all physical qualities, the formation of the main types of movements, as well as strengthening the musculoskeletal system of children aged 3-6 years old.
Keywords: preschool children, physical development, physical qualities, gymnastics, children's
fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Гимнастика имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Физическое развитие включает в себя морфофункциональные показатели и показатели развития физических качеств. Именно в этом возрасте формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются функциональные системы и физические качества ребенка [1].
Оказание оздоровительных фитнес-услуг для детей дошкольного возраста ежегодно расширяет спектр представленных направлений в фитнес клубах, что повышает вариативность организаций по реализации программ дополнительного образования, направленных на решение федеральных и региональных задач в области развития физической культуры и спорта [2]. Фитнес-услуги оздоровительной направленности для детей, комплексно решают следующие задачи: удовлетворение запроса в двигательной активности, совершенствование функциональных систем организма (костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем), увеличение способности ребенка переносить физические и психофизические нагрузки, формирование двигательных умений и навыков основных видов движений и гармоничное всесторонность развития физических способностей [3]. В настоящее время индустрия фитнеса для детей предлагает комплексный подход по представлению услуг физкультурно-оздоровительных занятий основным содержанием, которых является сочетание различных оздоровительных и спортивных видов гимнастики [3]. С 2015 года в России активно стали открываться коммерческие ба-тутные центры для занятий различных возрастных групп населения, что способствовало привлечению детей к занятиям фитнесом в клубной системе.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учитывая современные тенденции в совершенствование систем физического развития дошкольников, на основании анализа научно-методической литературы и педагогического опыта для совершенствования физического развития дошкольников 3-6 лет, была разработана методика проведения занятия гимнастикой на базе детского батутно-гимнастического фитнес-клуба г. Москвы.
Организация и проведение занятия гимнастикой было комплексным, в содержание которых были включены разнообразные гимнастические упражнения: общеразвивающие без предметов и с предметами, прикладные, акробатические, а также целенаправленные общефизические упражнения на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости и двигательно-координационных способностей [4]. В дошкольном возрасте важно делать акцент на укрепление опорно-двигательного аппарата: формирование правильной осанки (мышечного корсета) и укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы ребенка. Подробное содержание методики проведения занятий с дошкольниками, отдельно для группы детей 3-4 лет и группы дошкольников 5-6 лет отражено в разработанной программе занятий (таблица 1).
Таблица 1 - Экспериментальная методика занятий гимнастикой для детей дошкольного возраста: 3-4 года группа-1 и 5-6 лет группа-2_
Учебный материал Группа детей Г-1 (3-4 года) Г-2 (5-6 лет) Месяц / № занятия
Октябрь 1-8 Ноябрь 9-16 Декабрь 17-24 Январь 25-30 Февраль 31-38
Теоретические сведения
Значение гимнастики Г-1/Г-2 1,3,6,7 10 19 25,27 37,38
Правила поведения в зале Г-1 Г-2 1, 3 17 25 37,38
Общеразвивающие упражнения
Без предмета Г-1/Г-2 1-6 14, 16 25 31-38
С обручем Г-1/Г-2 7, 8 17, 18 26
С кубиком Г-1/Г-2 9, 10, 13, 14 19, 20 27, 28
С мячом Г-1/Г-2 11,12 21, 22,23,24 29, 30
Со скакалкой Г-2 13, 14 23,24 29, 30 31-34
Акробатические упражнения
Перекаты, группировки Г-1/Г-2 3-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Кувырки Г-2 9-14 17-22 25-26 31-32
Стойки Г-1/Г-2 7, 8 13-16 17-18 27-28
Перевороты Г-2 19-24 29-30 33-34
Прыжки на батуте Г-1/Г-2 1-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Прикладные упражнения
Ходьба Г-1/Г-2 1,2,5,6 9-16 17-24 25-30 31-38
Бег Г-1/Г-2 3,4,7,8 10-16 19-24 26-29 31,32
Прыжки Г-1/Г-2 5,6 9,10,13,14 17-20 25-30 31,33,34
Ползание, лазание Г-1/Г-2 1,2,7,8 9,10,15,16 17,18,21,22 25-30 31,32,37,38
Броски и ловля, катание и метание мяча Г-1 Г-2 3,4 11,12 19,20 25-28 33,34
Упражнения в равновесии Г-1 Г-2 1,2,5-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Упражнения на гибкость
Подвижность в плечевых суставах Г-1 Г-2 1,2, 5-8 15,16 19,20 25,25 33,34
Подвижность в тазобедренных суставах Г-1 Г-2 3-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Подвижность в позвоночном столбе Г-1 Г-2 1-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Упражнения на силу
Для мышц рук и плечевого пояса Г-1 Г-2 1,2, 5,6 9-12 17,18,23,24 25-28 31-36
Для мышц туловища Г-1 Г-2 1-8 9-16 17-24 25-30 31-38
Для мышц ног Г-1/Г-2 3-8 9,10,13-16 17,18,21,22 25,26, 29,30 31-34
Двигательно-координационные упражнения
Упражнения с элемента- Г-1 | 1,2,7,8 | 11,12,15,16 | 17-20, | 25-28 | 31-34,
ми новизны 23,24 37,38
Упражнения на соединение отдельных движений в комбинации Г-1 Г-2 1,2,5-8 11-14 17-20, 23,24 25-28 31-34, 37,38
Упражнения с изменением площади опоры Г-1 Г-2 3-4, 7-8 13-16 19,20 27-30
Упражнения с меняющимися внешними условиями Г-1 Г-2 9,10,15,16 21,22 25,26 31,32
Полоса препятствия Г-1/Г-2 3-6 9,10,15,16 17,18,21,22 27,28 33,34
Упражнения с ориентировкой в пространстве Г-1 Г-2 3,4 9,10 21,22 27,28 33,34
Упражнения на быстроту
Быстрота реакции на сигнал Г-1 Г-2 3,4 9-16 19-22 25-28 31,32
Быстрота выполнения целостных двигательных действий на отрезках Г-1 Г-2 1,2,7,8 13-16 19,20,23,24 25,26, 29,30 31,32,37,38
Скорость одиночных движений Г-1 Г-2 5,6 17,18 27,28
Подвижные игры (по двигательному содержанию)
Игры с бегом Г-1/Г-2 1,2,5-8 11,12,15,16 19,20,23,24 27-30 31,32,35,36
Игры с лазанием Г-1/Г-2 3,4 9-12,15,16 19,21-24 27,28 31,34
Игры с метанием и ловлей Г-1 Г-2 11,12 17,18 27,28 37,38
Игры с прыжками Г-1/Г-2 11,12 17,18 27,28
В конце каждого занятия дети играли в подвижные игры с применением основных видов движений, прыгали на батуте и выполняли упражнения на расслабление. Применение разнообразных прыжковых упражнений на батуте, содействует развитию двигательных способностей, укреплению опорно-двигательного аппарата и развитию волевых качеств ребенка. Занятия в каждой возрастной группе дошкольников проводились два раза в неделю по одному академическому часу (45 минут). В ходе педагогического эксперимента с октября 2019 г. по февраль 2020 г. было проведено 38 занятий и по два занятия было выделено на проведение педагогического тестирования.
В исследовании в качестве критериев для диагностики уровня развития определенных физических качеств, были использованы следующие тестовые упражнения: прыжок в длину с места, челночный бег, наклон вперед сидя, удержание равновесия на одной ноге, поднимание туловища, вис на руках и подтягивание в висе лежа.
В группе детей 3-4 летнего возраста (16 человек) в тесте «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине» прирост результатов составил 20%, в тесте «Наклон вперед сидя» результат улучшился на 89%; в тесте «Стойка на одной ноге» дошкольники повысили свой показатель на 56%; результат в тесте «Челночный бег 2*10 м» дети улучшили на 10% (рисунок 1).
Результат
25 20 15 10 5 0
18
19,7
I
^ 4,6 |"
7,3
Поднимание и опускание Наклон вперед сидя, (см) Челночный бег
туловища из положения 2х10 м, (с) лежа на спине за 30 с, (кол-во раз)
Стойка на одной ноге, (с)
Тест
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рисунок 1 - Показатели физической подготовленности детей 3-4 лет (п=16)
7
1
В тесте «Вис на руках» средний результат увеличился на 15%; в тесте «Прыжок в длину с места», улучшение результата в среднем составило 12% (рисунок 2).
Результат
100 80 60 40 20 0
75,4 84,2
53,5 61,7
Прыжок в длину с места, ^ Вис на руках,
(см) еСТ (с)
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рисунок 2 - Показатели физической подготовленности детей 3-4 лет
Проанализировав динамику результатов у детей в возрасте 5-6 лет (18 человек) были получены следующие изменения показателей физической подготовленности: в тесте «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 с» улучшение отмечено на 30%; в тесте «Наклон вперед сидя» прирост результатов 73%; в тесте «Подтягивания из виса лежа» прирост результатов в среднем составляет 75%; в тесте «Челночный бег 3^10 м» дети дошкольного возраста улучшили время на 9% (рисунок 3).
Результат
25 20 15 10 5 0
Поднимание и опускание Наклон вперед сидя, (см) Челночный бег 3х10 м, Подтягивания из виса туловища из положения (с) лежа,
лежа на спине за 30 с, (кол-во раз)
(кол-во раз) Тест
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рисунок 3 - Показатели физической подготовленности детей 5-6 лет (п=18)
В тесте «Стойка на одной ноге» дошкольники 5-6 лет повысили свой показатель в среднем на 44%; результат в тесте «Прыжок в длину» прирост увеличился на 10% (рисунок 4).
Результат 102,5
93,5 102,5
100
80 60 40 20 0
24,4
35,1
Стойка на одной ноге, (с)
Тест
Прыжок в длину с места, (см)
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рисунок 4 - Показатели физической подготовленности детей 5-6 лет
Эффективность разработанной методики проведения занятий гимнастикой на базе детского батутно-гимнастического фитнес-клуба г. Москвы достоверно подтверждена по всем показателям на основе применении ^критерия Стьюдента для зависимых выборок (р<0,05), что доказывает положительное воздействие экспериментальной методики на повышение уровня физической подготовленности детей 3-6 лет.
ВЫВОДЫ
Результаты педагогического эксперимента наглядно отображают улучшение исследуемых показателей, поэтому предложенная методика занятий с использованием средств гимнастики на занятиях в детском батутно-гимнастическом фитнес-клубе, направленная на улучшение показателей развития физических качеств и двигательных умений, оказалась эффективной. На основе достоверности полученных различий можно говорить, что подтверждается эффективность экспериментальной программы применения средств гимнастики для активизации педагогического процесса, направленного на физическое развитие дошкольников 3-4 и 5-6 лет в условиях детского фитнес клуба физкультурно-спортивной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винер-Усманова, И. А. Основы физического воспитания в дошкольном детстве (парциальная программа) / И.А. Винер-Усманова, Н.М. Горбулина, О. Д. Цыганкова / под ред. И.А. Винер-Усмановой. -URL : http://academyviner.eom/f/programma_fizicheskogo_vospitaniya_doshkolnika_pod_red.i.a.viner2.pdf (дата обращения: 07.09.2019).
2. ГОСТ Р 57138-2016. Фитнес-услуги для детей и подростков. Общие требования // Кодекс : [сайт]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/1200140205 (дата обращения: 14.09.2019).
3. Левченкова, Т.В. Педагогический анализ детских физкультурно-оздоровительных программ в фитнес-клубах / Т.А. Левченкова // Наука и образование . - 2014. - № 4 (76). - С. 95-99.
4. Пирсон, А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет / Алан Пирсон, Дэвид Хокиннс. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 320 с.
REFERENCES
1. Viner-Usmanova, I.A., Gorbulina, N.M. and Cygankova, O.D (2014), Fundamentals of physical education in preschool childhood (Partial program), available at: http://academyviner.com/f/programma_fizicheskogo_vospitaniya_doshkolnika_pod_red.i.a.viner2.pdf (accessed 7 September 2019).
2. GOST R 57138-2016 (2016), Fitness services for children and teenagers. General requirements, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200140205 (accessed: 14 September 2019).
3. Levchenkova, T.V. (2014), "Pedagogical analysis of children's physical culture and health programs in fitness clubs", Science and education, Vol. 76, No 4, pp. 95-99.
4. Pirson Alan and Hokinns Devid (2011), School of instant reaction, deft movements, fast legs and strong hands. Physical development of children 4-11 years, AST, Moscow.
Контактная информация: KozlovaSU@mgpu.ru
Статья поступила в редакцию 14.07.2020
УДК 796.323.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ВЛИЯНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
БАСКЕТБОЛИСТОВ
Игорь Валерьевич Коник, специалист, Анатолий Владимирович Лаптев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
За последние несколько десятилетий появилось много работ, касающихся индексов влияния и связанных с ними прикладных вопросов распределения непосредственного воздействия каждого из участников, как крупных международных альянсов, так и локальных управляющих организаций, на выборные процессы и, как следствие, на процессы принятия решений. В то же время, не было