Оценка сформированности проектно-организаторской компетентности осуществлялась с помощью разработанного нами критериального аппарата и подобранного диагностического инструментария. Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации авторской технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров туризма подтвердила выдвинутую гипотезу и основные теоретико-методологические положения разработанной нами концепции.
ВЫВОДЫ
Таким образом, научное обоснование, разработка и внедрение в образовательный процесс вуза технологии формирования проектно-организаторской компетентности бакалавра туризма является значимым и перспективным направлением совершенствования профессиональной готовности специалиста в сфере организации туристской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джаубаев, Ю.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов / Ю.А Джаубаев, Н.Г. Саркисова, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2015. - № 4 (169). - С. 138-142.
2. Джирикова, Ф.Д. Образовательный туризм в структуре профессиональной компетентности бакалавра туризма / Ф.Д. Джирикова, М.И. Халамлиев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2017. - № 2 (198). - С. 118-123.
3. Жолдак, В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме: технология и техника управления : учебник / В.И. Жолдак. - М. : Советский спорт, 2003. - 240 с.
4. Квартальнов, В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследований / В.А. Квартальнов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - С. 2-8.
REFERENCES
1. Jaubaev Yu.A., Sarkisova, N.G. and Petkov, V.A. (2015), "Physical recreation as a means of promoting cultural competence of University students", Bulletin of Adyghe state University. Series 3: Pedagogy and psychology, No. 4 (169), pp. 138-142.
2. Jirickova F. D., Halamliel M. I. (2017), "Educational tourism in the structure of professional competence of bachelor of tourism", Bulletin of Adyghe state University. Series 3: Pedagogy and psychology, No 2 (198), pp. 118-123.
3. Zholdak V.I. (2003), Principles of management in sport and tourism: technology and technique of management, Soviet sport, Moscow.
4. Kvartalnov, V. A. (2002), "Modern features of tourism as scientific knowledge and research", Theory and practice ofphysical culture, No 11, pp. 2-8.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2019
УДК 796.011+796.332.6
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ
Евгений Витальевич Харченко, бакалавр, Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),
г. Уссурийск
Аннотация
Мини-футбол один из наиболее популярных видов спорта среди школьников. В последние годы мини-футбол получил широкое распространение во многом благодаря всероссийскому проекту «Мини-футбол в школу». В данной статье рассматривается влияние занятий мини-футболом на развитие физических качеств у школьников 12-13 лет. Авторы акцентируют внимание на том, что мини-
футбол благоприятно воздействует на всестороннее развитие физических качеств. При анализе данных, полученных нами в результате проведённого исследования, было выявлено, что наиболее целесообразными для развития физических качеств оказались занятия в секции по мини-футболу.
Ключевые слова: мини-футбол, подростки, здоровье, физическая подготовленность, физические качества.
EXPERIMENTAL STUDY OF THE EFFECTS OF PLAYING MINI-FOOTBALL ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 12-13 YEARS
Evgeny Vitalievich Kharchenko, the bachelor, Victor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk
Annotation
Mini-football is one of the most popular sports among the schoolchildren. In recent years, minifootball has become widespread largely due to the all-Russian project "Mini-football to school". This article discusses the impact of mini-football on the development of physical qualities in students aged 12-13 years. The authors focus on the fact that mini-football has a positive impact on the comprehensive development of the physical qualities. When analyzing the data, obtained by us as a result of the study, it was found that the most appropriate for the development of physical qualities were classes in the group of mini-football.
Keywords: mini-football, physical fitness, health, children, physical condition.
Физическое воспитание подростков является неотъемлемой частью процесса обучения в школе. В настоящее время на фоне развития современной системы образования наблюдается тенденция к снижению показателей физической подготовленности учащихся [2, 5, 8]. Поэтому одной из ключевых задач физического воспитания в школе является развитие физических качеств у подростков, которые способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности и здоровья. В настоящее время процесс физического воспитания учащихся в большинстве школ страны ограничивается лишь занятиями на уроках физической культуры. Однако этого не всегда достаточно для качественного развития у подростков оптимальных физических качеств. В связи с этим, с целью поддержания высокого уровня здоровья подрастающего поколения, физической подготовленности, требуется поиск действенных форм, средств и методик физического воспитания [6].
По нашему мнению, одним из путей решения данной задачи может быть включение в образовательный процесс внеурочных занятий по мини-футболу.
Известно, что в последние годы мини-футбол получил большую популярность среди детей школьного возраста во многом благодаря всероссийскому проекту «Мини-футбол в школу». В связи с этим в школах страны массово стали основываться секции мини-футбола. Так, например, в школах Уссурийского городского округа на период 2018-2019 учебного года функционирует 9 секций по мини-футболу по сравнению с прошлым годом - 6.
По мнению ряда авторов, систематические занятия мини-футболом благоприятно влияют на процесс комплексного развития физических качеств учащихся, а именно способствуют:
- развитию координационных и кондиционных способностей;
- увеличению функциональных возможностей растущего организма детей и подростков;
- повышению уровня здоровья и резистентности различным инфекциям и заболеваниям [3, 4, 7].
Таким образом, возникает необходимость в экспериментальном обосновании влияния внеурочных занятий мини-футболом на развитие физических качеств у детей подросткового возраста (12-13 лет). Цель исследования: экспериментальное обоснование влияния внеурочных занятий по мини-футболу на развитие физических качеств (гибкости, силы, быстроты, ловкости) у подростков 12-13 лет.
МЕТОДИКА
В процессе построения тренировочных микроциклов в секции мини-футбола соблюдались индивидуальные и возрастные особенности подростков, сенситивные периоды развития физических качеств. В первый день недельного микроцикла ставилась задача на преимущественное развитие скоростно-силовых качеств и быстроты. Во второй день цикла тренировочные нагрузки были направленны на развитие силовых способностей. Заключительное тренировочное занятие состояло из упражнений на развитие общей выносливости как платформы для улучшения показателей гибкости, силы, быстроты, ловкости. В то же время на каждом занятии в течение года применялись комплексы на развитие гибкости, а также специальные упражнения с мячом и подвижные игры - для развития у подростков ловкости.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение 2017-2018 учебного года на базе МБОУ СОШ с. Новоникольск, Уссурийского городского округа. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов - 20 школьников (мальчиков) в возрасте 12-13 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа занималась мини-футболом, контрольная группа - фитнесом (функциональный тренинг), 3 раза в неделю по 60 минут. Контрольные тестирования проводились в начале и в конце учебного года, в соответствии с нормативными требованиями программы по физической культуре. Для выявления эффективности предложенных занятий использовались следующие тесты:
- для определения гибкости - наклон вперёд из положения сидя;
- быстроты - бег 30 метров с высокого старта;
- ловкости - челночный бег 4*9 метров;
- силы - поднимание туловища из положения лёжа.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале учебного года совместно с учителем физической культуры МБОУ СОШ с. Новоникольск было проведено тестирование участников педагогического эксперимента. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале учебного года_
№ Физические качества:
Гибкость (Наклон вперёд из положения сидя, см) Быстрота (Бег 30 м, с) Ловкость (Челночный бег 4*9 м, с) Сила (Поднимания туловища из положения лёжа на спине за 1 мин, раз)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 7 9 5,8 6,2 10,4 10,7 34 35
2 10 11 6,1 5,6 11,0 10,3 30 29
3 11 9 5,6 6,0 10,5 10,7 36 36
4 9 8 6,2 5,5 11,3 11,4 29 39
5 11 7 6,0 5,9 10,3 10,7 37 42
6 10 10 5,5 6,1 10,4 10,9 41 35
7 7 12 5,7 5,8 11,5 11,0 36 31
8 8 6 6,1 5,7 10,7 10,5 33 40
9 5 10 5,9 6,0 11,2 10,7 37 34
10 8 9 5,6 5,5 10,3 10,9 43 28
М 8,6 9,1 5,85 5,83 10,76 10,78 35,6 34,9
о 1,9 1,9 0,22 0,22 0,38 0,35 4,5 4,5
т 0,64 0,64 0,07 0,07 0,12 0,11 1,5 1,5
t 0,55<2,1 0,2<2,1 0,12<2,1 0,33<2,1
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Математико-статистическая обработка результатов тестирования подтвердила равнозначность групп испытуемых и возможность начала экспериментальной работы.
По завершению эксперимента было проведено повторное тестирование (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп в конце учебного года_
№ Физические качества:
Гибкость (Наклон вперёд из положения сидя, см) Быстрота (Бег 30 метров, с) Ловкость (Челночный бег 4x9, с) Сила (Поднимания туловища из положения лёжа на спине за 1 мин, раз)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 9 13 5,6 5,6 10,0 10,1 38 43
2 12 12 6,0 5,3 10,7 9,6 35 40
3 10 13 5,4 5,3 10,0 9,9 39 39
4 11 12 6,1 5,2 10,9 10,1 33 46
5 13 13 5,7 5,4 10,1 9,8 40 45
6 12 15 5,4 5,5 10,2 10,0 42 43
7 9 12 5,3 5,6 11,2 9,7 39 41
8 11 13 5,9 5,4 10,5 9,6 35 45
9 8 14 5,7 5,5 10,9 9,9 39 40
10 10 13 5,5 5,1 10,2 9,7 45 41
М 10,5 13 5,7 5,3 10,47 9,84 38,5 42,3
о 1,62 0,98 0,25 0,16 0,38 0,16 3,89 2,27
т 0,54 0,32 0,08 0,05 0,12 0,05 1,29 0,75
t 4,0>2,1 2,9>2,1 4,8>2,1 2,5>2,1
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,05
По результатам тестирования учащихся в конце учебного года нами получены достоверные различия по всем показателям развития физических качеств: гибкость, быстрота, ловкость (р <0,01) и сила (р <0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают эффективность занятий мини-футболом и положительное влияние их на развитие физических качеств у подростков 12-13 лет. Занятия мини-футболом могут быть включены в учебный процесс общеобразовательных школ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М. : Советский спорт, 2006. - 224 с.
2. Бобоназаров, О.М. Влияние секционных занятий на физическую подготовленность детей 11 лет / О.М. Бобоназаров // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы 5-й Междунар. научно-практ. конференция. - Казань, 2015. - С. 246-248.
3. Болатов, А.Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12-13 лет на уроках физической культуры / А.Н. Болатов // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 580-584.
4. Губа, В.П. Теория и методика мини-футбола (футзала) / В.П. Губа. - М. : Спорт, 2016. - 260 с.
5. Коданева, Л.Н. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников / Л.Н. Коданева, В.А. Белокринкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 10 (164). - С. 124-127.
6. Полякова, И.В. Теоретико-методологические основы здоровьесбережения школьников в процессе занятий мини-футболом / И.В. Полякова, В.Ю. Трусиков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 38-43.
7. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов / А.В. Петухов. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
8. Симоненко, С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М. Симоненко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 86-89.
REFERENCES
1. Andreev, S. N. and Aliyev, E. G. (2006), Mini-football at school, Soviet sports, Moscow.
2. Bobonazarov, O. M. (2015), "Effect of breakout sessions on physical preparedness of children 11 years of age", University sport: health and prosperity of the nation: proceedings of the 5th Intern. scientific and practical. conf., Kazan, pp. 246-248.
3. Bolatov A. N. (2015), "Features of the use of sports and outdoor games to develop speed and endurance in students of 12-13 years on the lessons of physical culture", Young scientist, Vol. 91, No. 11, pp. 580-584.
4. Guba, V.P. (2016), Theory and methodology of mini-football (Futsal), Sport, Moscow, Russian Federation.
5. Kodaneva, L.N. and Belokrinkina, V.A. (2018), "Physical development and health of modern schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 124-127.
6. Polyakov, I.V. and Trusikov, V.Y. (2016), "Theoretical and methodological foundations of health saving of schoolchildren in the process of doing mini-football", Messenger of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 2, pp. 38-43.
7. Petukhov, A. V. (2006), Formation of the foundations of individual technical and tactical skills of young players, Soviet sports, Moscow.
8. Simonenko, S. M. (2009), "Physical education and health of the schoolboy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 10, pp. 86-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2019
УДК 796.034.2+796.42
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФИЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Елена Николаевна Карасева, кандидат педагогических наук, Елецкий педагогический университет им. И.А. Бунина
Аннотация
Целью исследования являлось совершенствование учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» (легкая атлетика) в условиях непрофильного высшего образования. В работе, авторами была разработана и обоснована физкультурно-спортивная технология по организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, которая направлена на повышение, сохранение показателей психофизического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза, а также проанализировано состояние системы педагогического контроля, обеспечивающего повышение показателей физического состояния, подготовленности обучающегося-спортсмена с учетом избранного вида легкой атлетики.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, легкая атлетика, двигательная подготовленность, педагогический подход, годичный цикл подготовки, моделирование двигательной деятельности.
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS IN TRACK AND FIELD IN CONDITIONS OF NON-PROFILE HIGHER EDUCATION
Elena Nikolaevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, professor, State Agricultural Academy of Velikie Luki, Elena Nikolaevna Karaseva, the candidate of pedagogical sciences The Yelets State University of I.A. Bunin
Annotation
The aim of the study was to improve the training process in the discipline "Physical culture and sport" (athletics) in the non-profile higher education. In this work, the authors developed and substantiated the physical culture and sports technology on the organization of the training process in athletics, which is