УДК 796.332-053.6
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Т.Х. Емтыль, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,
В.В. Суворов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики,
Л.А. Якимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,
Л.Ю. Болеева, преподаватель Гуманитарного колледжа,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д.161, e-mail: Lusia.ya@mail.ru.
Аннотация.
Актуальность. Возросшая за последние десятилетия популярность футбола делает вопросы повышения уровня эффективности тренировочного процесса актуальными. Особенно это касается методических подходов к планированию физической подготовки спортсменов, рациональное построение которой во многом обусловливает весь ход тренировочной деятельности футболистов. Физическая подготовка, как известно, является длительным процессом, без которого неосуществимы ни техника, ни тактика, ни развитие спортсмена как личности. Однако, несмотря на ряд исследований в области оптимизации планирования физической подготовки футболистов, в нормативных и учебно-методических документах не учитывается ряд особенностей этого вида подготовки на этапе специализации, в частности не предусматривается соотношение объемов тренировочного времени с точки зрения преимущественного развития общих и специальных физических качеств, в результате чего остается нерешенным круг вопросов по организации многолетней физической подготовки на важном для перехода к спортивной профессионализации этапе.
Цель исследования - обоснование и апробирование методики планирования физической подготовки футболистов 14-16 лет в годичном цикле.
Методы исследования. В исследовании были применены анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты. Изучено содержание общей и специальной физической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации, в результате чего выделены наиболее значимые компоненты физической подготовленности. Разработана методика планирования процесса физической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации в годичном цикле с учетом времени на воспитание общих и специальных физических качеств. В ходе эксперимента достоверное повышение уровня скоростных, ско-ростно-силовых и силовых способностей подтвердило эффективность планирования физической подготовки футболистов 14-16 лет с распределением объемов времени на развитие физических качеств по периодам годичного цикла.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что вышеуказанная конкретизация средств для развития как общих, так и специальных качеств положительно влияет на уровень физической подготовленности футболистов 14-16 лет. Проанализированные теоретические сведения, выявленные новые данные имеют практическое значение в тренировочном процессе по футболу.
Ключевые слова: футбол, футболисты, физические качества, специальная и общая физическая подготовка, структурные компоненты, планирование, этап спортивной специализации, годичный цикл, тренеры.
Для цитирования: Емтыль Т.Х., Суворов В.В., Якимова Л.А., Болеева Л.Ю. Планирование физической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации в годичном цикле // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 79-86.
For citation: Emtyl Т., Suvorov V., Yakimova L., Boleeva L. Planning of physical training of football players at the stage of sports specialization in the annual cycle. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2019, no 4, pp. 79-86 (in Russian).
Введение. В современном футболе возрастает спортивная конкуренция, что является следствием высокого уровня подготовленности футболистов различных команд. Преимущество в матче получают те команды, спортсмены которых отлично владеют технико-тактическими приемами и умеют добиваться максимальной эффективности действий на фоне возрастающей усталости. Такое возможно при условии высокого уровня развития физических качеств, являющегося залогом эффективности командных, групповых и индивидуальных действий. Большое количество научных трудов специалистов теории спорта посвящены физическому, функциональному и психологическому совершенству футболистов [3, 5, 9, 11, 13]. Тем не менее тенденции развития современного футбола диктуют необходимость постоянного улучшения методики физической подготовки спортсменов. Это актуально для всех этапов многолетней подготовки, особенно на этапе спортивной специализации, когда перед тренерским составом стоят задачи формирования резер-
ва для профессионального футбола. Предполагалось, что планирование процесса физической подготовки в годичном цикле с конкретизацией объемов времени на развитие как общих, так и специальных качеств может положительно повлиять на уровень их физической подготовленности. Исходя из вышеизложенного объектом исследования стал тренировочный процесс футболистов на этапе спортивной специализации, а предметом исследования - планирование физической подготовки на этапе спортивной специализации в годичном цикле.
Целью исследования явилось обоснование и апробирование методики планирования физической подготовки футболистов 14-16 лет в годичном цикле.
Главными задачами исследования явились: 1. Выявить особенности физической подготовленности футболистов 14-16 лет. 2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики планирования физической подготовки футболистов 14-16 лет, на основе учета объемов времени, определенных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта футбол.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, моделирование, анкетирование специалистов футбола, тестирование уровня физической подготовленности, методы математической статистики [4, 8]. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Спортивная школа по футболу» с участием 24 футболистов тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) и 30 тренеров по футболу с опытом работы более 5 лет.
Результаты исследования. Анализ федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол [1] показал, что на тренировочном этапе сре-
Таблица 1
Объемы времени, определенные на виды подготовки футболистов тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду
спорта футбол
Виды спортивной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
До двух лет Свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 13-17 13-17
Специальная физическая подготовка (%) 9-11 9-11
Техническая подготовка (%) 26-34 18-23
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 9-11 9-11
Технико-тактическая подготовка (интегральная) (%) 26-34 31-39
Участие в спортивных соревнованиях, инструкторская и судейская практика(%) 5-8 5-8
Тренировочные сборы по общей физической или специальной физической подготовке (кол-во дней в год) 18 18
ди основных педагогических задач стоят повышение функциональных возможностей организма и совершенствование общих и специальных физических качеств. На данном этапе на физическую подготовку отводится довольно большой объем времени по отношению к общему времени всех видов подготовки - от 22 до 28%, из них на общую подготовку отведено от 13 до 17%, на специальную - от 9 до 11%, что в количественном эквиваленте в среднем составляет около 155 часов в год: 85 и 70 часов соответственно (таблица 1). Как видно, объемы времени, отведенные на физическую подготовку, указаны в общих относительных величинах, при этом стандарт не детализирует соотношение объемов тренировочного процесса и не учитывает особенности каждого из видов подготовки.
Анализ имеющихся в настоящее время программ подготовки по виду спорта футбол [6, 7, 12] показал, что в примерных тренировочных планах на общую физическую подготовку отведено в среднем от 60 до 81 часа в год от общего объема времени всех видов подготовки спортсмена; на специальную физическую подготовку - от 45 до 57 часов в год. В содержании данных документов для развития общих и специальных физических способностей у футболистов 14-16 лет авторы предлагают самые разнообразные физические упражнения и двигательные задания. Однако конкретизация объемов времени для развития общих физических способностей, обуславливающих результат соревновательной деятельности в футболе, отсутствует.
Для выяснения и детализации объемов времени на рациональное планирование физической подготовки в годичном цикле был проведен анкетный опрос тренеров, результаты которого показали, что большинство тренеров среди физических качеств футболиста наиболее значимым считают координационную выносливость (50% опрошенных), поясняя это тем, что она позволяет игроку выполнять мышечную работу, не снижая точности ударов, передач и других технических действий, на протяжении всего футбольного матча. Важной составляющей процесса физической подготовки футболиста тренеры считают развитие координационных способностей (26,7% респондентов). Далее по значимости педагоги обозначают скоростные и скоростно-силовые способности (13,3% всех специалистов), которые обуславливают выполнение футболистом скоростной работы. Также, по мнению тренеров (10%), важна гибкость, которая способствует повышению разносторонности техники. На вопросы о планировании физической подготовки футболистов 14-16 лет мнения участников опроса разделились: 83,3% из них отмечают, что не детализируют время на развитие общих и специальных физических качеств в тренировочных занятиях по футболу, и только 16,7% спортивных педагогов указывают на то, что имеют план развития физических способностей с учетом их сенситивных периодов и периодов годичного цикла. Большинство респондентов (93,3%) согласны с тем, что распределение компонентов общей и специальной физической
подготовки по периодам годичного цикла было бы эффективным для повышения уровня физической подготовленности футболистов 14-16 лет.
Выявленное выше свидетельствует о недостаточности разработки в программно-нормативной литературе и в практической деятельности специалистов по футболу вопросов по целенаправленному распределению и детализации средств физической подготовки футболистов 14-16 лет.
Изучив и синтезировав знания теоретиков, была разработана опытная программа планирования физической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации в годичном цикле (таблица 2) [2, 3, 5, 6, 10, 12]. При расчете объемов времени на планирование компонентов физической подготовки футболистов 14-16 лет принимались во внимание принципы спортивной тренировки, в частности возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности и единства общей и специальной физической подготовки. Так, повышение уровня общей физической подготовленности преимущественно было запланировано на общеподготовительный этап и тренировочные сборы, в связи с тем, что основными задачами здесь являются повышение общих функциональных возможностей организма и разностороннее физическое развитие. Время для воспитания специальных физических качеств было отведено в специально-подготовительном этапе и этапе подготовки к соревнованиям, на которых главной задачей является совершенствование технико-тактических действий футболиста. Известно, что повышению результативности игры способствуют такие специальные качества, как скоростно-силовые, координационные способности и выносливость. Их целесообразно продолжать совершенствовать и в момент соревновательной деятельности. В переходном периоде физическая подготовка предполагала активный отдых со сменой характера и условий деятельности.
Основываясь на данных программ спортивной подготовки по виду спорта футбол [6, 7], содержательная часть планирования предполагала разнообразные средства физической подготовки. Для развития ловкости были предложены как неспецифические (подвижные игры, эстафеты, прыжки и бег), так и специфические упражнения (с мячом из спортивных игр); для воспитания быстроты запланированы беговые, игровые и эстафетные задания с включением технических приемов футбола (удары по воротам, передачи мяча и др.); для скоростно-силовых качеств - прыжковые упражнения (прыжки на одной, двух ногах; с ноги на ногу; выпрыгивание вверх после короткого рывка с имитацией удара головой; прыжки на одной, двух ногах с продвижением и подъемом бедра вверх; различные сочетания рывков и прыжков), упражнения с отягощением, упражнения локального характера на тренажерах и тренажерных устройствах; для развития гибкости были предложены упражнения, выполняемые с большой амплитудой (активные, пассивные и комбинированные); для эффективного развития общей и координационной вы-
носливости на данном этапе обучения в программе предлагались средства футбола и других видов спорта (плавание, беговые дисциплины легкой атлетики, гандбол), а также специальные игровые и технико-тактические упражнения (футбол на уменьшенных площадках
с сокращенным количеством игроков; удары по воротам после ведения мяча, обводки стоек; передачи мяча в движении в парах, тройках; игры в «квадрат»).
Для определения эффективности предполагаемого подхода к планированию физической подготовки
Таблица 2
Примерное распределение тренировочных объемов времени на развитие общих и специальных физических качеств у футболистов 14-16 лет в годичном цикле
Примерное распределение тренировочных объемов времени по периодам годичного цикла (часы)
Физическая подготовка футболистов 14-16 лет подготовительный период соревновательный период переходный период (2 недели - 12 занятий) Итого (кол-во часов)
общеподготовительный (3 месяца -72 занятия) специально-подготовительный (3 месяца -72 занятия) подготовительный (тренировочные сборы - 18 дней) собственно-соревновательный (4,5 месяца)
Общая физическая подготовка
1. Сила 10 часов - 4 часа - 3 часа 17 часов
2. Быстрота 10 часов - 4 часа - 3 часа 17 часов
3. Ловкость 10 часов - 4 часа - 3 часа 17 часов
4. Выносливость 10 часов - 4 часа - 3 часа 17 часов
5. Гибкость 10 часов - 4 часа - 3 часа 17 часов
В среднем на одно физическое качество в одном занятии 8мин.30сек - 13 мин.30сек - 15 минут -
В среднем на все физические качества в одном занятии 42 минуты - 64 минуты - 75 минут -
Всего 50 часов - 20 часов - 85 часов
Специальная физическая подготовка
1. Координационная выносливость - 8 часов 4 часа - 4 часа 16 часов
2. Скоростно-силовые способности - 8 часов 4 часа 3 часа - 15 часов
3. Способность к точности движений в пространстве и во времени - 8 часов 4 часа 3 часа - 15 часов
4. Вестибулярная устойчивость - 8 часов 4 часа - - 12 часов
5. Гибкость - 8 часов 4 часа - - 12 часов
В среднем на одно физическое качество в одном занятии - 7 минут 13 минут 2 минуты 20 минут
В среднем на все физические качества в одном занятии - 35 минут 64 минуты 4 минуты
Всего 40 часов 20 часов 6 часов 4 часа 85 часов
был проведен годичный педагогический эксперимент с участием двух групп футболистов 14-16 лет, одна из которых была контрольной (п=23), а другая экспериментальной (п=25). Футболисты экспериментальной группы занимались по экспериментальной программе
(таблица 2), а участники контрольной - по традиционной программе. В начале исследования у занимающихся был определен уровень физической подготовленности по нормативам, предлагаемым федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта
Таблица 3
Результаты предварительного исследования уровня физической подготовленности футболистов
14-16 лет
Контрольные нормативы для оценки уровня общей и специальной физической подготовленности Требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол Показатели контрольной группы (М±т) Показатели экспериментальной группы (М±т) Достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами
1 р
1. Бег на 15 м с высокого старта (с) не более 2,8 с 3,2±0,07 3,3±0,08 0,807 >0,5
2. Бег на 15 м с хода (с) не более 2,4 с 2,7±0,09 2,9±0,04 1,715 >0,5
3. Прыжок в длину с места (см) не менее 190 см 184,3±1,47 183,5±1,20 0,684 >0,5
4. Прыжок в высоту на месте без взмаха рук (см) не менее 12 см 8,9±0,38 8,4±0,38 0,804 >0,5
5. Прыжок в высоту на месте со взмахом рук (см) не менее 20 см 17,8±0,21 18,1±0,19 0,897 >0,5
6. Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы (м) не менее 6 м 4,0±0,39 4,2±0,37 0,119 >0,5
Контрольные нормативы для оценки уровня общей и специальной физической подготовленности Требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол Показатели в середине эксперимента р Показатели в конце эксперимента t, р
контрольная группа (М±т) экспери-ментальная группа (М±т) контрольная группа (М±т) экспери-ментальная группа (М±т)
1. Бег на 15 м с высокого старта (с) не более 2,8 с 3,2±0,65 3,0±0,06 2,836 р<0,05 3,0±0,06 2,8±0,03 3,018 р<0,05
2. Бег на 15 м с хода (с) не более 2,4 с 2,7±0,08 2,5±0,02 2,321 р<0,05 2,7±0,09 2,4±0,10 3,546 р<0,05
3. Прыжок в длину с места (см) не менее 190 см 184,7±0,31 186,6±0,45 2,373 р<0,05 185,0±0,32 189,7±0,41 3,014 р<0,05
4. Прыжок в высоту с места без взмаха рук (см) не менее 12 см 8,9±0,43 9,2±0,57 0,821 р>0,05 9,0±0,38 11,2±0,38 3,734 р<0,05
5. Прыжок в высоту с места со взмахом рук (см) не менее 20 см 18,0±0,02 18,1±0,17 0,364 р>0,05 18,3±0,14 20,0±0,21 3,504 р<0,05
6. Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы (м) не менее 6 м 4,2±0,13 4,7±0,37 2,159 р>0,05 4,4±0,19 5,7±0,22 3,000 р<0,05
Таблица 4
Результаты измерения уровня физической подготовленности футболистов 14-16 лет в середине и в
конце эксперимента
футбол для спортсменов тренировочного этапа [1]. Результаты тестирования (таблица 3) свидетельствуют об однородности групп и о том, что уровень физической подготовленности занимающихся ниже норм, прописанных в стандарте для данного возраста.
Для установления отличительных особенностей у занимающихся контрольной и экспериментальной групп, связанных с применением программы детализации физической подготовки, контрольные измерения происходили также в середине и в конце исследования (таблица 4).
Из обозначенных данных видно, что футболисты экспериментальной группы уже спустя полгода планомерных занятий достоверно улучшили показатели своего физического развития. И только ряд результатов (прыжок в высоту со взмахом и без взмаха рук, бросок набивного мяча) несколько не соответствует стандартным требованиям. В конце эксперимента итоговый контроль за уровнем общей и физической подготовленности показал, что все футболисты экспериментальной группы заметно улучшили развитие своих физических способностей, что подтверждается статистически значимыми изменениями всех показателей (р<0,05). У занимающихся контрольной группы в физической подготовленности также произошли некоторые улучшения, но достоверных изменений они не показали. Поэтому можно сделать вывод о том, что традиционное планирование физической подготовки без конкретизации объемов времени имеет некоторые недостатки, впоследствии сказывающиеся на тренированности футболистов.
Заключение. В результате исследования установлено, что планирование физической подготовки с распределением объемов тренировочного времени на развитие как общих, так и специальных физических качеств по периодам годичного цикла позволило рационально построить тренировочный процесс футболистов 14-16 лет в течение годичного цикла и добиться более высокого уровня развития физических качеств по сравнению с игроками из контрольной группы, которая реализовывала традиционную программу физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. № 34 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол». -Москва: Издательство стандартов, 2018. - 24 с.
2. Баландин В.А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 1115 лет / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Г.П. Шиянов, Р.Х. Деушев, М.В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 35-39.
3. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - Москва: Советский спорт, 2013. - 208 с.
4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Из-дательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
5. История, теория и методика физической культуры и отдельных видов спорта: практикум для студентов вузов / С.Г. Александров, Д.В. Белинский. - Краснодар, 2018. - 116 с.
6. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А. Швыков.
- Н. Новгород: РА «Квартал», 2012. - 256 с.
7. Программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» / О.Н. Парухин. - СПб.: ГБУ СШОР, 2017. - 107 с.
8. Суворов В.В. Методы регистрации соревновательной деятельности футболистов: учебно-методическое пособие / В.В. Суворов. - Краснодар, 2000. - 45 с.
9. Футбол для начинающих. Основы и правила / А. За-варов. - Москва: ЛитРес, 2015. - 250 с.
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов. - 12-е изд., испр.и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
11. Якимова Л.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Л.А. Якимова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 72 с.
12. Программа по футболу [Электронный ресурс] / В.Б. Поканинов, Г.Н. Зайцев, Л.Н. Силявка. - Тольятти, 2002.
- 144 с. - Режим доступа: http://www.ladafootball.ru/ program_football.pdf (дата обращения 05.05.2019).
13. Шестаков М.М. Технология индивидуализации процесса подготовки футболистов и условия ее реализации [Электронный ресурс] / М.М. Шестаков. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/art¡cle/n/tehnologiya-¡nd¡v¡dual¡zats¡¡-protsessa-podgotovk¡-futbol¡stov-¡-uslov¡ya-ee-real¡zats¡¡ (дата обращения 07.06.2019).
PLANNING OF PHYSICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION IN THE ANNUAL CYCLE
^ Emtyl, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methodology of Physical Education Department,
V. Suvorov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the General and Professional Pedagogy Department,
L. Yakimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methodology of Physical Education Department, L. Boleeva, Lecturer of the College of Humanities,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: Lusia.ya@mail.ru.
Abstract.
Relevance. The increased popularity of football over the past decades, the issues of improving the level of efficiency of the training process are always relevant. This is especially true related to the methodological approaches to the planning of physical training of athletes, the rational construction of which largely determines the entire course of training activities of football players. Physical training, as we know, is a long process, without which neither technique nor tactics, nor the development of an athlete as a person are feasible. However, despite a number of researches in the field of optimization of planning of physical preparation of football players, in normative and educational-methodical documents a number of features of this type of preparation at the stage of specialization is not considered, in particular the ratio of volumes of training time from the point of view of preferential development of general and special physical qualities therefore a range of questions on the organization of a long-term physical preparation at the important transition stage to sports professionalization remains unresolved.
Research aim. The aim of the study is the justification and testing of planning methods of physical training of 1416 year-old football players in the annual cycle.
Research methods. The study used the analysis of scientific and methodological literature, questionnaires, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Research results. The content of general and special physical training of football players at the stage of sports specialization has been studied, as a result of which the most significant components of physical preparedness have been identified. The planning method of physical training process of football players at the stage of sports specialization in the annual cycle, taking into account time for the education of general and special physical qualities has been developed.
During the experiment a significant increase in the level of speed, speed-power and strength abilities of football players confirmed the effectiveness of physical training
planning of 14-16 year-old football players with the distribution of time for the development of physical qualities by the periods of the annual cycle.
Conclusions. The results obtained indicate that the above concretization of funds for the development of both general and special qualities positively affects the level of physical preparedness of 14-16 year-old football players. The analyzed theoretical information, the revealed new data are of practical importance for the training process in football.
Keywords: football, football players, physical qualities, special and general physical training, structural components, planning, stage of sports specialization, annual cycle, coaches.
References:
1. Order of the Ministry of sports of the Russian Federation of January 19, 2018 № 34 «On approval of the Federal standard of sports training in the sport «football». Moscow: publishing house of standards, 2018, 24 p. (in Russian)
2. Balandin V.A., Chernyshenko Yu.K., Deushev R.H., Kore-neva M.V. Dynamics of indicators of the level of development of coordination abilities of boys 11-15 years. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2016, no 1, pp. 35-39. (in Russian)
3. Guba V.P., Leksakov A.V., Antipov A.V. Teoriia imetodika futbola [Theory and methods of football]. Moscow, Soviet sport, 2013, 208 p.
4. Zhelezniak Iu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metod-icheskoi deiatel'nosti v fizicheskoikul'ture i sporte [Fundamentals of scientific-methodological activity in physical culture and sport]. Moscow, Academiia, 2013, 288 p.
5. Aleksandrov S.G., Belinskiy D.V. Istoriya, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury iotdel'nykh vidovsporta [History, theory and methods of physical culture and individual sports]. Krasnodar, 2018, 116 p.
6. Godik M.A., Mosiagin S.M., Shvykov I.A. Pourochnaia programma podgotovki iunykh futbolistov 6-9 let. [Lesson-by-lesson programme for the training of young players 6-9 years old]. N.Novgorod, RA «Kvartal», 2012, 256 p.
7. Paruhin O.N. Programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «futbol» [The program of sports training in the sport "football»]. Sankt-Peterburg, GBU SShOR, 2017, 107 p.
8. Suvorov V.V. Metody registratsii sorevnovatel'noi deiatel'nosti futbolistov [Methods of registration of competitive activity of football players]. Krasnodar, 2000, 45 p.
9. Zavarov A. Futbol dlya nachinayushchih. Osnovy i pravila [Football for beginners. Basics and rules]. Moscow, Litres, 2015, 250 p.
10. Holodov Zh.K., Kuznecov S.V. Teoriyaimetodikafizichesk-ogo vospitaniya isporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Akademiia, 2014, 480 p.
11. Yakimova L.A. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]. Krasnodar, 2017, 72 p.
12. Pokaninov V.B., Zaitsev G.N., Siliavka L.N. Programma po futbolu [The football program], 2002. 144 p. Available at: http://www.ladafootball.ru/program_football.pdf (Accessed 05 may 2019) (in Russia).
13. Shestakov M.M. Tehnologija individualizacii processa podgotovki futbolistov i uslovija ee realizacii [The technology of individualization of the process of training soccer players and the conditions for its implementation]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologiya-individualizatsii-protsessa-podgotovki-futbolistov-i-usloviya-ee-realizatsii (Accessed 06 June 2019) (in Russia).
Поступила / Received 15.10.2019
Принята в печать / Accepted 26.11.2019