АНДРОНОВА Н. В., АЛЁШИНА А. С., ДЮЖЕВА Д. С., КОШИНА В. И.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье описываются результаты эмпирического исследования волевых свойств личности студентов. В частности, представлены данные корреляционного анализа, в ходе которого изучались взаимосвязи силы воли и волевой саморегуляции с мотивацией достижения.
Ключевые слова: волевые свойства, личность, студенты, мотивация достижения, сила воли, волевая саморегуляция, настойчивость, самообладание.
ANDRONOVA N. V., ALYOSHINA A. S., DYUZHEVA D. S., V. I. KOSHINA PECULIARITIES OF STUDENTS' PERSONALITY WILL PROPERTIES
Abstract. The article describes the results of an empirical study of the volitional properties of students' personality. In particular, the data of a correlation analysis are presented, during which the relationship between willpower and volitional self-regulation with achievement motivation was studied.
Keywords: volitional properties, personality, students, achievement motivation, willpower, volitional self-regulation, perseverance, self-control.
Фактом, не вызывающим сомнения, является значимость волевых свойств личности при обучении вне зависимости от уровня образования, получаемого субъектом учебной деятельности. Так, например, В. Н. Шляпников в одном из своих исследований выявил взаимосвязь волевой регуляции студентов с их академической успеваемостью [9]. В числе волевых качеств, которые, по выражению В. И. Селиванова, характеризуют достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения [7], многие авторы называют спокойствие, целеустремлённость, терпеливость, дисциплинированность, инициативность, выдержку, обязательность, выносливость, энергичность, самостоятельность, ответственность, деловитость, решительность, настойчивость, организованность и уверенность в себе.
Волю, интерес к изучению которой заметно возрос в последнее время, Л. С. Выготский относил к высшим психическим функциям и подчёркивал возможность её развития в онтогенезе, трактуя данный феномен как овладение самим собой и своим поведением [3]. Обозначая особенности формирования волевой регуляции в разные периоды детства, Л. И. Божович указывала на органичную связь воспитания воли и нравственности у ребёнка [2], что позволяет причислить волевые качества к базовым элементам в структуре личности. По мнению Т. И. Шульги, развитие воли определяется спецификой возраста и видов деятельности, в которые включён субъект [10]. По результатам исследования
Д. Д. Барабанова, на динамику волевой регуляции студентов оказывают влияние такие факторы, как смысложизненные ориентации, пол, индивидуальные стратегии волевой регуляции [1].
Безусловно, развитию воли важно уделять внимание в детстве, однако и в юности, и в период молодости актуальность этой проблемы не снижается. Современному обществу необходимы инициативные, ответственные, энергичные граждане, готовые к созидательной деятельности. Студенты как часть молодого поколения представляют собой тот самый потенциал, на который, как правило, рассчитывает государство, делая прогноз на будущее.
В связи со сказанным выше нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей волевых свойств личности студентов. Выборка состояла из 38 студентов МГУ им. Н.П. Огарёва в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на 1, 2 и 4 курсах следующих направлений подготовки: «Агроинженерия», «История», «Психология», «Политология», «Социология». Из них было 26 девушек и 12 юношей. Заметим, что больше всех среди респондентов было студентов 1 курса, кому на момент опроса исполнилось 18 лет.
На первом этапе исследования мы провели опрос студентов с помощью самостоятельно разработанной анкеты, целью которой было выяснить отношение молодых людей к проблеме развития волевых свойств личности.
На вопрос анкеты «Как вы считаете, студенту нужно иметь развитые волевые свойства (силу воли, решительность, целеустремлённость, настойчивость и др.)?» от всех респондентов был получен утвердительный ответ. Так же единодушно студенты подтвердили, что развивать такие качества нужно.
На вопрос о предпочитаемой форме развития волевых свойств были выбраны разные ответы из числа предложенных. Самым популярным был ответ «тренинговые занятия», его выбрали 26 человек из 38 (68,4 %). Немного меньше «голосов» набрал ответ «встречи с разными людьми, достигшими успехов за счёт своих волевых качеств» (25 человек, или 65,8 %). Близкими в количественном отношении оказались и два других ответа: «просмотр фильмов о людях, достигших успехов за счёт своих волевых качеств» как форму развития волевых свойств личности для себя определили 14 респондентов (36,8 %), а «чтение книг о людях, достигших успехов за счёт своих волевых качеств» - 12 студентов (31,6 %).
На следующем этапе исследования посредством тестовых методик мы измеряли у вошедших в выборку студентов уровень развития таких свойств, как волевая саморегуляция и сила воли.
Опишем данные, полученные по методике «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана [5]. Результаты распределения испытуемых по категориям с учётом уровня изучаемого свойства отражены в таблице 1.
Заметим, что под уровнем волевой саморегуляции авторы подразумевают меру овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Тест содержит общую шкалу и две субшкалы: настойчивость и самообладание. Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний [5].
Таблица 1
Распределение испытуемых по категориям
в зависимости от уровня волевой саморегуляции
Количество Уровень волевой саморегуляции
испытуемых в Высокий Средний Низкий
категориях
Общая шкала
Количество 24 3 11
испытуемых в
категории
Доля категории 63,1 8 28,9
испытуемых, %
Субшкала «настойчивость»
Количество 19 6 13
испытуемых в
категории
Доля категории 50 16 34
испытуемых, %
Субшкала «самообладание»
Количество 24 8 6
испытуемых в
категории
Доля категории 63,1 21,1 15,8
испытуемых, %
Анализ результатов диагностики волевой саморегуляции студентов показал, что большинство испытуемых (63,1 %, или 24 человека) имеют высокий уровень развития данного свойства. По мнению авторов методики, таких людей можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, обладающих развитым чувством долга. Они спокойны, уверены в себе, их намерения устойчивы, взгляды реалистичны. Также о студентах с высокими показателями волевой саморегуляции можно сказать, что они хорошо осознают свои мотивы, при решении выдвинутых задач действуют по плану, умело распределяя силы и контролируя свои поступки, обладают выраженной
социально-позитивной направленностью. В критических ситуациях у них возможен рост внутренней напряжённости в связи с желанием строго контролировать собственное поведение. Средний уровень волевой саморегуляции обнаружен только у 3 человек (8 %). Следует обратить внимание на то, что низкий уровень развития диагностируемого свойства продемонстрировали около трети испытуемых (28,9 %, или 11 человек). Как считают А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман, такие люди эмоционально нестабильны, чувствительны, ранимы, не уверены в себе. Они в малой степени активны, их способность к рефлексии невысока, намерения не устойчивы.
Говоря о настойчивости, заметим, что у половины выборки (19 человек, или 50 %) выявлен высокий уровень развития данного свойства личности. О студентах, отнесённых к указанной категории, можно сказать, что они положительно относятся к социальным нормам, активны, работоспособны, стремятся к реализации запланированного, возникающие трудности организуют их, не мешая двигаться к цели. Средний уровень настойчивости установлен у 6 человек (16 %). Третья часть испытуемых (34 %, или 13 человек) продемонстрировала низкий уровень настойчивости. О них следует говорить, как о неуверенных, импульсивных людях, которые не всегда ведут себя последовательно. Кроме того, их отличает пассивность и довольно низкая работоспособность.
Более половины испытуемых (63,1 %, или 24 человека) обладают высоким уровнем самообладания. Они эмоционально устойчивы, в различных обстоятельствах хорошо владеют собой, не бояться неизвестности, способны к новаторству. Однако авторы методики отмечают, что стремление к постоянному самоконтролю у таких людей может вызвать повышение внутренней напряжённости и, как следствие, быструю утомляемость. У пятой части студентов (21,1 %, или 8 человек) выявлен средний уровень самообладания и у 6 человек (15,8 %) -низкий уровень, указывающий на вероятность спонтанного поведения, обидчивость, приверженность традиционным взглядам.
Таким образом, по данным диагностики, проведённой с помощью методики А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, у основной части студентов хорошая волевая саморегуляция, достаточно высоко развиты настойчивость и самообладание, что может способствовать достижению намеченных целей. Однако в выборке нами была обнаружена довольно большая категория респондентов с низким уровнем волевой саморегуляции и настойчивости (около трети).
По замечанию И. В. Гетте-Борисовой, для осуществления волевой регуляции поведения и деятельности важна сила воли, которая проявляет себя при борьбе мотивов, изменении смысла деятельности, контроле эмоциональных состояний и т.д. [4].
По результатам исследования посредством теста Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли» [5] чуть более половины выборки студентов (52,6 %, или 20 человек) были отнесены к категории с высоким уровнем силы воли, о представителях которой можно сказать, что они способны достичь поставленной цели вопреки всем неудобствам и препятствиям на пути её достижения. При этом около половины испытуемых (47,4 %, или 18 человек) обладают средним уровнем развития силы воли, свидетельствующим о сочетании уступчивости с упорством, проявлении гибкости. Заметим, что такие психологические особенности личности делают людей привлекательными в глазах окружающих. Отрадно, что низкий уровень силы воли не продемонстрировал ни один человек.
Описанные выше результаты можно видеть в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня развития силы воли
Объём категорий испытуемых Уровень развития силы воли
Низкий Средний Высокий
Количество испытуемых в категории 0 18 20
Доля категории испытуемых, % 0 47,4 52,6
Заметим, что наше исследование проводилось во 2 семестре, в тот период обучения первокурсников (составляющих большую часть выборки испытуемых), который, по концепции С. А. Шапкина об основных стадиях адаптации в вузе, соотносится с базовым обучением. На этой стадии студенты осваивают много информации по учебным дисциплинам, испытывают довольно интенсивную нагрузку. В этот период успешность обучения и адаптация в основном зависят от уровня мотивации достижения [8].
Мы предположили, что с мотивацией достижения могут быть связаны волевые свойства личности студентов. Для проверки выдвинутой гипотезы нами применялась методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) А. А. Реана [6], предназначенная для диагностики двух мотивационных тенденций: позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи).
Данные, полученные в ходе использования указанного теста, показали, что около половины испытуемых мотивированы на успех (44,7 %, или 17 человек). Такие люди обычно активны, уверены в себе, проявляют инициативу и ответственность, настойчивость и целеустремлённость. Мотивационный полюс ярко не выражен у более половины испытуемых (55,3 %, или 21 человек). При этом определённая тенденция мотивации на успех выявлена
более чем у трети выборки (39,5 %, или 15 человек), тогда как определённая тенденция мотивации на неудачу обнаружена только у 3 человек (7,9 %).
В таблице 3 представлены результаты диагностики мотивации достижения.
Таблица 3
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня мотивации достижения
Объём Уровни мотивации достижения
категорий Мотивация на Мотивационный полюс Мотивация на успех
испытуемых неудачу (от 1 до 7 баллов) ярко не выражен (от 8 до 13 баллов) (от 14 до 20 баллов)
Количество 0 21 17
испытуемых в
категории
Доля категории 0 55,3 44,7
испытуемых, %
На следующем этапе исследования мы определяли характер связи между изученными волевыми свойствами и мотивацией достижения. Для этого использовали критерий ранговой корреляции Гя Спирмена. В результате были выявлены прямые, умеренные по силе статистически значимые корреляционные связи между волевой саморегуляцией и мотивацией достижения (^ = 0,651 (р < 0,01)), между настойчивостью и мотивацией достижения (^ = 0,575 (р < 0,01)), между самообладанием и мотивацией достижения (^ = 0,442 (р < 0,01)), между настойчивостью и силой воли (^ = 0,328 (р < 0,05)).
В таблице 4 представлены данные корреляционного анализа взаимосвязей волевых свойств личности испытуемых и мотивации достижения.
Таблица 4
Результаты изучения связи волевых свойств и мотивации достижения у испытуемых
Психологические свойства Самообладание Настойчивость Волевая саморегуляция
Мотивация достижения 0,442** 0,575** 0,651**
Сила воли 0,061 0,328* 0,291
Примечание: *0,32 ф < 0,05); **0,41 (р < 0,01)
Исходя из полученных данных, логично заключить, что повышение уровня развития перечисленных волевых качеств может способствовать росту мотивации достижения.
С учётом полученных эмпирических данных нами был подготовлен комплекс тренинговых занятий, направленных на развитие волевых свойств личности студентов. Тренинговые занятия длительностью 1,5 часа предлагаем проводить 1 раз в неделю по традиционному для тренинговой формы плану. При первой встрече будет организовано
знакомство, затем на занятиях участникам будут предлагаться упражнения на разминку, несколько основных упражнений, и завершаться занятия будут рефлексией. Для анализа динамики развития волевых свойств личности могут проводиться диагностические срезы (например, в начале тренинга и по его завершению). Поскольку наряду с формой тренинга при опросе студенты обозначали как предпочитаемую форму встречи с разными людьми, достигшими успехов благодаря своим волевым качествам (спортсмены, бизнесмены, представители силовых структур, молодые учёные и др.), мы планируем организовывать такие встречи с периодичностью 1 раз в месяц. Полагаем, особенно целесообразно приглашать выпускников университета разных лет. По нашим ожиданиям, эмоциональный заряд от беседы с человеком, который «ходил по тем же коридорам», будет мощнее, а его пример, соответственно, - более убедительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанов Д. Д. Развитие волевой регуляции студентов: дис. ... кандидата психологических наук. - М., 2015. - 188 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 352 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
4. Гетте-Борисова И. В. Психологические условия развития волевых качеств личности у студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Сочи, 2005. -19 с.
5. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018. - 720 с.
6. Реан А. А. Психология личности: социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 407 с.
7. Селиванов В. И. Психология волевой активности. - Рязань: Изд-во РГПИ, 1974. -150 с.
8. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл, 1997. - 144 с.
9. Шляпников В. Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 1. - С. 6675.
10. Шульга Т. И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. -1994. - № 1. - С. 105-111.