ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ _ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Якимович Мария Федоровна
кандидат эк. наук, доцент, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы,
Благовещенский филиал
THE PECULIARITIES OF FOREIGN-TRADE ACTIVITY IN TRANSPORTATION
Mariia Feodorovna Yakimovich, Candidate of Economy, associate professor Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow, Blagoveschensk branch АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена внешнеторговая деятельность в области таможенного контроля. Признаки, квалификации таможенного контроля. Проблемы в области таможенного регулирования. ABSTRACT
The article in hand deals with the foreign-trade activity in customs control. It also analyzes the features and qualifications of customs control and considers the problems in customs regulation.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; таможенный союз и контроль; товары; транспортные средства; классификация товаров: внешняя торговля.
Key words: foreign-trade activity, customs union and control, goods, transportation, classification of goods, foreign
trade.
В сегодняшних рыночных условиях, внешнеторговая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Существующее в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, которое отражено в Киот-ской конвенции - основном международном документе в сфере таможенного регулирования. Так, понятие «таможенный контроль» раскрывается и в Главе 2 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). А в редакции 26 июня 1999 года, - «Таможенный контроль - меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (Е7./=3.)» [1].
Что касается таможенного контроля, то он отличается от других форм государственного контроля следующими признаками:
1. Осуществляется исключительно таможенными органами;
2. Проводится только в формах, определенных в Таможенном кодексе и Таможенном Союзе;
3. Таможенный контроль, нацелен на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, нормативных документах.
Следовательно, одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Практически любые таможенные операции предполагают проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов. В свою очередь проведение таможенного контроля может обусловить необходимость проведения иных видов государственного контроля [5, с.74].
Так, в соответствии со статьей 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться вне места нахождения таможенного органа. При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля. Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего таможенного органа [1].
Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа [1].
Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются исходя из отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов, декларанту либо иному заинтересованному лицу необходимо обратиться с мотивированным запросом в этот таможенный орган.
Таможенные операции сопровождаются с совершением выпусков товаров, то есть отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК ТС.
Так, в соответствии со статьей 176 ТК ТС при производстве таможенных операций лица, определенные ТК
ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных операций. При этом таможенные органы вправе требовать при производстве таможенных операций представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ТС.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы, для таможенных операций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В настоящее время нет единства в понимании формы, метода, способа и вида таможенного контроля. Многие авторы отождествляют эти понятия, считают их взаимозаменяемыми, синонимами. Так, К.А. Корняков к методам таможенного контроля относит: таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт. А.Н. Козырин называл еще выборочный таможенный контроль. В книге «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС» в дополнение к уже перечисленным методам добавляются: документальный и фактический контроль, таможенный контроль, осуществляемый в связи с хранением товаров, таможенным декларированием, применением таможенной [4].
Кроме того, классификация товаров дает возможность для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов регулировать эти товары. В соответствии с Правилами классификация товаров при декларировании осуществляется декларантом путем занесения сведений о товарах в грузовой таможенной декларации. Таможенные органы проверяют правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД при проведении таможенного оформления и таможенного контроля. В случае неверного указания кодов товаров по ТН ВЭД при их декларировании декларантом таможенный орган вправе самостоятельно классифицировать такие товары [1].
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в целях проведения таможенных операций. Она принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.
Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, отнесение товара к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД требует наличия специальных технических знаний и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением. При этом, к какому классификационному коду ТН ВЭД будет отнесен товар, зависит ставка пошлины и НДС и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Естественно, что большинство споров с таможенными орга-
нами возникает именно на этапе подтверждения заявленного декларантом классификационного кода товара во ВЭД.
В каждой стране внешнеторговая деятельность рассматривается через экспортно-импортные операции и государственное регулирование внешней торговли и классификацией товаров. Классификация товаров - отнесение таможенными органами Таможенного Союза конкретных товаров к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС).
Таким образом, ТН ВЭД ТС является основным классификатором, в соответствии с которым осуществляется отнесение конкретных товар к конкретным позициям с присвоением им специальных кодов. На товарную номенклатуру возложена задача обеспечения и регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов таможенного союза.
Контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, перемещаемых через таможенную границу государств-членов Таможенного Союза является довольно сложным процессом и требует принятия управленческого решения в спорах, и недопущения конфликтных ситуаций. От этого зависит быстрое и эффективное продвижения товаров через таможенную границу, а также полнота и достоверность описания классификационных сведений о товаре в ходе присвоения кода. Для предоставления грамотно оформленного, достоверного и наиболее полного описания декларант должен быть достаточно осведомлен о товаре и компетентен в отношении него. В ТН ВЭД существуют примечания, исключающие классификацию определенных товаров в разделе или группе.
При отсутствии необходимой документации практически невозможна однозначная номенклатурная идентификация товара. Так же можно отметить, что проблемы номенклатурной идентификации часто обусловлены тем, что в графе 31 ТД наиболее часто указано коммерческое наименование товара. Также сказывается отсутствие технической документации, прилагаемой непосредственно к той или иной модели товара, что еще в большей степени затрудняет проверку правильности заявленного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС [2].
В настоящее время, в таможнях широко используются программные средства, разработанные специально для работы в данной структуре, такие как «ВЭД-ИНФО» и другие Программа позволяет провести быстрый поиск по ключевому слову, найти код ЕТН ВЭД ТС и описание конкретного товара. Кроме того можно получить информацию о мерах тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Разрешение возникших проблем - вот одна из основных задач, стоящих перед федерально - таможенной службой и ее структурными подразделениями. Внедрение различного рода технических средств, законов, нормативных актов дает положительные результаты во ВЭД [2].
Именно создание Таможенное союза означает расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся национальных экономик, существенное сокращение издержек. Такие благоприятные перспективы создают огромное количество новых возможностей для участников рынка. Главное - понять, как использовать эти возможности для преодоления
существующих трудностей и достижения новых целей компании. Однако таможенное законодательство находится в постоянном развитии, что, безусловно, усложняет решение стоящих перед участниками внешнеэкономической деятельности задач, так как приводит и к изменению рыночных условий. В настоящее время, в отношении таможенного декларирования и таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на территорию РФ, применяются, как общие нормы, регламентирующие таможенное оформление товаров, так и специально установленные требования.
Подведя итог вышеизложенного в статье, можно выделить следующие направления внешнеторговой деятельности в области транспортных средств и обеспечения классификации товаров:
Во-первых, внедрение новейших технологий, то есть обеспечение наиболее быстрого и точного решения при возникновении спорных ситуаций;
Во-вторых, обновление информационных баз. Важную роль играет своевременное ознакомление, как с ведомственными нормативными актами, так и с результатами и разработками научно - технического прогресса в той или иной сфере, особенного транспортных средств.
Данные мероприятия позволят при помощи современных электронных технологий не только значительно упрощается трудоемкий процесс оформления докумен-
тов, сокращаются затраты времени, увеличивается скорость информационного обмена, а значит, повышается эффективность таможенного процесса и экономятся финансовые средства.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010) [электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ».
3. Вахтерова, И.Л. Меры тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза./И.Л. Вахтерова // Таможенное дело. - 2011.
- №2. - С.29-31
4. Козырин, А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе»./ А.Н. Козырин. - М.: Статут, 2013.
- 297 с.
5. Костин, А.А. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза./ А.А. Костин, Е.Н. Казьмина// Таможенное дело. - 2011. - №1. - С. 2226
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
Юшин Александр Александрович
соискатель, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF DEMAND FORECASTING
Yushin Alexander, the applicant, Samara State University of Economics, Samara
АННОТАЦИЯ
Определены принципы и процедуры прогнозирования спроса конечных потребителей в цепях поставок. Обоснованы рыночные факторы и условия прогнозирования спроса. Предложен алгоритм прогнозирования спроса. Модифицирована модель пяти конкурентных сил для целей прогнозирования спроса.
ABSTRACT
Principles and procedures for forecasting demand of end consumers in the supply chain. Justified market factors and conditions demand forecasting. The algorithm of forecasting demand. Modified model of five competitive forces for the purpose of demand forecasting.
Ключевые слова: спрос, прогнозирование, процедуры, цепь поставок, распределение и сбыт, логистика, факторы, эластичность, стратегический анализ.
Keywords: demand forecasting, procedures, supply chain, distribution and marketing, logistics, factors, elasticity, strategic analysis.
Функции и процедуры прогнозирования в цепях поставок являются фундаментальными и осуществляются в управлении производственными, сбытовыми и транспортными запасами, производственными и логистическими мощностями и инфраструктурой, а также сбытом, поставками и продажами [3, с. 2836-2851].
Важность прогнозирования в системе управления распределением и сбытом обусловлена изменчивостью внешней и внутренней среды предприятий-участников цепей поставок, большим числом факторов, влияющих на процесс принятия логистических решений, требованием снижения возникающих рисков в цепи поставок и многими другими экономическими, социальными и управленческими причинами. Точное прогнозирование спроса
конечных потребителей является основой успешного планирования в логистике и управлении цепями поставок. Прогнозирование спроса оценивает будущие продажи товаров и услуг данного вида экономической деятельности (отрасли), рынка или его сегмента, а также продажи конкретных товаров (продуктовой линейки) отдельного предприятия. Результаты прогнозирования спроса конечных потребителей используются всеми предприятиями в цепи поставок и являются основами бюджетирования и оперативного планирования во всех подразделениях (финансы, производство, персонал, маркетинг и логистика).
В научной литературе существуют следующие основные понятия, имеющие значение для прогнозирования спроса на товары конечных потребителей: