УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013
^ ЗУЕвА ольга Николаевна
Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-27-59 E-mail: [email protected]
^ колЕсНиков Борис владимирович
Соискатель кафедры товароведения и экспертизы, заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля
Уральское таможенное управление
620014, РФ, г. Екатеринбург,
ул. Шейнкмана, 31
тел.: (343) 3-595-293
E-mail: [email protected]
Ключевые слова
классификация товаров
товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
логистика
логистические потоки декларирование товаров таможенные платежи
Развитие методологии логистики в сфере таможенного оформления товаров
Аннотация
Авторами рассмотрено значение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в качестве инструмента государственного регулирования логистических товаропотоков в международной торговле. В статье показана значимость таможенных методов управления логистическими потоками в международной торговле.
В условиях рыночной экономики регулирование внешнеэкономической деятельности для любого государства в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов является объективно необходимым. Цели, задачи, формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности определяются государством исходя из его масштабов, положения в современном мире, внутренней и внешней политики.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в зависимости от критериев их классификации принято подразделять на административные и экономические, тарифные и нетарифные, прямые и косвенные и т.д. Граница между ними достаточно условна. Так, например, любой экономический регулятор несет в себе администрирующую составляющую, поскольку вводится и контролируется государством. А любой административный регулятор создает экономические последствия. Вопросам разработки и классификации методов государственного регулирования посвящено достаточно большое количество исследований, и по ряду вопросов, в связи со сложностью и большим количеством форм и методов государственного регулирования, до настоящего времени нет единого мнения. Так, например, только нетарифных ограничений существует около 800 видов [1].
Огромное количеством форм и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, действующих в настоящее время, создает достаточно большие сложности как для государства, так и для участников внешнеторговых операций.
Российская Федерация сравнительно недавно вышла на международный рынок в качестве активного участника международной торговли, поэтому российское законодательство в области таможенного дела постоянно меняется. За промежуток времени менее двадцати лет вступил в действие третий таможенный кодекс. Следует отметить, что, не-
смотря на активное развитие таможенного законодательства в нашей стране, в настоящее время в нем нет устоявшейся концепции регулирования логистических товаропотоков в международной торговле со стороны государства и, соответственно, нет взаимодействия участников цепей поставок внутри логистических потоков и между потоками.
Логистика в переводе с греческого -искусство рассуждать, вычислять [2]. В экономике логистика - это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя.
«Цепь поставок - это упорядоченная последовательность деятельности, необходимая для исполнения заказа клиента. Начало товарного потока в цепи поставок должно быть там, где начинается изменение поступающих продуктов. Конец там, где дальнейшие действия не играют роли». Такое определение дано З. Ецке в отношении производственных цепей поставок [3]. С точки зрения международных внешнеторговых операций цепь поставок следует рассматривать как последовательность операций с момента заключения внешнеторгового контракта до поступления товара на склад получателя и его оплаты.
Логистические потоки образуются в результате перемещения или выполнения операций с материальными (материальные потоки), финансовыми средствами (финансовые потоки) и т.д. в цепи поставок.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными и иными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными потоками, объединении цепи поставок в систему, обеспечивающую их эффективное (сквозное) управление. Логистический подход заключается в том, что задачи нужно рассматривать в целом, через их органичную взаимную связь.
Evolution of Logistics Methodology in Customs Clearance of Goods
Основное назначение логистики -оптимизация затрат (материальных, финансовых, людских, временных, транспортных, интеллектуальных) для выполнения поставленной задачи.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемые до настоящего времени, не рассматривают оптимизацию затрат ни со стороны государства, ни соответственно со стороны лиц, перемещающих товары через таможенные границы.
Например, Д.К.-С. Евлоев указывает: «В значительной степени недостатки таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных товарных потоков обусловлены тем, что начиная с 1992 г. таможенные пошлины в нашей стране фактически устанавливались эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Кроме того, решения Правительства РФ по таможенному тарифу достаточно часто принимались не в соответствии с долгосрочными государственными интересами (и тем более не с целью согласования экономических интересов различных субъектов внешнеторговой сферы), а в соответствии с краткосрочными интересами отдельных министерств и ведомств» [4].
Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС) в редакции, утвержденной Решением Межгоссове-та ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г., в определенной степени сбалансировал подход к формированию и прогнозированию государственных доходов, получаемых от внешнеторговой деятельности и «внутренней» экономики [5]. При создании ЕТТ ТС учитывался внешнеторговый оборот и опыт формирования таможенного тарифа трех союзных государств: Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Белоруссия. Тем не менее через два года в ЕТТ ТС было внесено много изменений и он был принят в новой редакции, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. [6].
В Российской Федерации развитие логистики во всех сферах хозяйственно-экономической деятельности, в том числе во внешнеторговой деятельности, значительно опережает ее регулирование со стороны государства и его институтов. Вследствие постоянного изменения правил со стороны государства логистика, формируемая участниками внешнеторговой деятельности, сводится в большинстве случаев к транспортной логистике, связанной с материальными потоками (перемещением товаров).
Современные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности принципы таможенного регулирования, соответствующие мировой практике, предполагают рассматривать в качестве основного объекта регулирования не субъектов внешнеторговой сделки (участников внешнеэкономической деятельности), а объекты, т.е. конкретный товар, обладающий определенными характеристиками. Поэтому в основе отдельных методов таможенного регулирования уже достаточно давно используется уникальный инструмент - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Первое издание национального классификатора в Советском Союзе было опубликовано в 1990 г. под наименованием «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР».
Номенклатура (лат. nomenclatura) - совокупность или перечень употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов [7]. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - это многоцелевой экономический классификатор товаров в международной торговле. Как любой классификатор, ТН ВЭД позволяет в соответствии с установленными в ней правилами систематизировать товары (группировать товары с одинаковыми характеристиками) в международной торговле с присвоением им определенного цифрового кода. Цифровой классификационный код товара в соответствии
^ olga N. ZUEVA
Dr. Sc. (Ec.), Assistant-Prof.,
Head of Commodity Science and Examination Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-59
E-mail: [email protected]
^ Boris V. KoLESNiKoV
Applicant for Candidate Degree of Commodity Science and Examination Dprt., Deputy Head of Trade Restrictions and Export Control Office
The Urals customs Administration
620014, RF, Ekaterinburg,
ul. Sheinkmana, 31
Phone: (343) 3-595-293
E-mail: [email protected]
Key words
classification of goods
the harmonized commodity description and coding system (HS)
logistics
logistical flows
declaration of goods
customs payments
Summary
The authors analyse the importance of the Harmonized System as a tool of government regulation of logistical flows in international trade. The article demonstrates the role of customs practices of logistical flows administration in international trade.
CPRAVLENETS № 1/41/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013
Источники
1. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубен-ская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. М.: Экономика, 2006.
2. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2004.
3. Jetzke S. Grundlagen der modernen Logistic. München: Verlag Carl Hanser, 2007.
4. Евлоев Д.К.-С. Логистический механизм регулирования внешнепотоковых процессов: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1999.
5. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №18. http://www.tsouz.ru.
6. О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. №850. http://www.tsouz.ru.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина. 7-е изд. (2CD). 2003.
8. О таможенном тарифе Российской Федерации: закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1.
9. Данилкин А. Под самый корешок // Таможня. 2011. № 8.
Номенклатура Гармонизированной системы (НГС). Присоединение к конвенции о Гармонизированной системе утверждено постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 372
Комбинированная номенклатура Евросоюза. Применяется без принятия отдельных международных обязательств
ТН ВЭД СНГ. Утверждена Соглашением глав правительств СНГ 3 ноября 1995 г.
ТН ВЭД ТС. Утверждена решением комиссии Таможенного союза 18 ноября 2011 г. № 850
Классификационный код
ТН вэд тс XXXX XX XX X X
Международные классификаторы на основе ТН ВЭД ТС
с ТН ВЭД - это характеристика товара, которая используется исключительно для таможенных целей.
Данная характеристика товара является, во-первых, объективной, т.е. на момент совершения таможенных операций не зависит от воли сторон, участвующих в данном процессе, во-вторых, однозначной, так как для каждого товара только одно значение является истинным, в-третьих, независимой, так как не зависит от других таможенных характеристик товара.
Зная классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД, можно идентифицировать товар, определить его основные характеристики. Товары, классифицируемые одинаковыми классификационными кодами ТН ВЭД, будут иметь единые характеристики. Возможность идентифицировать товар с помощью цифрового кода ТН ВЭД лежит в основе таможенно-тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Классический метод тарифного регулирования заключается в установлении дифференцированных ввозных и вывозных таможенных пошлин на товары.
В Российской Федерации, например, в соответствии с законом «О таможенном тарифе» [8] ТН ВЭД была принята за основу таможенного тарифа. Фактически таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД.
Практически все исследования, посвященные таможенно-тарифному регулированию внешнеэкономической деятельности, рассматривают ТН ВЭД не как отдельный инструмент государственно-
го регулирования внешнеторговой деятельности, а только в составе таможенного тарифа, либо как базовую основу для применения иных таможенно-тарифных методов регулирования.
В то же время при применении других методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (запреты и ограничения включая меры нетарифного регулирования) все чаще для идентификации товаров используется классификационный код ТН ВЭД.
Возможность выделения конкретного товара из группы товаров в ТН ВЭД с присвоением ему уникального цифрового кода либо объединения товаров в более крупные группировки (товарные позиции или субпозиции) для применения в отношении этих товаров мер государственного регулирования позволяет использовать ТН ВЭД как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности.
На практике регулирующая функция ТН ВЭД используется только на уровне национальной детализации. Так, в Таможенном союзе изменения классификационного кода в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) осуществляются только на уровне десятого знака. Это связано с тем, что в ТН ВЭД ТС на уровне первых девяти знаков цифрового кода используются международные классификаторы товаров, в которые Таможенному союзу достаточно сложно вносить какие-либо изменения с целью регулирования собственной внешнеторговой деятельности.
Международные классификаторы, положенные в основу десятизначного цифрового классификационного кода ТН ВЭД ТС, показаны на рисунке. Российская
Федерация, взяв за основу международные системы классификации товаров, с одной стороны, получила возможность активного развития международной торговли и устранения барьеров (например, технических, так как продать выгодно очень сложно), добилась сопоставимости таможенных тарифов и статистик внешней торговли (например, для определения уровня цен, так как общий торговый язык помогает определить не только уровень цен, но и конъюнктуру рынка) и т.д. С другой стороны, она получила инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности, настроенный в первую очередь на международный рынок товаров тех стран, которые первыми приняли участие в создании классификатора товаров внешней торговли - Гармонизированной системы. Тем самым изначально для российского внешнеторгового оборота ТН ВЭД выступает как ограниченный инструмент регулирования. Этот же недостаток сохранился в ТН ВЭД ТС для Таможенного союза.
Можно привести следующий пример. Российская Федерация является одним из крупнейших экспортеров леса. В 2010 г. Россия занимала 4-е место в мире по объемам заготовки древесины (176 млн м3), однако более половины экспортируемого леса вывозилось в виде необработанной древесины. Для целей регулирования экспорта лесоматериалов необходимо разделение товаров по специальным характеристикам (породы, сорт, влажность, вид обработки и т.д.). Гармонизированная система не позволяет выделить товары с необходимыми характеристиками без увеличения длины цифрового кода. Российской Федерацией предпринимались попытки на основе ТН ВЭД увеличить длину классификационного кода (для таможенных целей) до 14 знаков. Однако увеличение длины цифрового кода ведет к росту числа ошибок, поэтому данная попытка не дала желаемого результата - эффективного регулирования экспорта лесоматериалов.
В то же время страны, занимающие ведущие роли в Совете таможенного сотрудничества (далее - СТС), - организации, которая осуществляет в установленном порядке ведение Номенклатуры гармонизированной системы (НГС), активно используют НГС для выделения или, наоборот, размытия товаров в разных товарных группировках, лоббируют на сессиях СТС принятие выгодных для них решений о классификации товаров.
Российская Федерация, как и другие страны - члены Таможенного союза, до настоящего времени недостаточно эффективно используют ТН ВЭД как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности.
ТН ВЭД ТС в силу своих специфических особенностей может использоваться как основа единой связующей системы управления материальными потоками (потоками товаров), информационными потоками, финансовыми и другими потоками в международной торговле как со стороны государства, так и со стороны участников ВЭД.
Например, многие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности, это касается запретов и ограничений, не взаимосвязаны между собой. При таможенном декларировании товаров представляется множество разрешительных документов на бумажных носителях. Аналогичная ситуация с транспортными организациями (например, Российской железной дорогой). Кроме того, необходимо предоставлять документы в налоговые органы и т.д. Таким образом, товару, перемещаемому через таможенную границу, сопутствует огромное количество документов.
При логистическом подходе информационный поток - это поток сообщений в бумажной, электронной, речевой и другой форме между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе и предназначенный для реализации управляющих функций. Оптимизация возможна за счет исключения избыточных документационных потоков и излишних логистических операций.
В качестве примера оптимизации можно предложить введение единого разрешительного документа в электронном виде в единой базе государственных контролирующих органов на основе ТН ВЭД ТС. Это позволит минимизировать затраты как государства, так и участников ВЭД и соответственно оптимизировать материальные и иные потоки.
References
1. Kosmin A.D., Metelev S.Ye., Dubens-kaya Ye.S. Global economy and foreign trade: tutorial. Moscow: Ekonomika, 2006.
2. Great economic dictionary. Moscow: Institut novoy ekonomiki, 2004.
3. Jetzke S. Grundlagen der modernen Logistic. München: Verlag Carl Hanser, 2007.
4. Yevloev D.K.-S. Logistic mechanism for regulating foreign flow processes: Dis. ... Cand. Sc. (Ec.). S.-Petersburg, 1999.
5. On the unified customs tariff regulation of the Customs Union of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of Heads of States of November 27, 2009 No. 18. http://www.tsouz.ru.
6. On the new edition of Single Commodity Nomenclature of Foreign Trade of the Customs Union and the Unified Customs Tariff of the Customs Union: Decision of the Customs Union Committee of November 18, 2011 No. 850. http://www.tsouz.ru.
7. Great encyclopedia of Cyril and Methodius. Explanatory dictionary of foreign words by L.P. Krysin. 7th ed. (2CD). 2003.
8. On customs tariff of the Russian Federation: law of May 21, 1993 No. 5003-1.
9. Danilkin A. Striking at the root // Tamozhnya. 2011. No. 8.
UPRAVLENETS № 1/41/ 2013