ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ГАЗОТРАНСПОРТНОМ ОБЩЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЮГОРСК»
УДК 658.562.64
В.Б. Братков, ООО «Газпром трансгаз Югорск» (Югорск, РФ), [email protected] Д.В. Косачев, ООО «Газпром трансгаз Югорск», [email protected] В.А. Козляков, ООО «Газпром трансгаз Югорск», [email protected] Е.А. Селезнева, ООО «Газпром трансгаз Югорск», [email protected]
Работа по внедрению системы менеджмента качества началась в ООО «Газпром трансгаз Югорск» в 2009 г. в рамках «пилотных» площадок. В 2011 г. была пройдена первая сертификация. С 2015 г. для обеспечения высокого качества услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам внедрена и сертифицирована интегрированная система менеджмента, состоящая из системы менеджмента качества, системы экологического и энергетического менеждмента, единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности.
Внедренная интегрированная система менеджмента оказывает существенное влияние на повышение качества оказываемых услуг. В свою очередь, ежегодная оценка удовлетворенности потребителей - один из необходимых элементов функционирования систем менеджмента. Свидетельством удовлетворенности основного потребителя - головной компании - выступает положительная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности Общества на ежегодном совещании ПАО «Газпром». Оценка удовлетворенности других заинтересованных сторон - предприятий, с которыми сотрудничает Общество, проводится путем ежегодного анкетирования.
Управленческий эффект от внедрения и интеграции системы в производственную деятельность рассматривается в статье как результат изменений в процессе создания стоимости (ценности), происходящих вследствие принятия адекватных управленческих решений. Независимая экспертная оценка влияния систем менеджмента на степень достижения установленных на предприятии стратегических целевых показателей выявила их достаточную эффективность. В связи с объявленым в 2018 г. Годом качества в ПАО «Газпром» Обществом запланировано и реализуется значительное количество мероприятий, в частности участие ООО «Газпром трансгаз Югорск» в конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, СЕРТИФИКАЦИЯ, ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД, ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ, МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА.
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
ООО «Газпром трансгаз Югорск» осуществляет свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО - Югры и Свердловской обл. и транспортирует газ потребителям европейской части страны, странам ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день по газотранспортной системе Общества еже-
суточно транспортируется более 1 млрд м3 газа, в пиковые периоды - до 1,5 млрд.
Разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК) начаты на предприятии в 2009 г. в рамках «пилотных» площадок СМК ПАО «Газпром». Первая сертификация была успешно пройдена в августе 2011 г. С 2015 г. в ООО «Газпром трансгаз Югорск» внедрена интегрирован-
ная система менеджмента (ИСМ), которая объединяет четыре формализованные системы менеджмента:
- систему менеджмента качества, внедренную в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) [1] и СТО Газпром 9001-2012 [2];
- систему экологического менеджмента (СЭМ), опирающуюся
на требования международного стандарта ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) [3];
- Единую систему управления охраной труда и промышленной безопасности (ЕСУОТиПБ), которая соотносится с OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) [4] и СТО Газпром 18000.1-001-2014 [5];
- систему энергетического менеджмента (СЭнМ), основанную на принципах международного стандарта ISO 50001:2011 (ГОСТ Р ИСО 50001-2012) [6].
Разработанная в соответствии с принципами интеграции систем менеджмента Р Газпром 9015-2014 [7] ИСМ Общества непо -средственно влияет на повышение качества оказываемых услуг, в первую очередь на баланс интересов заинтересованных сторон. Основная ее задача - обеспечение высокого качества услуг, связанных с надежностью, безопасностью, эффективностью и эколо-гичностью транспортировки газа по магистральным газопроводам, его качественным составом.
Высокая степень интеграции системы подтверждена сертификатом [8].
Согласно Р Газпром 045-2008 [9] оценен и рассчитан управленческий эффект от внедрения и интеграции СМК, а также от внедре -ния других систем менеджмента, рассматриваемый как результат изменений в процессе создания стоимости (ценности), происходящих вследствие принятия адекватных управленческих решений.
Показателем, характеризующим эффективность научных разработок с управленческим эффектом (НТР-У), выступает коэффициент результативности, рассчитываемый по следующей формуле:
где Крез - коэффициент результативности НТР-У; К - показатель
' кач
качества подготовки выполнения НТР-У и внедрения ее результатов; Кдт, - показатель изменений
' ДОУ
в объекте управления; К - пока-
затель усилий в субъекте управления.
Экспертная оценка управленческого эффекта от внедрения и интеграции СМК, а также от внедрения других систем менеджмента составляет: по СМК - 8,7; по СЭМ - 9,5; по ЕСУОТиПБ - 5,9; по СЭнМ - 7,3; по ИСМ - 20,2. По результатам экспертной оценки управленческого эффекта от внедрения систем менеджмента в ООО «Газпром трансгаз Югорск» с точки зрения их влияния на сте -пень достижения установленных в Обществе стратегических целевых показателей и оценки усилий на реализацию соответствующих мероприятий все системы менеджмента эффективны.
Один из необходимых элементов функционирования систем менеджмента - оценка удовлетворенности потребителей, в первую очередь ПАО «Газпром», газодобывающих и газотранспортных предприятий, подающих газ в газотранспортную систему Общества и принимающих газ на ее границах.
Главным свидетельством удовлетворенности основного потребителя - головной компании - выступает положительная оценка, получаемая на ежегодных совещаниях ПАО «Газпром» по рассмотрению результатов производственно-хозяйственной деятельности Общества, на которых за последние пять лет не было отмечено серьезных на -рушений.
Оценка удовлетворенности других заинтересованных сторон проводится ежегодно путем анкетирования. Входными данными для анализа удовлетворенности внешних потребителей деятельностью Общества служат «Оценочные листы удовлетворенности потребителей», предоставляемые по запросам предприятия от ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», ООО «Газпром трансгаз Чайковский», ООО «Газпром трансгаз Ухта» и других обществ. Средняя оценка удовлетворен-
ности внешних потребителей -дочерних газодобывающих и газотранспортных обществ ПАО «Газпром» за период с 2015 по 2017 г. составила 5 баллов (из 5 возможных), что говорит о высоком уровне взаимодействия Общества со смежными предприятиями по обеспечению режимных параметров и качества передаваемого газа.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
В 2018 г. в мероприятиях, посвященных объявленному ПАО «Газпром» Году качества, принимают участие все дочерние общества компании. На сегодняшний день большая часть того, что было запланировано ООО «Газпром трансгаз Югорск» в рамках Года качества, реализована. Всего с начала 2018 г. Об -ществом проведено 10 конкурсов профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии» и «Лучший специалист ООО «Газпром трансгаз Югорск», множество семинаров, конференций, совещаний, слетов с участием работников Общества, несколько отраслевых совещаний с участием представителей аппарата правления ПАО «Газпром», представителей дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром».
Одно из важнейших мероприятий в рамках Года качества -участие ООО «Газпром трансгаз Югорск» в конкурсе на соискание премий Правительства РФ в области качества,звания лауреатов и дипломантов в котором получают предприятия, оптимизировавшие свою деятельность для выпуска высококачественной продукции или оказания услуг потребителям на высоком уровне.
ООО «Газпром трансгаз Югорск» было включено в состав конкурсантов, подлежащих выездному обследованию, в рамках которого комиссия «Роскачества» посетила производственные площадки Комсомольского (рис. 1) и Пелым-ского линейных производствен-
Рис. 1. Посещение комиссией компрессорного цеха ГКС-11 Комсомольского линейного производственного управления магистральных газопроводов
Рис. 2. Интервью с руководящим составом Общества по направлениям деятельности «Магистральные газопроводы» и «Компрессорные станции»
ных управлений магистральных газопроводов. Экспертами Совета по присуждению Премии Правительства РФ в области качества были обследованы все направления производственно-хозяйственной деятельности Общества,
состоялись встречи и интервью (рис. 2) с руководством Общества, начальниками отделов (служб) Администрации, филиалов, а также персоналом предприятия.
На итоговом совещании специалистами «Роскачества» было от-
мечено, что Процессная модель ИСМ Общества реализована на высоком уровне. Рекомендации, полученные от экспертов Совета в рамках проведенного обследования, уже внедряются на предприятии в целях совершенствования его деятельности, повышения качества оказываемых услуг по транспорту газа.
ВЫВОДЫ
Внедрение ИСМ, а также высокий уровень использования процессного подхода позволяют ООО «Газпром трансгаз Югорск» обеспечивать необходимое качество услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам, выраженное в повышении удовлетворенности потребителей, обеспечении соответствия требованиям заинтересованных сторон, законодательным и другим обязательным требованиям. Мероприятия, запланированные в связи с объявленым Годом качества в ПАО «Газпром», позволят уделить особое внимание вопросам качества и, безусловно, повысят рузультативность существующей ИСМ в Обществе.
Подтверждением высоких результатов, достигнутых Обществом в области качества и эффективности внедренных методов управления, служит решение Совета по присуждению премий Правительства РФ в области качества о награждении ООО «Газпром трансгаз Югорск» дипломом Совета по итогам конкурса. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200124394 (дата обращения: 24.10.2018).
2. СТО Газпром 9001-2012. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ОАО «Газпром», 2012. 53 с.
3. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015). Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200134681 (дата обращения: 24.10.2018).
4. OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012). Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54934-2012 (дата обращения: 24.10.2018).
5. СТО Газпром 18000.1-001-2014. Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром». Основные положения. М.: ОАО «Газпром», 2014. 125 с.
6. ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011). Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200096140 (дата обращения: 24.10.2018).
7. Р Газпром 9015-2014. Системы менеджмента. Рекомендации по интеграции систем менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zinref.ru/000_uchebniki/01500_gaz/300_00_gazprom_jurnal_registracii_standartov/024.htm (дата обращения: 24.10.2018).
8. Сертификат № 15.1242.026 от 10.11.2017, выданый Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.
9. Р Газпром 045-2008. Методические рекомендации по критериям и оценке управленческого эффекта от использования научно-технических разработок. М.: ОАО «Газпром», 2008. 120 с.