Научная статья на тему 'Формирование подходов к обеспечению результативного функционирования системы менеджмента качества ООО "Газпром трансгаз Самара"'

Формирование подходов к обеспечению результативного функционирования системы менеджмента качества ООО "Газпром трансгаз Самара" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОТРАНСПОРТНОЕ ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботин В.А., Фиников В.Л., Буткевич Р.В.

В современных условиях деятельность газотранспортного Общества - дочерней организации ПАО «Газпром» - связана с постоянным изменением требований со стороны государственных регуляторов и материнской компании. Возможность реализации газотранспортным Обществом основной деятельности, а также стратегии развития во многом определяется способностью системы менеджмента качества обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. В ООО «Газпром трансгаз Самара» результативная система менеджмента качества сформирована на основе требований международных стандартов ISO серии 9000. Интеграция требований международных стандартов в деятельность осуществлялась с учетом особенностей организационно-экономического положения организации и разработанной методики оценки приемлемости решений. Методика включает четыре критерия: степень согласованности решения с имеющимися, затраты на внедрение, эффективность решения, традиционность решения. Результатом реализации требований международных стандартов ISO серии 9000 стала система менеджмента качества, основанная на выделении в деятельности газотранспортного Общества процессов, назначении владельцев процессов, формализации управленческих процедур, механизмов оценки, стимулирования и вознаграждения. Оценка результативности системы менеджмента качества указывает на то, что принятые подходы при построении системы менеджмента качества ООО «Газпром трансгаз Самара» оптимальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Субботин В.А., Фиников В.Л., Буткевич Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование подходов к обеспечению результативного функционирования системы менеджмента качества ООО "Газпром трансгаз Самара"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА»

УДК 658.5

В.А. Субботин, ООО «Газпром трансгаз Самара» (Самара, РФ), V.Subbotin@samaratransgaz.gazprom.ru

В.Л. Фиников, ООО «Газпром трансгаз Самара», v.finikov@samaratransgaz.gazprom.ru

Р.В. Буткевич, к.т.н., ООО «Газпром трансгаз Самара», r.butkevich@samaratransgaz.gazprom.ru

В современных условиях деятельность газотранспортного Общества - дочерней организации ПАО «Газпром» - связана с постоянным изменением требований со стороны государственных регуляторов и материнской компании. Возможность реализации газотранспортным Обществом основной деятельности, а также стратегии развития во многом определяется способностью системы менеджмента качества обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. В ООО «Газпром трансгаз Самара» результативная система менеджмента качества сформирована на основе требований международных стандартов ISO серии 9000. Интеграция требований международных стандартов в деятельность осуществлялась с учетом особенностей организационно-экономического положения организации и разработанной методики оценки приемлемости решений. Методика включает четыре критерия: степень согласованности решения с имеющимися, затраты на внедрение, эффективность решения, традиционность решения. Результатом реализации требований международных стандартов ISO серии 9000 стала система менеджмента качества, основанная на выделении в деятельности газотранспортного Общества процессов, назначении владельцев процессов, формализации управленческих процедур, механизмов оценки, стимулирования и вознаграждения. Оценка результативности системы менеджмента качества указывает на то, что принятые подходы при построении системы менеджмента качества ООО «Газпром трансгаз Самара» оптимальны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГАЗОТРАНСПОРТНОЕ ОБЩЕСТВО, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ПРОЦЕСС, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

ООО «Газпром трансгаз Самара» (Общество), внутренний поставщик услуг материнской компании ПАО «Газпром», осуществляет транспортировку газа по магистральному газопроводу (МГ) и поставку газа промышленным и бытовым потребителям в зоне ответственности газотранспортного Общества.

Порядок осуществления деятельности газотранспортного Общества во многом определяется материнской компанией, но условия осложняются постоянной сменой законодательных требований, изменением приоритетов в социальной среде, старением парка оборудования. Система менеджмента качества (СМК) при

этом должна позволять обеспечивать эффективное управление организацией с учетом установленных ресурсных, временных и финансовых ограничений.

Построение и обеспечение результативной СМК ООО «Газпром трансгаз Самара» проходило в несколько этапов: определение необходимой структуры системы за счет выбора оптимального набора базовых требований, методик и процедур СМК Общества; реорганизация СМК за счет согласованной интеграции и реализации требований; функционирование СМК на основе оценки и анализа показателей результативности системы менеджмента Общества.

По результатам анализа различных международных стандартов в области менеджмента в качестве базы для построения системы менеджмента ООО «Газпром трансгаз Самара» были выбраны международные стандарты ISO серии 9000. Критериями выбора послужили: универсальность требований; широкие возможности интеграции с требованиями других международных стандартов (экологический, проектный, энергетический менеджмент и др.).

Также были учтены особенности организационно-экономического положения Общества. К ним можно отнести следующие: материнская компания определяет

Таблица 1. Критерии оценки решений при построении СМК Общества

Степень согласованности решения с имеющимися Низкая согласованность Средняя согласованность Высокая согласованность

Затраты на внедрение Высокие затраты на внедрение Средние затраты на внедрение Низкие затраты на внедрение

Эффективность решения Низкая эффективность Средняя эффективность Высокая эффективность

Традиционность решения (риски сопротивления) Высокие риски сопротивления Средние риски сопротивления Низкие риски сопротивления

ПАО «Газпром»

Государство

Контрагенты

Работники

Требования к результатам деятельности

I

Требования к безопасности деятельности

I

СМК ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА»

СТО ГАЗПРОМ 9001-2012 [2]

Требования к эффективности деятельности

4-

ISO 14001 ISO 50001 OHSAS 18001 Система стандартизации ПАО «Газпром» Концепция информатизации, управления персоналом ПАО «Газпром»

1

Управленческие решения ПРОЦЕССЫ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА»

Рис. 1. Базовые стандарты и концепции, положенные в основу построения СМК ООО «Газпром трансгаз Самара»

направления и области развития и улучшения деятельности газотранспортного Общества; ресурсы на осуществление деятельности нормированы;отмечается высокий уровень регламентации как производственной, так и управленческой деятельности; функциональное управление деятельностью газотранспортного Общества выполняется согласно составу департаментов ПАО «Газпром».

К экономическим особенностям положения Общества относятся: наличие единственного потребителя услуг Общества в лице ПАО «Газпром»; централизация функций управления деятельностью по транспортировке газа; установленный состав требований к качеству деятельности по транспортировке газа.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СМК

Последовательно с 2007 по 2017 г. были согласованно реализованы требования международных и корпоративных стандартов ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», СТО Газпром 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».

При реализации требований стандартов были учтены требования системы экологического менеджмента, системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, системы стандартизации, управления человеческими ресурсами,стратегии информатизации, концепции технического регулирования ПАО «Газпром» (рис. 1).

Формирование СМК Общества осуществлялось с пози-

ции обеспечения:стабильности и управляемости Общества в условиях реализации стратегии ПАО «Газпром» и постоянного из -менения социально-экономической среды; результативности и эффективности процессов Общества; высокой производственной культуры, в основе которой лежит авторитет компетентности работника; вовлеченности и заинтересованности работников Общества в результатах собственного труда.

При формировании СМК была разработана методика оценки приемлемости решений построения, развития и совершенствования системы. Каждое решение оценивалось рабочей группой по трехбалльной шкале на основе ряда критериев (табл. 1). Согласно полученным оценкам принимались решения о реализации тех

газовая промышленность организация производства и управление

Спецвыпуск № 4 (776)

Таблица 2. Должностные лица, ответственные за управление процессами Общества

Процесс Владелец процесса

Процессы управления

Управление совокупностью процессов Генеральный директор

Бизнес-процессы

Транспортировка газа Заместитель генерального директора по производству

Вспомогательные процессы

Осуществление технического обслуживания и ремонта основных фондов Заместитель генерального директора по ремонту и капитальному строительству - начальник Управления организации восстановления основных фондов

Финансовое обеспечение Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Материально-техническое обеспечение Начальник Управления материально-технического снабжения и комплектации

Управление персоналом Заместитель генерального директора по управлению персоналом

Обеспечение технологической связью Начальник Управления связи

Обеспечение услугами транспорта Начальник Управления технологического транспорта и специальной техники

Информационное обеспечение Начальник службы информационно-управляющих систем

или иных вариантов построения (развития, совершенствования) СМК Общества.

Работы по реорганизации СМК включали три основных блока:

- формирование, актуализация структуры, основных механизмов и инструментов СМК;

- разработка процедур;

- проведение мероприятий по переходу на разработанную структуру, механизмы и инструменты СМК.

ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Вся деятельность Общества разделена на восемь основных направлений (табл. 2), которые описаны как процессы (установлены входы, выходы, определены необходимые ресурсы, определены требования к функционированию, назначен владелец). В дальнейшем управление данными направлениями (процессами) осуществлялось посредством разработанных процедур.

Для обеспечения результативности функционирования системы менеджмента в отношении каждого процесса были установлены:

- подпроцессы управления; за счет определения структурных подразделений, входящих в состав процесса и выполняющих функции разработки, внедрения, совершенствования технологий процесса с учетом различных требований, удалось повысить

Управление режимом транспортировки газа

Мониторинг процесса компримирования газа, технические решения

по эксплуатации, диагностике,ремонту и модернизации

оборудования КС _|_

Мониторинг процесса транспортировки газа, технические решения

по эксплуатации, диагностике, ремонту и модернизации ЛЧ МГ и ГРС

_I_

Мониторинг состояния коррозионной защиты, технические решения

по эксплуатации, диагностике, ремонту и модернизации оборудования ЗоК

_I_

Мониторинг эксплуатации оборудования КИПиА, технические решения

по эксплуатации, диагностике, ремонту и модернизации

оборудования КИПиА _|_

Согласованные управленческие решения

Оценка технического состояния основного и вспомогательного технологического оборудования, прогноз изменения технического состояния

_I

Газ на входе

Транспортировка газа на участке ЛПУМГ № 1

Транспортировка газа на участке ЛПУМГ № 1

Газ на выходе

Передача газа потребителю через ГРС в зоне ответственности ЛПУМГ

т

Передача газа потребителю через ГРС в зоне ответственности ЛПУМГ

Инфраструктура, оборудование, персонал

т

Инфраструктура, оборудование, персонал

ПОЭКС

ГЗоК

Рис. 2. Выработка единого управленческого решения технологическими службами на примере процесса «Транспортировка газа»

Рис. 3. Набор процедур управления процессами ООО «Газпром трансгаз Самара»

Таблица 3. Примеры тематик проектов, открытых в 2018 г.

Название Организация

Обеспечение комплексной защиты подводного перехода и крановых узлов МГ через Куйбышевское водохранилище Филиал

Система отбора проб горючего природного газа Филиал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение качества АПК 1-го уровня Филиал

Создание и внедрение автоматизированной системы учета рацпредложений Общество

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССА

Аудит процесса

Корректирующие действия

Предупреждающие действия

Планирование улучшений процесса

г

Анализ существующей технологии

Разработка новой технологии процесса

Внедрение новой технологии процесса

Передача новой технологии процесса

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ СТАБИЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА

Планирование процесса

Мониторинг и контроль процесса

Коррекция по результатам мониторинга и контроля

Производственный цикл

г

СТАЦИОНАРНЫЕ

Система 5S

Визуальное управление

Всеобщее обслуживание оборудования

Оптимизация внутренней логистики

Стандартные операционные карты

Производственные ячейки

Автоматизация

Защита от ошибок

ТИПЫ РАБОЧИХ МЕСТ

_1_

МОБИЛЬНЫЕ (на трассе)

Система 5S

Визуальное управление

Сетевое планирование

Стандартные операционные карты

Универсальный инструмент

Автоматизация

Защита от ошибок

СКЛАДСКИЕ

Система 5S

Визуальное управление

Зонирование,адресная система хранения

Стандартные операционные карты

Автоматизация

~1

АДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВЫЕ

Система 5S

Визуальное управление

Сетевое планирование

Автоматизация

Рис. 4. Методы бережливого производства, применяемые на рабочих местах

эффективность принимаемых управленческих решений (рис. 2);

- набор процедур управления; сформированный состав процедур стал отражением цикла «Плани-

руй - делай - контролируй - ана-лизируй» [1] и включает процедуры планирования деятельности, мониторинга, контроля и улучшения деятельности, а также проце-

дуры стимулирования и оценки персонала. Данный состав процедур оптимален с точки зрения затрат на обеспечение управления, а также с точки зрения

Таблица 4. Примеры рисков в процессах, выделенных при планировании на 2018 г.

Процесс Риск

Транспортировка газа Невыполнение заданных объемов транспортировки газа в период пиковых нагрузок вследствие выработки межремонтного ресурса ГПА с газотурбинным приводом и отсутствия резерва приводных ГПА

Техническое обслуживание и ремонт основных фондов Получение штрафных санкций вследствие несвоевременной сдачи земельных участков при проведении работ по капитальному ремонту

Обеспечение услугами транспорта Увеличение сроков доставки грузов, возрастание стоимости доставки, увеличение объема и срока оформления документов на перевозку вследствие изменения правил движения транспортных средств по дорогам общего пользования, правил перевозок детей, грузов и т. д.

Информационное обеспечение Прекращение разработки и развития локальных ИУС сторонними разработчиками ПО вследствие сокращения финансирования со стороны ПАО «Газпром»

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^ Результат процесса

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

Производственный Непроизводственный Достигнутые

^ результат сотрудника ^ результат сотрудника результаты сотрудника

Механизм оценки производственных результатов Механизм оценки непроизводственных Механизм оценки

сотрудника результатов сотрудника компетентности сотрудника

Уровень производственного Уровень непроизводственного Уровень компетентности

результата сотрудника результата сотрудника сотрудника

МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

^ Вознаграждение

Рис. 5. Взаимосвязь основных механизмов СМК ООО «Газпром трансгаз Самара»

обеспечения результативности управления (рис. 3).

Многие реализованные решения подтвердили свою оптимальность:

- значительные изменения в процессах осуществляются на основе выполнения проектов; для этого была разработана и внедрена система проектного управления; в настоящее время выполняется более 15 проектов на уровне филиалов и Общества (табл. 3);

- адаптированы и внедрены инструменты бережливого производства (17 нормативных документов Общества), позволяющие осуществлять оптимизацию производственных технологий на уровне филиалов и Общества (рис. 4);

- разработана и внедрена система управления рисками на эта -

пе планирования деятельности процесса. Владельцами процессов формируется состав потенциально нежелательных событий, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов процесса. В отношении нежелательных событий проводится оценка и разрабатываются меры реагирования (табл. 4).

При описании процессов особое внимание уделено вопросу согласования зон взаимодействия. Определены производственные цепочки, выделены точки взаимодействия со смежными процессами по материальным и информационным потокам и установлены согласованные требования. Данное решение позволило сократить потери (временные, материальные) на стыках процессов за счет однозначно установленных требований к результатам процессов.

Установлен набор результатов каждого процесса на различных уровнях. На его основе сформированы перечни результатов процесса, определившие ответственность и полномочия исполнителей, определен состав показателей для оценки результативности процесса, сотрудников.

Основу формирования специальных процедур составили требования, применение которых не является общим для всех процессов. Примерами специальных процедур могут служить процедуры оценки качества подготовки персонала, анализа сбойных ситуаций в работе инфраструктуры, процедура оценки поставщиков и др. Для данных процедур установлены место, порядок и период их осуществления в выделенных процессах.

Таблица 5. Показатели результативности СМК ООО «Газпром трансгаз Самара»

Показатель Годы

2010-2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Результативность Не результативны Результативны Результативны Результативны Результативны Результативны Результативны

Достижение целей ООО «Газпром трансгаз Самара», % 93 96 82 83 88 80 81

Выполнение программы внутренних аудитов, % 90 100 100 100 100 100 100

Выполнение планов корректирующих и предупреждающих действий 100 100 100 100 100 80 100

Выполнение плана мероприятий по улучшению СМК ООО «Газпром трансгаз Самара», % 94 81 100 83 100 100 100

Актуализация внутренних НД,% 87 100 100 94 100 100 100

Разработка внутренних НД, % 28 100 99 100 99 100 96

Внедрение введенных НД ПАО «Газпром», % 76 95 100 100 100 100 97

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Способность системы менеджмента обеспечивать стабильность, управляемость, развитие и совершенствование деятельности предприятия было решено реализовать за счет выделения в СМК следующих механизмов (рис. 5): распределения ответственности и полномочий, в основе которого лежит ориентация на результат деятельности; оценки деятельности, в основе которого лежит количественная оценка результатов процесса; оценки работников, в основе которого лежит оценка результативности, компетентности и потенциала работника; стимулирования деятельности работников.

Проведены проектные работы по согласованной разработке, апробации и внедрению данных механизмов в деятельность Общества.

Ежегодная оценка деятельности ООО «Газпром трансгаз Самара» со стороны ПАО «Газпром» позволяет получить оценку результативности деятельности Общества, на

основании которой можно сделать выводы о полноте выполнения требований ПАО «Газпром» и требований заинтересованных сторон.

С учетом полученной оценки деятельности Общества со стороны ПАО «Газпром» проводится оценка результативности СМК Общества, которая включает оценку: результативности процессов (оцениваются отчеты по процессам); улучшения процессов (оценивается выполнение целей в области качества); соответствия деятельности процессов требованиям (оценивается выполнение программы внутренних аудитов, планов корректирующих и предупреждающих действий); реализации изменений в процессах (оценивается выполнение программы по стандартизации); реализации улучшений непосредственно СМК (оценивается план совершенствования СМК).

Оценка результативности СМК Общества проводится ежегодно при проведении анализа СМК со

стороны руководства. На основании оценки делается вывод о состоянии системы и принимаются решения о необходимости проведения улучшений в СМК и их масштабности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика изменения показателей результативности СМК Общества за 2011-2017 гг. (табл. 5) свидетельствует о том, что приня -тые подходы при построении СМК ООО «Газпром трансгаз Самара» оптимальны; процессы Общества имеют потенциал для дальнейшего улучшения и совершенствования.

Рассмотренные подходы по обеспечению результативного функционирования СМК могут применяться вне зависимости от типа организации и ее основного вида деятельности.■

ЛИТЕРАТУРА

1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. М.: Горячая линия - Телеком, 2001. 600 с.

2. СТО Газпром 9001-2012. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ОАО «Газпром», 2014. 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.