Научная статья на тему 'Единая система управления качеством ООО "Газпром добыча Оренбург"'

Единая система управления качеством ООО "Газпром добыча Оренбург" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / СЕРТИФИКАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА / АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец А. В., Каширская Е. О., Овчаренко А. И.

С 2003 г. ООО «Газпром добыча Оренбург» производит планомерное внедрение международных требований на системы менеджмента в разных направлениях деятельности. Наличие единого комплекса требований дает возможность поддерживать целостность и работоспособность системы и обеспечивать функционирование интегрированной системы менеджмента. В области управления качеством сформулирована Политика высшего руководства ООО «Газпром добыча Оренбург», созданы механизмы, позволяющие гарантировать качество продукции на всех этапах жизненного цикла. Все процедуры документированы в виде стандартов организации и карт процессов интегрированной системы менеджмента, регламентирующих четкий порядок действий, используется электронная база нормативных документов. Проверка осуществляется в рамках внутренних аудитов, совмещенных с проверками административно-производственного контроля. Ежегодно проводится оценка удовлетворенности потребителей товарной продукции и услуг путем анкетирования, регистрируются и анализируются все обращения, поступающие в Общество. Анализ качества сырьевой и товарной продукции проходит в соответствии с государственными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая система управления качеством ООО "Газпром добыча Оренбург"»

ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ОРЕНБУРГ»

УДК 006.8

А.В. Швец, к.т.н., ООО «Газпром добыча Оренбург» (Оренбург, РФ), [email protected] Е.О. Каширская, ООО «Газпром добыча Оренбург», [email protected] А.И. Овчаренко, ООО «Газпром добыча Оренбург», [email protected]

С 2003 г. ООО «Газпром добыча Оренбург» производит планомерное внедрение международных требований на системы менеджмента в разных направлениях деятельности. Наличие единого комплекса требований дает возможность поддерживать целостность и работоспособность системы и обеспечивать функционирование интегрированной системы менеджмента. В области управления качеством сформулирована Политика высшего руководства ООО «Газпром добыча Оренбург», созданы механизмы, позволяющие гарантировать качество продукции на всех этапах жизненного цикла. Все процедуры документированы в виде стандартов организации и карт процессов интегрированной системы менеджмента, регламентирующих четкий порядок действий, используется электронная база нормативных документов. Проверка осуществляется в рамках внутренних аудитов, совмещенных с проверками административно-производственного контроля. Ежегодно проводится оценка удовлетворенности потребителей товарной продукции и услуг путем анкетирования, регистрируются и анализируются все обращения, поступающие в Общество. Анализ качества сырьевой и товарной продукции проходит в соответствии с государственными стандартами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, СЕРТИФИКАЦИЯ, КОНТРОЛЬ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА, АУДИТ.

В рыночных условиях основой конкурентоспособности принято считать прежде всего качество выпускаемой продукции. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной работы производителей по повышению ее показателей. Заинтересованность предприятия выпускать продукцию высокого качества обязывает совершенствовать систему управления, в том числе качеством.

В 2003 г. ООО «Газпром добыча Оренбург» поставило задачу улучшения организации управления предприятием. Было принято решение о внедрении в действующую систему управления соответствующих международным требованиям систем менеджмента по трем наиболее актуальным для Общества направлениям деятельности: качество, охрана окружающей среды и безопасность на производстве.

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Общество начало с внедрения требований стандарта ISO 9001, так как система менеджмента качества (СМК) составляет организационную основу системы управления предприятием и направлена на организацию и создание условий, управленческих механизмов и инструментов, позволяющих каждому работнику качественно выполнять функции,задачи, операции и действия, влияющие напрямую или косвенно на конечный результат деятельности предприятия -создание качественной продукции, достижение поставленных целей, удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон.

Была сформулирована Политика высшего руководства в области качества, в которой определены миссия и стратегические цели Общества, а также основные пути развития, а именно: предоставление потребителям широкого

ассортимента востребованных видов продукции (услуг), соответствие применимым требованиям, максимальное удовлетворение требований и ожиданий ПАО «Газпром», конечных потребителей продукции (услуг) и других заинтересованных сторон, повышение качества продукции (услуг) и постоянное улучшение, в том числе путем обеспечения функционирования и развития СМК.

В рамках СМК были разработаны и доработаны процедуры, которые позволяют обеспечивать качество продукции на всех этапах ее жиз -ненного цикла - от проектирования до поставки потребителю и получения обратной связи.

Все процедуры документированы в виде стандартов организации и карт процессов ИСМ, регламентирующих четкий порядок действий.

Для организации постоянного доступа работников к актуальной

информации, необходимой для обеспечения качества выпускаемой продукции, сформирована и используется общедоступная электронная база как внутренних, так и внешних нормативных документов на базе информационной системы нормативных документов «Кодекс».

В дальнейшем на базе действующей и сертифицированной СМК были внедрены система экологического менеджмента (СЭМ), соответствующая требованиям международного стандарта ISO 14001, и система менеджмента здоровья и безопасности на производстве (СМЗБ), соответствующая требованиям стандарта OHSAS 18001. Так как требования международных стандартов на системы менеджмента основываются на единых принципах и гармонизированы друг с другом, то уже функционирующая в Обществе СМК как наиболее полная система менеджмента, охватывающая все виды деятельности ООО «Газпром добыча Оренбург», позволила внедрить другие системы менеджмента в более короткие сроки и с меньшими затратами.

За счет создания и организации функционирования единых процедур, требования к которым установлены в стандартах организации и картах процессов, была достигнута интеграция трех систем. Наличие единого комплекса требований позволяет поддерживать целостность и работоспособность системы, показывая ее преимущества над параллельным функционированием отдельных систем менеджмента. Как следствие, в Обществе 15 лет действует интегрированная система менеджмента (ИСМ), сертифицированная на соответствие требованиям международных стандартов в одном из крупнейших сертификационных обществ Det Norske Veritas.

С 2008 г. по настоящий период СМК, СЭМ и СМЗБ Общества, функционируя вместе как единая система, прошли три сертификационных трехгодичных цикла.

В 2017 г. Общество прошло очередную процедуру ресертифика-ции и в четвертый раз подтвердило соответствие требованиям трех международных стандартов, в том числе СМК и СЭМ - требованиям новой версии ISO 9001:2015 [1] и ISO 14001:2015 [2].

Внутренний контроль работоспособности ИСМ, соответствия выполняемой работниками Общества деятельности ее требованиям осуществляется в рамках внутренних аудитов ИСМ, совмещенных с проверками административно-производственного контроля. По результатам аудитов анализируются корневые причины выявляемых нарушений, разрабатываются и выполняются корректирующие действия.

Систематический анализ проводится на совещаниях разного уровня и в рамках ежегодного анализа функционирования ИСМ со стороны высшего руководства на уровне Общества и структурных подразделений.

Область применения и сертификации ИСМ Общества распространяется на следующие виды деятельности: добыча и транспортировка углеводородного сырья; производство товарной продукции из природного газа, газового конденсата в смеси с нефтью; доставка товарной продукции по продуктопроводам;оказание услуг по приемке, хранению и отпуску материально-технических ресурсов.

В настоящее время интегрированная система менеджмента Общества, соответствующая требованиям международных стандартов и требованиям на системы менеджмента ПАО «Газпром», позволяет управлять предприятием как целостной системой взаимодействующих процессов по разным аспектам деятельности.

КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Порядок действий, направленный на обеспечение контроля ка -чества продукции,описан в Карте

процесса системы менеджмента Общества, где представлен полный цикл, включающий планирование, выполнение, измерение, анализ и улучшение. Для процесса установлены процедуры измерения и мониторинга, определены критерии оценки, при которых процесс может считаться результативным.

В целях обеспечения контроля качества сырьевой, промежуточной и товарной продукции в Обществе действует порядок разработки и управления документацией, порядок контроля за соблюдением норм технологического режима, качества продукции, установленных в регламентирующей документации,учета и разбора причин нарушений (СТО ИСМ 7.5-01-2011 [3]) и порядок работы с претензиями по качеству товарной продукции СТО ИСМ 7.2-02-2009 [4].

В силу отсутствия возможностей провести масштабную реконструкцию производства для обеспечения качества продукции предпринимаются серьезные меры:

- вопросы качества товарной продукции, причины нарушений и принимаемые меры рассматриваются и обсуждаются на производственных и рабочих совещаниях, научно-технических советах;

- в Обществе и подразделениях разработаны программы по повышению качества товарной продукции и устранению часто повторяющихся нарушений;

- разработаны и выполняются планы мероприятий по достижению требований к качеству отдельных видов продукции и показателей;

- проводятся оперативные проверки, совместные отборы и анализы проб между лабораториями;

- осуществляется оперативный контроль за подготовкой углеводородного сырья и др.

Результат отлаженной процедуры контроля качества - сырьевая продукция и товарный газ, в про -цессе добычи и производства ко -

I

I

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Годы

■ Общее количество Подтвержденные

Динамика поступления претензий от потребителей в период с 2008 по 2017 г.

торых нарушения сведены к нулю или составляют <0,3 %.

Нарушений по другим видам товарной продукции на протяжении многих лет не отмечалось.

С 2013 г. по настоящее время претензии от потребителей по качеству товарной продукции не поступали (см. рис.).

Качество сырьевой и товарной продукции установлено регламентирующими документами: техническими условиями, межгосударственными, национальными стандартами, стандартами организации, а также договорами на поставку и переработку товарной продукции.

Анализ качества сырьевой и товарной продукции в Обществе проводится на основании результатов плановых и оперативных проверок соблюдения норм технологического режима и соответствия качества продукции требованиям нормативной документации и внеплановых (периодических) проверок по отдельным заданиям или распоряжениям руководства.

Соответствующие процедуры проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных согласно Федеральному закону № 412-ФЗ [5] на соответствие кри -териям аккредитации РФ и требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [6] и зарегистрированных в Государственном реестре аккредитованных лиц.

В лабораториях круглосуточно осуществляется контроль качества природного отсепарирован-ного газа, нефти, конденсата газо -вого нестабильного, сжиженного углеводородного газа, горючего природного газа, одоранта, серы газовой, стабильного конденсата,

гелия и др. Так, в 2017 г. аккредитованные лаборатории Общества выполнили 1 153 975 испытаний. Основная выпускаемая продукция Общества (34 вида) сертифицирована в установленном порядке.

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Кроме внутреннего контроля за качеством товарной продукции ежегодно проводится оценка удовлетворенности потребителей товарной продукции и услуг путем анкетирования как крупных торговых посредников, так и конечных потребителей.

В целях получения полной информации о претензиях и пожеланиях потребителей и о степени их удовлетворенности регистрируются и анализируются все обращения, поступающие в Общество, на каждое из них готовится ответ.

До 2011 г. в компанию обращались потребители с просьбами провести очные и заочные проверки производства для оценки

предприятия как надежного поставщика продукции,но в течение последних 7 лет такие запросы не поступают, что свидетельствует об уверенности потребителей в качестве производимой Обществом продукции и оказываемых услуг.

ВЫВОДЫ

Надежность, эффективность, рост финансовых и экономических показателей, инновационный менеджмент, применение современных информационных технологий - слагаемые продуктивной деятельности предприятия. На протяжении последних 15 лет ООО «Газпром добыча Оренбург» осуществляет полный цикл необходимых мероприятий по внедрению и поддержанию функционирования интегрированной системы менеджмента, в основу которой заложен единый комплексный подход. В настоящее время перед Обществом стоит задача интенсификации производства и его реконструкции. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200124394 (дата обращения: 29.10.2018).

2. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015). Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200134681 (дата обращения: 29.10.2018).

3. СТО ИСМ 7.5-01-2011. Порядок контроля за соблюдением норм технологического режима, качества продукции, установленных в регламентирующей документации, учета и разбора причин нарушений в ООО «Газпром добыча Оренбург». Оренбург, 2011.

4. СТО ИСМ 7.2-02-2009. Порядок работы с претензиями по качеству товарной продукции ООО «Газпром добыча Оренбург». Оренбург, 2009.

5. Федеральный закон от 23.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/49 9 0 67411 (дата обращения: 29.10.2018).

6. ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-mek-17025-2009 (дата обращения: 29.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.