Научная статья на тему 'Особенности влияния внешней маркетинговой среды как рискового фактора при работе в странах Европейского Союза'

Особенности влияния внешней маркетинговой среды как рискового фактора при работе в странах Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА / FOREIGN MARKETING ENVIRONMENT / РИСКОВЫЙ ФАКТОР / RISK FACTORS / РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ / MARKET BARRIERS / ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК / FOREIGN MARKET / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / TRADE POLICY OF THE EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курсалов Денис Сергеевич

Дается общая оценка политико-правовых и экономических элементов внешней маркетинговой среды на примере стран Европейского Союза (с учетом проявления странового фактора). Детально рассмотрена общая структура торговой политики Европейского Союза. Наиболее подробно раскрываются особенности рыночных барьеров как рискового фактора при работе на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курсалов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the influence of the international marketing environment as a risk factor in economic relations in the European Union

This article provides an overall assessment of the political, legal and economic elements of the external marketing environment on the example of the European Union (with the manifestation of the country factor). More details are revealed features of market barriers as risk factors at work in foreign markets.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния внешней маркетинговой среды как рискового фактора при работе в странах Европейского Союза»

УДК 339 (075.8) ББК 65.5

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ КАК РИСКОВОГО ФАКТОРА ПРИ РАБОТЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ КУРСАЛОВ,

следователь Следственного отделения ОМВДРоссии по району Коньково г. Москвы

E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: ИвановаЛ.Н., кандидат экономических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дается общая оценка политико-правовых и экономических элементов внешней маркетинговой среды на примере стран Европейского Союза (с учетом проявления странового фактора). Детально рассмотрена общая структура торговой политики Европейского Союза. Наиболее подробно раскрываются особенности рыночных барьеров как рискового фактора при работе на зарубежных рынках.

Ключевые слова: внешняя маркетинговая среда, рисковый фактор, рыночные барьеры, зарубежный рынок, торговая политика Европейского Союза.

Annotation. this article provides an overall assessment of the political, legal and economic elements of the external marketing environment on the example of the European Union (with the manifestation of the country factor). More details are revealed features of market barriers as risk factors at work in foreign markets.

Keywords: foreign marketing environment, risk factors, market barriers, the foreign market, trade policy of the European Union.

Принципы общей торговой политики ЕС вызывают острые дискуссии как в самой Европе, так и за ее пределами. В официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. В обоснование этого тезиса приводятся несколько аргументов. Во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того, чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров. Во-вторых, ЕС только выигрывает от усиления конкуренции на своем рынке, поскольку конкуренция является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики. В-третьих, режим свободной торговли есть необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономи-

ческого роста. В мире широко распространено мнение, что ЕС создан, в первую очередь, как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих тезисов приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений в торговле, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы1.

Несмотря на то, что общая торговая политика является исключительной прерогативой ЕС, механизм ее осуществления дает государствам—членам широкие возможности для оказания воздействия на ее формирование и осуществление, в первую очередь, через Совет ЕС.

Структура современной Общей торговой политики ЕС включает:

ф Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств— членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с Общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство—член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. ф Количественные ограничения. Ст. 115 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества 1957 г. (ныне ст. 134) сохранила за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства—члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары из третьих стран могли без ограничений ввозиться на территорию других государств. Например, Франция и Италия могли таким образом защитить свои рынки автомобилей от неконтролируемого наплыва японских автомобилей через территорию Дании, не имевшей собственной автомобильной промышленности и, следовательно, мотивов для ограничения импорта автомобилей из третьих стран. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ между государствами—членами ЕС сохранение национальных количественных ограничений стало невозможным. В 1994 г. они были отменены. Взамен были введены общие для всего Европейского Союза квоты по семи товарным позициям. ф Антидемпинговые и компенсационные меры. Под демпингом в практике ЕС понимают либо экспорт товаров по ценам ниже себестоимости, либо установление различных цен на один и тот же товар на разных рынках. Компенсационные меры принимаются в том случае, если экспортеры пользуются государственными субсидиями, и это наносит ущерб производителям в ЕС. ф Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов Общей торговой политики ЕС

является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. В связи с этим в Европейском Союзе создана единая система правил определения происхождения товаров.

Применение норм охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей и т.д. Широко распространено мнение, что Европейский Союз использует эти нормы в протекционистских целях. Хотя отдельные случаи такого рода действительно имеют место, подвергать сомнению добросовестность политики ЕС в этом вопросе в целом не приходится. Деятельность в области конкуренции представляет собой необходимый структурный фактор Единого внутреннего рынка. Смысл этой политики состоит в том, чтобы незамедлительно устранять нарушения нормальной конкуренции, проистекающие из двух источников — элементов монополий, стихийно возникающих на рынке, и неоправданного государственного вмешательства. К первой категории относятся, прежде всего, картели и иные рыночные соглашения. В ЕС запрещены картели и иные объединения предприятий, которые могут воздействовать на торговлю между государствами—членами и которые имеют своей целью нарушение конкуренции внутри общего рынка.

Существует пять видов нарушений в данной сфере:

1) косвенное фиксирование цен купли-продажи или других условий торговли;

2) ограничения, связанные с производством, рынками, техническим развитием или капиталовложением;

3) распределение рынков или источников снабжения;

4) применение неодинаковых условий торговли с разными торговыми партнерами, которые бы нарушали условия конкуренции;

5) обусловливание контрактов дополнительными обязательными соглашениями, которые были бы трудновыполнимыми2.

Этот перечень дан для примера и не является исчерпывающим.

Что касается второго источника возможных нарушений конкуренции — деятельности национальных государств, то право Сообществ признает право государственной собственности и право государственных организаций и предприятий заниматься хозяйственной деятельностью. Оно проводит различие между организациями, деятельность которых направлена на осуществление функций публичной власти (например, контрольные органы, обеспечивающие безопасность полетов или охрану окружающей среды, органы социального обеспечения и др.), и государственными предприятиями, участвующими в производственной деятельности и извлекающими прибыль.

Особую остроту имеет вопрос государственной поддержки частных предприятий, непосредственно влияющей на условия конкуренции. Предприятие, получившее государственную помощь, может вообще не экспортировать свою продукцию.

Отдельным объектом рассмотрения являются способы выхода российских организаций (предприятий) на рынок ЕС, рыночная среда которого включает в себя целостную систему барьеров, в случае преодоления которой российская организация выходит на рынок стран Европейского Союза.

Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем местными производителями3.

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли промышленности и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов (включая антиконкурентные действия и соглашения).

Главным критерием наличия барьеров входа на рынок является уровень конкуренции на нем. Эффективное конкурентное поведение участников рынка может быть обеспечено лишь при условии свободы входа на рынок.

Выделяют стратегические и нестратегические барьеры; нестратегические представляют собой факторы объективного характера, действующие в отрасли независимо от функционирующих предприятий, а именно:

1) абсолютное преимущество в издержках;

2) эффект масштаба производства;

3) уровень капитальных затрат, или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок;

4) дифференциация товара — значительные расходы на рекламу и упаковку.

Все четыре вида характеризуются как эффект стремления фирм к максимуму прибыли.

Стратегические барьеры определяются как намеренно созданные для сокращения вероятного входа. Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых производителей на рынок. К ним следует отнести:

1) сберегающие инновации;

2) долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов;

3) получение лицензий и патентов на данный вид деятельности;

4) обладание товарным знаком;

5) сохранение незагруженных мощностей.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике (при осуществлении экспортно-импортных операций), особенностях рыночного поведения фирмы, связанных с быстрой экспансией в незанятые сегменты рынка, а также попытками использовать различные антиконкурентные соглашения и согласованные действия для создания льготных режимов расчета с поставщиками и потребителями, направленных на вытеснение конкурентов.

В качестве примера можно указать, что законодательство ЕС устанавливает так называемые общие условия импорта из третьих стран. Большинство данных положений содержатся в Постановлении Совета Европейского Союза № 3285/94 от 22 декабря 1994 г.4. Понятие общих условий импорта распространяется на условия ввоза на таможенную территорию ЕС товаров из стран, не входящих в ЕС.

Рассматриваемое Постановление вводит общие условия и процедуры применения указанных мер.

В нем содержатся только те положения, которые в той или иной степени применимы ко всем мерам нетарифного регулирования, вводимым ЕС по отношению к товарам из третьих стран. Данные положения носят самый обобщенный характер, однако их закрепление, с одной стороны, содействует единообразию дальнейшего регулирования отдельных мер нетарифного регулирования, с другой стороны, позволяет уяснить подходы, которыми руководствуются органы ЕС в отношении применения нетарифных мер в целом.

Таким образом, данный акт является неким системообразующим документом по применению мер нетарифного регулирования на уровне ЕС.

Также, помимо деления барьеров на стратегические и нестратегические, существует классификация, подразделяющая их на упрежденческие и поведенческие. С учетом деления упрежденче-ских барьеров на тарифные и нетарифные, а поведенческих — на барьеры со стороны рынка и со стороны предприятия, целесообразно сделать следующее.

Рассмотрим элементы упрежденческих и поведенческих барьеров. В случае принятия решения о введении ограничительных мер на практике могут применяться меры наблюдения или защитные меры.

Меры наблюдения считаются в ЕС разновидностью мер нетарифного регулирования и, соответственно, относятся к торговым барьерам. При этом исходят из того, что это формальная процедура, практически не влияющая ни на цену товара, ни на объемы его импорта, способна некоторым образом ограничивать свободу торговли и права импортеров.

Меры наблюдения непосредственно не влияют ни на цену реализации импортируемого товара, ни на объемы его импорта. Они носят предварительный характер, состоящий в том, что на основе переданных уполномоченными органами государств—членов ЕС данных об объемах импорта, ценах товаров, заявленных при ввозе, и других параметрах импортных поставок Комиссия ЕС принимает решение о необходимости введения защитных мер.

Касаясь инструментария нетарифного регулирования в ЕС, следует отметить активное и действенное применение мер как экономического, так и административного характера.

Среди нетарифных мер экономического характера особую роль в ЕС играет антидемпинговое регулирование. Нормативное регулирование применения антидемпинговых мер в ЕС характеризуется тем, что, во-первых, оно выведено из компетенции государств—членов и передано в ведение европейской администрации, а во-вторых, оно, в силу членства ЕС в ВТО, должно выстраиваться в строгом соответствии с нормами Соглашения о толковании ст. VI ГАТТ.

Основным источником, регулирующим сегодня антидемпинговую практику в ЕС, является Постановление Совета ЕС № 384/96 от 22 декабря 1995 г. «О защите против демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС».

Антидемпинговые меры в ЕС могут быть применены только в случае доказанности двух фактов — наличия демпинга и причинения ущерба национальной промышленности в результате такого демпинга.

Компенсационные меры — еще один экономический инструмент нетарифного регулирования, используемый в ЕС с целью нейтрализовать воздействие субсидирования импорта на условиях конкуренции.

Порядок применения компенсационных мер в ЕС определен Постановлением Совета Министров от 6 октября 1997 г. № 2026/97 «О защите от субсидируемого импорта из стран, не являющихся членами Европейского Союза»5.

В настоящее время антидемпинговые меры активно используются как протекционистский инструмент. С учетом того, что все большее количество стран «входят во вкус» применения данного инструмента, он становится реальной угрозой достижениям ГАТТ-ВТО в области либерализации торговли и обеспечения стабильности и предсказуемости международной торговой системы.

Далее рассмотрим основные принципы ввоза иностранных товаров на таможенную территорию ЕС, которыми являются либерализация импорта и отсутствие количественных ограничений. Такой подход к импортному регулированию нашел свое закрепление в общих условиях ввоза товаров на таможенную территорию ЕС (Постановление Совета ЕС № 3285/94 от 22 декабря 1994 г.6). Таким образом, в отношении товаров, подпадающих под дей-

ствие Постановления № 3285/94, количественные ограничения не применяются, за исключением случаев введения в установленном порядке защитных мер или режима автоматического лицензирования.

Механизм нетарифного регулирования с помощью квот в ЕС исходит из ряда общих положений. Во-первых, наднациональные органы ЕС и компетентные органы государств—членов ЕС должны обеспечивать равный доступ всем участникам внешнеторговой деятельности к участию в распределении квот, а также единые стандарты в оформлении и признании документов, выданных в качестве подтверждения права на ввоз товаров, импортируемых в рамках установленной квоты. Во-вторых, механизм квотирования базируется на системе выдачи лицензий. Таким образом, лицензия является документом, подтверждающим право на ввоз квотируемого товара на таможенную территорию ЕС. В-третьих, при определении размера квоты исходят из того, что он должен способствовать поддержанию существующего уровня торговли, а объем разрешенного импорта не должен быть меньше среднего уровня торговли за последние три года.

Широко распространено в ЕС использование в целях нетарифного регулирования технических барьеров, требований, основанных на санитарных и экологических нормах, а также нормах безопасности. Такие барьеры, зарекомендовав себя в качестве надежного регулятора внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, бытовыми товарами, в настоящее время демонстрируют свою эффективность при регулировании торговли продукцией высокотехнологических отраслей, импортируемой из промышленно развитых стран.

Изучая систему мер нетарифного регулирования ЕС, остановимся на характеристике существующего режима партнерства и сотрудничества ЕС и России по данному направлению во внешнеторговой деятельности. Он основывается на базовых принципах ГАТТ-ВТО, однако, несмотря на это, Евросоюз весьма широко применяет различные виды нетарифных мер для регулирования товарных потоков из России.

В настоящее время эффективным инструментом ограничения российского экспорта на европейский рынок остаются технические барьеры, связанные в основном с ужесточением экологических требова-

ний (уровень шума авиационных двигателей, повышенные требования к качеству хлебных злаков и т.д.). В отдельных случаях допускается применение количественных ограничений — от полных запретов на ввоз в ЕС отдельных товаров (например, шкур рыси и волка) до введения режима квотирования (товары ядерного цикла). Активно используются в отношении российских товарных потоков нетарифные инструменты экономического характера, в первую очередь, антидемпинговые меры. Так, антидемпинговыми пошлинами облагаются поставки в ЕС целого ряда сырья и промышленных товаров, включая хлористый калий, нитрат аммония, алюминиевую фольгу, бесшовные трубы и т.д.

Оценивая опыт ЕС в практике применения нетарифных мер регулирования, можно сделать вывод о том, что европейская модель нетарифного регулирования отличается оригинальностью и в то же время, в силу членства ЕС в ВТО и участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, она гармонично дополняет мировую систему торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении европейских товаропроизводителей, который при этом не противоречит международным торговым правилам и стандартам.

Литература

1. Артамонова О.Ф. Правовые аспекты внешнеэкономических связей Европейских Сообществ и договорно-правовое регулирование торгово-экономических отношений с Российской Федерацией / дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Зимнин С.В. Роль нетарифных мер регулирования во внешней торговле Европейского союза на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.

4. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Коллективная монография / А. Дынкин, Ю. Куренков, Ю. Адно и др.; Науч. рук. А. Дынкин, Ю. Куренков. М.: Междунар. отношения, 2003.

5. Международный маркетинг: учебное пособие для вузов / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова; под ред. Н.И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001.

References

1. Artamonova O.F. Pravovye aspekty vnesh-neeconomicheskih svyazey Evropeiskih Soobshestv i dogovorno-pravovoe regulirovanie torgovo-economi-cheskih otnosheniy s Rossiyskoy Federaciey / Diss. ... cand. urid. nauk. M., 2005.

2. Vneshneeconomicheskaya deyatelnost predpriyatiya / Pod red. prof. L.E. Strovsky. M.: Zakon i Pravo, UNITY, 2011.

3. Zimnin S.V. Rol netarifnyh mer regulirovaniya vo vneshney torgovle Evropeyskogo Souza na sovremennom etape: Diss. . cand. ehkon. nauk. M., 2007.

4. Konkurentosposobnost Rossii v globalnoy economike / collectivnaya monographiya / A. Dynkin,

U. Kurenkov, U. Adno i dr.; Nauh. ruk. A. Dynkin, U. Kurenkov. M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2003.

5. Mezhdunarodniy marketing: uchebnoe posobie dlya vuzov / N.I. Percovskiy, I.A. Spiridonov, S.V. Bar-sukova; pod. red. N.I. Percovskogo M.: Vyshaya shko-la, 2001.

1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 255.

2 Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учеб. пособие по специальности «Мировая экономика». М.: Междунар. отношения, 2003.

3 Международный маркетинг: учебное пособие для вузов / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова; под ред. Н.И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001.

4 ^uncil Regulatton (EC) № 3285/94 о1" 22 December 1994 оп the cоmmоn rules for троАя and reрealing Regulatton (EC) № 518/94. Official Jоurпal L 349. 31/12/1994.

5 ^uncil Regulatiоп (EC) № 2026/97 оf 6 October 1997 оп рrоtectiоn against subsidized троАя frоm cоuntries nоt members оf the Eurорean Cоmmunity // OJ L288, 21.10.1997.

6 ^uncil Regulatton (EC)№ 3285/94 оf 22 December 1994 оп the cоmmоn rules for imроrts and reрealing Regulatiоn (EC) № 518/94 // Official Jоurnal L 349. 31/12/1994.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ

Региональные и местные налоги. 3-е изд., пере-раб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Шаров В.Ф., Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Изд-во ЮНИТИ, 2015.

Обобщен и систематизирован существующий в Российской Федерации порядок исчисления и уплаты организациями и физическими лицами региональных и местных налогов с позиций действующего налогового законодательства РФ. Анализируется история появления региональных и местных налогов. Особое внимание уделено определению объектов налогообложения, ставкам, льготам, порядку и срокам уплаты налогов. Приведены примеры исчисления по каждому налогу с учетом специфики и особенностей налогов.

Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих в собственности движимое и недвижимое имущество. Учтены изменения законодательства РФ по применению второй части Налогового кодекса РФ по состоянию на 1 января 2015 г.

Для студентов высших учебных заведений экономических специальностей, аспирантов, преподавателей. Может представлять интерес для руководителей и экономистов организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.