Научная статья на тему 'Беларусь и россия: особенности таможенно-тарифного регулирования'

Беларусь и россия: особенности таможенно-тарифного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1053
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беларусь и россия: особенности таможенно-тарифного регулирования»

ВОПРОСЫ экономики

БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ*

в.в. котилко,

доктор экономических наук, академик РАЕН

Экспортные, импортные,

тарифные квоты и тарифные исключения

При реализации установленных квот при экспорте лицензируемых товаров собственного производства генеральная лицензия выдается по решению Совета Министров Республики Беларусь (далее - РБ).

Выделение квоты на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию с указанием объемов товара и страны назначения используется при подготовке документов в МИД РБ для получения специальной лицензии.

Подтверждение о выделении квоты на получение специальной лицензии на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию выдает концерн «Беллегпром».

По продовольственным и непродовольственным товарам удельный вес квот составляет от 30 до 50% объемов производства квотируемых товаров. Этот инструмент не оказывает влияния на внутренний потребительский рынок РБ. Необходимо пересмотреть перечень товаров, по которым установлены квоты, и максимально его сократить.

Например, импортная квота на табачные изделия устанавливается решением Межведомственной комиссии по проведению открытого конкурса по реализации импортных квот.

Действующее законодательство допускает наложение тарифных квот. Освобождаются от

* Окончание. Начало см. в журнале «Финансы и кредит», 2005. № 14(182).

уплаты импортных пошлин: товары, которые ввозятся иностранным инвестором; товары, которые предназначены для производственных целей по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов (под гарантии Правительства РБ); транспортные средства, пересекающие таможенную границу во время международных перевозок; товары, которые ввозятся в режиме хранения на таможенном складе; товары, которые реимпортируются на таможенную территорию РБ; товары, которые перевозятся транзитом.

Лицензирование экспорта и импорта товаров в РБ

В постановлении Совмина РБ «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта» (от 08.04.2002 № 440) приведен перечень товаров белорусского производства, экспортируемых в государства ЕС и Турцию (по лицензиям Минторга РБ, согласованным с концерном «Беллегпром»),

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и специальными. При выдаче генеральных лицензий представляются следующие документы: 4 заявления в соответствии с требованиями МИД и Государственного таможенного комитета, оригинал и копия документа на экспорт (или импорт, если речь идет о разовой лицензии) товара; копия документа о присвоении учетного номера налогоплательщика; документальное подтверждение происхождения товара при экспорте; письменное подтверждение о выделении квот и страны назначения; экологическое обоснование эффективности сделки (при бартере); доверенность организации-

заявителя уполномоченному лицу на получение лицензии; обоснование цены товара в виде конкурентного листа цен.

После получения генеральной лицензии заявитель обязан в двухдневный срок после подписания договора (контракта) представить его оригинал и копию в МИД для регистрации. Генеральная лицензия на импорт не выдается.

Контракт, представленный для получения лицензии должен содержать следующую информацию: предмет контракта; количество товара; цена товара; базис поставки; условия платежа; качество товара; сдача и приемка товара; сроки поставки товара; ответственность сторон; порядок разрешения споров, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Сроки действия лицензий:

• при реализации квотируемого товара - в пределах текущего календарного года;

• в остальных случаях — в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии. Лицензирование экспорта и регистрация контрактов на экспорт в страны таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено, товаров, происходящих из РБ или выпущенных в свободное обращение на территории Беларуси, не применяются (кроме позиций: хлебные злаки, семена льна и рапса, необработанных шкур и кожи животных).

Лицензия выдается резиденту РБ, заинтересованному во ввозе на таможенную территорию республики (вывозе с таможенной территории РБ) находящихся в его собственном владении товаров в целях их переработки. Если переработка товаров на таможенной территории РБ осуществляется в несколько этапов различными переработчиками — резидентами РБ на основании внешнеэкономических договоров (контрактов), то каждая такая организация-переработчик обязана получить лицензию на переработку. Лицензия выдается таможней РБ, в зоне деятельности которой расположено заинтересованное лицо, а срок ее действия определяется временем, необходимым для переработки товаров, с учетом срока действия внешнеэкономических договоров (контрактов) на основании заключений о целесообразности переработки товаров на (вне) территории РБ и под таможенным контролем.

Лицензирование импорта в РБ товаров, происходящих из стран Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено, не применяется за исключением сахара-сырца.

Перечень товаров, экспорт

и импорт которых лицензируются

В соответствии с постановлением Совета Министров РБ (от 28.07.2002 № 878) в перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли РБ, включены: грибы; клюква; черника; хлебные злаки (зерно); семена рапса; вина виноградные; спирт этиловый неденатурированный (с концентрацией спирта не менее 80 и менее 80%); спирт этиловый технический; нефть сырая; продукты переработки нефти; минеральные удобрения; необработанные шкуры и кожа животных; лесоматериалы необработанные; листы для облицовки (включая полученных разделением слоистой древесины), для клееной фанеры и другой аналогичной древесины и пр. лесоматериалов; волокно льняное длинное; отходы и лом черных металлов; отходы и лом цветных металлов.

В перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, включены: сахар белый; сахар-сырец; патока крахмальная; пиво солодовое; шины (покрышки) пневматические, резиновые, новые; тканые ковры; ковры и прочие текстильные напольные покрытия (из войлока, нетафтинговые или нефлокированные, отделанные или неотделанные); смеси, используемые для кормления животных; инсектициды, фунгициды, гербициды, противовсходные средства и регуляторы роста растений.

Изменения в применении нетарифных мер по отношению к порядку перемещения физическими лицами через таможенную границу РБ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности

В Указе Президента РБ (от 27.05.2004 № 259) введено обобщающее понятие «товары не для коммерческих целей», новое понятие « неделимые товары» (состоящие из 1 единицы товара или 1 комплекта). В новой редакции наложен запрет на ввоз в РБ физическими лицами 10 л алкогольных напитков, 200 шт. сигарет либо 200 г табака на одного человека, достигшего 18-летнего возраста, свыше 4 бывших в употреблении пневматических резиновых шин, предназначенных для автотранспортных средств. Запрещены к перемещению образцы дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под

угрозой исчезновения. Из перечня запрещенных товаров исключены «печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, которые могут причинить вред политическим и экономическим интересам РБ».

Изменились условия перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных платежей. Они конкретизируются и распространяются на товары, ввозимые как в сопровождаемом, так и несопровождаемом багаже. Изменилась валюта, в которой исчисляются стоимость перемещаемых товаров (ранее — доллары США), сейчас — евро.

Для полного освобождения от обложения таможенными платежами при ввозе в Беларусь товары для некоммерческих целей должны иметь таможенную стоимость не выше 1 ООО евро (для неделимых товаров — 1 200 евро) в эквиваленте и (или) общий вес не более 50 кг (для неделимых товаров - 80 кг) включительно.

В перечень исключений дополнительно включены прицепы, продукты питания. Сняты ограничения для регулирования ввоза товаров белорусскими резидентами, работающими за границей (по весу и таможенной стоимости товаров, кроме автотранспортных средств и кузовов). Для них введены ограничения по части ввоза — не чаще 1 раза в год в период пребывания за границей, если срок такого пребывания составляет не менее 11 мес.

Резиденты для освобождения от уплаты таможенных платежей должны предоставить документальное подтверждение от соответствующих государственных органов периода и цели их пребывания в иностранном государстве.

В новом Указе добавлено количество продуктов питания, полностью освобождаемых от обложения таможенными платежами при ввозе в РБ. Количество таких продуктов зависит от страны, из которой их ввозят (государства-члены СНГ и иные государства), а для государств-членов СНГ — также от времени года. Для белорусских граждан, имеющих личное приусадебное хозяйство в сопредельных государствах-членах СНГ, уменьшены ограничения на ввоз продуктов питания, выращенных на таких приусадебных участках, при условии документального подтверждения права собственности.

Изменились правила обложения таможенными платежами ввозимых в РБ автотранспортных средств. В новом Указе размер единой ставки таможенных пошлин и налогов, которыми облагается ввозимое автотранспортное средство, зависит от того, каким по счету в течение одного календарного года ввозит его собственник. Изменился

также размер ставок и градация автотранспортных средств для применения ставок.

По-новому облагается таможенными пошлинами и налогами ввозимая физическими лицами мебель:

• таможенная стоимость которой не превышает суммы, эквивалентной 10 000 евро (для неделимых товаров — 12 000 евро) включительно, — по единой ставке 50% от таможенной стоимости, но не мене 2 евро за 1 кг веса;

• таможенная стоимость которой превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (для неделимых товаров — более 12 000 евро), - по единой ставке 100% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса.

В перечень товаров не для коммерческих целей, ввозимых физическими лицами в РБ, которые облагаются таможенными пошлинами и налогами по единым ставкам, дополнительно введены строительные материалы, отдельные виды бытовой техники, сантехническое оборудование, бытовая видеоаппаратура, телевизоры, компьютерные мониторы.

Правила проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер

В РБ расследование проводится на основании заявления, поданного в МИД от заинтересованных республиканских органов государственного управления и (или) отечественных производителей.

По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений:

• о проведении расследования;

• об отказе в проведении расследования. Этапы рассмотрения заявления представлены

в приложении.

Под предлогом расследования для этих целей понимается товар, импортируемый предположительно в возросшем количестве по цене ниже его нормальной цены или с использованием при производстве и (или) экспорте специфических субсидий и на таких условиях, что импорт этого товара причиняет существенный ущерб отрасли белорусской экономики или создает угрозу его причинения.

Если в расследование, предшествующее введению антидемпинговых или компенсационных мер, вовлечено более 2 иностранных экспортеров и (или) производителей, МИД вправе уведомить о принятии решения о проведении расследования только правительство или его уполномоченный

орган страны происхождения или экспорта товара, являющегося предметом расследования, либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения или экспорта такого товара.

Одновременно с уведомлением о начале расследования МИД направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара, являющегося предметом расследования, перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на белорусском или русском языке в течение 30 календарных дней с даты их получения.

В августе 2004 г. МИД РБ начало 2 расследования:

— в отношении импорта труб (11.08.2004);

— антидемпинговое расследование относительно импорта птицы (11.08.2004).

Расследование в отношении трубхолоднодефор-мированных проводилось на основании заявления производственного унитарного иностранного предприятия «Упеко Индастриз» компании У.П.Е.Ко Трейдинг А.Г., от имени отрасли. Данное предприятие является единственным производителем труб холоднодеформированных на территории Беларуси.

Суть проблемы заключается в том, что доля импорта этих труб на белорусском рынке составляют 86,5%. При этом объем импорта неуклонно растет. В 2003 г. объем импорта труб холоднодеформированных составил 17,6 тыс. т на сумму 13,9 млн дол. США, что превысило уровень 2001 г. на 118%. Перенасыщение внутреннего рынка импортной продукцией наносит ущерб импортозамещающему производству труб стальных холоднодеформированных в Беларуси, так как загрузка производственных мощностей составляет 52,6%.

Основными экспортерами труб в Беларусь являются производители Украины.

Расследование в отношении импорта птицы проводилось на основании заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ.

Объем импорта товара за 2003 г. составил 20,4 тыс. т на сумму 16,51 млн дол. США и увеличился на 42,7% от объема импорта в 2001 г., в том числе объем импорта из ЕС за это время вырос на 68,2%. Доля импортного товара на белорусском рынке выросла с 21,2% в 2001 г. до 27,6% в 2003 г. Доля стран ЕС в общем объеме импорта товара составляет 63%.

Вследствие импорта дешевого мяса (темп роста цены белорусских производителей за этот период составил 131,6%, а цена на импортный товар упала

— темп роста цены — 99,5%) товар белорусского производства становится неконкурентоспособным. Приведенные данные позволили констатировать факт возросшего импорта и свидетельствуют о наличии угрозы причинения существенного ущерба отрасли белорусской экономики.

Проблемы защиты белорусских товаропроизводителей и недопущения недобросовестной конкуренции между РБ и РФ на зарубежных рынках

/. Положительный пример сотрудничества двух государств.

Производители калийных удобрений ПО «Бе-ларуськалий», ОАО «Уралкалий» и ЗАО «Сильвинит» (Пермская обл.) в целях координации деятельности на международном рынке в конце 1993 г. на паритетной основе учредили ЗАО «Международная калийная компания».

В результате удалось добиться значительной экономии средств при продажах калийных удобрений, создать единую сбытовую сеть на мировом рынке, организовать систему поставок, связывающую предприятия с морскими портами. Объем экспорта увеличился на 80%, приток валютной выручки в Беларусь и Россию возрос на 130%.

II. Примеры отсутствия координации двух государств — по азотным удобрениям, из-за несогласованных усилий ЕС применила антидемпинговые санкции. Аналогичная ситуация с попыткой тракторостроительных предприятий РФ освоить производство пропашных тракторов (выпускающихся Минским тракторным заводом), а в РБ

- зерноуборочных комбайнов.

Общая оценка документов РФ и РБ

Действующая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования начала складываться в период 1993-1995 гг. в рамках оформления Таможенного союза, а затем в рамках заключения соглашений о вывозных таможенных пошлинах (1995 г.), о таможенном оформлении товаров (1999 г.), о регулировании железнодорожных грузовых тарифов.

Начиная с 2001 г. действует Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве (от 29.01.2001), одобренное также постановлением Правительства РФ (от 15.02.2001).

В постановлении Совета Министров Союзного государства от 15.10.2002 № 27 «О торгово-экономическом сотрудничестве Беларуси и России» были сформулированы основные направления развития

торгово-экономического сотрудничества РБ и РФ, в том числе те из них, которые касаются:

• унификации таможенных тарифов, действующих в РБ и РФ, сокращения согласованного перечня ставок ввозимых и вывозных пошлин, по которым сохраняются различия;

• унификации действующих в РБ и РФ мер нетарифного регулирования, а также сокращения перечня товаров, к которым при осуществлении взаимной торговли между РБ и РФ применяются меры нетарифного регулирования. В ходе реализации Соглашения о создании

единой системы тарифного и нетарифного регулирования удалось унифицировать:

• таможенные кодексы;

• законодательство в области экономических интересов при осуществлении внешней торговли. В результате этой кропотливой работы установлен единый порядок определения таможенной стоимости товара, страны происхождения товаров, взимания таможенных платежей и сборов. Заключен ряд международных соглашений, направленных на унификацию мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Функционирует единый порядок экспортного контроля.

Продолжают сохраняться различия в уровнях ввозных и вывозных таможенных пошлин, не полностью унифицирована торговая и таможенно-тарифная политика в отношении «третьих» стран и международных организаций. Не в полном объеме выполняется Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве (от 29.01.2001).

Утвержденный Таможенный кодекс в РФ может привести к новым различиям в организации таможенного дела государств-участников Союзного договора, поскольку Национальному собранию РБ вновь придется пересматривать свой таможенный кодекс.

Сохраняются товары, по которым ставки вывозных таможенных пошлин, действующих в 2 государствах, различаются: спирт этиловый неденатурированный (с концентрацией спирта не менее и менее 80%); соль пищевая, гравий и щебень; известь (кроме оксида и гидрооксида кальция); портланд цемент; шлак; масла и продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; нефть и нефтепродукты (полученные из битуминозных материалов); масла смазочные, битум и асфальт, смеси битумные; металлы щелочные и щелочноземельные (кроме кальция); натрий,

стронций и барий; оксид алюминия, гидрооксид алюминия; гидразин и гидроксиламин; мочевина, хлорид калия, удобрения минеральные или химические; полимеры этилена, полимеры винил-хлорида; шкуры и кожа крупного рогатого скота; уголь древесный; лесоматериалы необработанные, шпалы деревянные, хвойные, листы однослойной фанеры, плиты древесностружечные и древесноволокнистые, бумага; отходы и лом черных металлов, черные металлы; отходы и лом медные; алюминий необработанный, отходы и лом алюминиевые; отходы и лом свинцовые.

Различаются также ставки ввозимых таможенных пошлин, действующих в РФ и в РБ, по следующим товарам: натуральное сливочное масло, рекомбинированное масло, сывороточное масло; минеральные и газированные воды; шпагат и упаковочная веревка; каменная керамика; посуда столовая и кухонная; аппараты кассовые; специализированные процессоры видеозвука и синхронизации для использования в телевизорах или формирующих сигнал для индикации и на экране телевизора; декодеры для телевизионной аппаратуры; схемы логические, управляющие, интерфейсные; сигнальные процессоры видео, звука, синхронизации и управления; декодеры с интегральными входными фильтрами; интегральные линии задержки; декодеры телетекста на одном кристалле; микрокомпьютеры и микропроцессоры для управления работой телевизора; фотопленки на одном кристалле и передатчики И К.

Кроме того, ставки ввозной таможенной пошлины в РБ (в отличие от ставок РФ) подразделяются на 2 группы — для товаров из «третьих» стран и для товаров из стран ЕС по следующим позициям: акс-минстерский ковер, напечатанные тафтинговые, в виде квадратов максимальной площадью 0,3 кв. м.

По оценкам белорусской стороны, разница в ставках таможенных пошлин в 2004 г. составляет около 175 товарных позиций, российской — 229. По ввозным таможенным — соответственно 1 708 и 1 798 товарных позиций.

Не полностью унифицированы ввозные пошлины в основном по текстилю, а также по сахару-сырцу, грузовым, транспортным средствам, пищевым продуктам, коврам и лекарственным средствам.

Сохраняются расхождения по вывозным таможенным пошлинам по черным металлам, лому и отходам медным, алюминиевым и свинцовым, шкурам крупного рогатого скота, лесоматериалам. Проблемы по черным металлам, нефтепродуктам и сжиженному газу возникают в связи с тем, что

уже после очередной унификации Беларусью ставок вывозных пошлин российская сторона вносит новые изменения.

Торговые барьеры между РФ и РБ

До вступления России в ВТО Беларусь имеет более благоприятный режим, чем другие страны (Турция, КНР и др.), где установлены многочисленные таможенные барьеры. После вступления России в ВТО и снятия таможенных барьеров белорусские производители столкнутся с мощнейшей конкуренцией.

Перед Беларусью встанет проблема, как не пострадать после снятия торговых барьеров перед другими странами. Ситуация осложняется тем, что доля российского рынка в географии экспорта для белорусских производителей является доминирующей и составляет 60%.

По мнению экспертов, при заключении договоров между двумя государствами следует обратить внимание на принципы взимания НДС, ценовую и тарифную политику, цены на энергоносители и транспортные тарифы.

По-видимому, целесообразно белорусской стороне пересмотреть перечень товаров, вывоз которых за пределы таможенной территории РБ осуществляется при условии регистрации контрактов в облисполкомах и Минском горисполкоме.

Белорусский рынок перенасыщен российской импортной продукцией, отсюда закономерна постановка белорусской стороной вопроса о защите своего рынка. Особенно это относится к товарам, которые могут производиться в РБ и по которым простаивают производственные мощности.

Созрело решение проблемы о перечне товаров, на которые назначаются предельно минимальные цены. Такие ограничения мешают предприятиям проводить гибкую ценовую политику по отдельным товарным позициям.

Упразднение торговых барьеров между государствами — членами ЕЭП способствовало бы смягчению квот Евросоюза на экспорт отдельных товаров в ЕС. В этом особенно заинтересована Беларусь, в частности при заключении соглашений с ЕС по текстилю.

Белорусским товарам трудно «пробиться» на российский рынок. И это, несмотря на то, что торговые, кооперационные и иные соглашения с Беларусью имеют почти все субъекты РФ и свыше 200 российских предприятий.

Многие белорусские товары дешевле российских и импортных, поэтому их необоснованно обвиняют в «демпинге». Эта ложная информация преимущественно касается таких товаров, как кондитерские изделия, алкоголь, табачные изделия, сахар-рафинад и песок, химические удобрения, мебель, медикаменты, молочные, мясо- и птице-продукты из Белоруссии.

Такие барьеры возникают потому, что отсутствуют единые стандарты качества. Следует восстановить систему ГОСТ, назвав их союзными, где следует подробно расписать, по каким критериям белорусские и российские изделия могут считаться демпинговыми или монопольными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На «круглом столе» «Союзное государство: экономическая интеграция в действии. Встреча деловых кругов России и Беларуси» (2004 г.) российскими участниками поднимался вопрос об ускорении продвижения в Сибирь и северные регионы белорусских станков, транспортных средств, бытовой техники, химических изделий, текстиля, некоторых видов продовольствия.

Все это происходит на фоне явных достижений в реализации совместных российско-белорусских проектов: развивается производство новых видов целлюлозных нитей и оборудования для выработки химических волокон; реализуется проект по изготовлению современных оптических деталей; началось производство микроавтобусов высокой комфортности с энергосберегающим оборудованием и европейским экологическим стандартом.

К сожалению, Россия по-прежнему применяет ограничения в отношении следующих товаров: белорусских лекарств, технических алмазов, сахара, алкогольной продукции. Россия препятствует проникновению финансово-промышленных структур и отдельных предприятий РБ на российский рынок банковских, страховых услуг и ценных бумаг.

Приложение

Действующая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Беларуси

Показатель Республика Беларусь

1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь подписала Соглашение об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств-членов ЕврАзЭС от 8.05.2002 №298. В качестве общей номенклатуры принята десятизначная товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ

2. Структура таможенных платежей В соответствии с гл. 19 Таможенного кодекса РБ таможенные платежи включают: таможенную пошлину; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РБ и возобновление действий лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плату за информирование и консультирование; плату за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; др. сборы

3. Вид унификации таможенных тарифов Таможенный тариф РБ — свод ставок таможенных пошлин, применяемых по товарам перемещаемым через таможенную границу Беларуси, систематизированный в товарной номенклатуре ВЭД РБ. Беларусь также как и Россия пользуется четырехуровневой системой ставок таможенного тарифа. Унификация таможенных тарифов России и Беларуси завершена по основным позициям (ставки единообразны, несогласованность на экономику не влияет). В августе 2004 г. Правительство РФ одобрило соглашение с Беларусью о введении единого таможенного тарифа и единой системы тарифного и нетарифного регулирования. Общий таможенный тариф между Беларусью, Казахстаном и Россией согласован на 56%, а если будут приняты предложения Казахстана (от 18.06.2004) этот показатель достигнет 76%

4. Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенные границы Основной метод определения таможенной стоимости товаров — по цене сделки. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров учитываются следующие документы: договор (контракт); спецификацию; счет-фактуру; акцептованную счет-проформу; товарный чек; квитанцию; опись имущества и др.

5. Определение страны происхождения товаров из третьих стран Беларусь присоединилась (30.11.2000) к Правилам определения страны происхождения товаров принятым в СНГ. Страна происхождения товара — это страна, в которой товар был полностью произведен и подвергнут достаточной обработке (переработке)

6. Торговые режимы в отношении третьих стран РБ использует режимы: свободной торговли, наибольшего благоприятствования, преференциальный режим. РБ в рамках ЕврАзЭС участвует в формировании согласованного торгово-тарифного режима в отношении третьих стран, согласованной системы преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Перечень стран, в отношениях с которыми РБ применяет режим наибольшего благоприятствования: Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словацкая Республика, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония, ЕС и Европейское сообщество по атомной энергетике. Перечень наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом РБ включает 103 страны. Среди них: Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Заир, Замбия, Западное Самоа, Йемен, Кабо-Верде и Камбоджа, Кирибати, Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивы, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Сан топе, Принсипи, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тувалу, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

7. Структура мер нетарифного регулирования • количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции; • ограничительная практика на уровне органов государственного управления; • субсидии и др. дотации экспортерам, предпочтительная система гос. заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающих преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их; • таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Эти меры реализуются через постановления Правительства РБ, декреты и указы Президента РБ

8. Правила применения: экспортных квот Выделение квоты на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию, с указанием объемов товара и страны назначения, используется при подготовке документов в МИД РБ для получения специальной лицензии. Подтверждение о выделении квоты на получение специальной лицензии на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию выдает концерн «Беллегпром». Между Беларусью и ЕС действует соглашение, предусматривающее постепенное снижение таможенных ставок на импортные текстильные изделия в обмен на расширение экспортных квот для продукции белорусского легпрома

импортных квот По продовольственным и непродовольственным товарам удельный вес квот составляет от 30 до 50% объемов производства квотируемых товаров. Этот инструмент не оказывает влияния на внутренний потребительский рынок РБ. Необходимо пересмотреть перечень товаров по которым установлены квоты и максимально сократить. Например, импортная квота на табачные изделия устанавливается решением Межведомственной комиссии по проведению открытого конкурса по реализации импортных квот

тарифных квот, тарифных исключений Действующее законодательство допускает введение тарифных квот

9. Правила лицензирования: экспорта товаров Лицензирование осуществляется в форме автоматического и неавтоматического лицензирования. В постановлении Совмина РБ «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта» (от 8.04.2002 № 440) приведен перечень товаров белорусского происхождения, экспортируемых в государства ЕС и Турцию (по спец. лицензиям Минторга РБ, согласованным с концерном «Беллегпром»). Лицензирование экспорта и регистрация контрактов на экспорт в страны таможенного союза, с которыми Таможенное оформление отменено, товаров, происходящих из РБ или выпущенных в свободное обращение на территории Беларуси, не применяются (кроме позиций: хлебные злаки, семена льна и рапса, необработанных шкур и кожи животных). Лицензии могут быть разовыми, генеральными и специальными

импорта товаров Лицензирование импорта в РБ товаров, происходящих из стран Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено... не применяется за исключением сахара-сырца

10. Перечень товаров, в которых лицензируется: экспорт В соответствии с постановлением Совета Министров РБ (от 28.07.02 №878) в перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли, включены: грибы; клюква; черника; хлебные злаки (зерно); семена рапса; вина виноградные; спирт этиловый не денатурированный (с концентрацией спирта не менее 80% и менее 80%); спирт этиловый технический; нефть сырая; продукты переработки нефти; минеральные удобрения; необработанные шкуры и кожа животных; лесоматериалы необработанные; листы для облицовки (включая полученных разделением слоистой древесины), для клееной фанеры и другой аналогичной древесины и пр. лесоматериалов; волокно льняное длинное; отходы и лом черных металлов; отходы и лом цветных металлов.

импорт В перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям включены: сахар белый; сахар-сырец; патока крахмальная; пиво солодовое; шины (покрышки) пневматические, резиновые, новые; тканные ковры; ковры и прочие текстильные напольные покрытия (из войлока, нетафтинговые или нефлокированные, отделанные или неотделанные); смеси, используемые для кормления животных; инсектициды, фунгициды, гербициды, противовсходные средства и регуляторы роста растений.

11. Правила в отношении безусловных запретов (эмбарго) и применения разных квот в торговле с третьими странами • применение полного запрета на торговлю; • применение частичного запрета на торговлю; • введение специальных таможенных пошлин; • введение квот

12. Правила применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле между государствами-участниками ЕЭП В целях защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам временно применяются особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Применению этих пошлин предшествует расследование, проводимое по инициативе органов государственного управления. Порядок проведения расследования: 1) заявление о защитных мерах подается в МИД от органов гос. управления и отечественных производителей; 2) регистрация заявления в МИД; 3) решение принимается на основе представленных документов; 4) устанавливается срок начала расследования; 5) запрос дополнительных сведений; 6) МИД уведом

ляет заинтересованное лицо о принятии решения; 7) МИД отправляет иностранным экспортерам перечень вопросов, на которые следует ответить на белорусском или русском языках в течение 30 календарные дней; 8) публикация информации о проведении расследования; 9) МИД уведомляет заинтересованных лиц о принятии решения о применении защитных, антидемпинговых или компенсационных мер

13. Условия транзита товаров из третьих стран (в третьи страны) через таможенные территории государств-участников ЕЭП Пока действуют дополнительные сборы, устанавливаемые и взимаемые с международных автоперевозчиков местными органами самоуправления (что противоречит международным обязательствам РБ). Это ухудшает позиции белорусских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг. По Указу Президента РБ (от 27.05.2004 № 259) внесены следующие изменения в регулирование транзита товаров не для коммерческой деятельности: 1. Для автотранспортных средств, с момента выпуска которых прошло: - 3 года и менее — в сумме, эквивалентной 1 500 евро; - свыше 3, но не более 10 лет включительно с рабочим объемом цилиндров двигателя до 2500 см3 — в сумме, эквивалентной 500 евро; - свыше 3, но не более 10 лет включительно, с рабочим объемом цилиндров двигателя 2500 см3 и более — в сумме, эквивалентной 1500 евро; - свыше 10, но не более 14 лет, - в сумме, эквивалентной 1500 евро; - 14 и более лет, - в сумме, эквивалентной 3000 евро. 2. Для товаров не для коммерческих целей — в сумме, исчисленной исходя из единых ставок при ввозе таких товаров в РБ в целях постоянного размещения в соответствии с Положением о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РБ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Тарифные льготы (тарифные преференции в отношении товаров, перемещаемых через РБ) устанавливаются Президентом РБ

14. Действующие торговые барьеры между государства м и-уч астн и-ками ЕЭП Снятие торговых барьеров между Украиной и Беларусью (в частности по текстилю) несколько смягчили квоты Евросоюза на экспорт товаров в ЕС. В результате действие соглашения по текстилю между Беларусью и ЕС было продлено на 2004 г. До сих пор сохраняется практика применения белорусскими таможенными органами таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, проведения таможенного досмотра, конфискации товаров по делам об административных таможенных правонарушениях по ст. 193-8 КоАП РБ. Стремление к таможенному контролю как на внешней границе Союза Беларуси и России по единым таможенным правилам для России и Беларуси упирается также в возражение министерств и ведомств России (согласно проведенному опросу). Российская сторона применяет ограничения в отношении белорусских лекарств, технических алмазов, сахара, алкогольной продукции, по доступу финансово-промышленных структур РБ на российский рынок банковских страховых услуг, ценных бумаг. С апреля 2004 г. Беларусь установила ограничения в отношении ввоза следующих российских товаров: - выдача разовых лицензий на импорт пива солодового (стоимость лицензии 14 тыс. дол. США); - введено лицензирование ввоза в РБ: масла, маргарина, пива, муки, крупы, хлебобулочных изделий, сахара белого, произведенного из сахара-сырца тростникового; - установлены импортные квоты на океаническую рыбу и морепродукты (в т. ч. из РФ); - установлены импортные квоты на табачные изделия (в том числе из РФ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.