АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Скрынченко Борис Леонидович
Профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), кандидат экономических наук, профессор E-mail: sbl-66@mail.ru
Мороз Владимир Дмитриевич
Доцент кафедры экономических теорий и военной экономики ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент E-mail: morozv.vladimir@rambler.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВА
Аннотация.
Предмет исследования: организация внешнеторговой деятельности государства.
Целью настоящей статьи является рассмотрение порядка организации внешнеторговой деятельности государства.
Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.
В работе на основе обобщения нормативно-правовой базы организации внешнеторговой деятельности государства проведен краткий обзор внешнеторговой деятельности государства, а также рассмотрены различные инструменты, применяемые государством для организации внешнеэкономической деятельности. Сделан вывод о том, что в организации международной торговли нельзя целиком исключить элементы государственного регулирования, но в то же время нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами.
Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях международной торговой деятельности, а также для совершенствования правового регулирования внешнеторговой деятельности государства, совершенствования внешнеторговой политики в данной области.
Ключевые слова: внешнеторговая политика государства; таможенный тариф; пошлина; правила регулирования; запреты; ограничения; квоты.
jr
Skrynchenko Boris L.
Professor of customs law and customs Affairs at Law Institute of the Russian University of transport (MIIT) E-mail: sbl-66@mail.ru Moroz Vladimir D.
Docent of the Department of economic theories and military economy at FGKVOU VO «Military University» Ministry of defense of the Russian Federation, candidate of historical Sciences, associate Professor E-mail: morozv.vladimir@ramhler.ru
ORGANIZING OF MANAGEMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE STATE
Abstract.
Subject of research: organization of foreign trade activities of the state.
The purpose of this article is to consider the order of the organization of foreign trade activities of the state.
The research methodology consisted of comparative, formal-legal, analytical methods, and a systematic approach.
The work, based on the generalization of the regulatory framework of the organization of foreign trade activities of the state, a brief review of the foreign trade activities of the state, as well as the various tools used by the state for the organization of foreign economic activity. It is concluded that the elements of state regulation cannot be entirely excluded in the organization of international trade, but at the same time they should not be allowed to hinder the development of trade between countries.
The findings of the study can be used in further research of international trade, as well as to improve the legal regulation of foreign trade activities of the state, committed foreign trade policy in this area.
Key words: foreign trade policy of the state; customs tariff; duty; regulation rules; prohibitions; restrictions; quotas.
Проблема осуществления управления внешнеторговой деятельностью государства была актуальна еще со времен меркантилистов и до настоящего времени не получила однозначного ответа.
К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующим внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ. Этот закон определяет цели и предмет регулирования, порядок организации таможенного регулирования в Российской Федерации, а также систему, функции и принципы деятельности орга-
низации таможенных органов Российской Федерации.
Весь комплекс мер управления данной сферой деятельности государства представляет собой комплекс приёмов, способов, средств и методов обеспечения исполнения мер таможенно-тарифного регулирования, а также введение ряда запретов и ограничений при ввозе и вывозе товаров из Российской Федерации1.
Внешнеторговая политика государства реализуется через использование приёмов и способов регламентации своей торговой деятельности. Определенные цели, преследуемые государством, предполагают ис-
1 Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № ЗИ-ФЗ.
пользование специфических инструментов торговой политики, при этом правительство данной страны имеет возможность использования различных сочетаний инструментов для достижения требуемого результата. Средства государственной регламентации внешнеторговой деятельности по своей сути подразделяются на те, которые имеют своей основой применение таможенного тарифа — тарифные и нетарифные методы.
Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяютразмер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы.
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время активно применяемым мерам регулирования вво-
за и вывоза товаров. При этом таможенные пошлины в наибольшей степени позволяют сохранить здоровую конкурентную среду.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, уплачиваемый государству при ввозе и вывозе (транзите) товара, который является обязательным условием для осуществления ввоза или вывоза (транзита) товара2.
Таможенные пошлины считаются наиболее адекватным инструментом регулирования экспорта и импорта в условиях открытой экономики.
Классификация таможенных пошлин в зависимости от сферы их применения, торго-во-политического статуса, уровня и характера действия, целей применения, способа взимания представлена на рис. 1.
В зависимости от сферы действия
Экспортные Импортные Транзитные
В зависимости
от торгово-политического статуса
В зависимости от характера действия и целей применения
Автономные Конвенционные Преференциальные
Специальные Антидемпинговые Компенсационные
По способу взимания
Адвалорные Специфические Комбинированные
Рис. 1 — Классификация таможенных пошлин.
Необходимо отметить также существование целой группы мер корректировки, которые не являются таможенными пошлинами, но рассматриваются как «меры, по характеру воздействия аналогичные таможенным пошлинам». В частности, это некоторые виды налогов и сборов, взимаемые при пересечении товарами таможенной границы, например, портовые, таможенные и иные сборы и т.д. Важно заметить, что под этим термином никогда не фигурируют
внутренние косвенные налоги (прежде всего НДС и акцизы), даже если они взимаются при ввозе товара. Все подобные меры точно так же, как и таможенные пошлины, ведут к увеличению цены ввозимых товаров, несмотря на то, что их экономическая и правовая природа совершенно иная.
Для применения таможенных пошлин необходим целый комплекс дополнительных правил, которые являются составной ча-
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.]
дг
стью системы таможенно-тарифного регулирования.
Основные правила, необходимые для применения тарифных инструментов регулирования.
1. Проведение таможенной оценки товара. Это необходимо для определения базы для начисления адвалорных таможенных пошлин.
2. Выявление страны, в которой произведён товар. От этого зависит правильность применения многоколоночного импортного таможенного тарифа.
Нетарифные ограничения импортных и экспортных операций представляют собой совокупность мер запретительно-ограничительного характера, которые затрудняют процесс проникновения иностранных товаров на внутренние рынки страны и имеют своей целью защиту национальных рынков3.
Возрастание важности значения применения нетарифных методов регулирования в мировой торговле началось после окончания Второй мировой войны, в силу того что они обладают рядом преимуществ в сравнении с тарифными методами. Их преимущества заключаются в том, что система нетарифных барьеров обладает достаточно разветвленной сетью, поэтому достигается наибольшая эффективность.
Нетарифные барьеры — это совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности при помощи многопрофильной системы экономических, политических и административных методов.
Традиционно нетарифными инструментами регулирования экспорта и импорта называют любые инструменты регулирования, которые не связаны с использованием таможенного тарифа. Целью данных мер является не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей стра-
ны, но и защита национальной промышленности, охрана окружающей среды, жизни и здоровья населения и национальной безопасности государства.
Административные ограничения — это запреты, чаще всего применяемые в отношении товаров, представляющих угрозу личной, общественной или экологической безопасности.
Безусловный запрет (эмбарго) создает положение, когда доступ товара на рынок страны-импортера вообще невозможен. Такие запреты могут относиться и к экспорту.
Наиболее часто они находят своё применение по политическим соображениям либо по соображениям безопасности. Традиционным является введение запретов на импорт по соображениям национальной безопасности, безопасности потребителей, окружающей среды, культурных ценностей, морали, нравственности.
Лицензирование — разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального разрешения уполномоченного государственного органа4.
Общий признак лицензирования — необходимость выполнения каких-либо действий, отличных от процедур таможенного оформления, которые предшествуют ввозу или вывозу товара и являются условием для разрешения ввоза или вывоза. Чаще всего это предоставление информации или доказательств того, что данное лицо соответствует каким-либо критериям.
Различают несколько видов лицензий. • Индивидуальная (одноразовая) лицензия. Такая лицензия выдается конкретному импортеру или экспортеру для реализации конкретной сделки. Ее действие, как правило, ограничено во времени, а сама лицензия содержит указание на количество товара и часто на страну происхождения или назначения.
3 Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / под общей редакцией Рязанцева С. В.— М.: Кнорус, 2016.— с. 46-50.
4 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.).
• Генеральная лицензия. Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу или фирме ввозить неограниченное количество товара, указанного в лицензии. Иногда предполагается, что такая лицензия разрешает ввоз или вывоз всех товаров за исключением тех, на которые распространяются импортные или экспортные запреты.
Различают также лицензии, выдаваемые в разрешительном и заявительном порядке. Разрешительные лицензии подлежат выдаче в зависимости от решения соответствующего государственного органа. Заявительный порядок выдачи лицензий предполагает, что лицензия выдается всем лицам, обратившимся с просьбой о ее выдаче. В последние годы широкое распространение получила практика автоматического лицензирования — предоставление лицензии только на основании просьбы о ее выдаче.
Государственная монополия (монопольный канал экспорта или импорта).
В современных условиях чаще применяется термин «установление монопольного канала экспорта или импорта».
В условиях централизованной экономики государственная монополия на экспорт и импорт используется в качестве средства перераспределения экономических выгод от участия в международном разделении труда в пользу государства. Эта форма монополии связана с неэкономическими методами ведения хозяйства, а предприятия практически лишаются возможности самостоятельно участвовать во внешней торговле и присваивать преимущества, которые дает международное разделение труда.
В рамках рыночной экономики государственная монополия используется как средство регулирования торговых операций с отдельными товарами. В данном случае государство устанавливает специальный порядок осуществления экспорта и импорта только определенными лицами, которые выступают как посредники. При этом при-
обретение товаров для экспорта или реализация импортных товаров на внутреннем рынке осуществляется, как правило, свободно и по свободным ценам (в некоторых странах используются регулируемые цены). Технически механизм осуществления монопольного канала импорта или экспорта действует посредством выдачи лицензии только одному предприятию (реже ограниченному числу предприятий). Чаще всего такой механизм применяется в регулировании импорта некоторых товаров (соль, спички и т.п.). В экспортной торговле данный механизм используется для установления контроля за вывозом отдельных товаров, в том числе с целью обеспечения их надлежащего качества. Подобный механизм не дает принципиальных преимуществ по сравнению с обычной процедурой лицензирования.
Количественные ограничения — установление максимального количества товара, разрешенного для ввоза или вывоза в течение установленного периода времени (года, квартала). Такие ограничения называют квотами или контингентами. Квотирование считается более жестким торговым барьером по сравнению с таможенными пошлинами, оно может существенно ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.
Количественные ограничения — один из наиболее часто применяемых инструментов регулирования внешнеторговой деятельности государства. Однако его самостоятельное значение в последнее время заметно упало.
Количественные ограничения — это определение максимального количества объема товара, который разрешен в течение определенного времени (в течение года или квартала) для экспорта или импорта5.
Перечень товаров, подпадающих под количественные ограничения, называют кон-тингентами, а процесс их формирования — контингентированием.
Квоты в гораздо большей степени искажают процесс конкуренции. Таможенные
5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.)
дг
пошлины приводят к ослаблению конкурентных позиций экспортера или импортера на рынке. Использование квот приводит к ограничению возможности конкуренции, так как лимитирует поступление товара на рынок.
В то же время результаты от введения квот менее предсказуемы как в отношении реакции рынка, так и распределения экономических выгод. Сложившаяся структура рынка и отличительные черты конкурентной среды, а также характер поведения иностранных поставщиков существенно влияют на экономические результаты от введения квот. В условиях свободной конкуренции, когда нет возможности монополизации рынка, а механизмы распределения квот действуют эффективно, экономические результаты от введения квот мало отличаются от результатов использования пошлин.
Чаще всего для реализации квот применяется механизм лицензирования, который должен регулировать соотношение объемов поставок и квот. Механизм распределения лицензий оказывает существенное воздействие на результаты квотирования. Известно три основных способа распределения лицензии: на основе аукциона, на основе явных предпочтений, по затратному методу.
Ни один из способов обеспечения выполнения квот не является идеальным, и их введение практически всегда вязано с дополнительными затратами и повышением вероятности злоупотреблений. Ни один из них не исключает возможности монополизации поставок как со стороны импортеров, так и со стороны экспортеров.
Технические барьеры — традиционный вид нетарифных ограничений, связанных с предъявлением требований к техническим характеристикам товара, которые могут быть использованы в качестве средства, применяемого для ограничения доступа различных товаров на внутренний рынок страны. Технические барьеры как по своей
природе, так и по своим проявлениям являются весьма разнообразными. В числе технических барьеров обычно выделяют несколько специфических областей — санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила. Эти области регулирования тесно связаны с обеспечением безопасности населения, сельскохозяйственных животных и растений6.
Технические барьеры могут принимать различные формы. Наиболее частое выражение технические барьеры находят в запретах на ввозимую продукцию, не соответствующую предъявляемым техническим или иным требованиям, которые подтверждают соответствие этих товаров обязательным в данной стране техническим требованиям. Чаще всего требуется представление установленных законодательством документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным техническим требованиям. Как правило, это национальная документация, подтверждающая соответствие (сертификат или декларация соответствия); признаваемые в данной стране документы, полученные за рубежом; либо документы о признании иностранных документов и процедур подтверждения соответствия7.
Разрешение на ввоз некоторых товаров может быть дано только в тех случаях, когда ввоз данной партии товара подтверждается соответствующими государственными инстанциями страны, осуществляющей импорт. Как пример можно привести запрет ввоза в США живых пчел из страны, которая не рассматривается администрацией США как неопасная с точки зрения заболеваемости пчел.
Довольно жесткой формой запрета является дача согласия на ввоз только той продукции, которая произведена предприятиями, успешно прошедшими проверку специалистами специальной инспекции страны, осуществляющей импорт данного вида продукции.
6 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.
7 Тишков, В.Н.Внешнеторговая политика: Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: Учебное пособие.— СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.— с. 73-76.
В обязанности данной инспекции входит удостоверение, что производственные условия являются таковыми, что данное предприятие практически способно гарантировать требуемое качество товара. Такие меры, как правило, находят своё применение при обстоятельствах выявления поставки товаров с низким качеством, и страна-импортер стремится не допустить в будущем этой поставки низкокачественного товара.
Введение специальных требований к упаковке и маркировке товаров. Чаще всего введение таких ограничений осуществляется специалистами, осуществляющими защиту прав потребителей. Основные правила маркировки определены техническим регламентом Таможенного союза 005/2011. Например, на упаковке должно содержаться обозначение материала, из которого она изготовлена, для продукции какой категории данный продукт предназначен, кроме того законодательством ряда стран, в том числе и России, требуется нанесение надписей на национальном языке на всех продуктах питания, а также специальных надписей, указывающих состав или пищевую ценность данного продукта.
Фактически сложившиеся технические параметры. Представляют собой характерный случай применения технических барьеров, когда техническая политика ориентируется не на меры государственного регулирования, а направлена на укрепление своего присутствия на рынке. Примером такого явления может быть разработка и использование в отдельно взятых странах различных стандартов радиовещательных систем, систем цветного телевещания, параметров сети электроснабжения. Понятно, что подобные различия не всегда преследуют цель затруднения реализации товаров иностранного производства. Однако в целом ряде случаев это соответствует действительности, так как существующие различные фактические стандарты разных стран реально требуют ряда дополнительных затрат для адаптации произведённых товаров к техническим параметрам, использующимся в данной стране.
Одной из форм модификаций традиционной системы применения традиционных торговых ограничений применительно к количественным ограничениям является система «добровольных ограничений экспорта». Она представляет собой использование экономического механизма количественных ограничений в неявном или, во всяком случае, видоизмененном виде. Это позволяет практически применять механизм количественных ограничений, не вводя официально новых торговых ограничений.
Существо системы «добровольных ограничений экспорта» состоит в принуждении торговых партнеров принимать на себя обязательства по ограничению экспорта тех или иных товаров в ту или иную страну. На практике это означает принуждение к введению неформальных экспортных квот. «Добровольные ограничения экспорта» носят явный дискриминационный и силовой характер. Их действие носит неформальный и скрытый характер. Они никогда не фиксируются в законодательной форме и лишь в отдельных случаях могут принимать форму двусторонних соглашений.
Основным средством, которое используется для принуждения к принятию на себя страной обязательств по сдерживанию экспорта, является угроза применения высоких, как правило, запретительных пошлин или других мер, которые способны привести к большему ограничению доступа на рынок, чем сознательное ограничение поставок в рамках достигнутой договоренности. Поэтому к системе добровольных ограничений могут прибегать только крупные страны, доступ на рынок которых принципиально важен для экспортеров. Наиболее часто к такой практике прибегают США, особенно в отношениях с Японией.
Как видим, ситуация складывается таким образом, что в организации международной торговли нельзя целиком исключить элементы государственного регулирования, но в то же время нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами.
дг
Государственное участие во внешнеторговой деятельности имеет определенные преимущества, но вместе с тем оно способ-
ствует повышению цен, несовершенной конкуренции и мешает развитию международной торговли в целом.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.).
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-Ф3.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.
4. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / Под общей редакцией С. В. Рязанцева. М.: Кнорус, 2016.
5. Тишков, В. Н. Внешнеторговая политика: Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.