1 Связи, близкие к линейным. Для пар «психофизиологический параметр - психофизиологический параметр» имеем 202 зависимости. Для пар «опросный параметр - опросный параметр» - 69 зависимостей. А вот для пар «психофизиологический параметр - опросный параметр» и «опросный параметр - психофизиологический параметр» нет ни одной значимой зависимости.
2 Нелинейные связи. Для пар «психофизиологический параметр - психофизиологический параметр» имеем 153 зависимости. Для пар «опросный параметр - опросный параметр» - 55 зависимостей. Но самое интересное - это значимые нелинейные связи для пар «психофизиологический параметр -опросный параметр» и «опросный параметр - психофизиологический параметр» - 139 зависимостей.
Таким образом, идеальные модели линейно организованного мышления оказываются не реализуемыми в сложной психологической действительности и от них необходимо отказываться и переходить к более гибким и сложным моделям.
Приведенный в статье обзор результатов из различных областей психологии позволяет говорить о необходимости синергетической парадигмы в психологической науке, направленной, прежде всего, на изучение нелинейных свойств психологических систем.
Нелинейная психология - это новый подход к изучению психологических систем, ставящий своей главной задачей изучение специфических нелинейных свойств психологических явлений.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-03-00594-а.
Список литературы
1 Басимов М.М. Методы множественного сравнения в
психологических исследованиях // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т.Н.Савченко и Г.М.Головиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. Вып.3. С. 128-157.
2 Басимов М.М. Изучение статистических связей в
психологических исследованиях: монография. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 432 с. (Серия «Библиотека психолога»). 3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. С. 240.
4 Крылов В.Ю. Методологические и теоретические
проблемы математической психологии. М.: Янус-К, 2000. 376 с.
5 Basimov M.M. Mathematical methods in psychological
research (Nontraditional methods). Monograph. -Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 185p.
6 Basimov M.M. Analysis of different form statistical
dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008. - 102p.
7 Basimov M.M. Methods of multiple comparison in
psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008. - 101p.
8 Mainzer K. Thinking in Complexity The Complex Dynamics
of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 13.
9 Basimov M.M. NONLINEARITY - THE PARADIGM OF
PEDAGO-GICAL PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) /
Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 568.
10 Basimov M.M., Padurina E.A. POSITIVE PARENTAL
FEELINGS IN A CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1297.
11 Basimov M.M., Ponomareva S.M. SYSTEM OF
REQUIREMENTS TO THE TEACHER'S PROFESSION THE AS AN OBJECT OF SYNERGETRICS // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1603.
12 Basimov M.M, Ilinyh Y.V. FORMATION OF SEMANTIC
SPHERE OF THE CHILD IN A CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1311.
13 Basimov M.M, Dostovalov S.G. STUDYING OF THE
PERSONALITY TRUST CRISIS IN THE CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1439.
14 Basimov M.M., Nikolaeva I.A. GRAPHIC
REPRESENTATIONS OF VALUABLE RELATIONS OF THE PERSON "I-OTHERS" AS THE OBJECT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.
15 Basimov M.M, Bespalov B.I., Leonov S.V. NONLINEARITY
OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESEARCH // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1282.
УДК 159.9 M.B. Воробьева
Курганский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния конфликтов между родителями на эмоциональную устойчивость детей. Представлены результаты исследования характера конфликтов между родителями, особенности влияния конфликтов на эмоциональную сферу ребенка.
Ключевые слова: агрессивность, депрессия, дети, конфликт, неуверенность, родители, семья, супруги, одиночество, эмоциональная сфера.
M.V. Vorobyova Kurgan State University
FEATURES OF INFLUENCE OF THE CONFLICTS BETWEEN SPOUSES ON EMOTIONAL STABILITY OF CHILDREN
Annotation. This paper addresses the problem of
the impact of parental conflict or children's emotional stabiliti. The article presents the results of studies on the nature of parental conflicts and addresses the impact of conflict on the emotional sphere of the child.
Key words: depression,aggressiveness, children conflict, insecurity, parents, family, spouses, loneliness, emotional sphere.
Одна из острых проблем современной семьи -это изменение типа взаимоотношений взрослых и детей, которые чаще всего носят формальный характер, усиливаются трудности у молодых семей, возрастает тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы на фоне семейных конфликтов, очень часты скандалы, разводы.
По данным статистики в Курганской области в 2012году зарегистрировано 8214 браков и 4745 разводов, то есть, на каждые 1000 человек (промилле) приходится 9,2 (промилле) браков, а разводов- 5,3 (промилле). В среднем, по России два из трех браков оканчиваются расторжением.
В то же время большинство ученых считают, что существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения [2; 3].
Проблема конфликта всегда была актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Что касается внутрисемейных конфликтов, то здесь возникает задача осознания взрослыми проблем своей семьи и освоения навыков оптимального взаимодействия родителей друг с другом и со своими детьми [1].
Известно, что в настоящее время семейные конфликты являются самыми массовыми и распространёнными конфликтами, и они отрицательно влияют на ребёнка, живущего в постоянной конфликтной атмосфере.
Исходя из данного факта и опираясь на исследования таких авторов, как Н.В. Гришина, А.В. Запорожец, Г. Зиммель, Н.И. Лисина, С. Руснак, О. Шевченко и др., мы выделили проблему особенностей влияния конфликтов между супругами (родителями) на эмоциональную устойчивость детей. В апреле-мае 2013 года под нашим руководством было проведено эмпирическое исследование студентом 5-го курса факультета психологии, валеоло-гии и спорта Е.Н. Немировым.
Цель нашего исследования заключалась в изучении характера влияния конфликтов между супругами (родителями) на эмоциональную устойчивость детей младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование было направлено на проверку следующих положений:
1 Конфликты между супругами (родителями) имеют определённые особенности, соответствующие
таким показателям, как общее количество конфликтов, частота определенных видов конфликтов, продолжительность конфликтов и кто является инициатором конфликта.
2 Степень выраженности отрицательных проявлений в эмоциональной сфере детей зависит от характера конфликтов между родителями.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №10 г. Кургана. В состав испытуемых вошли родители (16 супружеских пар) и их дети, обучающиеся в начальных классах данной школы. Непосредственно были задействованы дети в возрасте от 8 до 10 лет (23 ребенка) и их родители (32 человека), супруги, состоящие в браке более 10 лет.
На первом этапе исследования было проведено анкетирование с использованием разработанной нами анкеты для родителей, направленной на выявление особенностей характера конфликтов между супругами.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста был использован следующий диагностический инструментарий:
1 Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дор-ки), позволяющий определить уровень тревожности ребенка, который отражает уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, связанным с характером взаимоотношений его со сверстниками и взрослыми в семье и в коллекти-
2 Рисуночная методика «Кактус», предназначенная для определения состояния тревожности ребёнка.
3 Рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», направленный на выявление таких эмоциональных состояний, как агрессивность, неуверенность, депрессия, чувство одиночества.
4 Для определения влияния характера конфликтов между супругами на эмоциональную устойчивость их детей был использован качественный анализ полученных в ходе диагностики результатов.
На первом этапе исследования мы провели анкетирование среди родителей (супружеских пар) с использованием разработанной нами анкеты.
В анкете для родителей было зашифровано шесть видов семейных конфликтов, связанных с материальными трудностями, воспитанием детей, интересами, планированием жизни, ведением домашнего хозяйства и совместным проведением досуга. Первый показатель, который определялся -общее количество конфликтов, выделяемых супругами.
Анализ результатов по количеству конфликтов, выделяемых супружескими парами, показал, что среди наших испытуемых бесконфликтных пар нет. В соответствии с ответами анкетируемые супружеские пары распределились на 3 группы:
1) с максимальным количеством конфликтов;
2) со средним количеством конфликтов;
3) с минимальным количеством конфликтов
Первую группу составили 31 % от общего чис-
ла обследуемых пар. Во второй группе оказалась половина всех анкетируемых пар (50%), а в группу с минимальным количеством конфликтов вошли только 19% от общего числа участников анкетирования.
Еще одним показателем характера конфликтов между супругами, выявленным нами с помощью анкетирования, явилась частота выборов того или иного конфликта, обозначенных супругами.
Как отмечается в специальных исследованиях, многообразны причины, вызывающие супружеские конфликты. В качестве таковых могут выступать самые разные как внутренние, так и внешние факторы [2].
Так, определённое влияние на характер конфликтов оказывает стадия семейного цикла, на которой в данный момент находится супружеская пара. В молодых супружеских парах частая причина конфликтов - планы на отдых, стиль его проведения.
С появлением детей у супругов чаще возникают ссоры по поводу особенностей их воспитания. На причины конфликтов серьёзный отпечаток накладывает и материальное благосостояние супругов, принадлежность их к определённому классу или социальному слою.
На характер супружеских конфликтов в семье оказывают также влияние особенности распределения между супругами внутрисемейных ролей. Так, в семьях с более жёстким распределением ролей, ориентированным на патриархальные образы, больше конфликтов, связанных с проблемами супружеских отношений, чаще возникают различного рода недоразумения, связанные с деньгами.
Учитывая, что в анкете было представлено 6 сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной конфликтов между супругами, мы определили соответственно 6 видов конфликтов, связанных:
1) с материальными трудностями;
2) с воспитанием детей;
3) с интересами супругов;
4) с планированием жизни;
5) с ведением домашнего хозяйства;
6) с совместным досугом.
Таким образом, была определена частота каждого вида конфликта во всех участвующих в анкетировании супружеских парах.
Результаты анкетирования показали, что в обследуемых семьях наибольшая частота приходится на конфликты, связанные с вопросами воспитания детей (94%), на втором месте - конфликты по поводу ведения домашнего хозяйства, бытовых проблем (81%). Наименьшая частота конфликтов, отмечаемых супругами, приходится на проблему расхождения их интересов и увлечений (37%).
Третьим показателем анализа анкетирования родителей явился параметр продолжительности конфликта. Поскольку «при желании» конфликтной может стать практически любая внутрисемейная ситуация, важным фактором, позволяющим нивелировать большинство конфликтов, является поведение супругов во время конфликта. Так, если партнёры легко реагируют на любое возникающее противоре-
чие, фиксируются на нём, пытаются объяснить или доказать правоту другому, то конфликт затягивается. Но если «неприятные ситуации» обсуждаются спокойно и доброжелательно, супруги не пытаются найти, кто из них прав, а кто виноват, каждый из них стремится пойти на примирение, а не ждёт, чтобы это делал другой - продолжительность конфликтов уменьшается [3].
Исследовались супружеские пары, состоящие в браке более 10 лет. Оказалось, что для них характерны в большей степени долговременные конфликты. При этом из 16 анкетируемых супружеских пар совпадение ответов на вопрос о продолжительности конфликтов наблюдалось у 14 пар.
Анализ результатов анкетирования показал, что 10 супружеских пар (из 14), т.е. 71 %, выделяют долговременные конфликты, а 4 супружеские пары (из 14), т.е. 29%, выделяют кратковременные конфликты.
Можно предположить, что 4 супружеские пары из обследуемых 14 пар успешны в браке. В успешных браках серьёзные конфликты возникают гораздо реже, длятся меньшее количество времени и чаще приводят не просто к выяснению отношений, а к решению проблем. Супруги в этих парах в день, когда произошёл конфликт, стремятся больше времени быть вместе, проявлять взаимную нежность и заботу. Для тех пар, где отношения в целом можно охарактеризовать как менее успешные, а в нашем исследовании - это большая часть супружеских пар (71 %), характерны долговременные конфликты. Напряжение сохраняется дольше, никто из супругов не хочет идти на примирение первым. Даже после того, как конфликт улажен, супруги ещё некоторое время стремятся быть врозь, меньше общаясь друг с другом.
Кроме выше описанных показателей мы определяли также такой показатель, как обозначение супругами инициатора конфликта .
Любой супружеский конфликт - противостояние интересов, потребностей, взглядов, представлений. Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни прежде всего зависит от личных качеств каждого из супругов. Если ещё допустить, что профессиональная деятельность супругов также связана с большой затратой нервно-психических сил, то ситуация в семье оказывается чрезвычайно неблагоприятной для психического здоровья супругов. Именно в семье, дома супруги восстанавливают силы, затраченные во время труда в общественном производстве. В случае конфликтных ситуаций в семье такого восстановления не происходит. Более того, нервное напряжение возрастает.
Психическое напряжение от конфликтов в семье, напряжение от трудовой деятельности неизбежно приводят к эмоциональному срыву. Трудности контроля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Чаще всего это наблюдается у женщин. У замужних работающих женщин в домашней среде возникают неадекватные реакции, т.е. когда они остро реагируют на обычные шалости и проступки детей, занятия мужа и т.д.
Такое неадекватное реагирование имеет свои причины. Нервно-психическая неустойчивость эмоционального поведения женщин повышает психическую напряжённость и у других членов семьи.
В результате анализа ответов супругов об инициаторе конфликта выяснилось, что в 44% ответов инициатором является «жена», а в 28% ответов -«муж» и «муж и жена в равной степени».
Мы также решили посмотреть, кто является инициатором конфликта в супружеской паре в зависимости от количества конфликтов. Совпадения ответов по данному вопросу наблюдались у 6 пар: с максимальным количеством конфликтов - 2 пары, со средним - 1 пара и с минимальным - 3 пары.
Были выявлены следующие результаты: 2 супружеские пары с максимальным количеством конфликтов единогласно выбрали инициатором конфликта жену, в семьях с минимальным количеством конфликтов две пары из трех отметили, что инициатором выступают оба супруга. Таким образом, данные результаты не противоречат известному положению о том, что в браке каждый из супругов может выступать как психотравмирующий фактор, являясь инициатором конфликта независимо от общего количества конфликтов, происходящих в семье.
Следующий этап нашего исследования составило изучение особенностей эмоциональной сферы детей, чьи родители участвовали в анкетировании.
По результатам проведенного обследования с помощью методик «Кактус» и «Дом-Дерево-Человек» был проведён анализ влияния на эмоциональную устойчивость младших школьников общего количества конфликтов в соответствующих семьях.
Оказалось, что в семьях с максимальных количеством конфликтов дети наиболее часто переживают такие эмоциональные состояния, как тревога (86%), агрессия и депрессия, неуверенность в себе (57%), а также им присуще чувство одиночества (43%). Скорее всего, вопросы и проблемы в этих семьях не решаются мирным путем, с помощью конструктивного диалога. Родители не способны к эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, отсюда частые скандалы, ссоры, вызывающие негативные эмоции у детей (страх, огорчение, гнев, замкнутость, необщительность и т.д.). Можно предположить, что в такого рода семьях отсутствуют духовная и эмоциональная близость между детьми и родителями, гармония и психологический комфорт. Ребенок не видит постоянной поддержки, помощи, чувствует себя несчастным и брошенным. Более эмоционально устойчивыми оказались младшие школьники из семей с минимальным количеством конфликтов. Скорее всего, в этих семьях родители и дети общаются между собой, умея выслушивать друг друга. Атмосфера этих семей обеспечивает детям, воспитывающимся в них, эмоциональное благополучие и здоровье.
Далее мы провели анализ влияния продолжительности конфликтов между родителями на эмоциональную устойчивость младших школьников.
Результаты говорят о том, что если в семье
имеют место долговременные конфликты, то ребенок это чувствует, переживает по-своему, в результате у него проявляются признаки эмоциональной неустойчивости. Наши данные показали, что в семьях с долговременными конфликтами у младших школьников выявлены: состояние тревоги - у 50% , состояние неуверенности - у 44% и высокий процент признаков депрессии - у 38% детей.
В дополнение к обозначенным рисуночным тестам для обследования детей мы использовали тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Анализ результатов показал, что количество конфликтов в семье повышает индекс тревожности у детей.
Высокий индекс тревожности отмечен у 80% детей из семей с максимальным количеством конфликтов. Младшие школьники с высоким индексом тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, не узнают ли их родители, правильно ли они справились с тестом. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышения тревожности, например, у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети выбирали рисунок с изображением грустного лица. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому, что его ругают», «Потому, что он плохой». Средний индекс тревожности был выявлен у детей во всех группах обследуемых взрослых, но наибольшее количество таких детей (87%) оказалось в семьях со средним количеством конфликтов. Низкий уровень тревожности был выявлен у 67% детей из семей с минимальным количеством конфликтов.
Далее нами была исследована взаимосвязь между индексом тревожности у детей и таким показателем, как инициатор конфликтов в семье. Мы проанализировали результаты диагностики тех детей, чьи родители одинаково обозначили инициатора конфликтов в семье. Оказалось, что на эмоциональную устойчивость детей влияет даже этот фактор.
Анализ результатов показал, что если инициатором конфликта в семье является жена, а для ребенка - это мама, то большинство детей (60%) из таких семей характеризуются высоким индексом тревожности, что можно объяснить эмоциональной близостью матери и ребенка, и, следовательно, наибольшей восприимчивостью детей к конфликтам.
В семьях, где инициатор конфликтов - «муж и жена в равной степени», детей с высоким индексом тревожности не оказалось совсем. В то же время большая часть детей в этой группе родителей показали средний результат (67%), а у остальных (33%) был выявлен низкий индекс тревожности.
Таким образом, на основании проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что характер конфликтов между супругами (родителями), то есть количество конфликтов, их продолжительность и кто из супругов является инициатором конфликта, негативно влияют на эмоциональную устойчивость детей младшего школьного возраста. Особенности такого влияния проявляются в высоком уровне тревожности, выраженной агрессии,
симптомах депрессивного состояния, в неуверенности и чувстве одиночества, переживаемых детьми.
Список литературы
1 Гоишина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
2 Карабанова O.A. Психология семейных отношений и
основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гоадарики, 2005.
3 Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие. М.,
2005.
УДК 159.93.2 С.Г. Достовалов
Курганский государственный университет
ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ХАРИЗМАТИЧНОГО ЛИДЕРА
Аннотация. В статье рассматривается вероятность деиндивидуализации харизматичного лидера, происходящая двумя путями: 1) путем перерождения харизматичного лидера из индивидуальности, своими действиями способствующей развитию общества, преодолению кризисных явлений, в выраженного индивидуалиста, подчиняющего себе общество, ведущего его к деградации либо полному разрушению; 2) путем формирования так называемого «конформизма ради власти» - отказом от собственных убеждений и принятием идей масс ради возможности влиять на социальные группы и процессы в обществе.
Ключевые слова: деиндивидуалиазация, харизма, лидер, индивидуальность.
S.G. Dostovalov Kurgan State University
DEINDIVIDUALIZATION OF CHARISMATIC LEADER
Abstract. The article discusses the likelihood of deindividualization of the charismatic leader, which can happen in two ways:1) through a degeneration of a charismatic leader from a persjnality, contributng to the development of a society and helping with crisis situations, to an individualist, subjugating the society and leading it to degradation or complete destruction; 2) by forming the so-called Conformism for the sake of the power - rejection of own beliefs and adopting the ideas of the masses for the opportuniti to influence social groups and processes in a society.
Key words: deindividualiazation, charisma, leader, individuality.
ВВЕДЕНИЕ
Концептуальная основа нетрадиционных подходов к определению понятия «индивидуальность» в современной психологической науке во многом со-
относится с этико-философской и морально-нравственной сферой проявления данного феномена (А.Г. Асмолов, А.П. Басов, В.А. Белов, В.Н. Колесников, В.П. Коломиец и др.). В рамках этих подходов индивидуальность рассматривается как высший уровень развития личности и противопоставляется понятиям «конформная личность» и «индивидуалист».
Необходимым условием существования индивидуальности, отмечаемым указанными исследователями, является четкое разграничение своих собственных желаний и оценок и оценок и желаний других людей. Осознанное принятие ответственности за свое поведение, критичное отношение к нормам и стандартам общества, их соотнесение с внутренней системой моральных норм и правил, принятие себя и осознание ценности своей личности - все это является обязательными атрибутами индивидуальности, в той или иной мере проявляющимися в ее поведении. Но, с другой стороны, сверхценность собственной личности, ориентация только на собственные интересы ведут к утрате индивидуальности, к ее перерождению в индивидуализм: «... недопустимо сводить здоровое самолюбие, являющееся основой понятия чести и достоинства, к себялюбию, являющемуся синонимом слепоты и некритичности» [1, 21]. Становясь индивидуалистом, человек утрачивает гуманистическую направленность по отношению к другим людям, опускаясь на более низкий уровень личностной организации. Утрата критичности по отношению к собственным действиям и поступкам закрепощает человека, делает его несвободным, несмотря на кажущийся простор для проявления собственной индивидуальности. Ориентация только на собственные интересы приводит к закрепощению личности в рамках только собственных желаний и потребностей, тем самым ограничивая свободу в открытости и принятии любых других, отличных от собственных суждений, мнений и оценок; ограничивается и возможность эффективного взаимодействия с другими людьми, в результате игнорирования их желаний и потребностей. Таким образом, человек, стремящийся к абсолютной свободе путем ориентации только на достижение своих целей и удовлетворение своих потребностей, приходит к еще большей закрепощенности и несвободе.
1 Феномен харизматичного лидера
Примером ярко выраженного стремления к достижению своих целей, в большинстве случаев не связанного с ограничением в выборе средств, является феномен харизматичного лидерства. Согласно определению, харизматичное лидерство - это «... власть над другими, установленная на основе исключительных личностных качеств лидера либо демонстрации лидером необычайно проницательных решений и высоких свершений, определяющая лояльность и готовность к повиновению у последователей» [7, 438-439]. В этом контексте интересен вопрос о том, являются ли индивидуальностями хариз-матичные лидеры, оказавшие несомненное влияние