Чечулина Е.А.
преподаватель I квалификационной категории МБУДО «Горноуральская ДШИ» (Ф) МБУ ДО « Черноисточинской ДШИ» п. Черноисточинск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Аннотация
В статье представлено описание практического опыта ведения занятий по истории искусств у учащихся 12-14 лет с применением специальных методов и приемов, направленных на развитие художественного восприятия. Приведенный обобщенный опыт МБУ ДО «Черноисточинской ДШИ» МБУ ДО «Горноуральская ДШИ» (Ф) может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим в области изобразительных искусств, и студентам педагогических специальностей.
Ключевые слова: художественное восприятие, метод развития художественного восприятия, художественный образ, прием интерпретации.
Chechulina E.A.
teacher of the I qualification category MBI of AE «Gornouralskaya children's school of arts» (branch) MBI of AE «Chernoistochinsky children's school of arts» The village of Chernoistochinsk, Russian Federation
FEATURES OF MAINTAINING LESSONS OF HISTORY OF THE ARTS AIMED AT THE DEVELOPMENT OF ART PERCEPTION IN CHILDREN OF 12-14 YEARS IN THE CONDITIONS OF RURAL DSHI.
Abstract
The article presents the practical experience of conducting classes in art history students of 12-14 years with the use of special methods and techniques aimed at the development of artistic perception. Given the generalized experience of MBI of AE «Gornouralskaya children's school of arts» branch the MBI of AE «Chernoistochinsky children's school of arts» may be of interest to teachers of additional education, working in the field of fine arts and students of pedagogical specialties.
Keywords: artistic perception, technique development, artistic perception, artistic image, receiving the interpretation.
Одним из важных факторов всестороннего творческого развития учащихся детской школы искусств - является целенаправленная работа по формированию художественного восприятия, в процессе изучения такой дисциплины, как история искусств. На уроках по этому предмету культура художественного восприятия формируется в ходе знакомства и изучения произведений искусств, принадлежащих разным стилям и направлениям.
Раскрывая понятие «художественное восприятия», прежде всего, стоит вспомнить, чем является восприятие в понимании психологии и философии. В определении восприятия, принятом в психологии - это система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В тоже время в философском словаре говорится, что «Восприятие художественное - вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием» [6].
Л.С. Выготский в книге «Психология искусства» задается вопросом, можно ли установить какие-либо психологические законы воздействия искусства на человека. Размышляя о возможности применения методов психологии к пониманию искусства, он указывает на то, что традиционно психологические исследования искусства шли двумя путями:
1й путь - это изучалась психологии творца, создателя произведения, непосредственно сказавшаяся на характере образа;
2й путь - изучалось переживание зрителя, читателя, воспринимающего произведение [3].
В наше время очень подробно и глубоко тему художественного восприятия описывает в своих работах Б.П. Юсов, а Ю.Б. Борев предлагает этому термину свое определение: «...восприятие искусства есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния (временно действующие факторы)»[1].Автор выделяет одним из главных принципов художественного восприятия синестезию - взаимодействие зрения, слуха и других чувств в процессе восприятия искусства, и отмечает, что «художественное восприятие завершает художественную коммуникацию» [1].
Стоит отметить, что в начале XX века исследователь в области эстетического развития детей А.В. Бакушинский впервые выделил и соединил в единую проблему - современное искусствоведение и развитие детского творчества. Детям, входящим в подростковый возраст, и подросткам А.В. Бакушинский рекомендует более подробное знакомство с
произведениями искусства так, как развитие художественного восприятия в этом возрасте целесообразно вести в форме бесед и экскурсий в музеи.
В практике художественных экскурсий, одним из ключевых методов является метод «погружения в образ», с помощью которого происходит знакомство с автором произведения и его замыслом. Главный смысл данного метода в том, что, благодаря погружению в образ, устанавливается диалог между зрителем и создателем.
Таким образом, отбор методов обучения, направленных на развитие художественного восприятия у учащихся 12-14 лет, необходимо вести с учетом развития и саморазвития личности ребенка, включая выявление его индивидуальных особенностей и способностей, с активным вовлечением в решение творческих задач.
Важным фактором ведения уроков по истории искусств, является дидактическая особенность выбранных методов и приемов, направленных на развитие художественного восприятия, которые стимулируют способность интерпретировать художественное произведение. К таким методам можно отнести следующие методы проблемного характера:
- подбор словесного аналога к произведению (подобрать отрывок стихотворения или рассказа, выбрать наиболее подходящее словесное описание картины);
- подбор музыкального аналога к произведению (соотнести художественное произведение с музыкальной композицией);
- подбор графического аналога (соотнести образ картины с предложенными вариантами цветовой гаммы или с графическими композиционными схемами);
- «Смотрим и слушаем картину» - учащимся предлагается мысленно «послушать» демонстрируемую картину и описать «услышанные» звуки с учетом эмоционального строя картины;
- «Составление монолога или диалога от имени главного героя» -необходимо мысленно перевоплотиться в героя картины, представить о чем он думает, принять мысленное участие в изображенных событиях;
- графическая изобразительная интерпретация картины (рисуем зимний пейзаж по мотивам летнего пейзажа, изображенного художником);
- «Дорисуем» картину - детям предлагается нарисовать свой вариант одного из фрагментов картины, например, «свое» небо для картины» с учетом природного состояния (полдень, вечер, перед грозой и т. д.) [5].
Например, на одном из уроков по истории искусств, где учащиеся знакомятся с живописными произведениями художников-передвижников (И.Репин, И.Левитан, В.Серов и другие), в качестве закрепления полученных знаний, детям предлагается выполнить творческое задание -интерпретировать репродукцию с изображением осеннего пейзажа и превратить его в зимний пейзаж, или наоборот. Тема пейзажа, особенно с элементами деревенского быта, очень близка детям, проживающим в сельской
местности. Кроме того, дети очень тонко чувствуют переходные пейзажные состояния.
В знакомстве с произведениями других видов изобразительного искусства такими, как графика, дети выполняют творческие композиции с имитацией различных техник печатной графики, в декоративно-прикладном искусстве, изучая фрески и мозаики, при помощи коллажа придумывают свои орнаментальные композиции. Важной особенностью выполнения подобных заданий, является демонстрация и реализация собственного замысла, видения и способность выразить это в продуктах своей творческой деятельности.
В процессе изучения творчества художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли) и Северного Возрождения (Альбрехт Дюрер), учащиеся выполняют такие творческие задачи, как пишут небольшое сочинение на темы «О чем думает Моне Лиза?», «Мое изобретение» (вспоминаем множество изобретений Леонардо да Винчи). Вдохновляясь акварелью Альбрехта Дюрера «Заяц», предлагается выполнить композицию на тему «Тропа зайца», предварительно рассматривается гербарий с полевыми травами и цветами, затем выполняется работа.
С интересом проходят уроки-знакомства с художниками-маринистами (И.Айвазовский), где учащиеся рассматривают картины и слушают «Звуки природы» (морская тематика с криками чаек), может быть включен и подбор музыкальных классических произведений. Звуки пения птиц и «Подснежник» П.И. Чайковского гармонично сочетаются с показом репродукции картины И.Левитана «Март». В процессе ведения уроков с применением метода «смотрим и слушаем картину» не рекомендуется включать звуковое сопровождение до беседы с детьми.
Наиболее сложным заданием является применение метода «подбор словесного и музыкального аналога», где учащимся, предлагается подобрать к ряду репродукций картин музыкальные и словесные аналоги. Словесными аналогами могут выступать стихи, а также отрывки из литературных произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков. Эрудиция и эмоциональный строй личности учащегося в данном случае играют не последнюю роль. Например, в знакомстве с творчеством Михаила Врубеля уместно включение в задания к уроку прослушивание фрагментов поэзии М.Ю.Лермонтова. Стоит отметить, что в данном случае мы видим плавную интеграцию предметов литературы и истории искусств, подбор словесных аналогов соответствует школьной программе общеобразовательной школы.
В практике ведения занятий по истории искусств, происходит знакомство учащихся с различными видами пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Культура художественного восприятия формируется и развивается в процессе практической деятельности через воображение и образное мышление. Воображение влияет на создание образов, что положительно
сказывается на продуктах творческой деятельности посредством интерпретации произведений искусства.
Навязывание репродуктивного характера творческой деятельности учащегося детской школы искусств - это ошибочный путь. Не каждый ребенок в силах справится с поставленной задачей на уроке, что может спровоцировать неуверенность в себе и нежеланием заниматься изобразительной деятельностью в будущем. Поиски оптимального подхода к художественному развитию детей обязательно должны строится на понимании особенностей психики, а также на выявлении тех качеств изобразительности, которые свойственны каждому возрасту[4].
В процессе каждого занятия, обязательным компонентом являются эвристические и поисковые методы, направленные на поэтапное развитие мышления и творческой деятельности детей. При этом система ведения уроков не исключает применения традиционных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Важным является то, что детская школа искусств, дает возможность применения этих методов обучения в практической деятельности и способствует достижению данной цели в педагогической работе, тем самым создавая условия для всестороннего развития учащегося сельской детской школы искусств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. Ростов- на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
2. Волков Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. М.: Советский художник, 1977. 56 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
4. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение школьников: учеб. пособие / А.И. Савенков. СПб.: Питер, 2004. 272 с.
5. Филатова Л.П. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся / Л.П. Филатова // Искусство в школе. 2008. № 6. С. 4-8.
6. Хрестоматия по психологии художественного творчества/ под ред. А.Л. Гройссмана. М.: Магистр, 1996. 287 с.