Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ МАССОВЫМ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ МАССОВЫМ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МАССОВЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТОЛПА / ЛИЧНОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стенюшкина Эльвира Александровна

В статье приведена классификация массовых мероприятий, этапы формирования толпы и способы предотвращения массовых беспорядков. Рассмотрены понятия личности правонарушителя, классификация лидеров масс, организаторов несогласованных публичных мероприятий. Предлагается применять в правоприменительной деятельности визуальную психодиагностику к личности правонарушителя, для уточнения данных о личности предлагается использовать поисковую систему «Сеус». Приведены стратегии ведения переговорной деятельности с правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стенюшкина Эльвира Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONDUCTING NEGOTIATION ACTIVITIES IN SITUATIONS PRECEDING MASS VIOLATIONS OF PUBLIC ORDER

The article presents the classification of mass events, the stages of crowd formation and ways to prevent mass riots. The concepts of the offender’s personality, classification of mass leaders, organizers of uncoordinated public events are considered. It is proposed to apply visual psychodiagnostics to the personality of the offender in law enforcement activities, it is proposed to use the Seus search engine to clarify the data about the personality. The strategies of conducting negotiation activities with offenders are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ МАССОВЫМ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

Особенности ведения переговорной деятельности в ситуациях, предшествующих массовым нарушениям

общественного порядка

СТЕНЮШКИНА ЭЛЬВИРА АЛЕКСАНДРОВНА,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: 1359364@list.ru

Features of Conducting Negotiation Activities in Situations Preceding Mass Violations of Public Order

STENYUSHKINA ELVIRA ALEXANDROVNA,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: 1359364@list.ru

Аннотация. В статье приведена классификация массовых мероприятий, этапы формирования толпы и способы предотвращения массовых беспорядков. Рассмотрены понятия личности правонарушителя, классификация лидеров масс, организаторов несогласованных публичных мероприятий. Предлагается применять в правоприменительной деятельности визуальную психодиагностику к личности правонарушителя, для уточнения данных о личности предлагается использовать поисковую систему «Сеус». Приведены стратегии ведения переговорной деятельности с правонарушителями.

Ключевые слова и словосочетания: массовые общественно-политические мероприятия; массовые спортивные мероприятия; толпа; личность правонарушителя; визуальная психодиагностика; стратегии ведения переговорной деятельности.

УДК 351.75

Annotation. The article presents the classification of mass events, the stages of crowd formation and ways to prevent mass riots. The concepts of the offender's personality, classification of mass leaders, organizers of uncoordinated public events are considered. It is proposed to apply visual psychodiagnostics to the personality of the offender in law enforcement activities, it is proposed to use the Seus search engine to clarify the data about the personality. The strategies of conducting negotiation activities with offenders are given.

Keywords and phrases: mass socio-political events; mass sports events; crowd; offender's personality; visual psychodiagnostics; negotiation strategies.

В последнее время актуальным является вопрос о применении не силовых методов при охране общественного порядка. Одним из способов предотвращения нарушений общественного порядка являются переговоры.

В данной статье будет рассмотрен вопрос применения стратегий переговоров в зависимости от личности правонарушителя.

Массовые мероприятия можно разделить на четыре основные группы: общественно-по-

литические, спортивные, религиозные, культурные [1, с. 24—25]. В рамках данной статьи рассмотрим первые две группы, т. к. наибольшее количество нарушений общественного порядка происходит именно на этих мероприятиях.

Переговоры с правонарушителями на общественно-политических и массовых спортивных мероприятиях содержат следующие компоненты: специфическую противоправную ситуацию, требующую ведения переговоров и решение задач предупреждения либо пресечения правонарушений. Субъекты переговоров вынуждены доводить переговорный процесс до логического завершения, несмотря на нежелание оппозиции общаться.

Таким образом, переговорная деятельность на общественно-политических и массовых спортивных мероприятиях — это вынужденное взаимодействие на базе эмоциональной неприязни, противоположных целей и мотивации. Неэффективное применение переговорных стратегий может подорвать авторитет переговорщика, доверие к полиции, нанести моральный вред и сформировать реальную угрозу для жизни.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий тактику ведения переговоров, лиц, участвующих в переговорном процессе, и задачи, решаемые в оперативно-служебной деятельности путем проведения переговоров. Сотрудник полиции, которому вышестоящий руководитель поручил проведение переговоров, ориентируется на прошлый положительный опыт либо действует интуитивно. Подобная тактика не всегда бывает действенной.

Большое внимание должно уделяться подготовительному этапу спортивно-зрелищного мероприятия. Нельзя полностью полагаться на организаторов проведения мероприятия. Низкий уровень защиты может привести к массовым беспорядкам, создать угрозу инфраструктуре, причинить вред жизни и здоровью граждан, в последующем привести к большому количеству исков по возмещению ущерба. Для крупномасштабных мероприятий необходимо совершенствовать подготовку личного состава, а также учитывать опыт зарубежных стран. Охрана общественного порядка должна обеспечиваться не только на спортивных объектах, но и на прилегающей территории. Перед началом спортивно-зрелищных мероприятий переговорная деятельность должна проводиться с организаторами, которые в свою очередь выступают медиаторами между сотрудниками полиции и фанатскими объединениями. Также подготовка к переговорной деятельности долж-

на вестись непосредственно с сотрудниками, которые будут дежурить в период проведения спортивно-зрелищного мероприятия. Цель — уметь донести информацию о противоправных действиях на этапе замысла правонарушителя, предупреждать об ответственности за противоправные действия, в том числе о запрете на посещение дальнейших матчей, и наказании в виде ареста и штрафа за невыполнение данного предписания. Важен учет общепсихологического фактора личности: людей, находящихся на спортивно-зрелищном мероприятии, необходимо своевременно проинформировать о возможных опасностях и способах противодействия.

В период проведения матча, так называемый исполнительский этап, также нельзя забывать об определенных правилах. Сотрудники должны быть бдительны, не поддаваться на провокации толпы, действовать в соответствии с законодательством. Здесь хотелось остановиться на отрицательном примере. 24 мая 1964 г. в Перу между Перу и Аргентиной в конце футбольного матча в результате действий судьи, который сначала засчитал, потом отменил гол в пользу Аргентины, начались нарушения общественного порядка среди болельщиков, которые выбежали на футбольное поле, в связи с чем полицией был применен слезоточивый газ. Началась давка, толпа превратилась из агрессивной в паническую, в результате погибло более 300 человек и около 4 000 пострадали. Действия сотрудников были неправомерными, не было переговорной деятельности, не было отвлекающих действий, судья также впоследствии признал свою ошибку, которая спровоцировала толпу. Аналогично поступили сотрудники полиции Индонезии в Маганге 1 октября 2022 г. после поражения команды «Арема» и выхода болельщиков на поле, подразделения спецназа применили слезоточивый газ путем распыления на трибуны, как они объясняли впоследствии, чтобы люди не выходили на поле, но присутствующие стали задыхаться, началась давка. В результате 182 человека погибли, включая детей и женщин, 190 получили травмы. Те, кому удалось выбраться, узнали о погибших и начали переворачивать полицейские автомобили, начались массовые беспорядки. В результате происшествия уволены 3 высокопоставленных офицера полиции, председатель организационного Комитета и координатор службы безопасности пожизненно отстранены от футбола.

А. П. Назаретян предлагает в подобных случаях начинать трансляцию крупномасштабно повторов игры либо трансляцию предыдущих матчей, показ биографии футболистов. Так-

же рекомендовано внедрение в толпу профессионально обученных сотрудников полиции, которые смогут перевести внимание толпы. Многократно используемый прием — это коллективное пение хорошо известной ритмической песни, позволяет не допустить перехода экспрессивной толпы в паническую. Ритм должен быть размеренный и медленный для недопущения паники, быстрые ритмы применяют для снижения агрессии. При отсутствии записи, динамиков этот способ также применим [3, с. 62]. В городе Энске возник пожар во время соревнований, ситуация могла оказаться смертельной, однако в толпе оказались профессиональные психологи, которые громко пропели: «Не толкай», люди подхватили ритм, паника отступила, и все смогли спокойно покинуть трибуны. Успех переговоров — это не только достижение соглашения, но перевод толпы в другое направление, с минимизацией жертв, либо отсрочка времени для дальнейшего задержания.

Окончательный этап спортивно-зрелищного мероприятия начинается с момента покидания болельщиками трибун, а участниками поля. Трагичный случай был в 1982 г. на стадионе «Лужники» во время игры между московской командой «Спартак» и нидерландским «Харлеем». Почти до самого конца игра проходила неинтересно, и за 15—20 минут до ее окончания около 16 тысяч зрителей стали выходить. В тот день стояла снежная погода, ступени трибуны были покрыты льдом. На последней минуте был забит гол и те, кто успел покинуть стадион, вернулись и столкнулись в узком проходе с теми, кто шел к выходу, при этом кто-то поскользнулся, люди остановились помочь и были задавлены. Затем перила лестницы не выдержали напора и обвалились. В результате трагедии погибли 66 граждан [3, с. 63].

Самая важная задача организаторов совместно с сотрудниками полиции принять необходимые меры, в том числе проводить переговоры, чтобы во время матча или к его окончанию не допустить трагедии. Превращаемость — важное свойство, присущее толпе. Задача сотрудников полиции — не допустить переход одного вида толпы в другой. Превращения могут происходить спонтанно, без какого-либо сознательного намерения. На использовании свойства превращаемости строятся в основном манипуляции с толпой [2, с. 51—53]. Важно предотвратить массовое скопление людей в одном месте, особенно по окончании массового мероприятия. После футбольного матча для задержки болельщиков на трибунах рекомендуется устроить менее значительные мероприятия: соревнования для юных спортсменов в холле,

лотереи или розыгрыши, показ фильма либо истории развития футбольного клуба в слайдах. Например, в 60-е гг. на тбилисском стадионе, чтобы задержать зрителей, было объявлено, что у кого окажется при себе фотография тещи будет премирован новым автомобилем, и люди не расходились, всем было интересно узнать, кто оказался победителем [3, с. 62—63]. Недопустимо безразличное отношение к физическому состоянию участников (алкогольное опьянение, болезнь, усталость и др.). При высокой социальной напряженности, внезапной смене климатических условий надо предусмотреть утомление людей и связанный с этим динамизм массового мероприятия. Необходимо избегать совпадения по времени нескольких зрелищных мероприятий, например, столкновение разъяренной толпы болельщиков с политическим митингом — последствия труднопредсказуемы.

Для толпы характерны следующие признаки: непроизвольность, неуправляемость, агрессивность. Кроме важного свойства превращаемости существует три механизма психологии толпы: заражение, подражание и внушение. При заражении происходит неконтролируемый процесс передачи эмоционального состояния от одной личности к другой. Подражание — это следствие заражения. Один индивид заражает другого, и в результате последний начинает подражать тому, кто его заражал. Круг подражания невероятно высок — это мимика, поступки, речь, одежда и др. В экстремальных ситуациях всегда происходит подражание, т. к. сознание не работает, время ограничено для принятия собственного решения. В толпе, как правило, есть те, кто заражают, и те, кто готов подражать. Внушение, в отличие от заражения, происходит посредством речи, механизмом является слово, а не жесты и движения. Для успешного внушения нужен высокий уровень контакта между внушающим и внушаемым. Также успешность внушения связана с внушаемостью индивидов и авторитетом внушающего в глазах внушаемого.

Толпа, как правило, состоит из ядра — это те, кто действительно способен осуществлять погромы, склонен к насилию, и периферии. Часть людей в ядре активно поддерживают поощрительными выкриками. На самой периферии — любопытные прохожие, зеваки. Ближе к ядру люди способны на заражение толпой, сильнее испытывают их влияние. Автор согласен с мнением психологов М. И. Марьина, Ю. Г. Касперовича, А. П. Назаретян, что воздействие на толпу надо начинать с периферии, где внимание быстрее переключается [2; 3]. Иногда бывает достаточно предупредить о возможных последствиях или попросить предста-

виться. А для воздействия на ядро надо понимать, что внушаемость и реактивность не знают меры. Поэтому рекомендован способ имитации испуга и распускания слухов: сейчас будут применять спецсредства, они уже близко. Вопрос не стоит о достоверности информации, главное, чтобы она была передана по каналам межличностного общения. Оперирование слухами является дополнительным рычагом влияния. Вместо агрессии возникает паника, иногда это не так и плохо, но надо перед применением оценить местность и пути отхода толпы. Еще один пример, когда внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. Раздача или распродажа товаров, выступление популярных артистов, включение динамиков с информацией, которая интересна собравшейся публике, но не соответствует цели мероприятия. Эти способы помогут лишить ядро толпы эмоциональной подпитки. В этот момент можно начинать вести переговоры с ядром толпы. Появление авторитетного человека для болельщиков будет решающим. В этом случае применяем стратегию «авторитет». Основной принцип — доверие к источнику информации. Применяемые методы в данной стратегии: достоверность, надежность, использование ресурса, который есть у переговорщика. Например, если переговоры ведет организатор футбольного матча и представитель фанатского объединения, поставить требование немедленно прекратить противоправные действия либо ни один представитель данного объединения не попадет на следующий матч. Необходимый компонент данной стратегии — правомочность и законность, являются косвенной формой влияния. Переговорщик ссылается на существующие правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Правительством Российской Фе-дерации1, законы и основания привлечения к ответственности. Кроме того, оказывается влияние на нравственные устои правонарушителей, воздействие на определенные ценности и моральные принципы.

Перед тем как приступить к стадии переговоров необходимо определить тип и психологические особенности личности правонарушителя. В случае поступления информации о готовящемся публичном мероприятии необходимо получить наибольшую информацию о личностях, которые примут в нем участие, чтобы была возможность спрогнозировать действия оппо-

1 Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

зиции или футбольных болельщиков в целях недопущения массовых беспорядков.

В настоящее время поиск информации о предстоящих массовых мероприятиях ведется вручную, как правило, сотрудниками центров по противодействию экстремизму на предмет замысла противоправных действий. В рамках изучаемого вопроса целесообразно предложить внедрение веб-приложения «8ЕИ8», позволяющего пользователю вести мониторинг и анализ информации размещенной в открытом доступе в социальных сетях и мессенджерах. По ключевым словам и словосочетаниям приложение позволяет выявить пользователей, размещавших противоправную информацию в своих профилях, отследить активность, изменения профиля и определить географическую принадлежность [4, с. 69—70]. Данная информация позволит нам предупредить противоправные действия, в случае если не все деяния удалось предотвратить, у сотрудников полиции будет информация о личности правонарушителя, что позволит выбрать тактику ведения дальнейших переговоров. На личных страницах в сети Интернет также может содержаться значимая информация. Речь, мимика, пантомимика считаются психологически информативными признаками. Тип телосложения и форма лица также информативны и помогают спрогнозировать поведение личности. Оценка сопутствующих признаков позволит уточнить следующую информацию: 1) по аксессуарам помогает понять вкусы, материальные потребности, самооценку; 2) модификация тела (пирсинг, татуаж) свидетельствует о самооценке, конфликтности, притязаниях на определенный имидж, черты характеры, мотивы, интересы.

Также следует учитывать, что есть организации, такие как «ОВД-Инфо», на сайте и в теле-грам-каналах которых имеется информация о том, как общаться с сотрудниками полиции до задержания, в момент задержания и после, и как спровоцировать конфликт. В настоящее время организация внесена в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Особенности поведения толпы и влияние на нее индивидов зависит от личности лидеров и их психологических качеств. Это люди особого склада, убежденные, что приведут к новой жизни. Подразделяются на четыре типа. Первый тип — это убежденные проповедники, апостолы. В структуре поведения этого типа личности наблюдается жажда разрушения. Второй тип — это фанаты одной идеи. В обычное время никак себя не проявляют, при возникновении соответствующих обстоятельств в них прояв-

ляется фанатичная сущность и даже ярость. Третий тип появляется ввиду их физических или умственных пороков, низкого социального положения, из которого нет выхода, и данные лица становятся врагами общества. Четвертый тип — это тиран или диктатор, появляется, когда толпа основательно разогрета другими, при этом умеет заставить массу полюбить себя или возбудить боязнь к себе [2, с. 53].

Кроме того, анализ проведенных оппозиционных акций показал, что организаторы подразделяются на следующие типы:

1. Организаторы, появляющиеся путем создания временных (на период проведения несогласованного публичного мероприятия) телеграм-каналов, которые работают с подписчиками, чтобы регулярно отправлять им информацию.

2. Организаторы, которые на страницах сети Интернет публикуют обращения, адресованные неопределенному кругу лиц, содержащие информацию о проведении публичного мероприятия.

3. Организаторы, которые подают уведомление в орган исполнительной власти о предстоящем публичном мероприятии, однако цель, количество участников, место проведения может не соответствовать запланированному событию. Не исключено, что под воздействием и с применением методов психологии управления организатор откажется проводить мероприятие, особенно если преследовал противоправные цели.

Диагностика типов правонарушителей позволяет переговорщикам предусмотреть набор аргументов и действий, стиль ведения с ними диалога по разряжению конфликта, снижению агрессивности противоправного поведения.

С данными лицами необходимо проводить переговоры по стратегии «аргумент», «давление», возможно использование стратегии «авторитет».

Стратегия «давление» основана на эмоциональном прессинге со стороны переговорщиков. Выделяют два компонента в данной стратегии: 1) запугивание — при несогласии с требованиями или просьбами переговорщик навязывает встречные условия; 2) прямое давление — имеет относительно нейтральный характер, переговорщик не обладает убедительными аргументами, не применяет угрозы, запугивания. Тактика при запугивании связана с волевым характером переговорщика, внутренней силой, в речи проявляются угрозы, шантаж. Тактика прямого давления — это целенаправленное выдвижение требований, с продолжительным повторением пока не будет хотя бы некоторых эффектов изменения поведения, либо диалог уже по свершившимся фактам противоправного деяния.

Стратегия «аргументы» основана на методе убеждения. Переговорщик, используя аргументы и логику, пытается убедить в противоправности деяния и в неизбежности наступления вредных последствий.

Список литературы:

1. Лозовский Д. Н. К вопросу о деятельности право охранительных органов по обеспечению безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий международного уровня (зарубежная практика) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. № 11-2.

2. Марьин И. М., Касперович Ю. Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. Москва, 2007.

3. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные компании: учебное пособие. Москва, 2005.

4. Смирнов А. А., Новиков А. П. Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом: научно-практическое пособие. Москва, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.