Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

К ВОПРОСУ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПЕРЕГОВОРЫ / НЕСОГЛАСОВАННОЕ ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Стенюшкина Эльвира Александровна

В статье предлагается методика ведения переговорного процесса при проведении несогласованного публичного мероприятия. Приведены этапы формирования несогласованного публичного мероприятия. Для успешного проведения переговоров предлагается выделить стадии переговорного процесса и рассмотреть данную методику на примерах из судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Стенюшкина Эльвира Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONDUCTING NEGOTIATIONS BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES DURING PUBLIC EVENTS

The article discusses the methodology of conducting the negotiation process during an uncoordinated public event. The stages of the formation of an uncoordinated public event are considered. For successful negotiations, it is proposed to highlight the stages of the negotiation process and consider this methodology using examples from judicial practice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

К вопросу ведения переговоров сотрудниками органов внутренних дел при проведении публичных

мероприятий

ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ВАХНИНА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор психологических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: vikavahnina@mail.ru

ЭЛЬВИРА АЛЕКСАНДРОВНА СТЕНЮШКИНА,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: 1359364@list.ru

On the issue of conducting negotiations by employees of internal affairs bodies during public events

VICTORIA VLADIMIROVNA VAKHNINA,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Doctor of Psychological Sciences Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vikavahnina@mail.ru

ELVIRA ALEXANDROVNA STENYUSHKINA,

Listener of the 2nd Faculty

(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: 1359364@list.ru

УДК 351.75

Аннотация. В статье предлагается методика ведения переговорного процесса при проведении несогласованного публичного мероприятия. Приведены этапы формирования несогласованного публичного мероприятия. Для успешного проведения переговоров предлагается выделить стадии переговорного процесса и рассмотреть данную методику на примерах из судебной практики.

Annotation. The article discusses the methodology of conducting the negotiation process during an uncoordinated public event. The stages of the formation of an uncoordinated public event are considered. For successful negotiations, it is proposed to highlight the stages of the negotiation process and consider this methodology using examples from judicial practice.

Ключевые слова и словосочетания: общение; коммуникация; коммуникативная компетентность; конфликт; переговоры; несогласованное публичное мероприятие.

Keywords and phrases: communication; communication; communicative competence; conflict; negotiations; uncoordinated public event.

В последние время для сотрудников органов внутренних дел является актуальной тема пресечения несогласованных публичных мероприятий, которые нередко перерастают в массовые беспорядки и в результате которых бывает причинен вред здоровью сотрудников правоохранительных органов и граждан. Эффективным способом разрешения указанной проблемы считаем проведение успешных переговоров. Однако результативное ведение переговоров требует от сотрудников специальной подготовки. Кроме того, ведение переговоров нормативно не закреплено, и, соответственно, лицо, которое ведет переговоры, ориентируется на прошлый положительный опыт либо действует интуитивно. Подобная тактика не всегда бывает действенной.

В правоприменительной практике ведения переговоров и ее теоретическом обеспечении отсутствует четкое разграничение понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «конфликт», «переговоры».

В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, который образуется потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6].

Коммуникация — это обмен мыслями, сведениями, идеями в процессе общения, взаимодействие людей в процессе совместной деятельности [1].

Коммуникативная компетентность — очень сложная социально-психологическая способность, выражающаяся в способности личности адекватно оценивать как себя, так и свое место в сфере взаимодействия и общения других людей, правильно определять личностные качества и эмоциональные состояния партнеров по способу общения и передаче информации, прогнозировать возможное развитие межличностных событий, выбирать и формировать адекватные и своевременные способы обращения с окружающими [3].

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия [5].

Переговоры — способ разрешения конфликтов, при котором каждая сторона выдвигает тре-

бования, но склонна к компромиссу, к уступкам, при этом исключаются попытки силового разрешения конфликта [4].

Все вышеприведенные понятия неразрывно связаны, но не являются идентичными.

Для наиболее детального определения механизма взаимодействия участников переговоров необходимо рассмотреть понятие, признаки и виды толпы. От правильного определения вида толпы зависит дальнейшая тактика ведения переговоров.

Временное скопление большого количества людей, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы тождественным образом, находящихся на территории, допускающих непосредственный контакт, называется толпой.

Для толпы характерны следующие признаки: непроизвольность, неуправляемость, агрессивность.

В социальной психологии толпу классифицируют по:

— характеру поведения людей: случайная, экспрессивная (траурное шествие), конвенциональная (митинг, шествие) и действующая (агрессивная, устрашающая);

— управляемости: нерегулируемая (формирование происходит без участия конкретных физических лиц, самостоятельно) и ведомая (формирование происходит под влиянием определенных физических лиц либо одного лидера);

— уровню активности: пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения; активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения [7].

Понятие «толпа» неразрывно связано с термином «публичное мероприятие».

Публичное мероприятие — это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств1.

1 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Цель публичного мероприятия — свободно выражать и формировать мнения, а также выдвигать требования по различным вопросам социальной, экономической, культурной и политической жизни страны.

Согласованное с органами государственной власти публичное мероприятие может перерасти в несогласованное, а некоторые организаторы первоначально планируют провести публичные мероприятия, которое перерастут в массовые беспорядки (митинги в поддержку А. Навального в январе 2021 г.).

Можно выделить несколько этапов несогласованного публичного мероприятия:

1 этап — начало объединения граждан в толпу:

— обмен информацией, небольшое волнение;

— беспокойство увеличивается, причем степень увеличения процесса возбуждения становится неконтролируемой;

— у толпы появляется цель — противник, на которого нацелена толпа;

— материальное вознаграждение со стороны провокаторов в качестве дополнительного стимулирования;

2 этап — начальная враждебная деятельность (отдельные лица раскачиваются на дорожных знаках, выкрикивают в толпе нецензурную брань, растягивают баннеры, плакаты с провокационными лозунгами);

3 этап — оказание сопротивления сотрудникам полиции;

4 этап — завершение агрессивных действий вследствие задержания правонарушителей.

Представляется необходимым на примерах из судебной практики проанализировать поведение лиц (толпы), участвующих в несогласованных публичных мероприятиях, а также предложить тактику ведения переговорного процесса этих мероприятий.

27 июля 2019 г. по адресу: г. N ул. Энская д. 30 (возле входа на станцию метро «Ш) был выявлен гражданин М. 1985 г.р., который участвовал в массовом публичном мероприятии в форме митинга. Публичное мероприятие переросло в массовое шествие по центральным улицам города N. Массовое мероприятие не было согласовано с органами исполнительной власти города N. Участники на пути массового шествия создавали помехи пешеходам и транспортным средствам, полностью перекрыв пешеходные тротуары и проезжую часть.

В целях информирования граждан, в том числе желающих принять участие в данной акции, в сети Интернет с 13.00 23 июля 2019 г. на общедоступном официальном сайте УВД г. Эн-ска в целях информирования граждан размещено официальное предупреждение о том, что прове-

дение публичного мероприятия, запланированное на 27 июля 2019 г. на Энской улице, и участие в нем незаконны.

Кроме того, сотрудниками полиции неоднократно во время проведения шествия посредством звукоусиливающего устройства осуществлялось информирование участников о том, что проведение публичного мероприятия 27 июля 2019 г. на Энской улице и участие в нем незаконно. Вместе с тем, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, гражданин М. в составе группы граждан выкрикивал различные лозунги, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города N, в ходе которого создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств, полностью или частично перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал. Таким образом, совершил административное правонарушение.

Для проведения дальнейших переговоров необходимо анализировать содержательный контент лозунгов, который является информативным.

Или другой пример.

17 февраля 2021 г. в период времени с 16.00 до 18.00 состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга по адресу: г. Энск, пос. N, ул. N-4, д. 2, корп. 5, Международный аэропорт «Энский», со значительным количеством участников в поддержку прибывающего из Республики N гражданина Н.

Во время несогласованного мероприятия участники пытались привлечь к себе внимание неопределенного числа лиц, средств массовой информации и интернет-блогеров, выкрикиваяраз-личные лозунг, при этом создали помехи функционированию объекта транспортной и социальной инфраструктуры, движению пешеходов к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, полностью перекрывая входную группу терминала «А» Международного аэропорта «Энский».

Уведомлений о проведении публичных массовых акций 17февраля 2021 г. в центральной части города Энск в органы исполнительной власти не поступало, и мероприятие не согласовывалось.

Указанным гражданам посредством громкоговорителей неоднократно разъяснялось, что данное мероприятие не согласовано с органами государственной власти города Энска, предлагалось покинуть территорию аэропорта и не мешать проходу граждан.

Среди участников пикетирования находился гражданин Щ. 1987 г.р., который принимал активное участие в указанной несогласованной

акции, выкрикивал лозунги, при этом, несмотря на разъяснения сотрудников полиции и требования о прекращении противоправных действий, осознано продолжал принимать участие в несогласованном публичном мероприятии, то есть совершил административное правонарушение.

Анализ данных фабул протоколов свидетельствует о том, что перед нами толпа, по виду — конвенциональная, по управляемости — ведомая, по уровню активности — активная. Учитывая, что М. и Щ. не являлись организаторами публичных мероприятий, а участниками, то можно предположить, как толпа повлияла на их личностные особенности:

— исчезли свойства личности и нравственное поведение,

— состояние сознания было изменено,

— ощущалась бодрость сил,

— дестабилизирующие мотивы заглушены,

— чувство ответственности было снято,

— произошло заражение эмоциями толпы.

Выделим стадии проведения переговорного

процесса.

1. Подготовительная стадия: анализ первичной информации о предполагаемом публичном мероприятии и о лицах (организаторах, участниках), в том числе полученной от сотрудников Центра по противодействию экстремизму; определение цели правонарушителей; выработка тактики ведения переговоров; попытка спрогнозировать дальнейшие действия и намерения толпы, установить неформального лидера, организатора и его присутствие на данном мероприятии.

Анализ проведенных оппозиционных акций показал, что организаторы подразделяются на следующие типы:

— организаторы, создающие временные (на период проведения несогласованного публичного мероприятия) телеграмм-каналы, работающие с подписчиками, которым регулярно отправляют информацию;

— организаторы, которые на страницах сети Интернет публикуют обращения, адресованные неопределенному кругу лиц, содержащие информацию о проведении публичного мероприятия;

— организаторы, которые подают уведомления в орган исполнительной власти о предстоящем публичном мероприятии, однако цель, количество участников, место проведения могут не соответствовать запланированному событию.

Первые два типа организаторов на публичном мероприятии, как правило, не присутствуют, координирую действия через неформальных лидеров, которых может быть 5—10 человек. Неформальные лидеры получают задачи от организатора, постоянно находятся с ним на свя-

зи, докладывают обстановку. Приоритетная цель сотрудников полиции — установить неформальных лидеров, чтобы проводить переговоры с ними, а не со стихийной толпой, а также привлечь своевременно их к административной ответственности, чтобы несогласованное мероприятие не переросло в массовые беспорядки.

Организатор, который подал уведомление о проведении публичного мероприятия, скорее всего не готов идти на контакт, но необходимо попробовать убедить его в незаконности действий в случае изменения места проведения, количества участников, целей проведения мероприятий, а также в том, что в результате его действий могут пострадать невинные люди. Возможно, под воздействием методов психологии управления организатор откажется от проведения мероприятия.

2. Первый этап: с использованием звукоусиливающего устройства убедить правонарушителей прекратить совершение противоправных действий или добиться снижения требований до минимальных, особенно необходимо психологическое воздействие на организатора или неформального лидера; успешным завершением данной стадии считается установление психологического контакта. Отметим, что в ряде случаев участники несогласованного публичного мероприятия убеждены, что принимают участие в согласованном с органами исполнительной власти мероприятии. Сотрудникам полиции необходимо убедить граждан и разъяснить, почему это мероприятие несогласованное и незаконное.

3. Второй этап: диалог (происходит при успешном завершении 1 этапа) с применением основных приемов: навязчивое содействие, замедленный компромисс, антирезонанс, обещание и т. д.

Необходимо обратить внимание на шесть элементов, которые способствуют успешному ведению переговоров:

— осмысленность — сохранение спокойствия, отсутствие эмоций; любое проявление несдержанности приведет к отрицательному взаимодействию;

— понимание — пренебрежительное отношение к мнению другой стороны не приведет к положительному взаимодействию;

— коммуникация — непосредственное взаимодействие способствует нормализации отношений между сторонами спора;

— отсутствие лжи — исключить неконгруэнтную информацию;

— не допускать пренебрежительного тона — поучительный тон, категоричность высказываний воспринимаются оппонентом как прояв-

ление неуважения, превосходства и вызывают недовольство [4].

4. Третий этап: создать выгодные условия для силовой операции. При ведении неуспешных переговоров или когда переговоры зашли в тупик, следует затянуть время, необходимое для подготовки и проведения силовой операции.

5. Заключительный: проведение силовой операции, задержание правонарушителей.

Как видно из примера с задержанием граждан М. и Щ., второй этап переговоров не наступил. Установить причины неэффективных переговоров по представленным примерам не представляется возможным.

Самым действенным в отношении психологического воздействия на правонарушителя и одним из самых сложных и опасных для переговорщика является способ ведения переговоров «лицом к лицу». В представленных примерах из судебной практики этот способ был бы максимально эффективен при ведении переговоров с организатором или неформальным лидером. Вышеуказанный способ требует предварительного прорабатывания ситуации. Как следует из приведенных примеров, у переговорщиков было время на предварительную проработку ситуации. В первом случае на официальном сайте УВД г. Энска было размещено официальное предупреждение, что организация и участие в публичном мероприятии будут незаконными. Во втором случае также было заранее известно о предстоящем публичном мероприятии из средств массовой информации.

По нашему мнению, данное время необходимо использовать для максимального сбора информации об организаторах, участниках, самой ситуации и учесть ее при организации процесса переговоров. Прямой зрительный контакт позволяет успешно дешифровать переговорщика. Кроме этого, эмоциональная окраска речи может служить опытному переговорщику ориентиром при применении тех или иных приемов психологического давления на правонарушителя. Можно попытаться использовать логические ловушки, неожиданные повороты в диа-

Список литературы:

1. Агеева Ю. В. Коммуникативные стратегии и тактики в русскоязычном рекрутинговом дискурсе: дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2016.

2. Вахнина В. В. Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике органов внутренних дел: дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 2015.

логе, просить согласия на решение некоторых вопросов и т. п., что в конечном счете помогает правоохранительным органам больше, чем правонарушителю [2]. Например, полковник полиции использовал этот прием на «Русском марше» фразой «Элеонора! Элеонора, домой». Женщина, которая держала плакат и не переставала выражаться нецензурной бранью, фразу «Я не Элеонора» произнесла уже в момент задержания. Необходимо знать, если переговорщик недостаточно опытен, психологически менее устойчив, чем правонарушитель, не сумел расположить его к себе, оказался не авторитетным, то логические ловушки не сработают и переговорный процесс будет направлен против переговорщика.

Переговоры считаются оптимальными, если вести диалог один на один. В ситуациях, когда подобный диалог невозможен, то необходимо добиться, чтобы в переговорном процессе принимало участие одинаковое количество лиц с разных противоборствующих сторон. Лучше стремиться к ведению переговоров между одним представителем правоохранительных органов и одним правонарушителем. Собеседника необходимо называть по имени. При личном контакте необходимо копировать жесты, мимику собеседника, тем самым расположив к себе. Если, перефразируя, повторять то, что говорит собеседник, то это будет восприниматься как участие в диалоге и даже сопереживание. Общение должно происходить в положительных тонах, запрещается использовать слова с частицами «не».

Еще одно правило безопасного ведения переговоров — не поворачиваться спиной к собеседнику; как только исчезнет контакт глаз, могут исчезнуть достигнутые договоренности.

Таким образом, ведение переговоров — это тяжелый физический и эмоциональный процесс, в ходе которого сотрудник правоохранительных органов должен воздействовать на понимание и осмысление своих действий правонарушителем с целью отказа от противоправного поведения и недопущения массовых беспорядков и угрозы жизни и здоровью граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. В 2-х частях. Часть 1 «Общая психология»: учебник. Москва: Юридическая литература, 2006.

4. Овсянникова Е. А., Серебрякова А. А. Конфликтология: учебно-методическое пособие. Москва: Флинта, 2020.

5. Овчинникова Г. В. Основы конфликтологии 7. Челдышова Н. Б. Шпаргалка по социальной для организации обучения членов участко- психологии. Москва: Экзамен, 2009.

вых избирательных комиссий. Екатеринбург, 2013.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.