Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОТЕСТОМ В РОССИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОТЕСТОМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ / POLITICAL PROTEST / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / METHODS OF MANAGEMENT / ЗАКОН / LAW / МИТИНГ / MEETING / ПИКЕТ / PICKET / ШЕСТВИЕ / PROCESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касович А.А.

Право свободно, открыто выражать свою точку зрения по любым общественно-политическим вопросам, в том числе в ходе публичных массовых акций протеста является одной из основ демократического общества и гарантировано законодательством Российской Федерации. Однако хорошо организованный массовый протест, как показали «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» на Украине, способен привести к незаконному государственному перевороту. Данная угроза заставляет власть искать пути противодействия технологиям организации массового протеста. В статье рассматриваются правовые основы и административные практики регулирования протестной активности в современной России. Значительные возможности для управления политическим протестом предоставляет власти законодательство о проведении массовых публичных мероприятий. Так проведение акций протеста согласовывается с уполномоченными органами власти и в случае нарушения порядка согласования или проведения несогласованных публичных мероприятий их организаторы будут подвергнуты санкциям. Делается вывод о том, что власть может использовать нормативные правовые акты для борьбы с политической оппозицией и оценки их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS OF MANAGEMENT OF POLITICAL PROTEST IN RUSSIA

The right to freely, openly express the point of view on any political questions, during public mass protest actions as well, is one of bases of democratic society and is guaranteed by the legislation of the Russian Federation. However, well organized mass protest as "Rose Revolution" in Georgia and "orange revolution" in Ukraine showed, is capable to lead to illegal revolution. This threat forces the government to look for ways of counteraction to technologies of the organization of a mass protest. In article the legal basics and administrative practices of regulation of protest activity in the modern Russia are covered. The considerable opportunities for control of a political protest are given to the authorities by the legislation on carrying out mass public actions. Such carrying out protest actions is coordinated by authorized bodies of the power and in case of violation of an order of coordination or carrying out uncoordinated public actions their organizers will be subjected to sanctions. The author draws an output that the authorities can use normative acts for struggle against political opposition.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОТЕСТОМ В РОССИИ»

7. Medvedev, D.A. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 23 dek.

8. Armstrong, P. The Third Turn // Russia: Other Points of View. — 2010. — November.

9. Erler, G. Schluss mit dem Russland-Bashing! // Die Zeit. — 2013. — June.

10. Kuzmin, V. Dmitriy Medvedev provel peregovoryi s pervyimi litsami Frantsii // Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 11 dek.

11. Kuzmin, V. Vizit evropeytsa. Dmitriy Medvedev utverzhdaet, chto u evropeytsev i rossiyan odni bazovyie tsennosti // Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 6 iyunya.

12. Kuzmin, V. Tyulpanyi na semi holmah: Dmitriy Medvedev vstretilsya s premer-ministrom Gollandii // Rossiyskaya gazeta.— 2011. — 10 noyab.

13. Kuzmin, V. Rossiya shturmuet ekonomicheskie Alpyi // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 24 yanv.

14. Predsedatel pravitelstva Rossiyskoy Federatsii Dmitriy Medvedev otvetil na voprosyi zhurnalistov agentstva «Frans-Press» i gazetyi «Figaro» // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — 26 noyab.

15. Kuzmin, V. Balkanskiy vizit. Serbiya poprosila u Rossii milliard evro // Rossiyskaya gazeta. — 2009. — 21 okt.Em et volenis dolo mo odis qui sa net invelignam quationecesGenis

А.А. Касович, A.A. Kasovich,

аспирант, Posgraduate student,

кафедра политических наук, Saratov State University Саратовский государственный named after N. G. Chernyshevskiy университет им. Н.Г. Чернышевского Kasovitch@gmail.com

Административно-правовые методы управления политическим протестом в России

Аннотация: право свободно, открыто выражать свою точку зрения по любым общественно-политическим вопросам, в том числе в ходе публичных массовых акций протеста является одной из основ демократического общества и гарантировано законодательством Российской Федерации. Однако хорошо организованный массовый протест, как показали «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» на Украине, способен привести к незаконному государственному перевороту. Данная угроза заставляет власть искать пути противодействия технологиям организации массового протеста. В статье рассматриваются правовые основы и административные практики регулирования протестной активности в современной России. Значительные возможности для управления политическим протестом предоставляет власти законодательство о проведении массовых публичных мероприятий. Так, проведение акций протеста согласовывается с уполномоченными органами власти и в случае нарушения порядка согласования или проведения несогласованных 27

публичных мероприятий их организаторы будут подвергнуты санкциям. Делается вывод о том, что -

власть может использовать нормативные правовые акты для борьбы с политической оппозицией и оценки их эффективности.

Ключевые слова: политический протест, методы управления, закон, митинг, пикет, шествие.

Administrative and legal methods of management of political protest in Russia

Abstract: The right to freely, openly express the point of view on any political questions, during public mass protest actions as well, is one of bases of democratic society and is guaranteed by the legislation of the Russian Federation. However, well organized mass protest as "Rose Revolution" in Georgia and "orange revolution" in Ukraine showed, is capable to lead to illegal revolution. This threat forces the government

to look for ways of counteraction to technologies of the organization of a mass protest. In article the legal basics and administrative practices of regulation of protest activity in the modern Russia are covered. The considerable opportunities for control of a political protest are given to the authorities by the legislation on carrying out mass public actions. Such carrying out protest actions is coordinated by authorized bodies of the power and in case of violation of an order of coordination or carrying out uncoordinated public actions their organizers will be subjected to sanctions. The author draws an output that the authorities can use normative acts for struggle against political opposition.

Keywords: political protest, methods of management, law, meeting, picket, procession.

.a

X

со

Законной формой выражения политического протеста является проведение общественно-политических мероприятий. Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане имеют право проводить мирные пикеты, митинги, собрания и шествия. Однако на практике это право означает обязательное согласование места, времени и количества участников той или иной акции с уполномоченным органом власти [1]. При этом организатору может быть отказано в согласовании мероприятия, если оно будет проходить вблизи опасных производственных объектов, судов, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также рядом с объектами транспортной инфраструктуры. Запрет может быть наложен на проведение акции протеста ближе 50 метров от зданий органов государственной власти, прокуратуры и органов внутренних дел и ближе 200 метров от ^ зданий железнодорожных, автобусных, речных вокзалов и аэропортов [2], т если проведение мероприятия создает затруднения для движения транс-т порта, либо уведомление составлено с нарушениями или подано позже сроков, установленных законодательством. Учитывая особенности советского и российского градостроения, когда рядом с крупными площадями <5 обычно располагаются органы власти или вокзалы, можно утверждать, что рЕ мест для выражения организованного протеста практически не остается. Специальные места для обсуждения общественно значимых вопросов (проведение митингов, собраний и пикетов), предусмотренные законодатель-к ством последних лет, как правило, выделяются на окраинах городов, вдали § от традиционных мест проведения митингов и пикетов [3]. Это вызывает ^ негативную реакцию со стороны протестующих. Так, в Саратове организато-с ры пикета в поддержку политических активистов 6 июля 2013 г. отказались изменить место проведения мероприятия, которое власти решили вынести 28 из центра города на специальную площадку на окраине. Недовольство оп-

- позиционеров вызывает и дислокация подобных специально отведенных

мест на территории Саратовской области. В 7 муниципальных районах такая площадка находится на местном стадионе, еще в 5 районах — на территории промышленных предприятий [4]. « Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) в своем докладе за 2009 г. утверждает, что кроме применения условно «разрешительных» форм регулирования акций протеста в России существует практика, когда некоторые организации в преддверии предполагаемой даты массовых акций протеста подают уведомление о проведении массовых развлекательных мероприятий на центральных площадях

с

о

с

О

0J

города, причем сроком на весь день. Естественно, более поздние уведомления об акциях протеста не будут согласованы уполномоченным органом [5]. В качестве причин отказа согласовать то или иное место проведения массового мероприятия могут выступить уборка или ремонтные работы, производимые на конкретной территории.

В организации публичной акции будет также отказано гражданам, которые два раза и более привлекались к административной ответственности за административные правонарушения, допущенные в ходе других публичных акций, и в течение срока, когда в их отношении действует административное наказание. Как правило, наиболее активные лидеры оппозиции уже неоднократно привлекались к административной ответственности.

По мнению Уполномоченного, существующая практика применения законодательства о публичных мероприятиях подменяет уведомительный порядок согласования на разрешительный [6]. Если публичная акция протеста будет проведена без согласования с уполномоченным органом власти, либо окажутся нарушенными правила ее проведения, к организаторам и участникам будут применены санкции согласно нормам, изложенным в ст. 19.3, 20.1, 20.2, 20.18, 20.20, 20.21 Кодекса РФ об административных право- д нарушениях и в ст. 212 и 213 Уголовного кодекса РФ. Важно отметить, что в и 2012 г. были значительно увеличены размеры штрафов за нарушение порядка и проведения общественно-политических мероприятий.

Для выражения своего протеста оппозиция также может организовать = I одиночные пикеты, которые не нуждаются в обязательном согласовании с I 0 властью. Однако по информации Уполномоченного по правам человека в I р Российской Федерации, «неудобные» для власти одиночные пикеты пресекаются, если некий провокатор организует рядом, на небольшом расстоянии р Ы другой одиночный пикет, и он оказывается ближе, чем определено законодательством [7]. В данном случае протестный пикет перестает быть одиночным и, соответственно, согласованным, что влечет санкции со стороны полиции и уполномоченного органа власти.

Уместно заметить, что нередко именно ореол скандальности резонансных мероприятий привлекает к участию в них многих активистов. Примером С н тому служит митинг «За честные выборы», проходивший 10 декабря 2011 г. | § в Саратове. Накануне инициативная группа не уложилась в сроки подачи уведомления в городскую администрацию. Однако на несогласованный 29 митинг пришло около тысячи человек [8]. -

Для непримиримо настроенной оппозиции, заявляющей о своей решимости противостоять власти любыми средствами, предусмотрены более жесткие ^ санкции согласно законодательству о противодействии экстремизму. В том ^ числе для пресечения радикальных проявлений в политической сфере в § структуре МВД создано Главное управление по противодействию экстремиз- | му и Центры по противодействию экстремизму в территориальных органах полиции. Противодействием экстремизму также занимаются органы ФСБ России, Прокуратуры РФ и Роскомнадзора. Даже если у правоохранительных органов не найдется оснований для уголовного преследования лидеров и

о

о _ 2 у

"О Ш

-Q X

со

активистов радикальных протестных движении, существует законная практика вынесения официальных предупреждении о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

Таким образом, можно заключить, что административно-правовые технологии управления политическим протестом основаны на применении органами власти некоторых нормативных правовых актов для регулирования оппозиционной политической деятельности. Органы власти устанавливают законами и подзаконными актами правила политическои игры, за отступление от которых следуют санкции. Несмотря на то что власть пытается административными методами регулировать протесты, выступления, основанные на реальном значительном недовольстве населения, в любом случае получат выход. Широкое применение властью административно-правовых технологий может говорить о ее слабости или об исчерпанности ею всех иных возможностей диалога с оппозицией. В то же время применение административно-правовых технологий регулирования политического протеста удерживает радикально настроенных лидеров оппозиции от насильственного противостояния с властью — от организации массовых беспорядков до вооруженного мятежа.

Список литературы

1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : фе-< деральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собр. законодательства Рос. О Федерации. — 2004. — № 25, ст. 2485.

<С 2. О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Саратовской

с области : закон Саратовской области от 19 декабря 2012 г. № 205-ЗС0 // Собр. за-s конодательства Саратовской области. — 2012. — № 50, ч. 1.

3. Белов, Ю. Митинги ссылают на окраины [Электронный ресурс] // Коммерсантъ рЕ (Красноярск). — 2013. — 17 янв. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2106144/print

(дата обращения: 19.03.2014).

4. Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Саратовской области : постановление Правительства Саратовской области от 19 декабря 2012 г. № 757-П // Собр. законодательства Саратовской области. — 2012. — № 52.

30 5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за - 2009 г. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/719-2009 (дата обращения: 19.03.2014).

6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за * 2011 г. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/717-2011#8 (дата обращения: 19.03.2014).

7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 г. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/719-2009 (дата обращения: 19.03.2014).

8. Митинг несогласных собрал в Саратове около тысячи человек. URL: http:// www.vzsar.ru/news/2011/12/10 (дата обращения: 19.03.2014).

References

1. O sobraniyah, mitingah, demonstratsiyah, shestviyah i piketirovaniyah : federalnyiy zakon RF ot 19 iyunya 2004 g. # 54-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2004. — № 25, st. 2485.

с О IZ

К С m О m

SE

IZ

о

0J

со

2. O nekotoryih voprosah provedeniya publichnyih meropriyatiy v Saratovskoy oblasti : zakon Saratovskoy oblasti ot 19 dekabrya 2012 g. № 205-ZSO // Sobranie zakonodatelstva Saratovskoy oblasti. — 2012. — № 50, ch. 1.

3. Belov, Yu. Mitingi ssyilayut na okrainyi [Elektronnyiy resurs] // Kommersant' (Krasnoyarsk). — 2013. — 17 yanv. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2106144/print (data obrascheniya: 19.03.2014).

4. Ob utverzhdenii perechnya edinyih spetsialno otvedennyih ili prisposoblennyih dlya kollektivnogo obsuzhdeniya obschestvenno znachimyih voprosov i vyirazheniya obschestvennyih nastroeniy, a takzhe dlya massovogo prisutstviya grazhdan dlya publichnogo vyirazheniya obschestvennogo mneniya po povodu aktualnyih problem preimuschestvenno obschestvenno-politicheskogo haraktera mest na territorii Saratovskoy oblasti : postanovlenie Pravitelstva Saratovskoy oblasti ot 19 dekabrya 2012 g. № 757-P // Sobr. zakonodatelstva Saratovskoy oblasti. — 2012. — № 52.

5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii za 2009 g. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/719-2009 (data obrascheniya: 19.03.2014).

6. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii za 2011 g. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/717-2011#8 (data obrascheniya: 19.03.2014).

7. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii za 2012 g. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady/719-2009 (data obrascheniya: 19.03.2014).

8. Miting nesoglasnyih sobral v Saratove okolo tyisyachi chelovek. URL: http://www. vzsar.ru/news/2011/12/10 (data obrascheniya: 19.03.2014).

o

T

■a

m

o T

t g

O D

T E

S y

"0 ID

o 5 O

31

if o

o n

s -c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.