Научная статья на тему 'ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС Д.А. МЕДВЕДЕВА: ВЫБОР ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ'

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС Д.А. МЕДВЕДЕВА: ВЫБОР ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / EUROPEAN CIVILIZATION / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN SPACE / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN UNION / МИР-СИСТЕМА / WORLD-SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбачев М.В.

Цивилизационные дискурсы играют существенную роль в современной политике. Границы между крупными культурами, называемыми цивилизациями, стираются. Возникает эффект так называемой глобальной, общечеловеческой цивилизации, которая основана если не на единых, то на общеразделяемых ценностях. В то же время не все крупные культуры готовы отказаться от ряда своих специфических особенностей и войти в состав нового макрокультурного образования (как полностью, так и частично). Как следствие, возникает эффект межцивилизационных противоречий (в более крайней форме «межцивилизационного конфликта»). Обозначенные факторы потребовали от политических лидеров государств и обществ большего внимания к глубинным социокультурным процессам, происходящим не только в их странах, но и во всем мире. Как следствие, политические лидеры, в частности президенты, премьер-министры, министры ключевых министерств, стали активнее использовать цивилизационный дискурс в своих публичных выступлениях. Цель статьи - проанализировать специфику цивилизационной риторики Д.А. Медведева, характеризующей выбор интеграционной модели России в современной геополитике. Для реализации указанной цели применялись методы анализа текстовой информации: контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Основными источниками информации являлись статьи и выступления Д.А. Медведева, адаресованные различным целевым аудиториям и содержащим цивилизационный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZED DISCOURSE OF D.A. MEDVEDEV: THE CHOICE OF AN INTEGRATION MODEL

Сivilizational discourses play a significant role in modern politics. The border between the major crops, called civilizations, erased. There is an effect of the so-called global civilization, which if not based on a single, in General shared values. At the same time, not all the major culture is ready to abandon some of their specific features and to be part of the new macro cultural education (fully or partially). As a result, the effect of inter-civilizational contradictions (in a more extreme form of «inter-civilizational conflict»). The above factors demanded by the political leaders of States and societies to pay more attention to deep socio-cultural processes taking place not in their countries and in the global world. As a result, political leaders, including presidents, Prime Ministers, Ministers of key ministries have become more active to use civilized discourse in their public speeches. The purpose of the article is to analyze the specificity of civilization rhetoric D.A. Medvedev. To achieve the purpose, methods were applied to analysis of text information: content analysis, intent-analysis, discourse analysis. The main sources of information were the articles and speeches D.A. Medvedev, addressed different audiences and containing civilizational content.

Текст научной работы на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС Д.А. МЕДВЕДЕВА: ВЫБОР ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ»

3. Proekt Kontseptsii pravotvorcheskoy politiki v Rossiyskoy Federatsii / razrab. A.V. Mal'ko, A.P. Mazurenko. - M.: MGEI, 2011. - 35 s.

4. Sovet Federatsii [Elektronnyy resurs] / URL: http://www.rusempire.ru/sovet-federatsii-rossiyskoy-federatsii/sovet-federatsii.html (data obrashcheniya: 15 avg. 2013 g.).

5. Po delu o tolkovanii otdel'nykh polozheniy stat'i 107 Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 22 aprelya 1996 g. № 10-P // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 1996. — № 18, st. 2253.

М.В. Горбачев, M.V. Gorbachev,

кандидат политических наук, доцент, Candidate of Political Science,

кафедра теоретической и прикладной Saratov State Law Academy политологии, Саратовская

государственная юридическая академия ussr-86@mail.ru

Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева: выбор интеграционной модели

Аннотация: цивилизационные дискурсы играют существенную роль в современной политике. Границы между крупными культурами, называемыми цивилизациями, стираются. Возникает эффект так называемой глобальной, общечеловеческой цивилизации, которая основана если не ^ на единых, то на общеразделяемых ценностях. В то же время не все крупные культуры готовы отказаться от ряда своих специфических особенностей и войти в состав нового макрокультур-m ного образования (как полностью, так и частично). Как следствие, возникает эффект меж-§ цивилизационных противоречий (в более крайней форме «межцивилизационного конфликта»). Обозначенные факторы потребовали от политических лидеров государств и обществ большего внимания к глубинным социокультурным процессам, происходящим не только в их странах, но и s во всем мире. Как следствие, политические лидеры, в частности президенты, премьер-министры, министры ключевых министерств, стали активнее использовать цивилизационный дискурс в s своих публичных выступлениях. Цель статьи — проанализировать специфику цивилизационной s риторики Д.А. Медведева, характеризующей выбор интеграционной модели России в современной О геополитике. Для реализации указанной цели применялись методы анализа текстовой инфор-а

.0 X

со

с

о

сч

со

мации: контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Основными источниками информации являлись статьи и выступления Д.А. Медведева, адаресованные различным целевым аудиториям и содержащим цивилизационный контент.

ш Ключевые слова: цивилизация, интеграция, европейская цивилизация, Евразийское простран-

ство, Евразийский Союз, мир-система.

с

Civilized discourse of D.A. Medvedev: 22 the choice of an integration model

Abstract: civilizational discourses play a significant role in modern politics. The border between the major crops, called civilizations, erased. There is an effect of the so-called global civilization, which if not based on a single, in General shared values. At the same time, not all the major culture is ready to abandon some of their specific features and to be part of the new macro cultural education (fully or partially). As a result, the effect of inter-civilizational contradictions (in a more extreme form of «inter-civilizational conflict»). The above factors demanded by the political leaders of States and societies to pay more attention to deep socio-cultural processes taking place not in their countries and in the global world. As a result, political leaders, including presidents, Prime Ministers, Ministers of key ministries have become more active to use civilized discourse in their public speeches. The purpose of the article is to analyze the specificity of civilization rhetoric D.A. Medvedev. To achieve the purpose, methods were applied to analysis of text information: content analysis, intent-analysis, discourse analysis. The main

sources of information were the articles and speeches D.A. Medvedev, addressed different audiences and containing civilizational content.

Keywords: civilization, integration, European civilization, Eurasian space, the Eurasian Union, the world-system.

ш tr б

в j=

о

Интерпретация цивилизационного дискурса Д.А. Медведева связана, прежде всего, с определением ключевых проблем. Одной из них является поиск интеграционной модели современной России в меняющихся геополитических условиях. Цель статьи — исследовать цивилизацион-ный приоритеты Д.А. Медведева в современной глобальной политике, исходя из специфики содержания его макрокультурного дискурса.

Одним из влиятельных центров мировой экономической системы в официальных дискурсах Д.А. Медведева называется Европейский Союз. Отмечая европейский характер Российского государства, его глава постоянно высказывался, что необходимо максимально интегрироваться в западные политические и экономические институты. Лидер Российского государства считал, что «наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик» [1, с. 4]. В данном контексте особенно важны высказывания ведущего российского политика относительно общих ценностей России и Европы (Европейского Союза). Так, отмечается, что российские ценности — те же, что и на Западе, нет больших различий. «Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомное оружие. Просто неверно Р говорить: вот здесь есть единая Европа, а там — мрачная, необразованная н С Россия, которую пока нельзя пускать в Европу» [2]. Фактически, по оценкам Й Р экспертов, начиная с 2008 г. Д.А. Медведев в своем официальном дискурсе Ц ДД «открыто говорит о стремлении координировать действия Москвы с той по- 0 > литикой, которой отдает предпочтение Евросоюз» [3, с. 5].

При этом «европейским» обществом называется не только современная М В Россия, но целый ряд государств, входивших в состав СССР, например д | Украина. Так, Д.А. Медведев на страницах официальной прессы коммен- | в тирует попытки Украины более тесно взаимодействовать с европейскими структурами: «Европейская интеграция — это нормальный путь, мы все — 23

европейские страны, имею в виду и Украину, и Россию. Мы не только -

дружим, мы продвигаем свои проекты на европейский рынок. У России, напомню, 250 миллиардов долларов торгового оборота с Евросоюзом» [4, ^ с. 5]. В то же время лидер Российского государства отмечал, что страны ^ Восточной Европы в широком смысле слова «могут производить товары для сбыта в России, но для Западной Европы они неконкурентоспособны, и интеграция приводит к растущим экономическим трудностям» [5, с. 10]. ® Кроме того, Д.А. Медведев утверждает, что сохраняется определенная необходимость «удерживать» государства этого региона в сфере влияния России: Россия должна учитывать интересы стран Восточной Европы,

«рассматривая сотрудничество с ней как форму экономической помощи, и предоставлять эту помощь не из гуманитарных, а из конкретных политических и коммерческих интересов» [6, с. 10].

Российский политический лидер полагает, что дальнейшее эффективное политическое развитие России как важной части мировой экономической системы невозможно без тесного взаимодействия с Европой. В ряде своих программных выступлений он проводит дискурсивную линию, согласно которой «модернизация российской демократии, формирование новой экономики... возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично. Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями — это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп» [7, с. 6].

Обозначенный выше дискурс Д.А. Медведева не носит односторонний характер. Ряд влиятельных лидеров западноевропейских государств поддерживают стремление России интегрироваться в европейские структуры. Так, президент Франции (2007—2012) Н. Саркози проводил политику, согласно которой страны Европейского Союза имеют с Россией общие х позиции по многим вопросам [8, с. 16]. Он неоднократно делал ремарки ^ относительного того, что «мы живем в новом мире, в мире дружбы между ^ Россией и Европой» [8, с. 15]. Практически идентичной позиции придерживается и лидер другого ключевого государства ЕС, канцлер Германии § А. Меркель: «Нам (ЕС) надо поставить отношения между Россией и НАТО □Е на рациональную основу. В конце концов, в сегодняшнем мире мы зачастую сталкиваемся с одними и теми же угрозами» [8, с. 17]. Инициатива А. Меркель имела определенную поддержку и во французских политических кругах. Более того, ряд европейских политических лидеров и экспертов полагают, что необходимо изменить «недоверчивое» отношение к России, ° которое сформировано во многом не ее политикой, а рядом действий к глобальных СМИ. Одновременно, по их мнению, необходимо установить т тесный уровень модернизационного партнерства с Россией. Отмечается,

с

с

ш что «модернизационное партнерство никогда не означало осуществление

<

только технологической кооперации, но было нацелено также на процесс реформ во всем обществе — от эффективного управления функционирую-24 щей системой социальных гарантий до сильного гражданского общества в - качестве критичного партнера в политике» [9, с. 11].

Относительно системы обеспечения безопасности в Европе и фран-^ цузская политическая элита руководствуется принципом, смысл которого ° состоит в том, что «Россия не наш противник, а наш новый партнер... ^ нужно больше внимания уделять некоторым российским инициативам... если мы не сделаем все необходимое для того, чтобы у нас было взаимное уважение... то ничем положительным это не кончится» [10, с. 3]. В то же время российское руководство считает, что не НАТО, а ОБСЕ должна определять формат взаимодействия России и ЕС в области безопасности. Организация Североатлантического договора позиционируется

Д.А. Медведевым как «пережиток холодной войны». Он неоднократно делал замечания по поводу того, что «нынешняя архитектура европейской политики в области безопасности несет на себе отпечаток идеологии, унаследованной из прошлого ... единство Европы должна воплощать ОБСЕ, но ей этого не дают» [11, с. 8].

Если же рассматривать экономические аспекты интеграции, то европейские лидеры также выражают определенные надежды на взаимные инвестиции экономики ЕС и России. Так, премьер-министр Нидерландов М. Рютте на официальной встрече с российским руководством заявил: «...В Европе рассчитывают, что Россия, как и раньше, продолжит оказывать помощь, делать инвестиции в евро» [12, с. 7]. В то же время российское руководство считает, что в этой области присутствует ряд интеграционных трудностей: «задним числом меняются сложившиеся правила игры, фактически происходит изъятие созданных активов, нарушаются прежние соглашения» [13, с. 2]. Существуют «определенные административные сложности для российских инвесторов... хотелось, чтобы мы могли взаимно инвестировать в экономики друг друга, потому что ничто так не соединяет государства, страны, народы, как взаимные инвестиции» [14]. При этом даже опускается присоединение ряда государств, которые ранее входили в так называемую «зону влияния» России, непосредственно к ЕС. Например, Д.А. Медведев на очередном саммите Россия-ЕС сообщил, что «у нас нет и не может быть никакой аллергии на вступление в ЕС новых членов, в том числе из Юго-Восточной Европы... единственный нюанс — эта интеграция не должна мешать двустороннему сотрудничеству России с этими странами» [15, с. 5]. р

В результате проведенного исследования мы выявили, что в цивилиза- н С ционном дискурсе Д.А. Медведева преобладает установка на необходимость S р максимальной интеграции России в мировую экономическую систему ц ДД (мир-систему в терминологии И. Валлерстайна). При этом подчеркивается Н > необходимость вхождения в нее на условиях полупериферии (semi-periphery ° е

в терминологии Д. Уилкинсона) с дальнейшей интеграцией в центр. Мш

о е

ш об

о

Отмечаются проблемы, которые стоят перед российской цивилизацией ее ее и которые необходимо решить для более эффективной и взаимовыгод- и и ной интеграции. В них входят как институционализированные внешние проблемы взаимодействий с рядом государств, составляющих центр мир- 25 системы (Европейские и Североамериканские государства блока НАТО), — которые продолжаются в инерционном ключе и после распада СССР как общности, претендовавшей на формирование собственной мир-системы (отличной от капиталистической мир-экономики, распространившейся до формата мир-системы), так и собственные, внутренние проблемы, в частности, определенное несоответствие технологического развития России и | стран центра мир-системы. Решение последних видится в наращивании ® интеграционных связей, которые в данном контексте выступают и целью, и процессом, и инструментом. Региональные интеграционные процессы рассматриваются Д.А. Медведевым как важная часть политического вектора

СП

?

современной России, но при этом решающее значение отдается росту потенциала государства в мир-системе (world-system). Число дискурсивных трендов, посвященных региональным интеграционным процессам на постсоветском пространстве, в официальной политической риторике Д.А. Медведева значительно меньше, чем число дискурсивных трендов, которые затрагивают глобальные интеграционные механизмы.

Список литературы

1. Медведев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. — 2010. — 1 дек.

2. Интервью Д.А. Медведева газете «Шпигель» // Администрации Президента РФ : официальный сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/news/5929 (дата обращения: 16.04.2014).

3. Nalapat, M.D. Will Putin takes back Russia? // Pakistan Observer. — 2011. — № 13/1.

4. Медведев, Д.А. Выступление на пресс-конференции в школе управления «Сколково» // Российская газета. — 2011. — 18 мая.

5. Гомар, Т. Россия одна навсегда? // Россия в глобальной политике. — 2008. — № 5.

6. Гомар, Т. Франция и Россия: друзья или враги? // Россия в глобальной по-£ литике. — 2013. — № 2.

g 7. Медведев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию //

^ Российская газета. — 2011. — 23 дек.

к 8. Armstrong, P. The Third Turn // Russia: Other Points of View. — 2010. — November.

m 9. Erler, G. Schluss mit dem Russland-Bashing! // Die Zeit. — 2013. — June.

m 10. Кузьмин, В. Дмитрий Медведев провел переговоры с первыми лицами

ûl Франции // Российская газета. — 2008. — 11 дек.

11. Кузьмин, В. Визит европейца. Дмитрий Медведев утверждает, что у европейцев < и россиян одни базовые ценности // Российская газета. — 2008. — 6 июня. §= 12. Кузьмин, В. Тюльпаны на семи холмах: Дмитрий Медведев встретился с

^ премьер-министром Голландии // Российская газета.— 2011. — 10 нояб. § 13. Кузьмин, В. Россия штурмует экономические Альпы // Российская газета.

с — 2013. — 24 янв.

14. Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев й ответил на вопросы журналистов агентства «Франс-Пресс» и газеты «Фигаро» //

^ Российская газета. — 2012. — 26 нояб.

15. Кузьмин, В. Балканский визит. Сербия попросила у России миллиард евро

26

о

// Российская газета. — 2009. — 21 окт.

References

1. Medvedev, D.A. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu // Rossiyskaya gazeta. — 2010. — 1 dek.

2. Intervyu D.A. Medvedeva gazete «Shpigel» // Administratsii Prezidenta RF: N ofitsialnyiy sayt. — URL: http://www.kremlin.ru/news/5929 (data obrascheniya: 16.04.2014). n 3. Nalapat, M.D. Will Putin takes back Russia? // Pakistan Observer. — 2011. — № 13/1.

4. Medvedev, D.A. Vyistuplenie na press-konferentsii v shkole upravleniya «Skolkovo» // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 18 maya.

5. Gomar, T. Rossiya odna navsegda? // Rossiya v globalnoy politike. — 2008. — № 5.

6. Gomar, T. Frantsiya i Rossiya: druzya ili vragi? // Rossiya v globalnoy politike. — 2013. — № 2.

7. Medvedev, D.A. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 23 dek.

8. Armstrong, P. The Third Turn // Russia: Other Points of View. — 2010. — November.

9. Erler, G. Schluss mit dem Russland-Bashing! // Die Zeit. — 2013. — June.

10. Kuzmin, V. Dmitriy Medvedev provel peregovoryi s pervyimi litsami Frantsii // Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 11 dek.

11. Kuzmin, V. Vizit evropeytsa. Dmitriy Medvedev utverzhdaet, chto u evropeytsev i rossiyan odni bazovyie tsennosti // Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 6 iyunya.

12. Kuzmin, V. Tyulpanyi na semi holmah: Dmitriy Medvedev vstretilsya s premer-ministrom Gollandii // Rossiyskaya gazeta.— 2011. — 10 noyab.

13. Kuzmin, V. Rossiya shturmuet ekonomicheskie Alpyi // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 24 yanv.

14. Predsedatel pravitelstva Rossiyskoy Federatsii Dmitriy Medvedev otvetil na voprosyi zhurnalistov agentstva «Frans-Press» i gazetyi «Figaro» // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — 26 noyab.

15. Kuzmin, V. Balkanskiy vizit. Serbiya poprosila u Rossii milliard evro // Rossiyskaya gazeta. — 2009. — 21 okt.Em et volenis dolo mo odis qui sa net invelignam quationecesGenis

А.А. Касович, A.A. Kasovich,

аспирант, Posgraduate student,

кафедра политических наук, Saratov State University Саратовский государственный named after N. G. Chernyshevskiy университет им. Н.Г. Чернышевского Kasovitch@gmail.com

Административно-правовые методы управления политическим протестом в России

Аннотация: право свободно, открыто выражать свою точку зрения по любым общественно-политическим вопросам, в том числе в ходе публичных массовых акций протеста является одной из основ демократического общества и гарантировано законодательством Российской Федерации. Однако хорошо организованный массовый протест, как показали «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» на Украине, способен привести к незаконному государственному перевороту. Данная угроза заставляет власть искать пути противодействия технологиям организации массового протеста. В статье рассматриваются правовые основы и административные практики регулирования протестной активности в современной России. Значительные возможности для управления политическим протестом предоставляет власти законодательство о проведении массовых публичных мероприятий. Так, проведение акций протеста согласовывается с уполномоченными органами власти и в случае нарушения порядка согласования или проведения несогласованных 27

публичных мероприятий их организаторы будут подвергнуты санкциям. Делается вывод о том, что -

власть может использовать нормативные правовые акты для борьбы с политической оппозицией и оценки их эффективности.

Ключевые слова: политический протест, методы управления, закон, митинг, пикет, шествие.

Administrative and legal methods of management of political protest in Russia

Abstract: The right to freely, openly express the point of view on any political questions, during public mass protest actions as well, is one of bases of democratic society and is guaranteed by the legislation of the Russian Federation. However, well organized mass protest as "Rose Revolution" in Georgia and "orange revolution" in Ukraine showed, is capable to lead to illegal revolution. This threat forces the government

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.