Михаил Валерьевич Горбачёв,
кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии, Саратовская государственная юридическая академия
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС Д.А. МЕДВЕДЕВА: ВЫБОР ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ1
Цивилизационные дискурсы играют существенную роль в современной политике. Границы между крупными культурами, называемыми цивилизациями, стираются. Возникает эффект так называемой глобальной, общечеловеческой цивилизации, которая основана если не на единых, то на общеразделяемых ценностях. В то же время не все крупные культуры готовы отказаться от ряда своих специфических особенностей и войти в состав нового, макрокультурного пространства (как полностью, так и частично). Как следствие, возникает эффект межцивилизаци-онных противоречий (в крайней форме - межцивилизационного конфликта). Обозначенные выше факторы требуют от политических лидеров государств и обществ большего внимания к глубинным социокультурным процессам, происходящим не только в их странах, но и в глобальном мире. Как следствие, политические лидеры, в частности президенты, премьер-министры, министры ключевых министерств, стали активнее использовать цивилизационный дискурс в своих публичных выступлениях. Цель статьи - проанализировать специфику цивилизационной риторики Д.А. Медведева. Для реализации указанной цели применялись методы анализа текстовой информации: контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Основными источниками информации являлись статьи и выступления Д.А. Медведева, адресованные различным целевым аудиториям и содержащие цивилизационный контент.
Ключевые слова: цивилизация, интеграция, европейская цивилизация, Евразийское пространство, Евразийский союз, мир-система.
M.V. Gorbachev
CIVILIZATIONAL DISCOURCE OF D.A. MEDVEDEV: CHOOSING GEOPOLOTICAL PRIORITIES
The paper states that civilizational discourses play an important role in modern politics. The boundaries between major cultures, also called civilizations, are being erased that gives rise to the so-called global, cosmopolitan civilization which is
kttp@sgap.ru
УДК 321
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-0300112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».
♦
♦
based on common or universally recognized values. At the same time, not all large cultures are willing to reject their specific characteristics and join new macro-cultural space (either fully or partially). As a consequence, it leads to inter-civiliza-tional conflict (or conflict of civilizations in its extreme form). The above factors demand that political leaders and societies should pay greater attention to the deep social and cultural processes that take place not only in their own countries but also in the global world. As a consequence, political leaders especially presidents, prime ministers, and key ministers have started using civilizational discourse in their public speeches. The paper aims to analyze the specifics of civilizational rhetoric of D.A. Medvedev. To achieve that aim the author uses methods of textual information analysis: content analysis, intent analysis, discourse analysis. The main sources of information are articles and speeches of D.A. Medvedev addressed to different target audiences and containing civilizational content.
Keywords: civilization, integration, European civilization, Eurasian region, Eurasian Union, world-system.
В политической риторике Д. А. Медведева цивилиза-ционный дискурс играл существенную роль как во время электоральной кампании 2008 г., так и в поствыборный период [14, с. 10]. Элементы цивилизационного дискурса в его публичных выступлениях частично воспроизводятся и в настоящее время. Цель статьи - проанализировать цивилизационно-геополитические приоритеты Д.А. Медведева в современном альянсе мировых цивилизаций. В 2008 г., практически сразу после вступления в должность президента РФ, он сделал следующее ключевое заявление: «Россия сегодня вернулась из холода. Вернулась после столетия изоляции и самоизоляции. И сейчас она активно возвращается в глобальную политику и экономику» [цит. по: 5, с. 8 - 10]. При этом он подчеркнул, что современная Россия не представляет собой особый тип цивилизационного развития, а, напротив, является частью общеевропейской культуры. Ей не чужды европейские нормы и ценности в экономике и политике. Лидер государства отметил, что «Россия - европейская страна, и Россия абсолютно способна развиваться вместе с другими государствами, которые выбрали для себя демократический путь развития» [11, с. 10 - 11]. Также глава государства говорил, что «Россия окрепла, может и хочет решать как региональные, так и международные проблемы. То есть Москва была, есть и будет одним из центров нового многополярного мира» [11, с. 10 - 11]. Одновременно, как утверждал Д. А. Медведев, «Россия и дальше будет делать все, чтобы оставаться предсказуемым международным партнером» [цит. по: 4, с. 11], «Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом» [цит. по: 6, с. 4 - 5], а ее ключевые позиции «будут способствовать укреплению общей и глобальной безопасности в мире» [15].
В своей глобальной внешнеполитической риторике ведущий российский политик апеллирует к идеям, которые по своему характеру и содержанию отражают важнейшие аспекты цивилизационной сущности современной России. В частности, речь идет о российском государстве и обществе, которые «освоили и цивилизовали огромную территорию, создали неповторимую культуру, имеют огромный экономический и военный потенциал, действуют на основе выработанных, выстраданных за века ценностях и идеалах» [11, с. 10 - 11]. При этом Д.А. Медведев, постоянно подчеркивая серьезный геополитический потенциал современной России (в том числе и в военной сфере), акцентирует внимание на иных формах взаимодействия с субъектами, которые составляют мировое сообщество. Так, в своих программных выступлениях он декларирует, что «внешняя политика должна выражаться сейчас не только в ракетах, но и в создании на территории России совместных предприятий
и появлении качественных, недорогих товаров, в увеличении числа современных рабочих мест и упрощении визового режима» [13], т.е. максимальной в интеграции в мировую экономическую систему. Недостаточная интенсивность подобной интеграции, по мнению Д. А. Медведева, привела к тому, что «на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико, как нам бы хотелось... в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным. но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России» [9].
Одним из постоянных и влиятельных центров мировой экономической системы в официальных дискурсах Д.А. Медведева неизменно называется Европейский союз. Отмечая европейский характер российского государства, президент часто говорил о том, что необходимо максимально интегрироваться в западные политические и экономические институты. Лидер российского государства считает, что «наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик» [9]. В данном контексте особенно важны высказывания ведущего российского политика относительно общих ценностей России и Европы (Европейского союза): «Наши (российские. - М.Г.) ценности - те же, что и у вас на Западе. Я не вижу больших различий. Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомное оружие. Просто неверно говорить: вот здесь есть единая Европа, а там - мрачная, необразованная Россия, которую пока нельзя пускать в Европу» [12, с. 4]. Фактически, по оценкам экспертов, начиная с 2008 г. Д.А. Медведев в своем официальном дискурсе «открыто говорит о стремлении координировать действия Москвы с той политикой, которой отдает предпочтение Евросоюз» [2].
При этом «европейским» обществом называется не только современная Россия, но и целый ряд государств, входивших в состав СССР, в частности Украина. Так, Д.А. Медведев на страницах официальной прессы комментирует попытки Украины более тесно взаимодействовать с европейскими структурами: «Европейская интеграция - это нормальный путь, мы все - европейские страны, имею в виду и Украину, и Россию. Мы не только дружим, мы продвигаем свои проекты на европейский рынок. У России, напомню, 250 миллиардов долларов торгового оборота с Евросоюзом» [цит. по: 19, с. 5]. В то же время лидер российского государства отмечает, что страны Восточной Европы в широком смыс-
♦
♦
ле слова «могут производить товары для сбыта в России, но для Западной Европы они неконкурентоспособны, и интеграция приводит к растущим экономическим трудностям» [10, с. 5]. Одновременно Д. А. Медведев утверждает, что сохраняется необходимость «удерживать» государства этого региона в сфере влияния России: «Мы (Россия. - М.Г.) должны учитывать их (страны Восточной Европы. - М.Г.), рассматривая сотрудничество с ней как форму экономической помощи, и предоставлять эту помощь не из гуманитарных, а из конкретных политических и коммерческих интересов» [цит. по: 1, с. 15].
Ведущий российский политический лидер полагает, что дальнейшее эффективное политическое развитие России как важной части мировой экономической системы невозможно без тесного взаимодействия с Европой. В частности, в ряде своих программных выступлений он проводит следующую дискурсивную линию: «Модернизация российской демократии, формирование новой экономики, на мой взгляд, возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично. Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями - это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп» [цит. по: 1, с. 12]. Таким образом, наращивая экономическую интеграцию со странами ЕС, Россия активно продолжает политику, проводимую ее руководством в конце 90-х гг. XX века. В связи с этим главным достижением того периода времени современным российским руководством называется вхождение в Совет Безопасности ООН и Большую восьмерку (38). В дискурсах Д.А. Медведева присутствует и тематика, связанная со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Высказывания и предложения Д.А. Медведева не носят одностороннего характера. Ряд ключевых лидеров западноевропейских государств поддерживают стремление России интегрироваться в европейские структуры. Так, президент Франции (2007 - 2012) Н. Саркози говорил: «Мы (страны, входящие в ЕС. - М.Г.) уверены, что у России, Германии и Франции общие позиции по многим вопросам» [цит. по: 17, с. 16]. Кроме того, он неоднократно высказывался относительного того, что «мы живем в новом мире, в мире дружбы между Россией и Европой» [цит. по: 17, с. 15]. Практически идентичной позиции придерживалась и лидер другого ключевого государства ЕС - канцлер Германии А. Меркель: «Нам (ЕС. - М.Г.) надо поставить отношения между Россией и НАТО на рациональную основу. В конце концов, в сегодняшнем мире мы зачастую сталкиваемся с одними и теми же угрозами» [цит. по: 17, с. 17]. Инициатива А. Меркель имела определенную поддержку и в других европейских политических кругах. Премьер-министр Нидерландов М. Рютте на официальной встрече с российским руководством заявил: «В Европе рассчитывают, что Россия, как и раньше, продолжит оказывать помощь, делать инвестиции в евро» [цит. по: 8, с. 7 - 8].
В то же время российское руководство считает, что в этой области присутствует ряд интеграционных трудностей, а именно: «задним числом меняются сложившиеся правила игры, фактически происходит изъятие созданных активов, нарушаются прежние соглашения»
[цит. по: 7, с. 2 - 6]. По мнению российского руководства, существуют «определенные административные сложности для российских инвесторов» [16]. При этом даже опускается присоединение ряда государств, которые ранее входили в так называемую « зону влияния» России, непосредственно к ЕС. Например, Д.А. Медведев на очередном саммите Россия - ЕС заявил: «У нас нет и не может быть никакой аллергии на вступление в ЕС новых членов, в том числе из Юго-Восточной Европы... единственный нюанс - эта интеграция не должна мешать двустороннему сотрудничеству России с этими странами» [цит. по: 3, с. 5].
Помимо ряда проблем в области интеграции финансовых, политических и военных институтов России и ЕС, существуют определенные сложности и в области энергетической политики. Россия начиная с 80-х гг. XX в. играла важную роль в энергетической безопасности ряда государств, которые относятся к центру мировой экономической системы. В частности, это ключевые элементы современного ЕС - Германия, Италия, Испания, частично Франция. При этом, несмотря на многочисленные заявления российских политических лидеров о том, что «добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, невозможно. в конце концов, не сырьевые биржи должны вершить судьбу России, а наше собственное представление о себе, о нашей истории и о нашем будущем» [9], в начале XXI в. энергетическая роль России только усилилась. Председатель Совета директоров компании South Stream Transport AG. Х. Фо-шерау на одном из организационных совещаний заявил, что «"Южный поток" - это газопровод, который должен укрепить партнерство между Европейским союзом и Россией и доставить значительную выгоду для всех участников» [цит. по: 18, с. 15]. Данный проект, так же как и уже действующий Nord Stream, несмотря на общую поддержку ключевых членов ЕС, постоянно вызывал негативные отклики стран Прибалтики, ряд из которых являются так называемыми « вновь принятыми» членами ЕС.
В своих публичных заявлениях, а также на страницах российской и зарубежной печати Д.А. Медведев неоднократно утверждал, что «присоединение к ВТО - это значимый фактор интеграции России в мировую экономику. Оно отвечает как нашим национальным интересам, так и целям стабилизации международной торговой системы» [12, с. 4]. Российский политический деятель подчеркивает: «Мы будем уважать наше обещание воздерживаться от протекционистских мер, защищать инвестиции и поддерживать двусторонние и многосторонние усилия, отвечающие принципам ВТО». Данный дискурсивный вектор пересекается с дискурсами американских, европейских и азиатских политических лидеров. В частности, президент США Б. Обама заявлял, что «присоединение России к ВТО - положительный момент для всего мира, он открывает новые возможности для продажи продукции, товаров и услуг в Россию и из нее». Представители Китайского политбюро сделали заявление, что вступление России в ВТО «является большим плюсом в плане развития российско-китайских торгово-экономических отношений, поскольку сейчас двусторонняя торговля будет развиваться по единым, прозрачным правилам, которые хорошо знакомы и понятны всему бизнес-сообществу».
Таким образом, интенсификация участия России в деятельности международных экономических и политических институтов объясняется как внутренними, так и внешними факторами. Подчеркивая, что Россия является частью мировой экономической системы, Д.А. Медведев проводит дискурсивную линию, согласно которой нужно продолжать усиленную интеграцию в эту систему и одновременно осуществлять определенные шаги по ее реформированию.
1. Гомар Т. Россия одна навсегда? // Россия в глобальной политике. 2008. № 5.
2. Интервью Д.А. Медведева газете «Шпигель». URL: http:// www.kremlin.ru/news/5929 (дата обращения: 05.12.2013).
3. Кузьмин В. Балканский визит: Сербия попросила у России миллиард евро // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 5023 (199).
4. Кузьмин В. В дипломате президента: Дмитрий Медведев изложил свою внешнеполитическую концепцию // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. № 4707.
5. Кузьмин В. Визит европейца: Дмитрий Медведев утверждает, что у европейцев и россиян одни базовые ценности // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. № 4679.
6. Кузьмин В. Здесь и сейчас: Дмитрий Медведев озвучил десять программных тезисов, согласно которым будет развиваться Россия // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. № 5217 (138).
7. Кузьмин В. Россия штурмует экономические Альпы // Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. № 5989 (13).
8. Кузьмин В. Тюльпаны на семи холмах: Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром Голландии // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. № 5613 (237).
9. Медведев Д.А. «Россия, вперёд!». URL: http://www.kremlin. ru/news/5413 (дата обращения: 13.07.2013).
10. Медведев Д.А. Выступление на пресс-конференции в школе управления «Сколково» // Российская газета. Столичный выпуск. 2011. № 12.
11. Медведев Д.А. Интервью журналу The Financial Times // The Financial Times 2008. Fall. March.
12. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. № 5350 (271).
13. Медведев Д.А. Послание Президента Совету Федерации РФ. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_ty-pe63 372type63374type63381type82634_208749.shtml (дата обращения: 12.03.2011).
14. Митрохина Т.Н. Методология политической компаративистики. Саратов, 2008.
15. Полный текст выступления Дмитрия Медведева на II Гражданском форуме. URL: http://www.rg.ru/20-08/01/24/tekst. html (дата обращения: 22.11.2013).
16. Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев ответил на вопросы журналистов агентства «Франс-Пресс» и газеты «Фигаро». URL: http://www.r-g.ru/2012/ 11/26/medvedev.html (дата обращения: 12.05.2013).
17. Armstrong P. The Third Turn // Russia: Other Points of View. 2010. Fall. November.
18. Cazzulani М. Guerra Energetica: il Southsream presenta il suo Consiglio di Amministrazione // Il Legno Storto. 2012. Fall. April.
19. Nalapat M.D. Will Putin take back Russia? // Pakistan Observer. 2011. № 13/1.