Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / СТУДЕНТЫ / ФРУСТРАЦИЯ / НАМЕЧЕННЫЙ УРОВЕНЬ МОБИЛИЗАЦИИ УСИЛИЙ / МОТИВ САМОУВАЖЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ФРУСТРИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов разных специальностей медицинского вуза, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений. Данное исследование представляется актуальным, поскольку уровень притязаний напрямую связан с самооценкой, которая может влиять на успеваемость обучающихся. Проанализированы факторы, влияющие на уровень притязаний. Был проведен сравнительный анализ уровня притязаний и фрустраций у студентов лечебного и фармацевтического факультета Астраханского государственного медицинского университета. С целью изучения уровня притязаний и фрустрации были использованы психодиагностические методики: 1) методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский); 2) методика диагностики уровня личностной фрустрации. (В.В. Бойко). По результатам психодиагностического обследования определена мотивационная структура личности: у студентов лечебного факультета мотивационными компонентами являются «намеченный уровень мобилизации усилий», «мотив самоуважения» и «познавательный мотив»; у студентов фармацевтического факультета - «оценка своего потенциала», «познавательный мотив» и «намеченный уровень мобилизации усилий». Выявлено, что среди студентов как лечебного, так и фармацевтического факультета есть группа «риска», поскольку у них диагностирована устойчивая тенденция к фрустрации. Была установлена значимость различий между группами студентов разных специальностей в мотивационных компонентах, а именно: «мотив смены деятельности» и «мотив самоуважения». Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть полезны для психологов образовательных учреждений для работы со студентами и создания превентивных мероприятий, которые предотвращают искажение личностных притязаний и снижению уровня фрустрированности для повышения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEVEL OF CLAIMS AND FRUSTRATION AMONG STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

The article presents the results of an empirical study of the characteristics of the level of claims and frustration reactions in students of various specialties of a medical university, as well as the development of recommendations for psychologists in educational institutions. This study seems to be relevant, since the level of aspirations is directly related to self-esteem, which can affect the progress of students. The factors influencing the level of claims are analyzed. A comparative analysis of the level of claims and frustrations among students of the Medical and Pharmaceutical Faculty of the Astrakhan State Medical University was carried out. In order to study the level of claims and frustration, psycho-diagnostic methods were used: 1) a method for assessing the level of claims of a person (V.K. Gorbachevsky); 2) a technique for diagnosing the level of personal frustration. (V.V. Boyko). Based on the results of a psycho-diagnostic examination, the motivational structure of the personality was determined: for students of the medical faculty, the motivational components are “the intended level of mobilization of efforts”, “self-esteem motive” and “cognitive motive”; for students of the Faculty of Pharmacy - "assessment of their potential", "cognitive motive" and "targeted level of mobilization of efforts". It was revealed that among the students of both medical and pharmaceutical faculty there is a “risk” group, since they have been diagnosed with a stable tendency to frustration. The significance of differences between groups of students of different specialties in motivational components was established, namely: "the motive for changing activities" and "the motive of self-esteem". Thus, the results of the study can be useful for psychologists of educational institutions to work with students and create preventive measures that prevent the distortion of personal claims and reduce the level of frustration to improve the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 159.937.2:316.628

Особенности уровня притязаний и фрустрации у студентов разных специальностей

Features of the level of claims and frustration among students of different specialties

Мамина В.П., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, mamina.v@internet.ru

Бусурина Л.Ю., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», busja75@list.ru

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail.ru

Mamina V., Astrakhan State Medical University, mamina.v@internet.ru Busurina L., Astrakhan State Technical University, busja75@list.ru Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.029

Ключевые слова: уровень притязаний, студенты, фрустрация, намеченный уровень мобилизации усилий, мотив самоуважения, медицинский вуз, фрустрирующие состояния.

Keywords: level of claims, students, frustration, target level of mobilization, motive of self-respect, medical university, frustrating states.

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов разных специальностей медицинского вуза, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений. Данное исследование представляется актуальным, поскольку уровень притязаний напрямую связан с самооценкой, которая может влиять на успеваемость обучающихся. Проанализированы факторы, влияющие на уровень притязаний. Был проведен сравнительный анализ уровня притязаний и фрустраций у студентов лечебного и фармацевтического факультета Астраханского государственного медицинского университета. С целью изучения уровня притязаний и фрустрации были использованы психодиагностические методики: 1) методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский); 2) методика диагностики уровня личностной фрустрации. (В.В. Бойко). По результатам психодиагностического обследования определена мотивационная структура личности: у студентов лечебного факультета мотивационными компонентами являются «намеченный уровень мобилизации усилий», «мотив самоуважения» и «познавательный мотив»; у студентов фармацевтического факультета - «оценка своего потенциала», «познавательный мотив» и «намеченный уровень мобилизации усилий». Выявлено, что среди студентов как лечебного, так и фармацевтического факультета есть группа «риска», поскольку у них диагностирована устойчивая тенденция к фрустрации. Была установлена значимость различий между группами студентов разных специальностей в мотивационных компонентах, а именно: «мотив смены деятельности» и «мотив самоуважения». Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть полезны для психологов образовательных учреждений для работы со студентами и создания превентивных мероприятий, которые предотвращают искажение личностных притязаний и снижению уровня фрустрированности для повышения качества образовательного процесса.

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of the level of claims and frustration reactions in students of various specialties of a medical university, as well as the development of recommendations for psychologists in educational institutions. This study seems to be relevant, since the level of aspirations is directly related to self-esteem, which can affect the progress of students. The factors influencing the level of claims are analyzed. A comparative analysis of the level of claims and frustrations among students of the Medical and Pharmaceutical Faculty of the Astrakhan State Medical University was carried out. In order to study the level of

claims and frustration, psycho-diagnostic methods were used: 1) a method for assessing the level of claims of a person (V.K. Gorbachev sky); 2) a technique for diagnosing the level ofpersonal frustration. (V. V. Boyko). Based on the results of a psycho-diagnostic examination, the motivational structure of the personality was determined: for students of the medical faculty, the motivational components are "the intended level of mobilization of efforts", "self-esteem motive" and "cognitive motive"; for students of the Faculty of Pharmacy - "assessment of their potential", "cognitive motive" and "targeted level of mobilization of efforts". It was revealed that among the students of both medical and pharmaceutical faculty there is a "risk" group, since they have been diagnosed with a stable tendency to frustration. The significance of differences between groups of students of different specialties in motivational components was established, namely: "the motive for changing activities" and "the motive of self-esteem". Thus, the results of the study can be useful for psychologists of educational institutions to work with students and create preventive measures that prevent the distortion of personal claims and reduce the level offrustration to improve the quality of the educational process.

Введение. Данное исследование

представляется актуальным, поскольку успешное обучение студентов может зависеть от уровня притязаний и того, как обучающиеся преодолевают трудности, возникающие противоречия и фрустраторы и т.д. В многочисленных психологических исследованиях установлены взаимосвязи состояния фрустрации с успеваемостью, особенностей личности и стратегий преодоления трудностей студентов [24]. Т. Дембо ввел в психологическую науку понятие уровень притязаний, означающий целеполагание и какие цели способна ставить перед собой личность, показывает его целенаправленную деятельность, его

индивидуальные особенности мотивации достижения, учитывая при этом самооценку, темперамент, волю и другие качества личности [6]. Принято выделять в психологической науке два уровня притязаний: адекватный и неадекватный (высокий и низкий уровень). Наиболее приемлемый считается адекватный уровень притязаний, поскольку любая деятельность будет намного эффективнее, в том числе и обучение. Когут К.Я. [5] отмечает, что чем выше уровень притязаний у участников образовательного процесса, тем выше вероятность того, что будет лучше академическая успеваемость. Однако, чем выше уровень притязаний, тем большую активность в своей деятельности проявляет личность.

Соответственно студенчество является периодом, когда формируется самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения личности [7]. Во многих психологических исследованиях установлено, что на успешность обучения оказывают влияние такие личностные характеристики как самооценка, уровень притязаний, особенности характера и темперамента. К примеру, в исследовании Шагалиной М.Н. [10] выявлено, что уровень притязаний и локус контроля влияют на то как обучающиеся способны учитывать внешние и внутренние детерминанты и правильно

распределять собственные ресурсы при достижении целей. В диссертационном исследовании Алешина И.Ш. [1] выявила взаимосвязь между уровнем притязаний и акцентуациями характера обучающихся, т.е. все акцентуации взаимодействуют с различными уровнями притязаний. Таким образом, становится очевидным необходимость изучения

особенностей уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов различных специальностей медицинского университета, поскольку адекватная самооценка и адекватный уровень притязаний являются профессионально важными качествами медицинского работника, которые позволяют вести эффективное лечебное взаимодействие. Другими словами, возникает проблема обоснования условий психолого-педагогической поддержки студентов в формировании адекватного уровня притязаний и преодолении фрустрации. Полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов образовательных учреждений для работы со студентами и создания превентивных мероприятий, которые предотвращают искажение личностных притязаний, снижению уровня фрустрированности и преодолению возникающих в процессе обучения фрустрационных реакций у студентов для повышения качества образовательного процесса.

Цель исследования: состояла в изучении особенностей уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов разных специальностей медицинского вуза, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование было проведено клиническими психологами в Астраханском государственном медицинском университете в феврале 2022 г., на кафедре психологии и педагогики. В исследовании приняли участие студенты 2 года обучения лечебного факультета в количестве 38 человек и студенты 3 курса фармацевтического факультета в количестве 33

человека. Возраст респондентов был в диапазоне от 18 до 22 лет. Этапы исследования: 1) Психолого-педагогический анализ по проблемам уровня притязаний и фрустрации; 2) описание особенностей проявления уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов различных специальностей медицинского вуза; 3) составление практических рекомендаций. С целью изучения уровня притязаний и фрустрации были использованы следующие

психодиагностические методики: 1) методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский), предназначенный для выявления уровней притязаний респондентов с помощью диагностики компонентов мотивационной структуры личности [9]; 2) методика диагностики уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) [8]. Фрустрация (от лат. «бгейайо» - обман, разрушение планов) - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения каких-то потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. В качестве методов статистической обработки данных были

использованы: непараметрический и-критерий Манна-Уитни, позволяющий выявлять различия в значении параметра между малыми выборками., также использована программа SPSS-22.0. Результаты эмпирического исследования представлены в рисунках и в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования по методике оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский) у студентов медицинского университета, см. рисунок 1, показал, что у студентов лечебного факультета

мотивационными компонентами являются «Намеченный уровень мобилизации усилий» (17,4%), «Мотив самоуважения» (17,6%) и «Познавательный мотив» (17,3). Таким образом, мотивационная структура студентов лечебного факультета состоит из трех компонентов и характеризуется тем, что студенты проявляют интерес к результатам своей деятельности, способны ставить перед собой сложные цели в однотипной деятельности и способны активизировать собственные ресурсы, необходимые для достижения целей.

Инициативность Закономерность.. Ожидаемый уровень.. Намеченный уровень.. Оценка своего потенциала Оценка уровня.. Волевое усилие Сложность задания Значимость результатов Мотив самоуважения Смотив смены деятельности Состязательный мотив Мотив избегания Познавательный мотив Внутренний мотив

235 15,9 15,2

5,1

15,8

3 17,6

ёшжжшшшшжшмш

13,6

11,09_

3 13,3

17,1 17,3

т/тттттттттттт?м/ША

16,3

0 5

и Студенты фармацевтического факультета

10 15

Студенты лкчебного факультета

20

Рисунок 1. - Средние значения компонентов уровня притязаний по методике оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский) у студентов (составлено авторами по материалам исследования)

У студентов фармацевтического факультета ядром мотивационной структуры личности составляют следующие компоненты: «Оценка своего потенциала» (16,1%), «Познавательный мотив» (17,1%) и «Намеченный уровень мобилизации усилий» (16,7%). Данные компоненты связанны с достижением трудных целей, и характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Следует отметить, что для студентов как лечебного, так и фармацевтического факультетов характерно то, что они предпочитают ставить перед собой сложные цели в деятельности. Можно предположить, что это связано с адекватной самооценкой, они верят в собственные цели и в свой успех, также они характеризуются высоким самоуважением.

На рисунке 2 показаны средние значения уровня фрустрации по методике диагностики

уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) в двух группах студентов медицинского университета. Среди студентов лечебного факультета выявлено 23 респондента (60,5%), у которых отсутствует фрустрация и 15 студентов (39,5%) с устойчивой тенденцией к фрустрации. Состояние фрустрации представляет собой довольно-таки опасное психоэмоциональное состояние, поскольку личность может испытывать тревогу, проявлять агрессивные реакции, разочарование, повышенное раздражение, состояние подавленности, однако, не отказывается от своих целей и потребностей. Поэтому на данном этапе психологам образовательных учреждений вовремя диагностировать фрустрацию у студентов, поскольку фрустрация может привести к более тяжёлым психоэмоциональным состояниями в виде депрессии, апатии, неврозам и т.д.

81,2

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

60,5

/

39,5

фрустрация отсутствует

есть устойчивая тенденция к фрустрации

0 студенты лечебного факультета

□ студенты фармацевтического факультета

Рисунок 2. - Средние значения уровня фрустрации по методике диагностики уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) у студентов (составлено авторами по материалам исследования)

Среди студентов фармацевтического факультета было следующее распределение по уровню фрустрированности: 27 человек (81,2%) с отсутствием фрустрации и 6 респондентов (18,1%) с наличием фрустрации. Данный результат, безусловно, является сигналом тревоги для психологов образовательных учреждений, поскольку фрустрация может порождать агрессивные реакции, психоэмоциональное напряжение, что создает риск проявления психосоматических заболеваний. Таким образом, выявлено, что среди студентов как лечебного, так и фармацевтического факультета есть группа «риска» (21 человек), поскольку у них

диагностирована устойчивая тенденция к фрустрации.

На следующем этапе необходимо было определить достоверность различий между компонентами уровня притязаний между двумя группами студентов. и-критерий Манна-Уитни -статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Применение критерия Манна-Уитни выявило достоверность различий между 2 группами студентов медицинского университета, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Таблица достоверности различий

Фактор различия Критерий Значимость ф<0,05)

мотив смены деятельности ^критерий Манна-Уитни 0,000

мотив самоуважения ^критерий Манна-Уитни 0,018

(составлено автором по материалам исследования)

Выявлены значимые различия между двумя группами студентов медицинского университета по показателю мотивационных компонентов (Методика оценки уровня притязаний личности В.К. Горбачевского), а именно: мотив смены деятельности ^=0,000<0,05). Этот показатель был достоверно выше во второй группе студентов фармацевтического факультета и раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент. Мотивационный компонент «мотив самоуважения» (1=0,018<0,05) достоверно выше в первой группе студентов лечебного факультета и выражается в стремлении субъекта ставить перед собой сложные цели.

Заключение. Теоретический анализ по проблеме уровня притязаний и фрустрации студентов показал, что главный вид деятельности студентов является обучение. Соответственно, ведущим показателем успешной адаптации является оптимальный уровень притязаний, поскольку данный показатель связан с целеполаганием. Другими словами, учебная деятельность будет эффективнее, если обучающийся будет выполнять ее с адекватным уровнем притязаний. Перед преподавателями вузов, мы полагаем, также стоит задача сформировать оптимизирующую мотивацию студентов. Итак, студенты медицинского университета характеризуются высоким интересом к результатам своей деятельности, студенты способны ставить перед собой сложные цели, а также активизировать собственные ресурсы, необходимые для достижения целей. Однако, для студентов лечебного факультета достоверно выше компонент «мотив

самоуважения», а для студентов фармацевтического факультета достоверно выше компонент «мотив смены деятельности», который указывает, что студенты не проявляют достаточно инициативы при решении сложных заданий и жизненных ситуаций. Среди студентов как лечебного, так и фармацевтического факультета есть группа «риска», поскольку у них диагностирована устойчивая тенденция к фрустрации. Таким образом, несмотря на оптимизирующую мотивацию студентов двух факультетов, а именно, выраженный «Познавательный мотив», среди студентов отмечается большая выраженность фрустрации, которая может сопровождаться агрессивными реакциями и поведением. В качестве практических рекомендаций для психологов образовательных учреждений мы можем предложить следующее: 1. Необходимо проводить психологическую диагностику мотивационных компонентов, уровня притязаний и фрустрации среди студентов. 2. Формирование адекватного уровня притязаний и коррекции фрустрации с помощью современных психологических методов (когнитивно-поведенческая терапия). Полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов образовательных учреждений для работы со студентами и создания превентивных мероприятий, которые предотвращают искажение личностных притязаний, снижению уровня фрустрированности и преодолению возникающих в процессе обучения фрустрационных реакций у студентов для повышения качества образовательного процесса.

1. Алешина И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Ш. Алешина; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2003. - 16 с.

2. Быструшкин С.К., Селиверстова И.Г., Грибцова Л.С., Хлыстова В.Г., Шаленко А.Н. Влияние социально-психологических установок на психическое состояние обучающихся среднего профессионального образования в условиях учебной деятельности [Электронный ресурс] / С.К. Быструшкин, И.Г. Селиверстова, Л.С. Грибцова, В.Г. Хлыстова, А.Н. Шаленко // Международный журнал прикладных и

фундаментальных исследований. - 2020. - № 8. - С. 711. - Режим доступа: https ://applied-research.ru/ш/artide/view?id=13107

3. Григорян Е.А. Развитие уровня притязаний студентов в процессе обучения в педвузе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Григорян. - Ереван, 1986. -172 с.: ил.

4. Кобзева О.В. Особенности уровня притязаний в стрессовых ситуациях студентов вуза [Электронный ресурс] / О.В. Кобзева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С.

2371-2375. - Режим доступа: Шр://е-koncept.ru/2016Z96395.htm

5. Когут К.Я. Влияние уровня притязаний студентов на успешность овладения теоретическими знаниями [Электронный ресурс] / К.Я. Когут // Современная педагогика. - 2015. - № 7. - Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4691

6. Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сире // Общая психология. Субъект деятельности; отв. Ред. В.В. Петухов. - М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. - Т. 2, кн. 2.

7. Матиишена Е.В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов [Электронный ресурс] / Е.В. Матиишена // Молодой ученый. - 2016. - №

11(115). - С. 1770-1773. - Режим доступа: https://moluch.rU/archive/115/31164/

8. Методика диагностики уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/boyko/psystateC-run.html

9. Методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/emotional/geibch.html

10. Шагалина М.Н. Взаимосвязь уровня притязания и локуса контроля у студентов [Электронный ресурс] / М.Н. Шаталина // Международный студенческий научный вестник. -2018. - № 5. - Режим доступа: https ://eduheraЫ.ru/ru/artide/view?id= 19101

References:

1. Aleshina I.Sh. The level of claims of students of a pedagogical university with different accentuations of character: author. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / I.Sh. Aleshina; Moscow ped. state un-ty. - Moscow, 2003. -16 p.

2. Bystrushkin S.K., Seliverstova I.G., Gribtsova L.S., Khlystova V.G., Shalenko A.N. The influence of socio-psychological attitudes on the mental state of students of secondary vocational education in the conditions of educational activity [Electronic resource] / S.K. Bystrushkin, I.G. Seliverstova, L.S. Gribtsova, V.G. Khlystova, A.N. Shalenko // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2020. - № 8. - P. 711. - Access mode: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13107

3. Grigoryan E.A. Development of the level of students' claims in the process of training in a teacher training university: dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / E.A. Grigoryan. - Yerevan, 1986. - 172 p.: ill.

4. Kobzeva O.V. Features of the level of claims in stressful situations of university-students [Electronic resource] / O.V. Kobzeva // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 15. - S. 23712375. - Access mode: http://e-koncept.ru/2016/96395.htm

5. Kogut K.Ya. Influence of the level of students' claims on the success of mastering theoretical knowledge [Electronic resource] / K.Ya. Kogut // Modern Pedagogy. -

2015. - № 7. - Access mode: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4691

6. Levin K. Level of claims / K. Levin, T. Dembo, L. Festinger, R. Sire // General psychology. Subject of activity; resp. ed. V.V. Petukhov. - M.: UMK "Psychology"; Moscow Psychological and Social Institute, 2004. - T. 2, book. 2.

7. Matiishena E.V. Influence of studying at the university on the success of adaptation, the level of anxiety and stress of students of primary courses [Electronic resource] / E.V. Matiishena // Young scientist. - 2016. - № 11 (115). - S. 1770-1773. - Access mode: https://moluch.ru/archive/115/31164/

8. Methodology for diagnosing the level of personal frustration (V.V. Boyko) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access Mode: https://psytests.org/boyko/psystateC-run.html

9. Methodology for assessing the level of a person's claims (V.K. Goibachevsky) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/emotional/gerbch.html

10. Shagalina M.N. The relationship between the level of aspiration and the locus of control among students [Electronic resource] / M.N. Shagalina // International Student Scientific Bulletin. - 2018. - № 5. - Access mode: https ://eduherald.ru/ru/article/view?id= 19101

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)

Сведения об авторах:

Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: mamina.v@internet.ru

Бусурина Лариса Юрьевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: busja75@list.ru

Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: alya_kubekova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.