УДК 159.913:316.628
Психологическое здоровье, как фактор социально-психологической адаптации у студентов медицинского университета
Psychological health as a factor of socio-psychological adaptation among medical university students
Мамина В.П., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, [email protected]
Бусурина Л.Ю., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», [email protected]
Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, [email protected]
Mamina V., Astrakhan State Medical University, [email protected] Busurina L., Astrakhan State Technical University, [email protected] Kubekova A., Astrakhan State Medical University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.027
Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты медицинского вуза, тревожность, стрессоустойчивость, эмоциональное состояние, критерии психологического здоровья, социальная адаптация, эмоциональное напряжение.
Keywords: psychological health, medical students, anxiety, stress resistance, emotional condition, psychological health criteria, social adaptation, emotional stress.
Аннотация. В статье проанализированы критерии психологического здоровья и благополучия. Основу статьи вошли результаты сравнительного анализа психологического здоровья у студентов стоматологического и фармацевтического факультетов Астраханского ГМУ, разработка программы психологического сопровождения для студентов группы риска. Для достижения цели исследования были применены психологические методики: 1) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге (в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 2) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина). Статистическая обработка данных производилась с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Установлено, что психоэмоциональное состояние студентов фармацевтического факультета характеризуется высокой ситуативной и средним уровнем личностной тревожности. Для студентов стоматологического факультета характерен средний уровень как личностной, так и ситуативной тревожности. Тем не менее, у студентов фармацевтического и стоматологического факультетов выявлена высокая стресснаполненность и низкая социальная адаптация. Подобные психоэмоциональные состояния увеличивают риск тревожно-депрессивных расстройств, как деструктивный способ выхода из стресса. Установлено, что высокое психоэмоциональное напряжение и отрицательное психологическое состояние, характерное для студентов медицинского университета повышает риск психоэмоциональных нарушений и психосоматических расстройств. Выявленные аспекты психологического «нездоровья» студентов медицинского университета послужили основанием для разработки программы психологического сопровождения для студентов группы риска с целью повышения психологического здоровья и благополучия.
Abstract. The article analyzes the criteria for psychological health and well-being. The basis of the article included the results of a comparative analysis ofpsychological health among students of the dental and pharmaceutical faculties of the Astrakhan State Medical University, the development of a psychological support program for students at risk. To achieve the goal of the study, psychological methods were applied: 1) the method for determining stress tolerance and social adaptation by T. Holmes and H. Rage (adapted by N.E. Vodopyanova; 2) the "anxiety scale " method by Ch.B. Spielberger (in the Russian adaptation of Yu.L. Khanin). Statistical data processing was performed using the non-
parametric Mann-Whitney U-test. It has been proved that the psycho-emotional state of students of the Faculty of Pharmacy is characterized by high situational and average levels of personal anxiety. Students of the Faculty of Dentistry are characterized by an average level of both personal and situational anxiety. However, the students of the pharmaceutical and dental faculties showed a high level of stress and low social adaptation. Such psycho-emotional states increase the risk of anxiety-depressive disorders, as a destructive way out of stress. It has been established that high psycho-emotional stress and a negative psychological state, characteristic of medical university students, increase the risk of psycho-emotional disorders and psychosomatic disorders. The identified aspects of the psychological "illness" of medical university students served as the basis for the development of a psychological support program for students at risk in order to improve psychological health and well-being.
Введение. В настоящее время психологическое здоровье является важным показателем психологического благополучия и качества жизни личности. А для студентов образовательных учреждений психологическое здоровье является критерием успешной социально-психологической адаптации в высшем учебном заведении [7;10]. По определению ВОЗ, под психологическим здоровьем подразумевается состояние благополучия, при котором личность может реализовать собственные способности, эффективно справляется со стрессовыми ситуациями, а также продуктивно функционирует в социуме [3]. Впервые термин «Психологическое здоровье» был введен Дубровиной И.В. [4], которая связывает психологическое здоровье с концепцией психическое здоровья и связано с духовным становлением личности. Фрейд З. [1] понимал под психологическим здоровьем способность продуктивно работать, а также иметь продуктивным межличностные отношения. Период обучения в высшем учебном заведении для студентов сопряжен с интеллектуальным, психоэмоциональным напряжением, с развитием межличностных отношений [9]. В диссертационном исследовании Борисовой С.В. [2] установлено, что комплексная психологическая адаптация может быть достигнута при стабильном психологическом здоровье, а частичная психологическая адаптация детерминирована дестабилизирующими
факторами психологического здоровья. Чижкова М.Б. установила связь между физическим и психологическим здоровьем обучающихся с адаптацией и тревожностью в высшем учебном заведением. Дыхно Ю.А., Буркова Е.А., Климова И.В. [5] отмечают, критерием психологического благополучия личности служит внутренний баланс между личностью и окружающим миром. В работе Дьячковой Е.С., Хватовой М.В. [6] отмечают, что формирования адаптивного поведения студентов и снижения, как для учебной, так и будущей профессиональной деятельности необходим специальный комплекс мероприятий, направленных на развитие конструктивной личности обучающихся. Таким образом, период студенчества является наиболее
сензитивным периодом для личности обучающегося и о того, насколько студент адаптировался к новым условиям, будет зависеть его психологического благополучие и успеваемость. Выявленные аспекты
психологического «нездоровья» студентов медицинского университета послужили основанием для разработки программы психологического сопровождения для студентов группы риска с целью повышения психологического здоровья и благополучия.
Цель исследования: изучение
психологического здоровья у студентов разных специальностей в медицинском университете, а также разработка программы психологического сопровождения для студентов группы риска в качестве практических рекомендаций.
Материалы и методы исследования. С целью исследования показателей психологического благополучия изучения особенностей
психологического здоровья у студентов в медицинском университете было организовано эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» в апреле 2022 г. При анализе критериев психологического здоровья и благополучия у студентов учитывались такие показатели как: уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, уровень ситуативной и личностной тревожности. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 58 студентов первого года обучения, из них, в первую группу вошли студенты специальности «Фармация» в количестве 30 человек; вторая группа студентов специальности «Стоматология» ФГБОУ ВО «Астраханского ГМУ» Минздрава России в количестве 28 человек. В качестве психодиагностического инструментария были применены: 1) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге и описана в работе Н.Е. Водопьяновой [8], для определения наличия или отсутствия стресса (меньше 150 большая степень сопротивляемости стрессу; 150 - 199 - высокая; 200 - 299 - пороговая; 300 и более низкая); 2) методика «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) с целью выявления уровня тревожности (высокий,
средний, низкий) [11]. Ситуативная тревожность (СТ) появляется у индивида как реакция на стрессоры, как правило, социально-психологического характера (ожидание агрессивного поведения, страх потери самоуважения и т.д.). Личностная тревожность (ЛТ) - дает представление об уязвимости индивида влиянию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуально-психологических характеристик. Статистическая обработка данных производилась с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Результаты исследования представлены в рисунках и таблице.
Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации в двух группах студентов медицинского университета была применена оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге, см. рисунок 1. В результате
психодиагностического обследования
зафиксировано следующее распределение: 20 студентов (443,0%) имеют низкий уровень стрессоустойчивости или высокий уровень стресснаполненности, 10 студентов
специальности «Фармация» обладают средней (пороговой) стрессоустойчивостью (182,0%). Студентов с высоким уровнем стрессоустойчивостью среди студентов фармацевтического факультета обнаружено не было. Данный результат означает, что большинство студентов фармацевтического факультета испытывают нервное истощение, велика вероятность возникновения
психосоматических расстройств, у них снижен адаптационный потенциал личности. Другими словами, для студентов необходимо комплексные психоррекционные мероприятия и помощь психологов для повышения психологического благополучия.
443
Низкая Средняя Высокая
стрессоустойчивость стрессоустойчивость стрессоустойчивость
о 1 группа студентов фармацевтического факультета □ 2 группа студентов стоматологического факультета
Рисунок 1. -Средние значения стрессоустойчивости и социальной адаптации по методике Т. Холмса иХ. Раге у студентов медицинского вуза (составлено авторами по материалам исследования)
У студентов стоматологического факультета медицинского университета было следующее распределение стрессоустойчивости и социальной адаптации по методике Холмса-Раге: 16 человек (337,0%) имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, 10 студентов имеют пороговую стрессоустойчивость и 1 человек - высокую стрессоустойчивость (42,0%). Другими словами, среди студентов стоматологического факультета также выявлена «группа риска», означающее, что студенты значительную часть ресурсов «тратят» на борьбу
с отрицательными психологическими состояниями.
Следующий этап эмпирического
исследования включал тестовую интерпретацию полученных данных по методике «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) в двух группах (рисунок 2). У студентов фармацевтического факультета средний уровень как ситуативной тревожности -38,8%, так и личностной тревожности - 44,3%. По уровням тревоги методики Спилбергера-Ханина, мы выявили следующее по личностной тревожности: высокий уровень у 15 (50,0%)
студентов, средний уровень у 12 (40,0%) студента, 3 (1,0%) студента с низкой личностной тревожностью. Уровень ситуативной тревожности у студентов фармацевтического
факультета: 17 (56,6%) высокая ситуативная тревожность, 8 студентов (26,6%) - средний уровень, 5 человек (16,6%) - высокий уровень ситуативной тревоги.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
44,3
38,8
35,4
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
И студенты фармацевтического факультета □ студенты стоматологического факультета
Рисунок 1. - Средние значения по методике «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (вросс. адаптации Ю.Л. Ханина) у студентов медицинского вуза (составлено авторами по материалам исследования)
Таким образом, студенты фармацевтического факультета характеризуются высокими показателями ситуативной тревоги,
свидетельствующие о высоком
психоэмоциональном напряжении, повышенном беспокойстве и повышенной нервозностью. Студенты стоматологического факультета характеризуются умеренной как личностной (36,1%), так и ситуационной (35,4%) тревогой, который оценивается как норма, показатель,
который помогает в жизни. Данный результат показывает, что студенты стоматологического факультета находятся в благоприятном эмоциональном состоянии и успешно адаптировались в новых условиях. Следующий этап включал в себя применение U-критерия Манна-Уитни для выявления значимости различий по психологическим показателям между двумя группами студентов, см. таблицу 1.
Таблица 1. -Значимыеразличия между двумя группами студентов
Название шкал по методике Холмса-Раге, методика Спилбергера-Ханина Уровень значимости различий по и-критерию Манна-Уитни Различия статистической достоверности (р)
стрессоустойчивость и социальная адаптация (низкий уровень) 0,035 р<0,05
ситуативная тревожность 0,001 р<0,001
(составлено авторами по материалам исследования)
По итогам проведённой статистической обработки были обнаружены различия в уровнях стрессоустойчивости и социальной адаптации, уровне ситуативной тревоги между данными группами, а именно по шкалам «низкий уровень стрессоустойчивости» (уровень значимости 0,047, р<0,05), «ситуативная тревожность» (уровень значимости 0,001, р<0,001). Студенты фармацевтического факультета сильнее предрасположены к психоэмоциональному
напряжению, испытывают ситуативную тревогу, а также высокий уровень стресснаполненности и низкий уровень социальной адаптации. В качестве практических рекомендаций для психологов образовательных учреждений нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения с учетом уровня стрессоустойчивости и уровня как личностной, так и ситуационной тревоги студентов.
Программы включает себя три этапа работы со студентами группы риска.
Первый этап программы - диагностический. Включает психодиагностическую оценку психологического статуса с помощью беседы, наблюдения, психодиагностических тестов (шкала тревожности Спилбергера-Ханина; методика оценки стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге).
Второй этап программы - этап психокоррекционной работы, который включает индивидуальные и групповые формы психологической коррекции стрессоустойчивости и уровня тревоги студентов (беседа, когнитивно-поведенческая психотерапия, мышечная релаксация, аутогенная тренировка). Для снятия психоэмоционального напряжения и
повышенного уровня тревожности необходимы комплексные тренинги с применением аутогенной тренировки и мышечной релаксации. Третий этап программ - динамическая оценка (контроль) психологического состояния студентов группы риска с высокой стресснаполненностью и низкой социальной адаптацией с использованием
психодиагностических тестов (интервью; методика оценки стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге, шкала тревожности Спилбергера-Ханина). Для оценки эффективности программы необходимо проводить скрининговые обследования студентов (в рамках первого и третьего этапов программы) студентов группы риска до и после их участия в мероприятиях, реализуемых нами по предлагаемой программе, с использованием перечисленных методик.
Заключение. Установлено, что
психоэмоциональное состояние студентов фармацевтического факультета характеризуется высокой ситуативной и средним личностной
уровнем тревожности. Для студентов стоматологического факультета характерен средний уровень как личностной, так и ситуативной тревожности. Тем не менее, у студентов фармацевтического и
стоматологического факультетов выявлена высокая стресснаполненность и низкая социальная адаптация. Подобные
психоэмоциональные состояния увеличивают риск тревожно-депрессивных расстройств, как деструктивный способ выхода из стресса и снижают социально-психологическую
адаптацию. Выявлено, что высокое психоэмоциональное напряжение и
отрицательное психологическое состояние, характерное для студентов медицинского университета повышает риск
психоэмоциональных нарушений и
психосоматических расстройств. Выявленные аспекты психологического «нездоровья» студентов медицинского университета послужили основанием для разработки программы психологического сопровождения для студентов группы риска с целью повышения психологического здоровья и благополучия. Программы включает себя три этапа работы со студентами группы риска (диагностический, психокоррекционный, динамическая оценка). Таким образом, результаты нашего исследования, способствуют повышению уровня
психологического здоровья студентов, и, соответственно, оптимизируют образовательный процесс в высшем учебном заведении. В качестве перспектив дальнейшего исследования следует выделить, использование более объемной батареи психодиагностических методик на выявление, как личностных особенностей, так и психоэмоционального состояния, а также, апробация представленной психокоррекционной программы для студентов группы риска.
1. Басалаева Н.В. Психологическое здоровье как критерий адаптации студентов к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Н.В. Басалаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. -Т. 3. - С. 1126-1130. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53228.htm
2. Борисова С.В. Психическое здоровье студентов профессиональных технических училищ как фактор их психологической адаптации к процессу обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Борисова Светлана Вячеславовна. - Москва, 2009. - 185 с.
3. Всемирная организация здравоохранения. Одиннадцатая общая программа работы на 2006-2015 гг. ВОЗ. - Женева. - 2006. - 39 с.
4. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 67-95. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnostiv-kontekste-vozrastnogo-razvitiya
5. Дыхно Ю.А., Буркова Е.А., Климова И.В. Исследование особенностей психологического здоровья у студентов [Электронный ресурс] / Ю.А. Дыхно, Е.А. Буркова, И.В. Климова // МНКО. - 2018. - № 6(73). - С. 378-383. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-psihologicheskogo-zdorovya-u-stuclentov
6. Дьячкова Е.С., Хватова М.В. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье
студентов разных специальностей в процессе обучения / Е.С. Дьячкова, М.В. Хватова // Психологическая наука и образование. - 2006. - Т. 11. - № 3. - С. 74-88.
7. Козова И.Л. Сравнительная характеристика уровня социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза в разных системах современного образования [Электронный ресурс] / И.Л. Козова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 12. - С. 141-144. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4519
8. Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге (The Holmes and Rage Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/psystate/ holmesrahe.html
9. Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время
сессии [Электронный ресурс] / А.С. Кавецкий, О. С. Петрашевская, Ю.С. Ситкевич [и др.] // Молодой ученый. - 2018. - № 13(199). - С. 71-73. - Режим доступа: https ://moluch.ru/archive/199/49042/
10. Чижкова М.Б. Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза [Электронный ресурс] / М.Б. Чижкова // Психолог. - 2020. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ruarticle/n/vzaimosvyaz-zdorovya-studentov-pervokjrsnikov-s-adaptatsiey-k-obrazovatelnoy-srede-meditsinskogo-vuza
11. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html
References:
1. Basalaeva N.V. Psychological health as a criterion for students' adaptation to higher education [Electronic resource] / N.V. Basalaeva // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2013. - T. 3. - S. 1126-1130. - Access mode: http://e-koncept.ru/2013/53228.htm
2. Borisova S.V. Mental health of students of vocational technical schools as a factor in their psychological adaptation to the learning process: dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Borisova Svetlana Vyacheslavovna. - Moscow, 2009. - 185 p.
3. World Health Organization. Eleventh General Program of Work 2006-2015 WHO. - Geneva. - 2006. - 39 p.
4. Dubrovina I.V. Psychological health of the individual in the context of age development [Electronic resource] / I.V. Dubrovina // Development of personality. - 2015. - № 2. - S. 67-95. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskoe-zdorovie-lichnostiv-kontekste-vozrastnogo-razvitiya
5. Dykhno Yu.A., Burkova E.A., Klimova I.V. Study of the characteristics of psychological health among students [Electronic resource] / Yu.A. Dykhno, E.A. Burkova, I.V. Klimova // MNKO. - 2018. - № 6(73). - S. 378-383. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-psihologicheskogo-zdorovya-u-studentov
6. Dyachkova E.S., Khvatova M.V. Influence of the educational environment on the psychological health of students of different specialties in the learning process / E.S. Dyachkova, M.V. Khvatova // Psychological science and education. - 2006. - T. 11. - № 3. - S. 74-88.
7. Kozova I.L. Comparative characteristics of the level of socio-psychological adaptation of medical students in different systems of modern education [Electronic resource] / I.L. Kozova // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2013. - № 12. - P. 141-144. - Access mode: https ://applied-research.ru/ru/ article/view?id=4519
8. The Holmes and Rage Stress Inventory, or Social Readjustment Rating Scale, SRRS [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/psystate/holmesrahe.html
9. The state of health, adaptation of the organism and the quality of life of medical students during the session [Electronic resource] / A.S. Kavetsky, O.S. Petrashevskaya, Yu.S. Sitkevich [and others] // Young scientist. - 2018. - № 13 (199). - S. 71-73. - Access mode: https ://moluch.ru/archive/199/49042/
10. Chizhkova M.B. The relationship of the health of first-year students with adaptation to the educational environment of a medical university [Electronic resource] / M.B. Chizhkova // Psychologist. - 2020. - № 6. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-zdorovya-studentov-pervokursnikov-s-adaptatsiey-k-obrazovatelnoy-srede-meditsinskogo-vuza
11. Spielberger-Khanin Anxiety Scale (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access Mode: https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)
Сведения об авторах:
Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: [email protected]
Бусурина Лариса Юрьевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: [email protected]
Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: [email protected]