Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

В статье рассматривается специфика копинг-стратегий у студентов медицинского вуза в период пандемии COVID-19, поскольку до сих пор является актуальным вопрос о влиянии коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние личности, а от психологического здоровья будущих медицинских работников напрямую зависит качество системы Здравоохранения. Цель исследования - изучение особенностей копинг-стратегий у студентов лечебного факультета медицинского университета в зависимости от уровня тревожности в период пандемии, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений. Методологической основой исследования является анализ психологии защитно-совладающего поведения Н.Е. Водопьяновой, Е.Р. Исаевой. В исследовании приняли участие 67 студентов 5 курса медицинского университета. Эмпирическую основу составили следующие психодиагностические методики: 1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина); 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В ходе исследования у студентов с высокой тревожностью отмечаются такие копинг-стратегии как бегство-избегание и дистанцирование, которые являются неадаптивными. Было установлено, что у большинства студентов средний уровень личностной и ситуативной тревожности, однако, из них, отмечались студенты с высокой как ситуативной, так и личностной тревогой. Отмечается, что у студентов чем выше ситуативная тревога, тем студенты предпочитают выбирать неадаптивные копинг-стратегии. Проведенное исследование показывает необходимость в проведении комплексной воспитательной и социально-психологической работе и внедрении программы психологического сопровождения для студентов с высокой тревожностью с целью снижения тревожно-депрессивных расстройств, выработке наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения и оптимизации психологического здоровья студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COPING-STRATEGIES AMONG MEDICAL STUDENTS DURING A PANDEMIC

The article discusses the feautres of coping-strategies among medical students during the COVID-19 pandemic, since the issue of the impact of coronavirus infection on the psycho-emotional state of the individual is still relevant, and the quality of the healthcare system directly depends on the psychological health of future medical workers. The purpose of the study is to study the characteristics of coping-strategies among students of the medical faculty of a medical university, depending on the level of anxiety during a pandemic, as well as to develop recommendations for psychologists in educational institutions. The methodological basis of the study is the analysis of the psychology of N.E. Vodopyanova, E.R. Isaeva. The study involved 67, 5-th year students of the Medical University. The following psychodiagnostic methods formed the empirical basis: 1) Ch.B. Spielberger (in the Russian adaptation of Yu.L. Khanin); 2) the technique of “methods of coping behavior” by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adaptation by T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva). In the course of the study, students with high anxiety noted such coping-strategies as escape-avoidance and distancing, which are considered to be non-adaptive. It was found that the majority of students had an average level of personal and situational anxiety, however, among them, there were students with high situational and personal anxiety. It is noted that the higher the situational anxiety among students, the more students prefer to choose non-adaptive coping strategies. The study shows the need for comprehensive educational and socio-psychological work and the introduction of a psychological support program for students with high level of anxiety in order to reduce anxiety and depressive disorders, develop the most adaptive options for coping behavior and optimize the psychological health of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Общая психология

УДК 17.026.3:616-053.81-036.22

Особенности копинг-стратегий у студентов медицинского университета в период пандемии

Features of coping-strategies among medical students during a pandemic

Мамина В.П., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, mamina.v@internet.ru

Бусурина Л.Ю. ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», busja75@list.ru

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail.ru

Mamina V., Astrakhan State Medical University, mamina.v@internet.ru Busurina L., Astrakhan State Technical University, busja75@list.ru Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.027

Ключевые слова: пандемия COVID-19, студенты медицинского вуза, копинг-стратегии, тревожность, совладающее поведение, дистанцирование, психоэмоциональное здоровье.

Keywords: pandemic COVID-19, medical students, coping strategies, anxiety, coping behavior, distancing, psycho-emotional health.

Аннотация. В статье рассматривается специфика копинг-стратегий у студентов медицинского вуза в период пандемии COVID-19, поскольку до сих пор является актуальным вопрос о влиянии коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние личности, а от психологического здоровья будущих медицинских работников напрямую зависит качество системы Здравоохранения. Цель исследования - изучение особенностей копинг-стратегий у студентов лечебного факультета медицинского университета в зависимости от уровня тревожности в период пандемии, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений. Методологической основой исследования является анализ психологии защитно -совладающего поведения Н.Е. Водопьяновой, Е.Р. Исаевой. В исследовании приняли участие 67 студентов 5 курса медицинского университета. Эмпирическую основу составили следующие психодиагностические методики: 1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина); 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В ходе исследования у студентов с высокой тревожностью отмечаются такие копинг-стратегии как бегство-избегание и дистанцирование, которые являются неадаптивными. Было установлено, что у большинства студентов средний уровень личностной и ситуативной тревожности, однако, из них, отмечались студенты с высокой как ситуативной, так и личностной тревогой. Отмечается, что у студентов чем выше ситуативная тревога, тем студенты предпочитают выбирать неадаптивные копинг-стратегии. Проведенное исследование показывает необходимость в проведении комплексной воспитательной и социально-психологической работе и внедрении программы психологического сопровождения для студентов с высокой тревожностью с целью снижения тревожно-депрессивных расстройств, выработке наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения и оптимизации психологического здоровья студенчества.

Abstract. The article discusses the feautres of coping-strategies among medical students during the COVID-19 pandemic, since the issue of the impact of coronavirus infection on the psycho-emotional state of the individual is still relevant, and the quality of the healthcare system directly depends on the psychological health of future medical workers. The purpose of the study is to study the characteristics of coping-strategies among students of the medical

212

faculty of a medical university, depending on the level of anxiety during a pandemic, as well as to develop recommendations for psychologists in educational institutions. The methodological basis of the study is the analysis of the psychology of N.E. Vodopyanova, E.R. Isaeva. The study involved 67, 5-th year students of the Medical University. The following psychodiagnostic methods formed the empirical basis: 1) Ch.B. Spielberger (in the Russian adaptation of Yu.L. Khanin); 2) the technique of "methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adaptation by T.L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva). In the course of the study, students with high anxiety noted such coping-strategies as escape-avoidance and distancing, which are considered to be non-adaptive. It was found that the majority of students had an average level of personal and situational anxiety, however, among them, there were students with high situational and personal anxiety. It is noted that the higher the situational anxiety among students, the more students prefer to choose non-adaptive coping strategies. The study shows the need for comprehensive educational and socio-psychological work and the introduction of a psychological support program for students with high level of anxiety in order to reduce anxiety and depressive disorders, develop the most adaptive options for coping behavior and optimize the psychological health of students.

Введение. Возникновение и распространение новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 затронула практически все стороны жизни, в особенности повлияла на психоэмоциональное состояние многих людей. В частности, произошло изменение такого психологического показателя как тревожность (внутреннее напряжение и беспокойство, негативно эмоционально окрашенное), связанное с ощущением неопределенности и страха заражения. Тревожность зафиксирована в международной классификации болезней (МКБ-10) как «Другие тревожные расстройства» ^-41), где проявление тревоги является основным симптомом и не ограничивается какой-либо конкретной внешней ситуацией [6]. Согласно исследованиям, такое психоэмоциональное состояние было и во время эпидемии атипичной пневмонии в 2002 году, и во время пандемии испанского гриппа в 18 - 20 годах прошлого столетия. По мнению А.М. Прихожан тревожность - устойчивое личностная характеристика, которая сохраняется на протяжении длительного периода времени и характеризуется как переживание

эмоционального дискомфорта в связи с субъективным ощущением надвигающейся опасности [9]. Ч.Д. Спилбергер классифицировал тревогу - как состояние (ситуативная тревожность) и тревожность - как свойство личности (личностная тревожность) [10]. В исследовании И.В. Кольцовой, В.В. Долганиной [4] возникновение коронавирусной инфекции Соу1<1-19 у большинства студентов вызывает чувство тревоги за свое здоровье и здоровье своих близких. В работе М.В. Прилуцкой, Т.Т. Мендуалиевой, О. Корацца [8] выявили риск обнаружения тревожного расстройства были в 1,56 раз выше среди тех студентов, кто занимался написанием онлайн блогов в период самоизоляции. Появление новой коронавирусной инфекции послужила дополнительным стрессором для жизни людей способствовало не

только появлению тревожно-депрессивных расстройств, но также человеку необходимо было адаптироваться и выработать новые копинг-стратегии в новых условиях. В работе Исаевой Е.Р. под термином «копинг» подразумевается активность индивида, которая направлена на сохранение между требованиями среды и ресурсами [3]. Т.М. Харламовой [12] было отмечено, что чем активнее проявляют себя студенты в условиях пандемии учебной и жизненной ситуации, тем более они ориентированы на решение проблем и тем реже выбирают стратегию их избегания. В исследовании Н.В. Чистяковой, П.С. Фроловой [13] в период пандемии СОУГО-19 при адекватном уровне ответственности для молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет характерны затруднения в принятии жизненно важных решений на фоне неопределенности жизненной перспективы. Таким образом, копинг-стратегии, могут способствовать или мешать преодолению стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта [1;2]. Следует отметить, что исследований, посвященных изучению специфике копинг-стратегий у студентов-медиков недостаточно и исследования по специфике совладающего поведения студентов-медиков были проведены, в основном, за рубежом. В нашем исследовании рассматриваются особенности копинг-стратегий в зависимости от уровня тревожности у студентов-медиков.

Цель исследования: изучение особенностей копинг-стратегий у студентов лечебного факультета медицинского университета в зависимости от уровня тревожности в период пандемии, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты пятого курса ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России специальности 31.05.01

«Лечебное дело» в количестве 67 человек. Исследование было проведено клиническими психологами на базе кафедры психологии и педагогики. С целью оценки копинг-стратегий и тревожности были использованы следующие психодиагностические методики: 1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) для определения уровня тревожности (высокий, средний, низкий) [11;14]; 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [5;7]. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Статический анализ данных осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни для

независимых выборок, пакета прикладных программ SPSS-10.0. Критерием отбора послужила методика «шкала тревожности» Спилбергера-Ханина, шкала ситуативной тревожности, поскольку характеризует состояние человека в настоящий момент времени. Студенты лечебного факультета были разделены на три группы с высоким, средним и низким уровнем ситуативной тревожности: 1 группа с высокой тревожностью - 17 респондентов (25,3%); 2 группа со средней тревожностью (29 респондентов; 43,3%); 3 группа студентов - 21 человек (31,3%). Результаты исследования представлены в таблице и рисунке.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения уровня тревожности у студентов-медиков 5 курса была применена методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина), см. рисунок 1.

низкая личностная тревожность

10,4

средняя личностная тревожность

высокая личностная тревожность

23,8

65,7

низкая ситуативная тревожность

средняя ситуативная тревожность

31,3

43,3

высокая ситуативная тревожность

10 20

25,3 30

40 50 60 70

0

Рисунок 1. -Средние значения уровня тревожности по методике «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) у студентов медицинского вуза (составлено авторами по материалам исследования)

В результате обработки полученных данных по методике «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) у лечебного факультета было получено следующее распределение: высокой ситуативной

тревожностью обладают 17 студентов (25,3%); респондентов со средней ситуативной тревожностью выявлено 29 человек (43,3%); студентов с низкой ситуативной тревожностью -21 человек (31,3%). Данная выявленная ситуативная тревога отражает текущее состояние личности. Важно отметить, что студенты с высокой ситуативной тревожностью составляют группу риска, поскольку отражает их психоэмоциональный статус и проявляется

повышенным эмоциональным беспокойством, повышенной нервозностью, эмоциональным напряжением, они оценивают текущую ситуацию как объективно угрожающую. Мы можем предположить, что фактор продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19 послужила дополнительным стрессором. Важно отметить, что в ходе индивидуальным бесед со студентами, они отмечают, что переживают за здоровье своих близких и воспринимают пандемию как угрозу их здоровью и жизни. Наличие высокой ситуативной тревожности детерминирует затруднения при усвоении учебного материала и влияет на когнитивную сферу (память, мышление) и в данном случае следует обращаться к психологу. С

помощью данной методики было получено следующее распределение по личностной тревожности у студентов медиков: высокий уровень у 16 (23,8%) студентов, средний уровень у 44 (65,7%) студента, 3 (6,0%) студента с низкой личностной тревожностью.

Были также определены общие показатели тревожности: личностная тревожность - 40,4%,

ситуативная тревожность - 38,7%.

В таблице 1 отражены средние значения методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) в трех группах студентов-медиков пятого года обучения медицинского университета.

Таблица 1. - Средние значения диагностики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в трех группах

1-я группа 2-я группа 3-я группа

№ Способы совладающего студентов с студентов со студентов с P<

п/п поведения высокой средней низкой

тревожностью тревожностью тревожностью

1 Конфронтация 61,5±0,22 51,5±0,13 52,3±0,31 -

2 Дистанцирование 65,8±0,27 61,6±0,11 56,8±0,23* 0,018

3 Самоконтроль 60,4±0,14 47,6±0,24 52,3±0,19 -

4 Поиск социальной поддержки 55,7±0,17 47,6±0,23* 56,2±0,32 0,002

5 Принятие ответственности 59,1±0,10* 49,5±0,15 52,9±0,17 0,032

6 Бегство-избегание 67,1±0,13 53,9±0,16 56,8±0,15 -

7 Планирование решения 62±0,14 54,9±0,26* 60,8±0,19 0,017

8 Положительная переоценка 61,07±0,23 54,8±0,11 58,6±0,32 -

Примечания. Достоверные различия при р<0,05: * - достоверные различия между показателями между группами (составлено авторами по материалам исследования)

По результатам тестовой диагностики в первой группе студентов лечебного факультета с высокой ситуативной тревожностью были определены ведущие стратегии совладающего поведения: бегство-избегание (67,1%) и дистанцирование (65,8%). Данные виды копинг-стратегий относятся к неконструктивным, поскольку происходит обесценивание собственных эмоций и чувств и краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоциональных переживаний. При

дистанцировании характерно использование интеллектуальных приемов, к примеру, рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п. Для стратегии бегство-избегание характерен тип поведения по типу уклонения (отрицание проблемы, фантазирование и т.д.). Важно отметить, что именно для студентов с высокой ситуативной тревожностью характерны неадаптивные копинги по совладанию со стрессом, что может влиять на их психоэмоциональное состояние. Для студентов-медиков второй группы со средним уровнем ситуативной тревожности характерны следующие механизмы совладающего поведения: дистанцирование (61,6%) и планирование решения (54,9%). Для данной группы студентов характерно сочетание как конструктивного, так и

неконструктивного копинга. Следует отметить, что планирование решения большинством исследователей как адаптивная, поскольку способствует конструктивному разрешению трудностей. При данной стратегии человек анализирует ситуацию и вырабатывает стратегию разрешения проблем, что также способствует адаптации, поскольку психологи рекомендуют планировать собственную деятельность и жизнь. У студентов третьей группы с низкой ситуативной тревожностью зафиксированы копинг-стратегии такие как: «планирование решения» (60,8%) и «положительная переоценка» (58,6%). Данные способы совладающего поведения со стрессом являются полностью адаптивными. Такой результат подтверждает результаты предыдущей методики уровня тревожности. Мы применили ^критерий Манна-Уитни для статистической обработки данных по показателям «Способы совладающего поведения» для сравнения трех групп студентов медицинского университета с разным уровнем тревожности. По итогам проведённой статистической обработки трех групп студентов нами были обнаружены различия в копинг-поведении между данными группами, а именно «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «планирование решения».

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) выявлены три группы студентов по уровню ситуативной тревожности (высокая, средняя, низкая). Ситуативная тревога отражает текущее состояние личности; 2) у студентов с разными уровнями тревожности было различное сочетание доминирующих копинг-стратегий в поведении (1 группа студентов с высокой ситуативной тревожностью используют такие стратегии в поведении как «бегство-избегание» и «дистанцирование»; 2 группа студентов использует следующие механизмы совладающего поведения - «дистанцирование» и «планирование решения», 3 группа студентов - «планирование решения» и «положительная переоценка»); 3) по итогам проведённой статистической обработки трех групп студентов нами были обнаружены различия в копинг-поведении между данными группами, а именно «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», «принятие

ответственности» и «планирование решения» («Дистанцирование» достоверно ниже у 3 группы студентов с низкой тревожностью; «поиск социальной поддержки» и «планирование решения» достоверно ниже во 2 группе студентов).

Заключение. Авторами в ходе исследования было установлено о наличии проблем в адаптации и психологического здоровья студентов при учебной деятельности в период пандемии. Анализ показал наличие высокой ситуативной тревожности и наличие

неадаптивных копинг-стратегий, которые детерминируют затруднения при усвоении учебного материала и влияет на когнитивную сферу (память, мышление). На основе выявленных психологических особенностей могут быть сформулированы рекомендации для психологов образовательных учреждений:

1. При составлении программ психологического сопровождения для студентов необходимо проводить скрининг на выявление тревожности и стратегий совладающего поведения.

2. С целью коррекции высокой ситуативной и личностной тревожности и выработке адаптивных способов поведения в стрессовых ситуациях необходимо проводить как индивидуальную, так и групповую работу с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии, а активной и пассивной мышечной релаксации.

3. Результаты проведенного исследования можно учитывать при работе психологической службы «СПАС» Астраханского государственного медицинского университета, а также в рамках преподаваемой дисциплины «Медицинская психология» на кафедре психологии и педагогики.

Полученные в ходе исследования результаты отмечают задачи для дальнейшего исследования, поскольку проблема изучения психологического статуса и совладающего поведения у студентов медицинских специальностей в период пандемии является актуальной проблемой.

Литература:

1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений / В.А. Абабков // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии / Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004»; под ред. Л.А. Цветковой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 14-22.

2. Абабков В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2012. - 192 с.

3. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 c.

4. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 4. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf

5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л.

Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М.: 2007. - № 3. - С. 93-112.

6. Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icd11.ru/

7. Опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/coping/lazarus.html

8. Прилуцкая М.В., Мендуалиева Т.Т., Корацца О. Эмоциональное реагирование и копинг-стратегии среди студентов-медиков во время пандемии коронавирусной инфекции: поперечное онлайн исследование [Электронный ресурс] / М.В. Прилуцкая, Т.Т. Мендуалиева, О. Корацца // Наука и здравоохранение. - 2020. - № 4. - С. 5-14.

9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М., 2000. - 303 с.

10. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги /

Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983.

11. Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин. - Л.: ЛНИИФК, 1976. - 32 с.

12. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии СОУЮ-19 [Электронный ресурс] / Т.М. Харламова // Вестник ПГГПУ. - Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2020. - № 1. - С. 26-39.

13. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Н.В. Чистякова, П.С. Фролова // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - № 3. - С. 53-57. - Режим доступа: https://expeducationru/ru/article/view?id=n965

14. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/psystate/spielberger.html

References:

1. Ababkov V.A. Protective psychological mechanisms and coping: an analysis of relationships / V.A. Ababkov // Actual problems of clinical psychology and psychophysiology / Proceedings of the scientific-practical conference "Ananyevsky Readings-2004"; ed. L.A. Tsvetkova. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2004. - P. 14-22.

2. Ababkov V.A. Coping with stress: theory and psychodiagnostics / V.A. Ababkov, L.I. Wasserman, E.A. Trifonova. - St. Petersburg: Speech, 2012. - 192 p.

3. Isaeva E.R. Coping-behavior and psychological protection of personality in conditions of health and disease / E.R. Isaev. - St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State Medical University, 2009. - 136 p.

4. Koltsova I.V., Dolganina V.V. The impact of the pandemic on the occurrence of anxiety among students of a pedagogical university [Electronic resource] / I.V. Koltsova, V.V. Dolganina // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - № 4. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf

5. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Questionnaire of coping methods (adaptation of the WCQ methodology) / T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak // Journal of Practical Psychology. - M.: 2007. - № 3. - S. 93-112.

6. International classification of diseases 10th revision (ICD-10) [Electronic resource]. - Access mode: https://icd11.ru/

7. Questionnaire "Ways of Coping Questionnaire" (WCQ) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/coping/lazarus.html

8. Prilutskaya M.V., Mendualieva T.T., Corazza O. Emotional response and coping strategies among medical students during the coronavirus pandemic: a cross-sectional online study [Electronic resource] / M.V. Prilutskaya, T.T. Mendualieva, O. Corazza // Science and Health. - 2020. -№ 4. - P. 5-14.

9. Parishioners A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics / A.M. parishioners. - M., 2000. - 303 p.

10. Spielberger Ch.D. Conceptual and methodological problems of anxiety research / Ch.D. Spielberger // Stress and anxiety in sports. - M., 1983.

11. Khanin Yu.L. A brief guide to the application of the self-esteem scale C.D. Spielberger / Yu.L. Khanin. - L.: LNIIFK, 1976. - 32 p.

12. Kharlamova T.M. The specifics of the mental state and coping strategies of students in distance learning in the context of the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / T.M. Kharlamov // Bulletin of PSGPU. - Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. - 2020. - № 1. - P. 26-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Chistyakova N.V., Frolova P.S. Subjective control of behavior as a coping resource during the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / N.V. Chistyakova, P.S. Frolova // International Journal of Experimental Education. - 2020. - № 3. - P. 53-57. - Access mode: https://expeducationru/ru/article/view?id=11965

14. Spielberger-Khanin Anxiety Scale (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/psystate/spielberger.html

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)

Сведения об авторах:

Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: mamina.v@internet.ru

Бусурина Лариса Юрьевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: busja75@list.ru

Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: alya_kubekova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.