Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ'

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФРОНТАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ / БЕГСТВО-ИЗБЕГАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

В статье анализируются результаты исследования совладающего поведения с различным уровнем удовлетворенности жизнью у студентов медицинских специальностей. Проанализированы психологические характеристики личности как «копинг-стратегии», «удовлетворенность жизнью». Было обследовано 42 студента университета, средний возраст 22,3 года, 27 девушек и 15 юношей. Были применены следующие методики: 1) индекс жизненной удовлетворенности в адаптации Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.); 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Статический анализ данных производился с помощью U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок, пакета прикладных программ SPSS-21.1. В результате психодиагностического обследования было распределены три группы студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью (низкий, средний, высокий). У студентов с низкой удовлетворенностью жизнью обнаружены низкие сферы жизни такие как: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и « Интерес к жизни». Было установлено, что для третьей группы респондентов доминирующими стратегиями совладающего поведения были: «бегство-избегание» и «конфронтация», которые являются неадаптивными способами преодоления жизненных ситуаций. В ходе статистической обработки трех групп студентов были обнаружены различия группами по копинг стратегиям, а именно «планирование решения». Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, оказывающим помощь студентами для повышения уровня удовлетворенности жизнью и выработке новых адаптивных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING BEHAVIOR STRATEGIES FOR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF LIFE SATISFACTION

The article analyzes the results of a study of coping behavior with different levels of life satisfaction among students of medical specialties. Psychological characteristics of a person as a "coping strategy", "life satisfaction" are analyzed. We examined 42 university students, with an average age of 22.3 years, 27 girls and 15 boys. The following methods were applied: 1) the index of life satisfaction in the adaptation of N.V. Panina (Questionnaire of the general psychological state of a person - Neugarten A.O.); 2) the methodology “methods of coping behavior” by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adaptation by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva). Static data analysis was performed using the Mann-Whitney U-test for independent samples, the SPSS-21.1 software package. As a result of the psycho-diagnostic examination, three groups of students with different levels of life satisfaction (low, medium, high) were distributed. Students with low life satisfaction were found to have low spheres of life such as: "Coherence between goals set and achieved" and "Interest in life." It was found out that for the third group of respondents, the dominant coping strategies were: "flight-avoidance" and "confrontation", which are non-adaptive ways of overcoming life situations. In the course of statistical processing of three groups of students, differences were found among the groups in coping strategies, namely "decision planning". The obtained results of the empirical research can be used by psychologists of educational institutions who provide assistance to students to increase the level of life satisfaction and develop new adaptive strategies for overcoming difficult life situations.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ»

Общая психология

УДК 159.943:159.947:316.62

Стратегии совладающего поведения у студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью

Coping Behavior Strategies for Students with Different Levels of Life Satisfaction

Мамина В.П., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, mamina.v@internet.ru

Бусурина Л.Ю., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», busja75@list.ru

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail.ru

Mamina V., Astrakhan State Medical University, mamina.v@internet.ru Busurina L., Astrakhan State Technical University, busja75@list.ru Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.033

Ключевые слова: копинг стратегии, студенты медицинского вуза, удовлетворенность жизнью, качество жизни, совладающее поведение, конфронтация, планирование решения, бегство-избегание.

Keywords: coping strategies, medical students, life satisfaction, the quality of life, coping behavior, confrontation, planning a solution, escape-avoidance.

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования совладающего поведения с различным уровнем удовлетворенности жизнью у студентов медицинских специальностей. Проанализированы психологические характеристики личности как «копинг-стратегии», «удовлетворенность жизнью». Было обследовано 42 студента университета, средний возраст 22,3 года, 27 девушек и 15 юношей. Были применены следующие методики: 1) индекс жизненной удовлетворенности в адаптации Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.); 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Статический анализ данных производился с помощью U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок, пакета прикладных программ SPSS-21.1. В результате психодиагностического обследования было распределены три группы студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью (низкий, средний, высокий). У студентов с низкой удовлетворенностью жизнью обнаружены низкие сферы жизни такие как: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «Интерес к жизни». Было установлено, что для третьей группы респондентов доминирующими стратегиями совладающего поведения были: «бегство-избегание» и «конфронтация», которые являются неадаптивными способами преодоления жизненных ситуаций. В ходе статистической обработки трех групп студентов были обнаружены различия группами по копинг стратегиям, а именно «планирование решения». Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, оказывающим помощь студентами для повышения уровня удовлетворенности жизнью и выработке новых адаптивных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.

Abstract. The article analyzes the results of a study of coping behavior with different levels of life satisfaction among students of medical specialties. Psychological characteristics of a person as a "coping strategy", "life satisfaction" are analyzed. We examined 42 university students, with an average age of 22.3 years, 27 girls and 15 boys. The following methods were applied: 1) the index of life satisfaction in the adaptation of N.V. Panina

(Questionnaire of the general psychological state of a person - Neugarten A.O.); 2) the methodology "methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adaptation by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva). Static data analysis was performed using the Mann-Whitney U-test for independent samples, the SPSS-21.1 software package. As a result of the psycho-diagnostic examination, three groups of students with different levels of life satisfaction (low, medium, high) were distributed. Students with low life satisfaction were found to have low spheres of life such as: "Coherence between goals set and achieved" and "Interest in life." It was found out that for the third group of respondents, the dominant coping strategies were: "flight-avoidance" and "confrontation ", which are non-adaptive ways of overcoming life situations. In the course of statistical processing of three groups of students, differences were found among the groups in coping strategies, namely "decision planning". The obtained results of the empirical research can be used by psychologists of educational institutions who provide assistance to students to increase the level of life satisfaction and develop new adaptive strategies for overcoming difficult life situations.

Введение. Проблема качества и удовлетворенности жизни является в настоящее время актуальной проблемой, поскольку данный показатель влияет на многие сферы жизни человека. Многие факторы детерминируют удовлетворенность жизнью, например, это социальная сфера, экономическая и т.д. Как полагает М. Аргайл, удовлетворенностью жизнью - это субъективное понимание личностью о том, насколько его жизнь успешна в настоящее время [1]. Всеобщая удовлетворенность жизнью напрямую коррелирует с удовлетворенностью в основных сферах жизни человека (социальный, экономический статус, семья и т.д.) [2]. В настоящее время распространение

коронавирусной инфекции оказывает негативное влияние на психологическое благополучие человека [9]. Вирус воспринимается личностью как угроза жизни и влияет на удовлетворенность жизнью и способы совладающего поведения. Как в отечественной, так в зарубежной психологии мы отметили рост исследований, которые доказывают влияние пандемии коронавируса на психологический статус личности, а также на развитие защитно-совладающего поведения студентов медицинского университета в период учебной деятельности и молодых медицинских работников на этапе профессиональной адаптации [12-14]. Они находят отражение как в диссертационных исследованиях [7], так в других исследованиях [6;10]. Перечисленные исследования направлены на изучение копинг-поведения во взаимосвязи с психологическими показателями, также была произведена оценка психоэмоционального состояния в период самоизоляции и дистанционного обучения в период пандемии. В свою очередь это приводит к формированию научного запроса на изучение совладающего поведения во взаимосвязи с удовлетворенностью жизнью у студентов старших курсов медицинского вуза с целью дальнейшего изучения и формирует научную проблему исследования. К примеру, в исследовании И.В. Кольцовой, В.В. Долганиной [5] отмечается, что показатель тревожности у

студентов повысился с появлением коронавирусной инфекции Covid-19 и введенных мер ограничения в связи с этим.

Мы согласны выводами исследователей и полагаем, что важной составляющей в обеспечении высокого качества Здравоохранения является своевременная оценка психологического статуса и совладающего поведения у студентов на этапе обучения в медицинских университетах. На основе выявленных психологических

особенностей могут быть сформулированы рекомендации для психологов образовательных учреждений при составлении программ психологического сопровождения для студентов группы риска.

Цель исследования: изучение стратегий совладающего поведения с различным уровнем удовлетворенности жизнью у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование было проведено на кафедре психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. В состав лев выборки вошли 42 студента университета специальности «Лечебное дело», средний возраст 22,3 года, 27 девушек и 15 юношей. В исследовании были применены следующие методики: 1) индекс жизненной удовлетворенности в адаптации Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - №^айеп А.О.) [3]. Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается самое общее представление человека о психологическом комфорте, которое включает в себя: интерес к жизни как противоположность апатии; решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения [3]; 2) Методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [4;8]. Данная

методика используется психологами для выявления копинг-стратегий, механизмов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Указанную методику принято считать первым стандартным опросником, которая способна измерить копинги.

Статистические расчеты производились в программе статистической обработки данных SPSS-21.0. Для сравнительного анализа показателей был использован непараметрический ^критерий Манна-Уитни. Студенты были определены в три группы с различной удовлетворенностью жизнью: первая группа студентов с высокой удовлетворенностью жизнью в количестве 15 человек; вторая группа со средней удовлетворенностью жизнью (13 человек); третья группа студентов с низкой удовлетворенностью (14 человек). Результаты исследования представлены в рисунках.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате психодиагностического обследования по тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» А.О. Neugarten (в рос. адаптации Н.В. Паниной) мы распределили студентов 5 курса

медицинского университета на три группы: первая группа студентов с высокой удовлетворенностью жизнью (от 31 балла и выше, п = 15 человек); вторая группа со средней удовлетворенностью жизнью низкому (от 25 до 30 баллов, п = 13 человек); третья группа студентов с низкой удовлетворенностью (от 24 баллов и ниже, п = 14 человек). Важно отметить, что удовлетворенность жизнью общей выборки студентов составила 27,2 баллов, что является средним значением качества жизни, см. рисунок 1. Студенты с высокой удовлетворенностью жизнью характеризуется высокими показателями по следующим сферам жизни: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (7,3%) и «Общий фон настроения» (7,2%). Данный результат указывает, что респонденты чувствуют себя счастливыми и получают удовольствие от повседневной жизни. У студентов с низкой удовлетворенностью жизнью обнаружены низкие показатели по сферам жизни такие как: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (2,7%) и «Интерес к жизни» (2,9%).

Интерес к жизни

И 1 группа с высокой жизненной удовлетворенностью

Н 2 группа с высокой жизненной удовлетворенностью

0 3 группа с высокой жизненной удовлетворенностью

6,8

5,4

2,9

Последова тельность в достижени и целей

6,9

7,1

5,07

Согласован ность между поставлен

ными и достигнуты ми целями

7,3 5,01 2,7

Положительная оценка себя и собственных поступков

6,07

Общий фон настроения

3,6

7,2

4,6

3,2

7

Рисунок 1. -Средние значения индекса жизненной удовлетворенности (в рос. адаптации Н.В. Паниной) у респондентов трех групп (составлено авторами по материалам исследования)

Студенты группы риска с низкой удовлетворенностью жизнью не испытывают энтузиазм и увлеченность от жизни, а также низкие значения в этой шкале представляют «согласие» с трудностями в жизни и конфликтными ситуациями, что, безусловно, является тревожным сигналом, поскольку для таких студентов характерно высокое

эмоциональное напряжение и низкий психологический комфорт.

Результаты психологической диагностики способов совладающего поведения с использованием психодиагностической методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) представлены на рисунке 2.

Конфронта ция Дистанциро вание Само контроль Поиск социальной поддержки Принятие ответствен ности Бегство-избегание Планирова ние решения Положител ьная переоценка

И 3 группа с высокой жизненной удовлетворенностью 58,3 63,2 54,4 49,5 53,1 66,07 51,1 52

В 2 группа с высокой жизненной удовлетворенностью 60,1 62,2 55,5 54,7 54,6 65,1 61,07 61,3

■ 1 группа с высокой жизненной удовлетворенностью 57,4 55,9 49,2 50,3 49,4 55,2 120,8 62,2

Рисунок 2. -Средние значения «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкманау студентов-медиков (составлено авторами по материалам исследования)

На рисунке 2 видно, что у респондентов первой группы с высокой удовлетворенностью жизнью выявлены средние адаптационные возможности по всем шкалам, однако, для первой группы респондентов доминирующими стратегиями были конструктивные копинги, а именно: «Планирование решения проблемы» (120,8%) и «Положительная переоценка» (62,2%). Выявленные способы совладающего поведения являются конструктивными, отражают решение жизненных сложностей и конфликтных ситуаций с помощью анализа ситуаций и поиск вариантов поведения, а также негативные переживания они стараются положительно переосмыслить.

Студенты второй группы со средней удовлетворенностью жизнью характеризуются следующими ведущими копингами: «Бегство-избегание» (65,1%) и «Дистанцирование» (62,2%). Высокое значение в копинге дистанцирования, т.е. преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности.

Было установлено, что для третьей группы респондентов доминирующими стратегиями совладающего поведения были: «Бегство-избегание» и «Конфронтация», которые являются неадаптивными способами преодоления

жизненных ситуаций, баллы по ним также характеризуются выраженной дезадаптацией.

Следующим этапом нашего исследование было выявление значимости различий с помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни по показателям «Способы совладающего поведения» для сравнения трех групп студентов медицинского университета с разным уровнем удовлетворенности жизнью. На высоком значении статистической значимости были выявлены различия в копинг-поведении между данными группами, а именно «Планирование решения проблемы» (уровень значимости 0,002, р<0,05). Не обнаружены достоверные различия по следующим способам совладающего поведения: «Конфронтация», «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Положительная переоценка». Таким образом, студенты с высокими показателями удовлетворенности жизнью чувствуют себя счастливыми и получают удовольствие от повседневной жизни, оценивают свою жизнь как эмоционально насыщенную в отличие от студентов с низкими показателями удовлетворенности жизнью. Студенты с высоким значением удовлетворенностью жизнью

способны грамотно планировать свою деятельность и распределять свое время, выбирают конструктивные способы поведения, чем студенты с низким уровнем удовлетворённости жизни.

Заключение. Удовлетворенность жизни напрямую влияет на показатель качества жизни личности. В зависимости от уровня удовлетворенности жизнью студенты медицинского вуза были распределены на 3 группы: респонденты с низкой, средней и высокой удовлетворенности жизнью.

Исследование стратегий совладающего поведения у студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью показывает, что у студентов третьей группы обнаружены низкие показатели по сферам жизни такие как: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «Интерес к жизни». Было установлено, что для третьей группы

респондентов доминирующими стратегиями совладающего поведения были: «бегство-избегание» и «конфронтация», которые являются неадаптивными способами преодоления жизненных ситуаций. В ходе статистической обработки трех групп студентов были обнаружены различия группами по копинг стратегиям, а именно «планирование решения проблемы».

Полученные в ходе исследования результаты отмечают задачи для дальнейшего исследования, поскольку проблема изучения психологического статуса и совладающего поведения у студентов медицинских специальностей в период пандемии является актуальной проблемой. Анализ показал наличие низкой удовлетворенностью жизнью и наличие неадаптивных копинг-стратегий, которые детерминируют затруднения при усвоении учебного материала и влияет на когнитивную сферу (память, мышление).

Литература:

1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с. - С. 52.

2. Ивашкина М.Г., Чернов Д.Н., Радчикова Н.П. Особенности копинг-стратегий у студентов различных медицинских факультетов / М.Г. Ивашкина, Д.Н. Чернов, Н.П. Радчикова, В.В. Фурсов, С.В. Есина, В.Г. Утробина, Т.Р. Саноян, А.Е. Тарасова, Р.А. Субботина // Лечебное дело. - 2020. - № 2.

3. Индекс жизненной удовлетворенности, LSIA [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/emotional/lsia-run.html

4. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 с.

5. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020 - № 4. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf

6. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций; под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 476-510.

7. Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / С.А. Лигер; Кыргызская мед. акад. - Санкт-Петербург, 1997. - 21 с.

8. Опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические

тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/coping/lazarus.html

9. Прилуцкая М.В., Мендуалиева Т.Т., Корацца О. Эмоциональное реагирование и копинг-стратегии среди студентов-медиков во время пандемии коронавирусной инфекции: поперечное онлайн исследование [Электронный ресурс] / М.В. Прилуцкая, Т.Т. Мендуалиева, О. Корацца // Наука и здравоохранение. - 2020. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/emotsionalnoe-reagirovanie-i-koping-strategii-sredi-studentov-medikov-vo-vremya-pandemii-koronavirusnoy-infektsii-poperechnoe

10. Рахимгараева Р.М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью / Р.М. Рахимгараева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 11-12. -С. 115-122.

11. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии СОУГО-19 [Электронный ресурс] / Т.М. Харламова // Вестник ПГТПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2020. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihicheskogo-sostoyaniya-i-kopingstrategiy-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii-v-usloviyah-pandemii-covid-19

12. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии СОУГО-19 / Н.В. Чистякова, П.С. Фролова // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - № 3. - С. 53-57.

13. Ященко Е.Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности [Электронный ресурс] / Е.Ф. Ященко // Психология.

Психофизиология. - 2021. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-strategii-sovladayuschego-povedeniya-i-udovletvorennost-zhiznyu-u-studentov-kak-problema-sotsialnoy

References

14. Ho C.S., Chee C.Y., Ho R.C., 2020. Mental health strategies to combat the psychological impact of COVID- 1 9 beyond paranoia and panic. Ann. Acad. Med. Singapore 49. - 3.

1. Argyle M. Psychology of happiness / M. Argyle. -2nd ed. - St. Petersburg: Peter, 2003. - 271 p. - S. 52.

2. Ivashkina M.G., Chernov D.N., Radchikova N.P. Features of coping strategies among students of various medical faculties / M.G. Ivashkina, D.N. Chernov, N.P. Radchikova, V.V. Fursov, S.V. Esina, V.G. Utrobina, T.R. Sanoyan, A.E. Tarasova, R.A. Subbotina // Medical business. - 2020. - №° 2.

3. Index of life satisfaction, LSIA [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/emotional/lsia-run.html

4. Isaeva E.R. Coping-behavior and psychological protection of personality in conditions of health and disease / E.R. Isaeva. - St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State Medical University, 2009. - 136 p.

5. Koltsova I.V., Dolganina V.V. The impact of the pandemic on the occurrence of anxiety among students of a pedagogical university [Electronic resource] / I.V. Koltsova, V.V. Dolganina // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020 - No. 4. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf

6. Kulikov L.V. Determinants of life satisfaction / L.V. Kulikov // Society and politics: Modern research, search for concepts; ed. V.Yu. Bolshakov. - St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2000. - S. 476-510.

7. Liger S.A. Formation of medical students' coping behavior and its impact on the personal and professional development of a doctor: autoref. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.04 / S.A. Liger; Kyrgyz honey. acad. - St. Petersburg, 1997. - 21 p.

8. Questionnaire "Ways of Coping Questionnaire" (WCQ) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/coping/lazarus.html

9. Prilutskaya M.V., Mendualieva T.T., Corazza O. Emotional response and coping strategies among medical students during the coronavirus pandemic: a cross-sectional

online study [Electronic resource] / M.V. Prilutskaya, T.T.

Mendualieva, O. Corazza // Science and Health. - 2020. -

№ 4. - Access mode:

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-

reagirovanie-i-koping-strategii-sredi-studentov-medikov-

vo-vremya-pandemii-koronavirusanoy-infektsii-

poperechnoe

10. Rakhimgaraeva R.M. Psychological factors of life satisfaction / R.M. Rakhimgaraeva // Kazan Pedagogical Journal. - 2009. - № 11-12. - S. 115-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kharlamova T.M. The specifics of the mental state and coping strategies of students in distance learning in the context of the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / T.M. Kharlamova // Bulletin of PSGPU. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. - 2020. - № 1. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihicheskogo-sostoyaniya-i-kopingstrategiy-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii-v-usloviyah-pandemii-covid-19

12. Chistyakova N.V., Frolova P.S. Subjective control of behavior as a coping resource during the COVID-19 pandemic / N.V. Chistyakova, P.S. Frolova // International Journal of Experimental Education. - 2020. - № 3. - P. 5357.

13. Yashchenko E.F. Meaningful life orientations, strategies of coping behavior and life satisfaction among students as a problem of social psychology of personality [Electronic resource] / E.F. Yashchenko // Psychology. Psychophysiology. - 2021. - № 1. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-strategii-sovladayuschego-povedeniya-i-udovletvorennost-zhiznyu-u-studentov-kak-problema-sotsialnoy

14. Ho C.S., Chee C.Y., Ho R.C., 2020. Mental health strategies to combat the psychological impact of COVID- 1 9 beyond paranoia and panic. Ann. Acad. Med. Singapore 49. - 3.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)

Сведения об авторах:

Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: mamina.v@internet.ru

Бусурина Лариса Юрьевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: busja75@list.ru

Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: alya_kubekova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.