Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
348
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина Вероника Павловна

Статья посвящена изучению социально-психологической адаптации студентов медицинского университета первого года обучения. Проведен анализ понятий «адаптация», «тревожность». Для достижения цели исследования применены следующие психологические методики: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой; 2) методика «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. В итоге установлено, что студенты первого года обучения обладают сниженной адаптивностью к учебному процессу, несмотря на выраженный показатель самопринятия и позитивную самооценку, а также высокой степенью ответственности за свою жизнь и деятельность. Проявлен параметр склонности к доминированию, отражающий желание чувствовать превосходство над другими. У 19 обучающихся отмечен высокий уровень ситуативной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений при составлении программ психологического сопровождения социально-психологической адаптации студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамина Вероника Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of socio-psychological adaptation of first-year medical university students. The analysis of the concepts of “adaptation” and “anxiety” is carried out. To achieve the purpose of the study, the following psychological methods were used: 1) the method of diagnosing the socio-psychological adaptation of K. Rogers and R. Diamond in the adaptation of T.V. Snegireva; 2) the method of “Anxiety scale” by Ch.B. Spielberger in the adaptation of Yu. L. Khanin. As a result, it was found that first-year students have a reduced adaptability to the educational process, despite a pronounced indicator of self-acceptance and positive self-esteem, as well as a high degree of responsibility for their lives and activities. The parameter of the tendency to dominate is shown, reflecting the desire to feel superiority over others. The 19 students had a high level of situational anxiety. The results of the study can be used by psychologists of educational institutions in the preparation of programs for psychological support of socio-psychological adaptation of medical students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 67-70. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 67-70.

Научная статья

УДК 159.947:616.003.96-053.71

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.11.

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого года обучения медицинского вуза

Вероника Павловна Мамина

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Астрахань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7007-1013

Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологической адаптации студентов медицинского университета первого года обучения. Проведен анализ понятий «адаптация», «тревожность». Для достижения цели исследования применены следующие психологические методики: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой; 2) методика «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. В итоге установлено, что студенты первого года обучения обладают сниженной адаптивностью к учебному процессу, несмотря на выраженный показатель самопринятия и позитивную самооценку, а также высокой степенью ответственности за свою жизнь и деятельность. Проявлен параметр склонности к доминированию, отражающий желание чувствовать превосходство над другими. У 19 обучающихся отмечен высокий уровень ситуативной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений при составлении программ психологического сопровождения социально-психологической адаптации студентов-медиков.

Ключевые слова: адаптация, адаптация к учебной деятельности, студенты-медики, личностная тревожность, ситуационная тревожность, самопринятие, интернальность, учебный процесс

Для цитирования: Мамина В.П. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого года обучения медицинского вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №. 7. С. 67-70. https://doi.org/10.24158/spp.20217.11.

Original article

Features of the socio-psychological adaptation of first-year students of a medical university Veronika P. Mamma

Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -7007-1013

Abstract. The article is devoted to the study of socio-psychological adaptation of first-year medical university students. The analysis of the concepts of "adaptation" and "anxiety" is carried out. To achieve the purpose of the study, the following psychological methods were used: 1) the method of diagnosing the socio-psychological adaptation of K. Rogers and R. Diamond in the adaptation of T.V. Snegireva; 2) the method of "Anxiety scale" by Ch.B. Spielberger in the adaptation of Yu. L. Khanin. As a result, it was found that first-year students have a reduced adaptability to the educational process, despite a pronounced indicator of self-acceptance and positive self-esteem, as well as a high degree of responsibility for their lives and activities. The parameter of the tendency to dominate is shown, reflecting the desire to feel superiority over others. The 19 students had a high level of situational anxiety. The results of the study can be used by psychologists of educational institutions in the preparation of programs for psychological support of socio-psychological adaptation of medical students.

Keywords: adaptation, adaptation to educational activities, medical students, personal anxiety, situational anxiety, self-acceptance, internality, educational process.

For citation: Mamina V.P. Features of the socio-psychological adaptation of first-year students of a medical university // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 67-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.11.

Социально-психологическая адаптация обучающихся в высшем учебном заведении -крайне актуальная тема. Специфика обучения в вузе значительно отличается от характера образовательного процесса в школе. Особенно это касается медицинских университетов, где срок обучения составляет 6 лет. Под адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) понимается приспособление организма, личности к меняющимся условиям жизни. Под социально-психологической адаптацией подразумевается процесс активного включения и приспособления личности к социуму и тем условиям, которые в нем приняты, способствуют эффективному установлению контакта между индивидом и группой для достижения общих интересов и целей [1].

Существует много факторов, которые влияют на адаптацию студентов к учебному процессу и новым условиям образовательной среды. Дополнительным послужило распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызвавшей всплеск психологических проблем, таких

как высокая тревожность, агрессивность, депрессивные расстройства и т. д., что, безусловно, могло сказаться на социально-психологической адаптации студентов первого года обучения и уровне их тревожности. И.В. Кольцова, В.В. Долганина определили, что пандемия у обучающихся педагогического вуза вызывает чувство тревоги за свое здоровье и здоровье близких [2].

В исследовании Л.А. Костиной, А.С. Кубековой установлен фактор (высокий показатель алекситимии), негативно воздействующий на адаптацию обучающихся медицинского университета и, соответственно, отрицательно сказывающийся на качестве учебного процесса [3]. А.Б. Ходжаян, М.Г. Гевандова, Н.К. Маяцкая и В.В. Савченко отмечают, что практически половина первокурсников испытывают проблемы адаптации в образовательной среде, которые обусловлены перегруженностью учебными занятиями. Особенно это касается иностранных студентов, чаще сталкивающихся с социально-психологической дезадаптацией [4]. Н.О. Садовникова, Н.С. Чернуха определили, что подавляющее количество обучающихся проявляют высокие коммуникативные способности, открыты к взаимодействию с окружающими, демонстрируют эмпа-тию, однако у них существуют коммуникативные барьеры [5].

Следует также обозначить, насколько значимо успешное прохождение социально-психологической адаптации для студентов-медиков, поскольку в дальнейшем им предстоит взаимодействие с больными, когда главное условие - это «лечение словом». Социально-психологическая дезадаптация разрушающим образом влияет как на личность студента, так и на процесс его обучения. Другими словами, деятельность специалиста с высоким уровнем социально-психологической адаптации может быть эффективна в рассматриваемой сфере, что, в свою очередь, повышает качество системы здравоохранения. В связи с этим разработка и реализация программ психологического сопровождения социально-психологической адаптации студентов медицинского университета, а также профилактика дезадаптации - важные условия повышения качества образовательного процесса в вузе [6].

Недостаточное количество исследований, посвященных особенностям социально-психологической адаптации студентов первого года обучения медицинского университета в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19, обусловливает необходимость изучения социально-психологической адаптации и уровня тревожности в целях разработки психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение степени психологического здоровья обучающихся. Цель исследования состояла в определении показателей социально-психологической адаптации обозначенной категории с учетом их уровня тревожности.

Эмпирическое исследование реализовано в ФГБОу ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России в июне 2021 г. В нем приняли участие 50 студентов первого года обучения по специальности 31.05.03 «Стоматология». Для достижения указанной цели применены следующие психологические методики. 1 . Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (далее - СПА) в русскоязычной адаптации Т.В. Снегиревой [7]. Авторами инструмента выделяются шесть интегральных показателей: «адаптация», «приятие других», «ин-тернальность», «самовосприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию» [8]. 2. Методика «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) в отечественной адаптации Ю.Л. Ханина для определения уровня тревожности (высокого, среднего, низкого) [9]. Ситуативная тревожность возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т. д.). Личностная - дает представление о подверженности человека воздействию тех или иных стрессоров ввиду индивидуальных особенностей [10]. Статический анализ данных проводили с помощью U-критерия Манна - Уитни для независимых выборок.

Студенты-медики первого года обучения были разделены на две группы с высоким и средним уровнем личностной тревожности: 1-я группа с высокой тревожностью - 16 респондентов; 2-я - со средней (31 человек). В таблице 1 отражены средние значения методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.

Таблица 1 - Средние значения диагностики СПА в двух группах

Интегральный показатель социально-психологической адаптации 1-я группа 2-я группа P

Адаптация 45,4 ± 0,11 59,6 ± 0,19* <0,002

Самопринятие 56,2 ± 0,17 68,2 ± 0,21* <0,018

Принятие других 56,1 ± 0,21 52,5 ± 0,18 -

Эмоциональная комфортность 54,3 ± 0,17 59,8 ± 0,23 -

Интернальность 53,9 ± 0,10 60,6 ± 0,15* <0,032

Стремление к доминированию 49,8 ± 0,13 51,6 ± 0,16 -

Эскапизм (уход от проблем) 25,1 ± 0,14 12,5 ± 0,25* <0,017

* Достоверные различия между показателями 1-й и 2-й групп при р < 0,05.

Для студентов 1-й группы с высокой тревожностью наибольшие значения наблюдались у такого интегрального показателя социально-психологической адаптации, как «самопринятие» (56,2 %), что указывает на доверие к себе и положительную самооценку. Также повышенными величинами отличался параметр «эскапизм» - 25,1 %. Кроме того, у студентов 1-й группы показатель адаптации снижен (45,2 %). Отсюда можно предположить, личностная тревожность влияет на социально-психологическую адаптацию, уменьшает степень адаптивности к учебному процессу и воздействует на выбор неконструктивной стратегии в поведении, выраженной в уходе от решения проблем. Таким образом, среди членов 1-й группы необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение уровня психологического здоровья, социально-психологической адаптации и снижение тревожности. Для респондентов из 2-й группы со средней степенью тревожности преобладающими показателями СПА были «самопринятие» (68,2 %), «интерналь-ность» (60,6 %), что указывает на высокую ответственность за собственную жизнь, свои поступки.

С помощью U-критерия Манна - Уитни определены значимые различия между группами студентов стоматологического факультета. Во 2-й группе респондентов со средним уровнем тревожности достоверно выше следующие показатели: «адаптация», «самопринятие», «интерналь-ность» и «эскапизм» (р < 0,05). Данные результаты подтверждают, что обучающиеся из 1-й группы с высокой личностной тревожностью обладают меньшей адаптивностью к учебной деятельности в сравнении со степенью адаптивности у представителей 2-й группы и отличаются неконструктивной стратегией поведения в виде ухода от проблем, что доказано статистически. Студенты 2-й группы со средней личностной тревожностью в сравнении с членами 1-й группы характеризуются большей степенью принятия себя, удовлетворенности собой, стремлением полагаться на собственные силы.

В результате обработки полученных данных по методике «Шкала тревожности» Ч.Б. Спил-бергера у студентов-медиков определен средний уровень как ситуативной тревожности - 39,6 %, так и личностной - 42,2 %. Однако при оценке результатов в рамках методики Ч.Б. Спилбергера -Ю.Л. Ханина получено следующее распределение по критерию личностной тревожности: высокий уровень у 16 студентов (32 %), средний - 31 (62), низкий - у 3 респондентов (6 %). Подобное количество обучающихся с высокой личностной тревожностью служит важным сигналом для психологов, поскольку такие значения указывают на более высокое эмоциональное напряжение и нервозность обучающихся. Ситуативная тревожность у первокурсников имела следующее распределение: 19 человек (38 %) с высоким уровнем, 24 (48) - со средним, 7 (14 %) - с низким. Можно предположить, что повышенная ситуативная тревожность связана с предстоящей сессией. У студентов стоматологического факультета летняя сессия начинается с 30 июня, а психодиагностическое обследование состоялось 17 июня.

Таким образом, на основании данных, полученных в результате психодиагностического исследования, можно сделать следующие выводы. У студентов 1-й группы с высокой тревожностью доминирующими показателями социально-психологической адаптации были «самопринятие» и «эскапизм». Для обучающихся из 2-й группы со средней тревожностью преобладающими параметрами СПА выступили «самопринятие», «интернальность». В целом можно утверждать, что большинство студентов успешно прошли адаптацию к медицинскому университету.

Результаты исследования могут быть использованы психологами для индивидуальной психологической работы со студентами первого года обучения медицинского вуза с высокими показателями тревожности и сниженной адаптивностью к учебному процессу.

Список источников:

1. Ненашева Е.В., Деревянко А.А., Кодякова Н.В. Адаптация студентов-медиков // Apriori. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 24.

2. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 49.

3. Костина Л.А., Кубекова А.С. Алекситимия как фактор риска социально-психологической дезадаптации студентов медицинского вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 4-1. С. 5662. https://doi.Org/10.34670/AR.2019.44.4.037.

4. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете / А.Б. Ходжаян, М.Г. Гевандова, Н.К. Маяцкая, В.В. Савченко // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 389-392.

5. Садовникова Н.О., Чернуха Н.С. Психологические особенности адаптации студентов первого курса // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 207.

6. Костина Л.А. Профилактика дезадаптации студентов как условие повышения качества образовательного процесса в вузе // Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях : сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013. С. 136-139.

7. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. С. 92-96.

8. Там же.

9. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976. 18 с.

10. Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976. 32 с.

Информация об авторе В.П. Мамина - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Минздрава России, Астрахань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1021282.

Information about the author V.P. Mamina - Senior Teacher, Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1021282.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.07.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.