Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса педагогического вуза разных профилей обучения'

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса педагогического вуза разных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / профиль обучения / социально-психологическая адаптация / тревожность / стрессоустойчивость / мотивация к успеху / агрессия / students / training profile / socio-psychological adaptation / anxiety / stress-resistance / motivation for success / aggression

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боровец Елена Николаевна, Завьялова Яна Леонидовна, Савина Светлана Рудольфовна

Предметом данного исследования являлась социально-психологическая адаптация студентов педагогического вуза, целью – сравнение психофизиологических и психологических особенностей студентов первого курса разных профилей подготовки при адаптации к обучению в вузе. Общепринятыми методами определялись показатели тревожности, стрессоустойчивости, агрессии, мотивации к успеху, социально-психологической адаптированности. Выявлено, что хорошо адаптированных первокурсников больше среди студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности». Установленные различия показателей психофизиологической и социально-психологической адаптации позволяют сделать вывод о необходимости учета специфики обучения по конкретному профилю подготовки и гендерных особенностей студентов. Для обеспечения эффективности учебной деятельности и сохранения здоровья обучающихся необходимо осуществление психофизиологического и социально-психологического мониторинга, профессиональной консультации и коррекции, которые являются одним из условий реализации здоровьесберегающей деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боровец Елена Николаевна, Завьялова Яна Леонидовна, Савина Светлана Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE FIRST - YEAR STUDENTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL OF DIFFERENT TRAINING’S DIRECTIONS

The educational process in the university causes the stress of the organism functional systems and mobilizes its adaptive capabilities. The most difficult period of students' education is the first course according to the adaptation. The subject of this study was the studentssocio-psychological adaptation at a pedagogical university. The goal was to compare the psychophysiological and psychological characteristics of first-year students with different training’s directions in adapting to higher educational process. The generally accepted methods were studied of anxiety, stress resistance, aggression, motivation for success, and socio-psychological adaptation. It was revealed that among the students of the "Safety of life" specialty, the most part were well adapted. Adaptation to the university conditions has gender specificity and is somewhat better for young men than for girls. The revealed differences in the indices of psychophysiological and socio-psychological adaptation allow us to conclude that it is necessary to take into account the specifics of instruction on the specific profile of students’ preparation and gender characteristics. To ensure the effectiveness of educational activities and preserve the health of students, it is necessary to carry out psychophysiological and socio-psychological monitoring, professional counseling and correction. This is one of the conditions for implementing activities to preserve the health of students in the university.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса педагогического вуза разных профилей обучения»

УДК 316.6+378

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Боровец Елена Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности elenaborovec@mail.ru.

Завьялова Яна Леонидовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности yanamur@ngs.ru.

Савина Светлана Рудольфовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности sr-savina@mail.ru.

Аннотация. Предметом данного исследования являлась социально -психологическая адаптация студентов педагогического вуза, целью - сравнение психофизиологических и психологических особенностей студентов первого курса разных профилей подготовки при адаптации к обучению в вузе. Общепринятыми методами определялись показатели тревожности, стрессоустойчивости, агрессии, мотивации к успеху, социально -психологической адаптированности. Выявлено, что хорошо адаптированных первокурсников больше среди студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности». Установленные различия показателей

психофизиологической и социально-психологической адаптации позволяют сделать вывод о необходимости учета специфики обучения по конкретному профилю подготовки и гендерных особенностей студентов. Для обеспечения эффективности учебной деятельности и сохранения здоровья обучающихся необходимо осуществление психофизиологического и социально-психологического мониторинга, профессиональной консультации и коррекции, которые являются одним из условий реализации здоровьесберегающей деятельности в вузе.

Ключевые слова: студенты, профиль обучения, социально -психологическая адаптация, тревожность, стрессоустойчивость, мотивация к успеху, агрессия.

PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE FIRST - YEAR STUDENTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL OF DIFFERENT TRAINING'S DIRECTIONS

Botovets Elena Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Associate Professor of Anatomy, Physiology and Life safety Deptment at the Novosibirsk State Pedagogical University elenaborovec@mail.ru

Zavyalova Yana Leonidovna.

Russia, Novosibirsk, Associate Professor of Anatomy, Physiology and Life safety Deptment at the Novosibirsk State Pedagogical University yanamur@ngs.ru

Savina Svetlana Rudolfovna.

Russia, Novosibirsk, Senior Teacher, of Anatomy, Physiology and Life safety Deptment at the Novosibirsk State Pedagogical University sr-savina@mail.ru

Abstract: The educational process in the university causes the stress of the organism functional systems and mobilizes its adaptive capabilities. The most difficult period of students' education is the first course according to the adaptation. The subject of this study was the students' socio-psychological adaptation at a pedagogical university. The goal was to compare the psychophysiological and psychological characteristics of first-year students with different training's directions in adapting to higher educational process. The generally accepted methods were studied of anxiety, stress resistance, aggression, motivation for success, and socio-psychological adaptation. It was revealed that among the students of the "Safety of life" specialty, the most part were well adapted. Adaptation to the university conditions has gender specificity and is somewhat better for young men than for girls. The revealed differences in the indices of psychophysiological and socio-psychological adaptation allow us to conclude that it is necessary to take into account the specifics of instruction on the specific profile of students' preparation and gender characteristics. To ensure the effectiveness of educational activities and preserve the health of students, it is necessary to carry out psychophysiological and socio-psychological monitoring, professional counseling and correction. This is one of the conditions for implementing activities to preserve the health of students in the university.

Keywords: students, training profile, socio-psychological adaptation, anxiety, stress-resistance, motivation for success, aggression.

Одним из основных условий качественного обучения, достижения жизненного успеха молодёжи, а также критерием деятельности высшего учебного заведения, должна являться забота о здоровье обучающихся. Она должна основываться на научной организации учебно-воспитательного

процесса и учитывать индивидуально-типологические и гендерные особенности студентов, специфику их адаптации к новым условиям [10].

Для обеспечения эффективности учебной деятельности и сохранения здоровья обучающихся необходимо осуществление психофизиологического и социально-психологического мониторинга, профессиональной консультации и коррекции состояний дезадаптации, проявлений стресса и перенапряжения. Указанные действия являются одним из условий реализации здоровьесберегающей деятельности в вузе.

Начало обучения в вузе предполагает существенную ломку сложившихся за время обучения в школе динамических стереотипов. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности обучающихся, изменением стиля преподавания и требований к освоению образовательной программы, новыми формами учебной и внеучебной деятельности.

Проблема адаптации студентов является весьма актуальной, о чем свидетельствует большое количество исследований различных аспектов этого процесса [9].

Так, в ряде работ рассмотрены особенности адаптации к обучению студентов с разным типом вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [6], показаны индивидуальные и межгрупповые различия по нейродинамическим характеристикам (простая зрительно-моторная реакция, функциональная подвижность нервных процессов) и психодинамическим показателям (свойства внимания; объемы образной, механической, смысловой памяти) функциям у первокурсников разных факультетов [5].

Выявлено, что нейродинамические (реакция на движущийся объект, уровень концентрации внимания) и психодинамические (уровень образной памяти) показатели адаптации отличаются не только у студентов разных профилей обучения, но и у студентов разного пола: показано, в частности, что показатели концентрации внимания и образной памяти у юношей-первокурсников, обучающихся по профилям гуманитарной направленности, были ниже, чем у юношей, обучающихся по естественнонаучным профилям, у девушек, напротив - выше [8]. Адаптация к обучению протекает у приезжих первокурсников сложнее, чем у местных, об этом свидетельствует возрастание тревожности и отсутствие роста коэффициента продуктивности от первого ко второму семестру [4].

Показатели работоспособности, состояния функциональной асимметрии мозга, нейродинамики свидетельствуют о том, что адаптация иногородних студентов протекает сложнее по сравнению с городскими [3].

Предметом данного исследования являлось изучение параметров социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза. Целью - сравнение психофизиологических и психологических особенностей студентов первого курса разных профилей подготовки при адаптации к обучению в вузе.

В исследовании принимали участие 79 студентов первого курса института естественных и социально-экономических наук профилей «Химия» и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ), а также факультета иностранных

языков (ФИЯ) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Число студентов ИЕСЭН составило 49 человек («Химия» - 8 юношей и 21 девушка; БЖ - 10 юношей и 9 девушек), ФИЯ - 30 (20 девушек и 9 юношей) в возрасте 17-20 лет.

Для определения уровня личностной и ситуационной тревожности использовалась шкала оценки Спилбергера Ч.Д. в адаптации Ханина Ю.Л., для определения стрессоустойчивости - тест «Страдаете ли вы от стресса?» [2]. Применялся опросник Басса-Дарки для диагностики состояния агрессии, мотивация личности к успеху оценивалась по методике Т. Элерса. Показатели социально-психологической адаптированности определялись по шкале К. Роджерса в адаптации А.К. Осницкого. Диагностика осуществлялась с использованием компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» [1]. Полученные результаты были обработаны статистическими методами с использованием ^критерия Стьюдента и критерия Фишера.

При сравнении показателей тревожности, стрессоустойчивости и агрессии студентов разных профилей обучения было выявлено, что девушки БЖ характеризуются меньшей личностной тревожностью, чем студентки профиля «Химия» и большей стрессоустойчивостью, чем студентки ФИЯ. Юноши БЖ также отличаются большей стрессоустойчивостью, чем юноши ФИЯ. Достоверных отличий средних значений индексов агрессивности и враждебности между студентами разных профилей не выявлено.

При оценке гендерных особенностей этих показателей выявлено, что личностная тревожность у девушек выше, чем у юношей, на профилях БЖ и «Химия». Стрессоустойчивость выше, чем у юношей, только у девушек профиля «Химия». Индекс враждебности, по сравнению с юношами, был выше у девушек, обучающихся по профилю «Химия» и ФИЯ.

Среди исследуемых групп достаточно высокий уровень мотивации к успеху чаще всего встречается среди юношей профиля БЖ (50%) и не выявляется у студентов мужского пола ФИЯ. Средний уровень мотивации к успеху среди юношей чаще всего встречается на ФИЯ. Около четверти девушек всех профилей характеризуются высоким уровнем мотивации к успеху, умеренно высокая мотивация встречается у половины девушек профиля БЖ и лишь у четверти профиля «Химия».

Анализ показателей социально-психологической адаптации позволили выявить, что 100% юношей, обучающихся на БЖ, характеризуются средним уровнем показателя «принятие других». Среди студентов профиля «Химия» и ФИЯ юношей с таким уровнем данного показателя достоверно меньше (28% и 43% соответственно). Для подавляющего большинства юношей и девушек этих профилей характерен уровень принятия других ниже среднего, тогда как для профиля БЖ характерно большое количество девушек с показателем «принятие других» выше среднего (44%).

Студентов с уровнями «низкий» и «ниже среднего» интегративного показателя социально-психологической адаптации выявлено не было. Высокий

уровень этого показателя чаще всего встречается у юношей БЖ (50%), на других профилях юношей с таким уровнем адаптации не более 15%. Более половины девушек всех профилей обучения имеют уровень адаптации выше среднего, меньше всего девушек со средним уровнем адаптации на профиле БЖ. Следует отметить, что у юношей БЖ, среди которых больше всего высокоадаптированных, в 50% случаев отмечались высокие уровни самопринятия, эмоциональной комфортности и стремления к доминированию.

Выявленные различия исследуемых показателей студентов разных профилей могут быть обусловлены спецификой организации учебно-воспитательного процесса. Так, учебный план профиля «Химия» практически не включает дисциплин медико-биологического блока, где рассматривались бы вопросы, связанные с особенностями функционирования организма, формированием установок на здоровый образ жизни и профилактику негативных социальных явлений. Освоение специальных дисциплин требует от студентов самодисциплины, больших временных затрат на подготовку. Это в свою может ограничивать их социальную активность, круг интересов, уменьшает возможность использовать свободное время для занятий физической культурой, хобби и общения.

Учебный план профиля «Безопасность жизнедеятельности» включает дисциплины как естественнонаучной, так и гуманитарной направленности. Специальные дисциплины подразумевают формирование навыков культуры безопасности в различных ее аспектах, являются практико ориентированными в отношении формирования ценностей ЗОЖ. Формирование профессиональных компетенций этого профиля предполагает активное участие в организации и проведении разнообразных форм внеучебной деятельности (акций, олимпиад, туристских слётов и др.). Всё это требует, в том числе, хорошей физической подготовленности и оптимального функционального состояния систем организма.

Таким образом, студенты первого курса разных профилей отличаются по степени социально-психологической адаптации к обучению, хорошо адаптированных первокурсников больше среди студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности». Адаптация к условиям вуза имеет гендерную специфику и протекает несколько лучше у юношей. Выявленные различия показателей психофизиологической и социально-психологической адаптации у студентов разных профилей позволяют заключить о необходимости учета специфики обучения по конкретному профилю подготовки и гендерных особенностей студентов для обеспечения условий развития здоровой, социально-адаптированной личности и повышения эффективности учебного процесса в вузе.

Библиографический список. 1. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, А.В.

Лебедев, В.Б. Рубанович. - Новосибирск: Рекламно-издательская фирма Новосибирск, 2010. - 100 с.

2. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Часть 1 / Р.И. Айзман и др. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, Кафедра анатомии, физиологии, валеологии, 1997. - 187 с.

3. Боровец Е.Н., Шуленина Н.С. Динамика психофизиологических показателей студенток 1 курса в процессе адаптации к обучению в вузе // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 1. - С. 134-138.

4. Завьялова Я.Л., Боровец Е.Н. Особенности психофизиологической адаптации к обучению в вузе местных и приезжих студентов первого курса. В книге: VI Сибирский физиологический съезд. Тезисы докладов, 2008. - С. 56-57.

5. Психофизиологические особенности студентов первого курса разных факультетов КемГУ / Э.М. Казин и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4 (40). -С. 13-17.

6. Корельская И.Е., Блохина Н.В. Адаптация к обучению в университете в зависимости от типа вегетативной нервной системы студентов // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9-3. - С. 503-506.

7. Савина С.Р. Состояние нервных процессов у студентов вуза в зависимости от профиля обучения // Научные труды IV съезда физиологов СНГ (8-12 октября 2014). Сочи-Дагомыс, 2014. - С.75.

8. Савина С.Р., Афонасьева А.В. Психофизиологические особенности студентов НГПУ разных профилей обучения // Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации: материалы III Всероссийской студенческой научно-прак тической конференции

9. Тарасова Л.Е. Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. -2014. - № 4. - Т. 3. - С. 358-362.

10. Физиологические основы здоровья / Р.И. Айзман и [др.]: Электронный учебник. - Новосибирск.: НГПУ, ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.