Научная статья на тему 'Роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и пути его коррекции'

Роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и пути его коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / MEDICAL COLLEGE / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / MEDICAL FACULTY / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / DENTAL FACULTY / ТРЕВОГА / ANXIETY / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SITUATIONAL ANXIETY / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / EMOTIONAL STATUS / ПСИХОПАТОЛОГИЯ / PSYCHOPATHOLOGY / СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА / SOMATOFORM DISORDERS / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / PSYCHOSOMATIC DISEASES / ДИССОЦИАТИВНАЯ СИМПТОМАТИКА / DISSOCIATIVE SYMPTOMS / МЕЗОДИЭНЦЕФАЛЬНАЯ МОДУЛЯЦИЯ / MESODIENCEPHALIC MODULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович, Севбитов Андрей Владимирович, Нефедова Ирина Валерьевна

Студенты высших медицинских учебных заведений относятся к группе риска возникновения тревожных состояний, ассоциированных с учебным процессом. Состояние тревоги способно клинически проявляться целым спектром не только эмоциональных, но и соматических проявлений, затрудняющих качественное получение студентами знаний и адаптации к будущей врачебной деятельности. В этой связи установление факторов амплификации тревоги, а также терапия, направленная на нормализацию эмоционального состояния студентов-медиков, является актуальной проблемой современности. Цель: установить роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и разработать пути его коррекции. Методы: общеклинический, клинико-психопатологический, психодиагностический, статистический. Результаты : Выявлены отличия уровня ситуативной тревожности студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов. Предложены объяснения различий в уровнях ситуативной тревожности у студентов разных факультетов. Расширены представления о структуре сопряженных с повышенной ситуативной тревожностью психопатологических и соматических явлений; установлены корреляты тревоги у студентов медицинских вузов. Предложен метод мезодиэнцефальной модуляции в качестве метода выбора терапии студентов с высокими значениями ситуативной тревожности. Практическим путем доказана клиническая эффективность мезодиэнцефальной модуляции в терапии студентов медицинских вузов с высокими значениями ситуативной тревожности. Научная новизна : впервые прослежены отличия уровня ситуативной тревожности у студентов лечебного и стоматологического факультетов; выдвинуты гипотезы данного феномена. Разработана классификация сопряженных с психогенной тревогой психопатологических и соматических феноменов. Практическая значимость : апробирован метод мезодиэнцефальной модуляции для терапии студентов с повышенным уровнем ситуативной тревожности, доказана его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович, Севбитов Андрей Владимирович, Нефедова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOGENIC CONNOTATIONS IN THE FORMATION OF EMOTIONAL STATUS OF STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY AND ITS CORRECTION

Students of medical higher education institutions are at risk of developing anxiety conditions associated with the learning process. The state of anxiety can clinically manifest itself in a whole range of emotional and somatic manifestations that hamper the qualitative acquisition of students' knowledge and adaptation to future medical activities. In this regard, the establishment of alarm amplification factors, as well as therapy aimed at normalizing the emotional state of medical students, is an actual problem of our time. Purpose: to establish the role of psychogenic connotations in the formation of the emotional status of students of the dental faculty and to develop ways of its correction. Methods: general clinical, clinico-psychopathological, psychodiagnostic, statistical. Results: Differences in the level of situational anxiety among first-year students of the medical and dental faculties were revealed. Explanations of differences in levels of situational anxiety among students of different faculties have been proposed. Representations about the structure of psychopathological and somatic phenomena associated with increased situational anxiety were expanded. Correlates of anxiety among medical students were established. The method of mesodiencephalic modulation as a method of selecting therapy for students with high values of situational anxiety was suggested. The clinical effectiveness of mesodiencephalic modulation in the therapy of students in medical schools with high values of situational anxiety was practically proved. Scientific novelty: for the first time, differences in the level of situational anxiety among students of the medical and dental faculties were traced; Hypotheses of the given phenomenon are put forward. The classification of psychopathological and somatic phenomena associated with psychogenic anxiety has been developed. Practical significance: a method of mesodiencephalic modulation was approved for therapy of students with an increased level of situational anxiety, its effectiveness was proved.

Текст научной работы на тему «Роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и пути его коррекции»

педагогические Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович и другие

науки РОЛЬ ПСИХОГЕННЫХ КОННОТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...

УДК 378.17:616.891

РОЛЬ ПСИХОГЕННЫХ КОННОТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ

© 2017

Юмашев Алексей Валерьевич, кандидат медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматология Утюж Анатолий Сергеевич, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии

Адмакин Олег Иванович, доктор медицинских наук, профессор, декан стоматологического факультета, заведующий кафедрой профилактики и коммунальной стоматологии Севбитов Андрей Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний Нефедова Ирина Валерьевна, врач—ординатор кафедры ортопедической стоматологии Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д.8, стр. 2, e-mail: umalex99@gmail.com)

Аннотация. Студенты высших медицинских учебных заведений относятся к группе риска возникновения тревожных состояний, ассоциированных с учебным процессом. Состояние тревоги способно клинически проявляться целым спектром не только эмоциональных, но и соматических проявлений, затрудняющих качественное получение студентами знаний и адаптации к будущей врачебной деятельности. В этой связи установление факторов амплификации тревоги, а также терапия, направленная на нормализацию эмоционального состояния студентов-медиков, является актуальной проблемой современности. Цель: установить роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и разработать пути его коррекции. Методы: общеклинический, клинико-психопатологический, психодиагностический, статистический. Результаты: Выявлены отличия уровня ситуативной тревожности студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов. Предложены объяснения различий в уровнях ситуативной тревожности у студентов разных факультетов. Расширены представления о структуре сопряженных с повышенной ситуативной тревожностью психопатологических и соматических явлений; установлены корреляты тревоги у студентов медицинских вузов. Предложен метод мезодиэнцефальной модуляции в качестве метода выбора терапии студентов с высокими значениями ситуативной тревожности. Практическим путем доказана клиническая эффективность мезодиэнцефальной модуляции в терапии студентов медицинских вузов с высокими значениями ситуативной тревожности. Научная новизна: впервые прослежены отличия уровня ситуативной тревожности у студентов лечебного и стоматологического факультетов; выдвинуты гипотезы данного феномена. Разработана классификация сопряженных с психогенной тревогой психопатологических и соматических феноменов. Практическая значимость: апробирован метод мезодиэнцефальной модуляции для терапии студентов с повышенным уровнем ситуативной тревожности, доказана его эффективность.

Ключевые слова: студенты, медицинский вуз, лечебный факультет, стоматологический факультет, тревога, ситуативная тревожность, эмоциональный статус, психопатология, соматоформные расстройства, психосоматические заболевания, диссоциативная симптоматика, мезодиэнцефальная модуляция

THE ROLE OF PSYCHOGENIC CONNOTATIONS IN THE FORMATION OF EMOTIONAL STATUS OF STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY AND ITS CORRECTION

© 2017

Yumashev Alexey Valerievich, candidate of medical Sciences, Professor, Department of prosthetic dentistry Utyuzh Anatoly Sergeyevich, candidate of medical Sciences, head of Department of prosthetic dentistry Admakin Oleg Ivanovich, doctor of medical Sciences, Professor, Dean of the faculty of dentistry, head of Department of preventive and public dentistry Sevbitov Andrey Vladimirovich, doctor of medical Sciences, Professor, head of Department

of propaedeutics of dental diseases Nefedova Irina Valer'evna, a resident of the Department of prosthodontics First Moscow State Medical University. I. M. Sechenov (119991, Russia, Moscow, St. Trubetskaya, 8, building 2, e-mail: umalex99@gmail.com)

Abstract. Students of medical higher education institutions are at risk of developing anxiety conditions associated with the learning process. The state of anxiety can clinically manifest itself in a whole range of emotional and somatic manifestations that hamper the qualitative acquisition of students' knowledge and adaptation to future medical activities. In this regard, the establishment of alarm amplification factors, as well as therapy aimed at normalizing the emotional state of medical students, is an actual problem of our time. Purpose: to establish the role of psychogenic connotations in the formation of the emotional status of students of the dental faculty and to develop ways of its correction. Methods: general clinical, clinico-psychopathological, psychodiagnostic, statistical. Results: Differences in the level of situational anxiety among first-year students of the medical and dental faculties were revealed. Explanations of differences in levels of situational anxiety among students of different faculties have been proposed. Representations about the structure of psychopathological and somatic phenomena associated with increased situational anxiety were expanded. Correlates of anxiety among medical students were established. The method of mesodiencephalic modulation as a method of selecting therapy for students with high values of situational anxiety was suggested. The clinical effectiveness of mesodiencephalic modulation in the therapy of students in medical schools with high values of situational anxiety was practically proved. Scientific novelty: for the first time, differences in the level of situational anxiety among students of the medical and dental faculties were traced; Hypotheses of the given phenomenon are put forward. The classification of psychopathological and somatic phenomena associated with psychogenic anxiety has been developed. Practical significance: a method of mesodiencephalic modulation was approved for therapy of students with an increased level of situational anxiety, its effectiveness was proved.

Keywords: students, medical college, medical faculty, dental faculty, anxiety, situational anxiety, emotional status, psy-chopathology, somatoform disorders, psychosomatic diseases, dissociative symptoms, mesodiencephalic modulation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- подняли на новый уровень вопрос обусловленной учебными научными и практическими задачами. Процессы ным процессом психотравматизации студентов [1 - 4]. модернизации и оптимизации образовательного процес- Особенно остро данная проблема стоит в сфере ме-са, которые имеют место в современной России и мире, дицинского образования. Специфика, объемы и форма АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19) 207

Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович и другие РОЛЬ ПСИХОГЕННЫХ КОННОТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ..

учебной нагрузки, а также повышенные требования, налагаемые будущей профессией на уровень адаптационных возможностей организма, играют ключевую роль в формировании психоэмоционального статуса студентов медицинских вузов во время обучения [5, 6].

Несмотря на влияние психоэмоциональных нарушений на общесоматическое состояние студентов медицинских вузов, на уровень успеваемости в учебе и отношение к будущей профессии, их структура, а также факторы, выступающие в роли психогений, по мнению ученых, остаются недостаточно исследованными [7].

Отмечается, что состояние тревоги, ассоциированной с учебным процессом, способно препятствовать процессу обучения, приобретению необходимых будущему врачу знаний и навыков, приводить к снижению личной ответственности, а также деструктивному переформированию личности обучающегося в сторону приобретения качеств, не удовлетворяющих требованиям к врачу [8 - 10].

Еще одним не мало важным следствием ассоциированной с учебным процессом тревоги выступает многообразие соматической симптоматики, для которой тревога выступает в качестве индуцирующего фактора, а также продолжительный латентный период субъективно осознаваемой тревоги, имеющий место в отдельных случаях, когда объективно присутствующая тревога остается клинически нераспознанной, маскируясь соматической, а де факто,- соматоформной симптоматикой [11].

Данный факт предопределяет необходимость проведения скринингового обследования студентов с целью выявления лиц, входящих в группу риска - с повышенным уровнем ситуативной тревожности, и их лечения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых ссылактся автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большинством исследователей отмечается более высокий уровень эмоционального дистресса и сопутствующих ему состояний у студентов по сравнению с общепопуляционным. В этом контексте обращает на себя внимание факт, что студенты высших медицинских учреждений выступают наиболее уязвимой группой по развитию психоэмоциональной декомпенсации. Такие психопатологические состояния как тревога, депрессия, астения выявляются у большинства студентов медицинских вузов и поэтому рассматриваются в качестве патологии-риска для данной категории лиц. При этом наиболее распространенными среди студентов-медиков называются тревожные состояния, которые по данным отдельных исследований диагностируются в 66,9% случаях [12 - 14]

Отмечается, что количество студентов медицинских вузов в развитых странах, обратившихся за специализированной психотерапевтической помощью в 2014 году, увеличилось на 15% по сравнению с 2006 годом; среди них количество лиц, выраженность симптоматики которых потребовала назначение фармакотерапевтических препаратов, возросло на 43% за рассматриваемый период [15].

Отдельно подчеркивается, что патологическое психоэмоциональное состояние студентов способно негативно сказываться на учебном процессе и последующей профессиональной деятельности [16].

Вышеизложенное обуславливает проведение работы по выявлению факторов, выступающих в качестве психотравматических в рамках учебного процесса, особенностей эмоционального статуса и структуры психоэмоциональных нарушений у студентов медицинских вузов, в также заставляет искать пути своевременного выявления данной патологии и оптимальных способов коррекции [17, 18].

Одним из передовых методов стабилизации психоэмоционального состояния человека называется метод мезодиэнцефальной модуляции (МДМ), который относится к физиотерапевтическим методам. Суть МДМ-

терапии заключается в модулированном воздействии малыми токами на подкорковые структуры головного мозга и лимбическую систему, активация которых позволяет нормализовать работу нейрогуморальных систем, истощенных эмоциональным дистрессом.

В связи с вышеуказанным, МДМ-терапия представляется неинвазивным, малозатратным и доступным методом коррекции психоэмоционального состояния у студентов [19].

Формирование целей статьи. Установить роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и разработать пути его коррекции.

Исследование состояло из двух этапов. Для реализации цели работы на первом этапе исследования посредством применения Методики диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI, Ch. Spielberger et al., 1970, адаптирована Ю. Л. Ханиным, 1976) были обследованы две группы студентов первого курса Первого Московского Государственного Медицинского Университета на предмет выраженности ситуативной тревожности. Основную группу (ОС) составили 15 студентов стоматологического факультета. Общий возраст в группе составлял 16,9±0,24 лет. Группу сравнения (ГС) составили 15 студентов лечебного факультета. Общий возраст в группе - 17,8±0,52 лет.

На втором этапе обследования из студентов обеих групп, уровень ситуативной тревожности которых превышал нормативные значения, были сформированы две группы исследования. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 11 студентов лечебного и стоматологического факультетов, которым проводились сеансы МДМ-терапии с целью коррекции психоэмоционального состояния. Всего было проведено 5 сеансов МДМ в течении пяти дней - по одному сеансу в день после занятий, начиная с понедельника. Группу контроля (ГК) составили 12 студентов лечебного и стоматологического факультета, по отношению к которым не проводились коррекционные вмешательства с целью нормализации их психоэмоционального состояния. На момент распределения достоверные различия по возрасту и уровню ситуативной тревожности между ЭГ и ГК отсутствовали.

Всего было проведено трехкратное измерение уровня ситуативной тревожности. Первое измерение - в начале учебной недели, второе измерение - в конце учебной недели, третье измерение - по завершении сеансов МДМ-терапии (в начале третьей недели после первого измерения).

Методы исследования: общеклинический, клинико-психопатологический, психодиагностический, статистический.

В рамках статистического метода рассчитывались ошибка репрезентативности - M±m, критерий Стьюдента - t, критерий Фишера - ф, универсальное значение статистической вероятности - p.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Результаты первого измерения уровня ситуативной тревожности не имели достоверных отличий между группами исследования и находились в пределах 26,1±1,0 баллов для ОГ и 26,6±0,8 баллов для ГС, что не превышало нормативных значений.

Результаты второго измерения продемонстрировали значительное повышение уровня ситуативной тревожности к концу учебной недели в обеих группах. При этом среднегрупповые показатели ОГ (33,9±1,7 баллов) были достоверно меньше ГС (40,6±3,0 баллов) (t3 = 2.1, p<0,05).

Это может свидетельствовать как о получении достоверно меньшего психотравматического опыта студентами во время обучения на первом курсе стоматологического факультета по сравнению с обучением на первом курсе лечебного факультете, так и о большей стрессо-

Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович и другие РОЛЬ ПСИХОГЕННЫХ КОННОТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...

устойчивости студентов первого курса стоматологического факультета по сравнению с лечебным.

В то же время преодоление нормативных показателей ситуативной тревожности во втором измерении отмечалось у 10 студентов ОГ и у 14 студентов ГС, что также демонстрировало достоверные отличия между группами (ф*эмп = 1.9, р<0,05). Среди них умеренный уровень ситуативной тревожности отмечался в 53,3% в ОГ и в 60% в ГС, процент студентов с высокой тревожностью превалировал в ГС - 33,3%, по сравнению с 13,33% в ОГ.

Распределение студентов в зависимости от выраженности ситуативной тревожности при втором измерении приведено в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели выраженности ситуативной тревожности по группам.

Таблица 2 - Показатели выраженности ситуативной тревожности в ЭГ и ГК.

Группа Вырэ женность ситуативнон тревожн

Низкая тревожность Умеренная тревожность Высокая тревожность

чел. М=т чел. Minn чел. М±ш

ОГ (п=15) 5 27,4*0,5 S 34,9*1,0 2 46,0=0,0

ГС (п=15) 1 28,0*0,0 9 35,0*2,3 5 53,2*3,7

Группа Номер измерения

Второе измерение Третье измерение

М±т М±т

ЭГ (п=11) 40,б±0.9 21f3±0fS

ГК(п=12) 40^±0}7 33t9±l,l

Среди основных компонентов, выступивших в качестве психогенных триггер-ситуаций, все студенты назвали факторы, связанные с учебным процессом: опасения продемонстрировать низкую успеваемость в обучении, тревожное ожидание контакта с пациентами, опасения нарушить дисциплинарные требования, необходимость поддержки гармоничных межличностных отношений среди сокурсников и преподавателей.

У всех студентов с повышенными значениями ситуативной тревожности нами была отмечена коморбидная симптоматика, которая имела прямую положительную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности.

В связи с вышеизложенным, ассоциированная с ситуативной тревожностью симптоматика в патогенетическом ключе рассматривалась нами как проявления пси-хогенно обусловленной тревоги.

Вариативность проявлений тревоги у студентов стоматологического факультета не исчерпывалась кругом патоэмоциональных феноменов, а имела ряд психосоматических и соматоформных коррелятов, а также симптомов, относящихся к другим психическим сферам.

В связи с этим, психопатологические и смежные проявления, базисом которых выступала психогенно обусловленная тревога, нами были разделены на следующие группы:

I. Психический пласт. Данная группа проявлений относилась сугубо к феноменам, отражающим поражения психических сфер. Их стало возможно разделить на следующие:

1. Сфера эмоций: объектная тревога, безобъектная тревога, гипотимия, субдисфория, гипертимия.

2. Когнитивная сфера: сокращение объема внимания, повышенная истощаемость внимания; снижение кратковременной памяти.

3. Сфера восприятия: гипестезия, сенестопатии.

4. Диссоциативные феномены: тремор верхних конечностей, онемение и покалывание кистей рук, лого-клония, globus hystericus.

II. Психосоматический пласт: рецидив язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, рецидив, стойкое повышение артериального давления, нейродермит.

III. Соматоформный пласт: ощущение покалывания в области верхушки сердца, колебания артериального давления, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, преимущественно в сторону запоров, повышенная потливость, головные боли, быстрая утомляемость, общая слабость.

В рамках второго этапа исследования студентам ЭГ один раз в день после занятий проводился получасовой сеанс МДМ-терапии; всего было проведено пять сеансов в течение учебной недели. Результаты сравнительного психодиагностического исследования уровня ситуативной тревожности на втором и третьем измерениях представлены в табл. 2.

Сравнение показателей третьего измерения уровня ситуативной тревожности продемонстрировало незначительное ее снижение у студентов КГ к началу третьей недели (после выходных дней) (на 6,3 балла от второго измерения), что может быть объяснено положительным терапевтическим эффектом отдыха, во время свободных от учебного процесса дней. Тем не менее, данные показатели не достигали исходных - при первом измерении, что свидетельствует в пользу прогредиентного нарастания уровня ситуативной тревоги у студентов первого курса по мере обучения на фоне недостаточного саногенного эффекта изолированного отдыха. Тогда как показатели ЭГ продемонстрировали выраженное снижение уровня ситуативной тревожности, превосходящее данные второго измерения на 19,3 балла и первого измерения на 5,1 балл.

Таким образом, динамика уровня ситуативной тревожности у студентов первого курса стоматологического и лечебного факультетов демонстрирует повышение ситуативной тревожности вследствие учебного процесса, а также ее нивелирование в ЭГ под действием МДМ-терапии с достижением показателей, достоверно более низких, чем изначальные.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате исследования установлены особенности эмоционального статуса студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов. Выявлен и квантифицирован уровень ситуативной тревожности в начале и в конце учебной недели, а также прослежены отличия эмоционального состояния студентов первого курса различных факультетов - лечебного и стоматологического.

Выявлено, что уровень ситуативной тревожности у студентов стоматологического факультета достоверно ниже, чем у студентов лечебного факультета, что требует дальнейших исследований с целью установления причин данного феномена.

Расширены представления о патоэмоциональных, психосоматических и соматоформных коррелятах тревоги у студентов медицинских вузов. Доказана их патогенетическая общность с феноменом тревоги, ассоциированной с учебным процессом у студентов. Разработана и представлена классификация психопатологических и смежных проявлений психогенно обусловленной тревоги, которая состоит их трех основных пластов.

Проведена работа по адаптации МДМ для применения к студентам медицинских вузов с целью коррекции их психоэмоционального состояния. Доказана ее высокая клиническая эффективность, подтвержденная психодиагностическим обследованием. Так, доказано достоверное понижение уровня ситуативной тревожности у студентов, проходивших курс терапии с применением МДМ, ниже первичных показателей, по сравнению с группой контроля, что доказывает целесообразность использования МДМ для нормализации патологического психоэмоционального состояния студентов. В этом контексте дальнейшего изучения требует вопрос возможности применения МДМ не только в качестве терапии уже возникших нарушений, но и в качестве метода психопрофилактики эмоциональных нарушений, ассоциированных с учебным процессом, у студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павлова Я.В., Сакович С.И. Плюсы и минусы информатизации образования. Педагогический профессионализм в образовании // Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конфе-

Юмашев Алексей Валерьевич, Утюж Анатолий Сергеевич, Адмакин Олег Иванович и другие РОЛЬ ПСИХОГЕННЫХ КОННОТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ..

ренции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО and Technology. 2016. Vol. 9. № 19. С. 93911. «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С.142-147. Статья поступила в редакцию 03.05.2017.

2. Torres C., Otero P., Bustamante B., Blanco V., Díaz Статья принята к публикации 23.06.2017. O., Vázquez F.L. Mental Health Problems and Related

Factors in Ecuadorian College Students. // Int. J. Environ Res. Public Health. 2017. №4(5). pii: E530.

3. Bravo A.J., Pearson M.R. In the process of drinking to cope among college students: An examination of specific vs. global coping motives for depression and anxiety symptoms // Addict Behav. 2017. №73. Р.94-98.

4. Fortney J.C., Curran G.M., Hunt J.B., Lu L., Eisenberg D., Valenstein M. Mental Health Treatment Seeking Among Veteran and Civilian Community College Students // Psychiatr Serv. 2017. doi: 10.1176/appi.ps.201600240.

5. Ignacio J., Dolmans D., Scherpbier A., Rethans J.J., Lopez V., Liaw S.Y. Development, implementation, and evaluation of a mental rehearsal strategy to improve clinical performance and reduce stress: A mixed methods study // Nurse Educ. Today. 2016. №37. Р.27-32.

6. Khan A.N., Rasool S.A., Sultan A., Tahira I. Prevalence of examination related anxiety in a private medical college // J. Ayub. Med. Coll. Abbottabad. 2013. №25(1-2). Р.113-115.

7. Seun-Fadipe C.T., Mosaku K.S. Sleep quality and psychological distress among undergraduate students of a Nigerian university // Sleep Health. 2017 №3(3). Р.90-194.

8. Utyuzh A.S., Admakin O.I., Nefedova I.V., Zaharov A.N., Yumashev A.V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. - 2016. -С. 45-49.

9. Spielberger Ch. Anxiety, current trends in theory and research. New York, 1972. Vol. 2. P. 482.

10. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: монография. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 268 с.

11. Evren C., Dalbudak E., Ozen S., Evren B. The relationship of social anxiety disorder symptoms with probable attention deficit hyperactivity disorder in Turkish university students; impact of negative affect and personality traits of neuroticism and extraversion // Psychiatry Res. №254. Р.158-163.

12. Iqbal S., Gupta S., Venkatarao E. Stress, anxiety & depression among medical undergraduate students & their socio-demographic correlates // Student IJMR. 2015. Р.354-357.

13. Hashmat S., Hashmat M., Amanullah F., Aziz S. Factors causing exam anxiety in medical students // J. Pak. Med. Assoc. 2008. №58(4). Р.167-70.

14. Sansgiry S.S., Sail K. Effect of students' perceptions of course load on test anxiety // Am J. Pharm. Educ. №70(2). Р. 26.

15. Baas J. Studie: Jeder fünfte Student psychisch krank // Gesundheits-news № 1, 2015, Р.6-7.

16. Stewart S.M., Betson C., Lam T.H., Marshall I.B., Lee P.W., Wong C.M. Predicting stress in first year medical students: a longitudinal study // Med. Educ. 1997. №31(3). Р.163-168.

17. Maharajan M.K., Rajiah K., Tam A.M., Chaw S.L., Ang M.J., Yong M.W. Pharmacy students' anxiety towards research during their undergraduate degree; How to reduce it? // PLoS One. 2017. 12(4). E0176095.

18. Jun W.H., Lee G. Corrigendum to «The role of ego-resiliency in the relationship between social anxiety and problem solving ability among South Korean nursing students // Nurse Educ. Today. 2017. №49. Р.17-21

19. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key Aspects of Adaptation Syndrome Development and Anti-Stress Effect of

Mesodiencephalic Modulation // Indian Journal of Science_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.