УДК 378.17:616.891
ОПОСРЕДОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЗОДИЭНЦЕФАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
© 2017
Юмашев Алексей Валерьевич, кандидат медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии Утюж Анатолий Сергеевич, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой
ортопедической стоматологии Адмакин Олег Иванович, доктор медицинских наук, профессор, декан стоматологического факультета, заведующий кафедрой профилактики и коммунальной стоматологии Севбитов Андрей Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
пропедевтики стоматологических заболеваний Нефедова Ирина Валерьевна, врач—ординатор кафедры ортопедической стоматологии Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д.8, стр. 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Повышение успеваемости студентов медицинских вузов выступает одной из весомых задач современных систем образования и здравоохранения как обуславливающий фактор высокого уровня квалификации будущих врачей. Эмоциональное состояние студентов способно сказываться на уровне усвоения учебного материала. Повышенные уровни тревоги и депрессии носят характер отрицательной корреляции с уровнем успеваемости студентов. Реактуализация болезненных переживаний в процессе обучения у студентов, обучающихся на стоматологическом факультете, способна привести к дестабилизация эмоционального состояния студентов и, как следствие, к снижению успеваемости студентов. Такой метод физиотерапии как мезодиэнцефальная модуляция оказывает стабилизирующее влияние на психоэмоциональное состояние человека. Проведение курсов мезодиэнцефальной модуляции у студентов стоматологического факультета способно привести к снижению уровней тревоги и депрессии и, опосредованно, к повышению уровня успеваемости студентов. В статье проведен анализ эмоционального состояния студентов, обучающихся на стоматологическом факультете, определены уровни тревоги и депрессии, отмечена их корреляционная взаимосвязь с уровнем успеваемости в обучении. Практическим путем доказано позитивное влияние сеансов мезодиэнцефальной модуляции на психоэмоциональное состояние студентов и опосредованно, на уровень их успеваемости.
Ключевые слова: студенты, стоматологический факультет, эмоциональное состояние, тревога, депрессия, успеваемость, обучаемость, мезодиэнцефальная модуляция, стоматофобия, физиотерапия, триггер-ситуации, психотравма.
CONDITIONAL INFLUENCE OF MEASODIENCEPHAL STIMULATION ON THE ACCESSIBILITY
OF STUDENTS AT DENTAL FACULTY
© 2017
Yumashev Alexey Valerievich, candidate of medical Sciences, Professor, Department of prosthetic dentistry Utyuzh Anatoly Sergeyevich, candidate of medical Sciences, head of Department of prosthetic dentistry Admakin Oleg Ivanovich, doctor of medical Sciences, Professor, Dean of the faculty of dentistry, head of Department of preventive and public dentistry Sevbitov Andrey Vladimirovich, doctor of medical Sciences, Professor, head of Department of propaedeutics of dental diseases Nefedova Irina Valer'evna, a resident of the Department of prosthodontics First Moscow State Medical University. I. M. Sechenov (119991, Russia, Moscow, St. Trubetskaya, 8, building 2, e-mail: [email protected])
Abstract. Improving the performance of students of medical schools in the field of education and health, as a conditioning factor for the high level of qualification of future doctors. The emotional state of students can affect the level of mastering the teaching material. Elevated levels of anxiety and depression are of a negative correlation with student achievement. Reactualization of painful experiences in the process of education for students suffering from dental phobia and studying at the Department of Dentistry can lead to destabilization of students' emotional state, and, as a result, to a decrease in student performance. A method of physiotherapy, as mesodiencephalic modulation has a stabilizing effect on the psychoemotional state of a person. Conducting courses of mesodiencephalic modulation among students of the Department of Dentistry, suffering from dental phobia, can lead to a decrease in anxiety and depression levels, and, indirectly, to improving the student's performance. The article analyzes the emotional state of students with dental phobia, trained at the Department of Dentistry, the levels of anxiety and depression have been determined, and their correlation relationship with the level of academic performance has been noted. In practice, the positive effect of the sessions of mesodiencephalic modulation on the psychoemotional state of students and indirectly on the level of their academic performance has been proved.
Keywords: students, dental faculty, dental phobia, emotional state, anxiety, depression, academic performance, learner, mesodiencephalic modulation, physiotherapy, trigger situations, psychotrauma.
Актуальность исследования. Высокий уровень успеваемости студентов медицинских вузов является залогом высокого уровня квалификации будущих врачей [1, 2, 3, 4]. Отмечается, что успеваемость студентов может быть связана с их психоэмоциональным состоянием. Так, повышенный уровень тревоги и депрессии могут негативно сказываться на мотивации студентов к обучению, усвоении материала, уверенности в себе и своих способностях, что неизменно приводит к более низкому приобретению знаний и навыков либо их воспроизведению по сравнению с условно здоровыми студентами [5, 8, 9].
Фобические явления в структуре эмоциональных
расстройств не редки среди студентов [10, 11, 12]. Одним из факторов, приводящим к дестабилизации эмоционального состояния студентов-стоматологов выступает стоматофобия. Актуальность данного феномена в условиях означенной специальности обуславливается постоянным пребыванием студента во время обучения в ситуациях, выступающих треггерами реактуализации болезненных переживаний, и, как следствие, постоянному эмоциональному перенапряжению.
Гипотеза исследования заключается в предположении возможности опосредованного позитивно влияния мезодиэнцефальной модуляции (МДМ-терапии) на успеваемость студентов посредством воздействия на
322
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
эмоциональную сферу: путем купирования депрессивных и тревожных проявлений.
МДМ представляет из себя метод физиотерапии, одним из позитивных эффектов которого является стабилизация психоэмоционального состояния человека за счет воздействия низкочастотных электрических токов на подкорково-стволовые структуры головного мозга. МДМ-терапия впервые разработана в НИИ скорой помощи им. Склифосовского (г. Москва) и продемонстрировала устойчивые позитивные результаты лечения, социально-трудовой реабилитации и повышения качества жизни [13, 14, 15]. Являясь неинвазивным безопасным терапевтическим методом, МДМ-терапия сегодня применяется при различных медицинских патологиях и неизменной составляющей ее эффекта выступает повышение настроения и нивелирование тревоги [16, 17, 18, 19, 20, 21].
Цель исследования - изучить опосредованное влияние МДМ-терапии на успеваемость студентов с элементами стоматофобии, обучающихся на стоматологическом факультете.
Материалы исследования. При условии осознанного информированного согласия обследуемых, с соблюдением принципов этики и деонтологии проведено клиническое проспективное рандомизированное контролированное исследование в рамках которого на базе кафедры ортопедической стоматологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Москва, Россия) были обследованы 32 студента с элементами стоматофобии, обучающиеся на стоматологическом факультете.
Обследуемые были разделены на две группы, статистические различия между которыми отсутствовали. Основную группу (ОГ) составили 15 студентов с элементами стоматофобии, к которым применялась МДМ-терапия.
Средний возраст в группе составлял 18,53±0,35. В группу контроля (ГК) вошли 17 студентов, к которым МДМ-терапия не применялась. Средний возраст в группе составлял 18,41±0,32.
Анамнестически все обследуемые имели негативный опыт стоматологических вмешательств в прошлом и отмечали реактуализацию болезненных переживаний во время обучения в ответ на триггер-ситуации.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап включал в себя первичное психодиагностическое обследование студентов с элементами стоматофобии, а также выявление среднего уровня их успеваемости. Во время второго этапа студентам ОГ проводилась МДМ-терапия, 10 сеансов по 30 минут ежедневно по одному сеансу в день.
Третий этап исследования проводился спустя две недели по завершении МДМ-терапии и включал повторное психодиагностическое обследование студентов, а также выявление среднего уровня их успеваемости за последние две недели.
Методы исследования: анамнестический, психодиагностический, анализ успеваемости, катамнестический, статистический.
В рамках психодиагностического исследования применялись следующие методики. Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI, А. Т. Бек, 1961) - с целью выявления депрессивных явлений в структуре эмоциональных нарушений у студентов. Шкала тревоги Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI, А. Т. Бек, 1961) - с целью выявления наличия и степени выраженности тревоги у студентов.
В рамках статистического исследования использовались методы описательной и математической статистики (вычисление середнеарифметических значений и отклонений, стандартной ошибки среднего, критерия Стьюдента - t, рангового коэффициента корреляции Спирмента - r, критерия статистической вероятности -Р)_!_
Результаты исследования. Анализ состояния эмоциональной сферы студентов с элементами стоматофобии, обучающихся на стоматологическом факультете продемонстрировал следующие результаты. При первом обследовании средний уровень депрессивных явлений по тесту BDI в ОГ составлял 12,67±0,50 балла, что соответствовало наличию субдепрессивного состояния и достоверно не отличалось от показателей ГК, где средняя выраженность депрессивных симптомов достигала 12,47±0,43 балла, что также соответствовало субдепрессии (p>0,05). При этом у 2 человек ОГ (13,33%) и у 2 студентов из ГК (5,88%) выраженность депрессии составляла 16 баллов, что соответствовало умеренной депрессии, у остальных: 13 человек (86,87%) из ОГ и 18 человек (94,12%) из ГК отмечалась субдепрессия.
Исследование наличия тревожных явлений в структуре эмоционального состояния студентов с помощью теста BAI при первичном обследовании ОГ и ГК также не продемонстрировало достоверных различий между собой (p>0,05), однако, обращало на себя внимание наличие тревоги различной степени выраженности у всех обследуемых студентов. В ОГ средний уровень тревоги достигал 28,73±1,76 балла, что соответствовало средней выраженности тревоги. В ГК средний уровень тревоги составлял 28,18±1,56 балла, что также отвечало тревоге средней выраженности.
При этом в ОГ и ГК доминировали студенты со средней выраженностью тревоги (8 чел. - 53,33% и 9 чел.
- 52,94% соответственно); у 4 человек (26,67%) из ОГ и 5 человек (29,41%) из ГК выраженность симптомов тревоги отвечала 21 баллу, что соответствовало незначительному уровню тревоги; высокий уровень тревоги выявлялся у 3 студентов (20,00%) как в ОГ, так и в ГК.
Анализ успеваемости студентов продемонстрировал следующие результаты.
Средний балл студентов в группах исследования достоверно не отличался, в ОГ он составлял 3,31±0,12 баллов, в ГК - 3,36±0,10 баллов (p>0,05). Студентов с высоким уровнем успеваемости, соответствующим 5,0
- 4,5 баллов, среди обследуемых с элементами стомато-фобии не было; средний уровень успеваемости (4,4 - 3,5 баллов) отмечался среди 4 студентов ОГ (26,67%) и 4 студентов ГК (23,53%); низкий уровень успеваемости (3,4 - 2,0 баллов) доминировал и имел место среди 11 студентов (73,33%) ОГ и 13 студентов 76,47%) в ГК.
Отмечена достоверная отрицательная корреляция между успеваемостью и уровнями депрессии (r =-0.858, p<0,01) и тревоги (rs=-0.859, p<0,01) студентов. Чем более пораженной оказывалась эмоциональная сфера студентов, тем более низкая успеваемость была для них характерна.
Полученные результаты свидетельствуют в пользу опосредованного негативного влияния стоматофобии на успеваемость студентов стоматологического факультета, генез, который можно отобразить в виде схемы: сто-матофобия ^ повышение уровней тревоги и депрессии = снижение успеваемости.
Повторное обследование студентов через две недели по завершении курса МДМ-терпии в ОГ, продемонстрировало достоверное значительное нивелирование выраженности тревоги (t3Mn=12.6, p<0,01) и депрессивных проявлений (t3M =22.9, p<0,01), а также повышение успеваемости (t3Mn=4.3, p<0,01) в ОГ по завершению курса МДМ-терапии по сравнению с первым исследованием; тогда как в ГК депрессивные проявления оставались на прежнем уровне (табл. 1, табл. 2).
Во время повторного обследования в ОГ средний уровень депрессивных проявлений составлял 0,33±0,21, что соответствовало отсутствию депрессии у всех студентов ОГ.
Полученные при втором обследовании данные демонстрировали достоверное снижение степени тревоги до 3,93±0,90 балла, что соответствовало отсутствию тревоги у всех студентов ОГ._
Таблица 1 - Сравнительный анализ уровня депрессии по тесту BDI при первом и втором обследованиях
Уровень депресснн Группа исследования
ОГ ГК
I обследование II обследование
(11-15) (п=15)
чел. % чел. %
Отсутствие депресснн - - 15 100.00
Субдепрессня 13 86,87 - -
Умеренная депрессия 2 13.33 - -
Депрессия средней тяжести - - - -
Тяжелая депрессия - - - -
Таблица 2 - Сравнительный анализ степени выраженности тревоги по тесту BAI при первом и втором обследованиях
Степень выраженности тревогн Группа исследования
ОГ ОГ
I обследование II обследование
{п=15} {п=15}
чел. % чел. %
Отсутствие тревоги - - 15 100.00
Незначительный уровень тревогн 4 26,67 - -
Средняя выраженность тревоги 8 53.33 - -
Высокая тревога 3 20,00 - -
Исследование успеваемости студентов за две недели после завершения курса МДМ-терапии в ОГ продемонстрировало повышение среднего балла до 4,04±0,13 балла. Среди них высокая успеваемость (5,0 - 4,5 баллов) выявлялась у 4 студентов (26,67%), средний уровень успеваемости (4,4 - 3,5 балла) отмечался у 9 студентов (60,00%), низкий уровень успеваемости (3,4 - 2,0 баллов) сохранялся у 2 человек (13,33).
Результаты исследования позволяют сделать заключение о повышении общей успеваемости студентов ОГ на 0,73 балла благодаря опосредованному влиянию МДМ-терапии (за счет снижения депрессивных симптомов на 12,34 балла и тревоги на 24,80 балла) (рис. 1).
обучающихся на стоматологическом факультете, за счет нивелирования тревожных и депрессивных явлений в структуре эмоционального состояния студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Magalhaes-Alves C. Graduate Students in Medicine Course: Motivation, Socialization and Academic Recognition / Magalhaes-Alves C., Barbosa J., Ribeiro L., Ferreira M.A. // Acta Med Port. - 2017. - #30(4). - P. 285292. Doi: 10.20344/amp.8400.
2. Stegers-Jager K. M. The Four-Tier Continuum of Academic and Behavioral Support (4T-CABS) Model: An Integrated Model for Medical Student Success / Stegers-Jager K. M., Cohen-Schotanus J., Themmen A. P. N. // Acad Med. - 2017. doi: 10.1097 / ACM.0000000000001685.
3. Moslehi M. A study of the academic performance of medical students in the comprehensive examination of the basic sciences according to the indices of emotional intelligence and educational status / Moslehi M., Samouei R., Tayebani T., Kolahduz S. // J. Educ. Health Promot. - 2015. - №4. - Р. 66. Doi: 10.4103 / 2277-9531.162387.
4. Block L. We could have done a better job: a qualitative study of medical student reflections on safe hospital discharge / Block L., Morgan-Gouveia M., Levine R. B., Cayea D. // J. Am. Geriatr. Soc. - 2014. - №62 (6). - Р. 1147-1154. Doi: 10.1111/jgs.12783.
5. Fawzy M. Prevalence of psychological stress, depression and anxiety among medical students in Egypt / Fawzy M., Hamed S. A. // Psychiatry Res. - 2017. - №255. - Р. 186-194. Doi: 10.1016 / j.psychres.2017.05.027
6. Mirghni H. O. The perceived stress and approach to learning effects on academic performance among Sudanese medical students / Mirghni H. O., Elnour M. A. A. // Electron Physician. - 2017. - №9 (4). - Р. 4072-4076. Doi: 10.19082 / 4072.
7. Alemu S. M. Mental and Reproductive Health Correlates of Academic Performance among Debre Berhan
35 n
30
25
среднии балл
20 15 10 5 0
I измерение
II измерение
□ депрессия □ тревога □ успеваемость
Рисунок 1 - Соотношение показателей тревоги, депрессии и успеваемости студентов до и после МДМ-терапии.
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить повышенные уровни депрессивных и тревожных проявлений у студентов, обучающихся на стоматологическом факультете.
Доказано опосредованное влияние стоматофобии на снижение успеваемости у студентов за счет повышения уровня тревоги и депрессии, вследствие триггер-ситуаций, ассоциированных с обучением на стоматологическом факультете.
Отмечено опосредованное положительное влияние МДМ-терапии на повышение успеваемости студентов 324
University Female Students, Ethiopia: The Case of Premenstrual Dysphoric Disorder / Alemu S. M., Habtewold T. D., Haile Y. G. // Biomed. Res. Int. - 2017: 9348159. Doi: 10.1155 / 2017/9348159.
8. Kim K. J. Changes in medical students' motivation and self-regulated learning: a preliminary study / Kim K. J., Jang H. W. // Int. J. Med. Educ. - 2015. - №6. - P.213-215. Doi: 10.5116/ijme.565e.0f87.
9. The relationships between the use of self-regulated learning strategies and depression among medical students: an accelerated prospective cohort study / Van Nguyen H., Laohasiriwong W., Saengsuwan J., Thinkhamrop B., Wright P. // Psychol. Health. Med. - 2015. - №20(1). - P. 59-70. Doi: 10.1080/13548506.2014.894640.
10. Honnekeri B. S. Social anxiety and Internet socializa-
Baltic Humanitarian Journal. 2017. X 6. № 3(20)
педагогические науки
tion in Indian undergraduate students: An exploratory study / Honnekeri B. S., Goel A., Umate M., Shah N., De Sousa A. // Asian. J. Psychiatr. - 2017. - №27:115-120. doi: 10.1016/j. ajp.2017.02.021.
11. Schlarb A. A. Sleep disturbances and mental strain in university students: results from an online survey in Luxembourg and Germany / Schlarb A. A., Claßen M., Grünwald J., Vögele C. // Int. J. Ment. Health Syst. - 2017. Mar 29;11:24. doi: 10.1186/s13033-017-0131-9.
12. Iqbal S. Stress, anxiety & depression among medical undergraduate students & their socio-demographic correlates / Iqbal S., Gupta S., Venkatarao E. // Student IJMR. - 2015. - Р.354-357.
13. Karev V.A. Mesodiencephalic modulation (transcranial electrostimulation of the brain) in neurology and psychiatry / Karev V. A., Dotsenko V. I., Voloshin V. M., Tavtin Iu. K. // Med. Tekh. - 2002. - №6. - Р. 16-20.
14. Rassulova M. A. Complex treatment of tobacco dependence by means of psychotherapeutic correction in combination with mesodiencephalic modulation in patients with chronic diseases of digestive organs / Rassulova M. A., Safonova O. V., Ksenofontova I. V., Firsova L. D. // Vopr. Kurortol. Fizioter. Lech. Fiz. Kult. - 2010. - №6. - Р. 18-21.
15. Базян A. C. Взаимодействие медиаторных и модуляторных систем головного мозга и их возможная роль в формировании психофизиологических и психопатологических состояний / Базян A. C. // Успехи физиологических наук. - 2001. - Т. 32. - № 3. -С. 3-22.
16. Yumashev A.V. Key Aspects of Adaptation Syndrome Development and Anti-Stress Effect of Mesodiencephalic Modulation / Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. // Indian Journal of Science and Technology - 2016, - Vol. 9. - № 19. - С. 93911.
17. Utyuzh A.S., Admakin O.I., Nefedova I.V., Zaharov A.N., Yumashev A.V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. - 2016, - С. 45-49.
18. Grishchenko A. V. Experience in treating logopedics patients by mesodiencephalic modulation / Grishchenko A. V., Berdina E. S., Tavtin Iu. K., Karev V. A. // Vopr. Kurortol. Fizioter. Lech. Fiz. Kult. - 1995. - №2. - Р. 29-31.
19. "Mesodiencephalic" modulation in the treatment of diabetic neuropathy / Lacigova S., Tomesova J., Gruberova ., Rusavy Z., Rokyta R. // Neuro. Endocrinol. Lett. - 2013. -№34 (2). - Р. 135-142.
20. The correction of the cardiovascular system changes in patients with the spastic form of infantile cerebral palsy in the chronic residual stage by means of mesodiencephalic modulation / Epifanov V. A., Korableva N. N., Zhuravleva N.V. // Vopr. Kurortol. Fizioter. Lech. Fiz. Kult. - 1999. -№1. - № 15-8.
21. Юмашев А.В., Павлов В.А., Адмакин О.И., Кузьминов Г.Г., Нефедова И.В. Анализ применения ме-зодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2016, - № 12, - С. 38-48.
22. Севбитов А.В., Макеева И.М., Брызгалов А.С. Практические аспекты коррекции стоматофобии // Проблемы стоматологии. - 2008, -Т. 1, - № 2, - С. 5-9.
Статья поступила в редакцию 10.08.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.