Barsukova Elena Vladimirovna ANALYSIS OF THE ETHIOLOGICAL ..
pedagogical sciences
УДК 378.178
АНАЛИЗ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК
И ПУТИ ИХ НИВЕЛИРОВАНИЯ
© 2017
Барсукова Елена Владимировна, аспирант кафедры педагогики
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (300026, Россия, Тула, пр. Ленина, 125, e-mail: barselena87@gmail.com)
Аннотация. В последнее время отмечается рост эмоциональной нестабильности среди лиц подросткового и молодого возраста (школьников и студентов). Данное состояние способно оказывать деструктивное влияние как на развитие молодой личности, уровень жизни и социальной адаптации, так и на успеваемость и объем усвоения учебного материала. В некоторых случаях повышенный уровень тревожности связывают с выраженностью нагрузок во время образовательного процесса, что формирует патологический замкнутый круг. Статья посвящена установлению и анализу этиологических факторов эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок, а также разработке путей их нивелирования. В статье выделены и описаны восемь ключевых факторов, способствующих развитию эмоциональной нестабильности и повышенного уровня тревожности у школьников и студентов: модус экстраполяции иллюзорного мира на реальный; модус ананкастной направленности личности; особенности личности, нервно-психических и гуморальных процессов, а также анатомо-морфологиче-ские особенности; индуцируемая тревожность; период пубертата; тенденция к обеднению межличностных связей; стрессогенные факторы непосредственно связанные и не связанные с учебным процессом. А также предложена комбинация психопрофилактических подходов к недопущению развития эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок.
Ключевые слова: эмоциональная нестабильность, тревожность, стресс, подростки, студенты, высшее образование, психопрофилактика.
ANALYSIS OF THE ETHIOLOGICAL FACTORS OF EMOTIONAL INSTABILITY IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL LOADS AND THE WAYS OF THEIR NIVELENING
© 2017
Barsukova Elena Vladimirovna, postgraduate student of the Department of pedagogy Tula State Pedagogical University (300026, Russia, Tula, Lenina Avenue 125, e-mail: barselena87@gmail.com)
Abstract. Recently, there has been an increase in emotional instability among adolescents and young adults (schoolchildren and students). This state is able to exert a destructive influence both on the development of the young person, on the level of life and social adaptation, and on the progress and volume of mastering the educational material. In some cases, an increased level of anxiety is associated with the severity of the loads during the educational process, which forms a pathological vicious circle. The article is devoted to the establishment and analysis of the etiological factors of emotional instability in schoolchildren and students in the context of educational loads, as well as the development of ways for their leveling.
The article singles out and describes eight key factors contributing to the development of emotional instability and an increased level of anxiety in schoolchildren and students: the mode of extrapolation of the illusory world to the real; modus anankastic orientation of the person; features of personality, neuropsychiatry and humoral processes, as well as anatomical and morphological features; induced anxiety; pubertal period; tendency to impoverishment of interpersonal relationships; stress factors directly related and not related to the learning process. And also a combination of psycho-preventive approaches to prevent the development of emotional instability in schoolchildren and students in the context of educational loads.
Keywords: emotional instability, anxiety, stress, adolescents, students, higher education, psycho prophylaxis was proposed.
Актуальность исследования. Потребность в выработке новых модусов поведения, обусловленная стремительной модификацией образа и качества жизни в современном мире, способна привести к нарушению толерантности к психическим и психологическим нагрузкам среди лиц подросткового и молодого возраста. Возрастание уровня психоэмоционального стресса, спровоцированного ускоренным ритмом жизни, а также завышенными требованиями в контексте образовательно-педагогического процесса, способствует повышению уровня личностной и реактивной тревожности, возникновению эмоциональной лабильности, эксплозивности и нестабильности фона настроения означенной категории лиц. Эмоциональная несдержанность, присущая лицам пубертатного возраста в силу эндокринной перестройки организма, под воздействием стрессовых факторов способна экзацербироваться до патологических форм эмоциональных и тождественных им поведенческих реакций, приводить к выражено негативистичному и импульсивному реагированию на нейтральные внешние факторы [1, 2].
Ряд исследователей отмечают повышение эмоциональной возбудимости у школьников и подростков в последние десятилетии, связь которой легко прослеживается с выраженностью нагрузок во время образовательного процесса. При этом эмоциональная нестабильность отмечается не столько во время часов обучения, сколько
вне их, и проявляется возникновением внешне неспровоцированного ощущения беспокойства и тревоги, а также резкими перепадами настроения у обучающихся: эпизоды бурного восторга и необузданной радости резко сменяются состоянием апатии и безразличия.
Страх, печаль, гнев, чувство неудовлетворенности с которыми нередко сталкиваются школьники и студенты, у лиц с интактной эмоциональной сферой, провоцируют зачастую развитие эустресса (полезной тревожности), тогда как в при повышенной эмоциональной реактивности данные чувства способны инициировать выраженный дистресс [3, 4].
Вышеописанные деструктивные эмоциональные проявления склонны патологически влиять на социальное поведение лиц подросткового и молодого возраста, их социальную адаптацию, а в отдельных случаях, приводить к делинквентному поведению, а также отражаться на успеваемости и уровне усвоения учебного материала.
Вышеуказанное позволяет заключить, что качество жизни, полноценное психическое и эмоциональное развитие молодой личности в школьной и студенческой среде напрямую зависит от состояния эмоциональной сферы обучающихся [5].
Решение проблемы эмоциональной нестабильности у лиц подросткового и молодого возраста - школьников и студентов - носит комплексный характер и во многом
254
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Барсукова Елена Владимировна АНАЛИЗ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ...
зависит от своевременного внедрения медицинских психопрофилактических мероприятий, а также гармонизации социально-общественных отношений и коррекции образовательно-воспитательных подходов [6].
Данные интервенции невозможны без четкого понимания причин эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок.
Поэтому целью исследования стало - установить и проанализировать этиологические факторы эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок для разработки путей их нивелирования.
Материалы и методы исследования: контент-анализ литературы по теме исследования.
Результаты исследования. Результаты анализа литературы позволили установить следующие этиологические факторы эмоциональной нестабильности у лиц подросткового и молодого возраста - школьников и студентов - в контексте образовательных нагрузок в условиях учебного процесса.
1. Модус экстраполяции иллюзорного мира на реальный, который влечет диссоциацию между ожидаемыми и реальными событиями. Несоответствие происходящего вокруг заранее сформированному - иллюзорному - неверному представлению зачастую вызывает ощущение внутренней дисгармонии, и, как следствие, повышение уровня тревожности. Сталкиваясь с действительностью, отличной от ожидаемой, подросток непреднамеренно углубляется в беспочвенные опасения из-за чего воспринимает объективный окружающий мир в мрачных тонах [7].
2. Модус ананкастной направленности личности. Зачастую данный феномен обусловлен снижением внутренней уверенности в своих силах, неуверенностью в себе - lack of self-confidence, которые формируются вследствие характерных для современного общества чрезмерного давления на ребенка, завышенных требований по отношению к нему на фоне подавления самостоятельности, сужения «зоны свободы», требования действий и мышления исключительно в ранее установленных узких рамках, запугивания осуждением общества, что провоцирует постоянное ожидание неодобрения со стороны окружающих. Опасение совершить ошибку обуславливает постоянное пребывание ребенка в мире собственных страхов и иллюзий осуждения, непринятия окружающими, создает некомфортную атмосферу и провоцирует повышение уровня тревожности. В свою очередь, постоянное чувство тревоги усугубляет внутренние комплексы, затрудняет межличностное общение и адаптацию в социуме [1].
3. Особенности личности, нервно-психических и гуморальных процессов, а также анатомо-морфологиче-ские особенности. Существует мнение, что тревожность выступает в качестве естественного состояния человеческой нервной системы, психической субъективной реакции человека на происходящие во внешней среде вокруг индивида процессы. С возрастом происходит стабилизация нервной системы, человеком обретается жизненный опыт и «иммунитет» на всевозможные социальные, общественные и бытовые проблемы, однако, в некоторых случаях типологические особенности нервной системы, характера и темперамента не позволяют достичь необходимой эмоциональной «адаптации».
Можно выделить следующие группы, относящиеся к данному пункту.
А) Повышенный уровень личностной тревожности, когда на широкий спектр обычно не стрессогенных бытовых и межличностных ситуаций человек склонен реагировать гиперболизировнно. В данном случае даже незначительная образовательная нагрузка будет вызывать эмоциональное напряжение, тревогу.
На формирование повышенной личностной тревожности могут оказывать влияние следующие особенно-
сти, выделенные группой ученых под руководством О. Г. Мельниченко: неуравновешенность, робость, неуверенность в собственном «я», взвинченность, напряженность и фрустрация [8].
С научной позиции, в настоящий момент следует отметить недостаточность изучения нейрофизиологических процессов возникновения тревожности. По утверждению некоторых известнейших специалистов в сфере психодинамики и психиатрии, а именно, таких как Зигмунд, Фрейд, Карл Юнг и Мелани Кляйн, в качестве причины тревожности выступает взаимодействие субъективного восприятия происходящих событий, эмоциональной зрелости и вегетативных явлений.
Как считают медики, люди с высокой тревожностью имеют высокие притязания и главным образом выступают максималистами.
Б) Слабая нервная система. Доказано, что у детей, подростков, взрослых со слабой нервной системой имеется склонность к высокой тревожности. Так, согласно тестированию, проведенному исследователями с применением психоаналитического опросника Тейлора, выяснилось, что среди детей младшего и среднего возрастов с высокой тревожностью 86% обладают слабой нервной системой[9].
В) Дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Согласно последним исследованиям, среди школьников старших классов и студентов первых курсов с высокой тревожностью отмечается нарушение соотношения процессов, которые отвечают за возбуждение и торможение.
Д) Зависимость тревожности от уровня воздействия ретикулярной формации на кору головного мозга. Так, у пациентов с высокой тревожностью отмечается большая величина кожно-гальванической реакции (выступающей в качестве индикатора реакций вегетативной нервной системы, которая связана с активностью ретикулярной формации головного мозга) в состоянии покоя по сравнению с пациентами, обладающих низким порогом тревожности [4].
Е) Повышенное содержание молочной кислоты (лак-тата). Согласно последним данным, оно наблюдается в крови людей с высокой тревожностью. Зачастую у пациентов данной группы постепенно происходит выявление проблем в работе эндокринной системы, также и обнаружение серьезных нарушений функциональности вегетативной системы организма [3].
Ж) Анатомо-морфологические особенности. Есть предположение нейрохирургов, что высокая тревожность может быть вызвана повышенной активностью лобных долей мозга человека.
4. Индуцируемая тревожность. Отмечено, что эмоциональное состояние подростка является подверженным коррекции со стороны средств подачи информации и психологическому давлению от общества и социальной группы, повышенный уровень тревожности у всей группы, учителя или преподавателя, применение повышенного тона при вербальной коммуникации и пр. В этом случае подростки перенимают общий заданный эмоциональный фон индуктора, и, в случае деструктивной индукции, уровень тревожности у индуцируемого повышается даже без наличия стрессогенных факторов [10].
5. Период пубертата, который совпадает с учебой в школе, сопровождается формированием гормонального дисбаланса в растущем организме. Меняющийся гормональный фон оказывает влияние на поведение подростка, приводит к «естественной» эмоциональной нестабильности. Закономерно, что любые стрессогенные факторы в этот период будут находить более выраженный эмоциональный отклик подростка, нежели в другие периоды жизни. Для девочек такое явление выражено в более ярких формах. Формирование тревожности происходит на фоне биологических изменений в организме, которые связаны с изменением антропометрических параметров и появлением менархе - переживания о последствиях происходящих биологических изменений,
Barsukova Elena Vladimirovna pedagogical
ANALYSIS OF THE ETHIOLOGICAL ... sciences
чрезмерная акцентуация на восприятии внешних изменений окружающими и пр. Для мальчиков такое явление тоже может иметь связь с половой конституцией, поскольку их многие психологические комплексы и необоснованные опасения имеют связь с мнимой половой несостоятельностью.
6. Тенденция к обеднению межличностных связей. Факторы, приводящие к развитию коммуникативных трудностей разнообразны. К ним можно отнести диспо-зитивные факторы, связанные с проблемами со здоровьем и замедлением психического развития; психодинамические факторы, особенности характера, а также социокультурные факторы; все они наносят отпечаток на образ жизни подростка, способствуют развитию принужденной робости и, как следствие, повышение уровня тревожности [11].
Отдельно следует выделить обеднение межличностных связей за счет превалирования онлайн общения. Возможности, предоставляемые новыми техническими средствами коммуникации привели к резкому снижению реальных физических контактов на уровне «человек - человек», «одноклассник - товарищ - друг», «сокурсники - коллеги- друзья».
Интернет, телевидение, компьютерные игры отрицательным образом влияют на формирование коммуникативных личностных качеств подростков. Под их влиянием, как и общения в социальных сетях подрастающее поколение постепенно уходит от реальности, становится заложником виртуальной реальности, наполненной мнимым благополучием. При постоянном нахождении за гранью реальности, в мире иллюзий, у молодой, растущей личности проявляется острая нехватка реальной и объективной оценки действительности. При возврате в реальную среду, данные лица невольно с опаской осуществляют оценку происходящего, оперируя стереотипами и формируя неверные выводы. Такое состояние усугубляется по причине отсутствия жизненного опыта и реальных инструментов, которые позволяют осуществлять решение возникших проблем и поставленных задач. Виртуальный мир, где часто бывают школьники, не может в таком случае продемонстрировать естественный механизм по преодолению возникших трудностей
[7].
При доминировании онлайн взаимодействия зачастую сужается круг реального общения и обмена эмоциями, что приводит к утрате способности адекватного реагирования на бытовые и межличностные ситуации вне онлайн среды в сторону либо обеднения эмоциональных реакций, либо, наоборот, их гиперболизации, эмоциональной нестабильности.
Так, многими исследователями отмечается, что на поведении молодого поколения слишком отрицательно влияет ограниченность личностных коммуникативных контактов на уровне дом, двор, улица, школа, институт. В результате отсутствия в их жизни объективной реальности с ее сложностями, проблемами и трудностями, появляется замкнутость, и развиваются внутренние комплексы. Как считают психологи, в настоящий момент школьники и студенты в основном лишены возможности получения реального жизненного опыта, совершенствования собственных навыков, качеств и привычек, что неизбежно влияет на эмоциональное состояние [12].
7. Стрессогенные факторы непосредственно связанные с учебным процессом: хронические, такие как увеличение учебных нагрузок, а также острые - период сдачи экзаменов. Так, в ходе проведенного учеными исследования с привлечением студентов первых курсов и учеников старших классов общеобразовательных школ удалось обнаружить флюктуацию адаптационных возможностей молодежи в разные периоды обучения.
В большинстве случаев среди школьников и студентов отмечался рост состояния тревожности по мере увеличения учебных нагрузок, что было связано с чувством беспокойства и страхом перед возможностью не осво-256
ить весь объем материала, истощением адаптационных возможностей организма вследствие продолжительного умственного труда. В отдельных случаях это приводило к переходу тревожности на новый уровень, страх и тревога становились постоянными ощущениями. В то же время, у молодых людей с нормальной устойчивой нервной системой происходила постепенная адаптация к возросшим учебным нагрузкам [13]. В контексте острых психотравмирующих ситуаций в рамках учебного процесса отмечалась четкая тенденция к адаптации к ним по мере обучения. Так, более 70% школьников старших классов к концу первого семестра демонстрируют низкую тревожность, тогда как для студентов этот период характеризуется максимальными показателями роста тревожности, что связано с наступлением зимней сессии, а, следовательно, с увеличением количества стрессовых ситуаций в рамках учебного процесса, в том числе, озабоченностью студентами степенью освоения учебного материала, необходимостью подготовки к экзаменам, переживанием об их результатах [14]. Для студентов же старших курсов тревожность в момент сессии также представляет собой явление естественное, тем не менее, она не обладает в этом случае таким массовым и обостренным характером. Данная ситуация происходит потому, что молодые люди уже смогли осуществить адаптацию к существующей обстановке. Возникла ломка динамических стереотипов предыдущих условий жизнедеятельности и отношения к учебе [12].
8. Стрессогенные ситуации напрямую не связанные с учебным процессом, но оказывающие на него влияние; в свою очередь повышенные образовательные нагрузки способны приводить к гиперболизированной эмоциональной реакции на не связанные с учебой стрессоген-ные ситуации. К основным из них можно отнести следующие:
А) Аффективные реакции на события, ситуации и объекты закономерно влияют на эмоциональное состояние людей всех возрастных групп, включая подростков и людей молодого возраста, которое опосредованно переносится и на учебный процесс.
Б) В значительной мере повышению степени тревожности у молодого поколения способствуют социально-общественная окружающая обстановка, микроклимат в семье и в социуме. Напрямую не фокусированные на подростке, дисгармоничные внутрисоциальные и внутрисемейные взаимоотношения способны привести к повышению уровня тревожности и эмоциональной нестабильности подростка.
Невзирая на то, что состояние тревожности главным образом является нормальной реакцией нервной системы человека на окружающую среду, в настоящий момент отмечается тенденция к увеличению числа школьников и студентов с психическими отклонениями и социальной дезадаптацией по причине эмоциональной нестабильности. Благодаря существующей обстановке происходит возникновение опасений, поскольку главным образом в качестве причины развития неврозов и психиатрических заболеваний среди подрастающего поколения выступает слишком повышенная тревожность. Оценка текущей ситуации с состоянием здоровья подростков заставляет говорить педагогов и медиков о необходимости четкого планирования адаптации молодого поколения к умственным нагрузкам во время учебы и необходимости проведения психопрофилактических мероприятий.
Нами предлагается следующая комбинация психопрофилактических подходов к недопущению развития эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок.
Первым психопрофилактическим шагом должно является выявление школьников и студентов, входящих в группу риска возникновения эмоциональной нестабильности в контексте образовательных нагрузок. Выявленные нами этиологические факторы эмоцио-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Барсукова Елена Владимировна АНАЛИЗ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ...
нальной нестабильности у лиц подросткового и молодого возраста в контексте образовательных нагрузок в условиях учебного процесса призваны помочь в выявлении лиц, входящих в группу риска с последующей прицельной коррекцией доминирующего фактора риска.
Ранее полученная информация в процессе изучения проблемы, может в настоящий момент выступать в качестве базовой модели для оценки психологического состояния школьников и студентов, анализа влияния социально-бытовых аспектов взросления и формирования личности на уровень тревожности. С помощью использования классических и традиционных методов исследований психического состояния подростков в современных условиях, необходимо делать поправку на существование новейших внешних раздражителей, на меняющуюся среду обитания молодых людей.
Второй психопрофилактический шаг направлен на проведение разъяснительной работы среди школьников и студентов, в том числе не входящих в группу риска, об этиологических факторах, способных вызывать эмоциональную нестабильность в контексте образовательных нагрузок и пути их нивелирования. Особое внимание предлагается уделять работе по формированию реального отношения к происходящим событиям и реальным фактам. Молодые люди нуждаются в оптимизации своего личного времени и повышения продуктивности саморазвития [15].
Третий психопрофилактический шаг направлен на взрослых, непосредственно взаимодействующих со школьниками и студентами. Родители и педагоги имеют возможность осуществить существенное снижение общественного давления, оказываемого на подрастающее поколение в ходе ежедневного общения. В результате грамотной подачи постановки решения проблемы, спокойного общения и отсутствия бытовых конфликтов происходит снятие возникшего напряжения у школьников и студентов. Молодые люди должны осуществлять получение от взрослых подсказки реального метода решения вопросов, психологической поддержки и физической помощи в преодолении трудностей [16].
В рамках профилактики возникновения повышенной тревожности в группе риска, а также у лиц с уже высоким уровнем тревожности рационально применение физиотерапии [17 - 19]. Как один из методов коррекции психоэмоционального стресса и снижения уровня тревожности хорошо зарекомендовала себя такая физиотерапевтическая методика как мезодиэнцефальная модуляция (МДМ-терапия) [20 - 22].
Выводы. Повседневная жизнь человека сопровождается целым рядом стрессогенных факторов, находящих свое отображение в реакциях нервной системы на имеющиеся раздражители. Считается, что наличие незначительного уровня тревожности можно рассматривать в качестве физиологической нормы. У одних людей этот уровень не превышает нормативных границ, давая основания говорить об уравновешенности и адекватности личности, у других, наоборот, уровень тревожности находится на высоком уровне, влияя на его поведение, поступки и место в общественных отношениях.
Эмоциональная нестабильность школьников и студентов, с которой сталкиваются учителя и преподаватели, доказала свое деструктивное влияние на объем усвоения учебного материала, а также уровень жизни и социальную адаптацию рассматриваемого контингента, что потребовало выявления и анализа этиологических факторов эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок для разработки путей их нивелирования.
Нами выделены восемь основных этиологических факторов эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок: модус экстраполяции иллюзорного мира на реальный; модус ананкастной направленности личности; особенности личности, нервно-психических и гуморальных про-
цессов, а также анатомо-морфологические особенности; индуцируемая тревожность; период пубертата; тенденция к обеднению межличностных связей; стрессогенные факторы непосредственно связанные и не связанные с учебным процессом.
С учетом выделенных этиологических факторов эмоциональной нестабильности нами разработана комбинация психопрофилактических подходов к недопущению развития эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. -М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2007. - 416 с.
2. Утюж А. С., Загорский В. А., Юмашев А. В., Нефедова И. В., Лушков Р. М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016. - С. 148-157.
3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, - 2011. - 256 с.
4. Бусловская Л. К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 38.
5. Лорие И. Э. Функциональные неврозы ЖКТ - неврозы желудка. // Клиническая медицина. - 1954. - № 4. - C. 10 - 22.
6. Лебедева М. О. Соматоформные расстройства (аспекты конституционального предрасположения). // Ипохондрия и соматоформные расстройства / под ред. А.Б. Смулевича. - М, 1992. - С. 64 - 78.
7. Юмашев А. В., Павлов В. А., Адмакин О. И., Кузьминов Г. Г., Нефедова И. В. Анализ применения ме-зодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2016. - № 12. - С. 38 - 48.
8. Барсукова Е. В. Влияние тревожности на формирование личности в современном мире // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016.
- №11(3). - С 17 - 22.
9. Алешкин Н. И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения / Дисс. канд. псих. наук. -СПб, 1997. - С. 55.
10. Utyuzh A. S., Admakin O. I., Nefedova I. V., Zaharov A. N., Yumashev A. V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. - 2016. - P. 45 - 49.
11. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект. - 2009. - 943 с.
12. Божович Е. Д. Психические особенности развития личности подростка // - М.: Знание. - 1979. - С. 5 - 13.
13. Локтионова М. В., Жидовинов А. В., Жахбаров А. Г., Салтовец М. В., Юмашев А. В. Реабилитация пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. - 2016.
- № 4. - С. 81 - 83.
14. Ruskin P.E. Geropsychiatric consultation in a university hospital: a report on 67 referrals. //Am. J. Psychiatry.
- 1985. - V. 142 (3). - P. 333 - 336.
15. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги - Психологический журнал. -1992. - №5. - С. 42.
16. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. // Казань: Изд-во Казанского университет. - 2011. - С. 102-103.
17. Севбитов А. В., Юмашев А. В., Митин Н. Е., Пешков В. А. Динамика гемодинамических показателей, саливации, а-амилазной активности у стоматологиче-
Barsukova Elena Vladimirovna
ANALYSIS OF THE ETHIOLOGICAL .
pedagogical sciences
ских больных как биомаркеров стрессовой реактивности // Наука молодых - Eruditio Juvenium. - 2017. - Т. 5. -№ 3. - С. 453 - 461.
18. Утюж А. С., Юмашев А. В., Самусенков В. О., Че-ремухина Д. С., Лушков Р. М. Использование гомеопатических препаратов у пациентов с частичной и полной потерей зубов, страдающих кандидозом полости рта, с различным психостатусом // В сборнике: Управление инновациями в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2016. - С. 182-190.
19. Юмашев А. В., Утюж А. С., Адмакин О. И., Сев-битов А. В., Нефедова И. В. Роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и пути его коррекции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 207-210.
20. Yumashev A. V., Gorobets T. N., Admakin O. I., Kuzminov G. G., Nefedova I. V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of me-sodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. - № 19. - С. 93911.
21. Loktionova M. V., Zhakhbarov A. G., Yumashev A. V., Utyuzh A. S., Nefedova I. V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. - 2016. - № 2. - P. 10-12.
22. Yumashev A. V., Utyuzh A. S., Admakin O. I., Za-kharov A. N., Nefedova I. V. MESODIENCEPHALIC MODULATION SVERFAHREN BEI DER KORREKTUR VON BELASTUNGSSTORUNGEN // International Journal of Applied and Fundamental Research. -2017. - № 1. С. 1-14.
Статья поступила в редакцию 28.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
258
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)