педагогические Барсукова Елена Владимировна
науки ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ...
УДК 37.03, 378.046.2
ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА УЧАЩЕГОСЯ ИЗ ШКОЛЫ В ВУЗ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© 2018
Барсукова Елена Владимировна, аспирант кафедры педагогики
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (300026, Россия, Тула, проспект Ленина, 125, e-mail: [email protected])
Аннотация. В исследовании анализируется один из наиболее сложных и проблемных этапов общей образовательной траектории современного учащегося - этап завершения школьного обучения, прохождения выпускных школьных экзаменов, вступительных экзаменов в среднее специальное или высшее учебное заведение профессионального образования, зачисления абитуриента и начала обучения в качестве студента на первом курсе колледжа, института или университета. Особое внимание уделено частным проблемам совместимости форматов образовательных процессов в школе и в вузе, проблемам взаимодействия школы и вуза как институтов единой системы непрерывного образования, а также связанным с этими проблемами педагогическим аспектам выраженной профессионализации образовательного процесса в вузе и существенно изменяющимся требованиям к уровню учебной автономности и активности студента, его ответственности за выполнение индивидуального учебного плана и соблюдение учебного графика. Помимо педагогических, в исследовании тщательно проанализированы многочисленные психофизиологические аспекты процесса учебной адаптации студентов первого курса, связанные с профилактикой возникновения у них повышенной эмоциональной напряженности, тревожности и стресса, резко снижающих объективные показатели успеваемости студентов, а также предложены частные методы решения изложенных выше проблем, актуализируемые внутри отечественного и зарубежного педагогического дискурса, посвященного этой важнейшей проблеме современного образования.
Ключевые слова: гуманизация образования, учебная автономность, педагогическая парадигма, инновационная методология, профессионализация образования, изменение формата учебного процесса, учебный стресс студента-первокурсника, личный учебный стиль.
THE PROBLEM OF STUDENT TRANSITION FROM SCHOOL TO UNIVERSITY AS AN INTERDISCIPLINARY PROBLEM OF HUMANIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM: PEDAGOGICAL, METHODOLOGICAL, PHYSIOLOGICAL, AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS
© 2018
Barsukova Elena Vladimirovna, post-graduate student of the Department of pedagogy Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (300026, Russia, Tula, Lenin avenue, 125, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the most difficult and problematic stages of the general educational trajectory of a modern student -the stage of completing schooling, passing final school examinations, entrance examinations to a secondary or higher educational institution of professional education, enrolling an applicant and starting a student's first year of college , institute or university, has been analyzed in this study. Particular attention is paid to the particular problems of compatibility of the formats of educational processes in the school and university, the problems of interaction between the school and the university as institutes of a unified system of continuing education, as well as the pedagogical aspects of the expressed profession-alization of the educational process in the university and the significantly changing requirements for the level of academic autonomy and activity of the student, his responsibility for the implementation of the individual curriculum and adherence to the training schedule. In addition to teaching, the study carefully analyzed the numerous psychophysiological aspects of the process of educational adaptation of first-year students associated with the prevention of their increased emotional tension, anxiety and stress, sharply reducing the objective indicators of student performance, as well as proposed private methods for solving the above problems, domestic and foreign pedagogical discourse, dedicated to this most important problem of modern education.
Keywords: humanization of education, educational autonomy, the pedagogical paradigm, innovative methodology, the professionalization of education, changing the format of the educational process, the academic stress of a first year's student, personal learning style.
К числу первоочередных приоритетов проводимой реформы отечественной системы образования относится всесторонняя гуманизация этой сферы [1], предполагающая индивидуализацию и значительное смещение акцентов образовательного процесса в сторону личности обучаемого, учета его всех индивидуально-психологических способностей и преобразования на данной основе всего процесса обучения как целого в направлении изменения прежнего объектного статуса учащегося на новый субъектный через всемерное создание условий для развития его учебной автономности именно на основе его индивидуальных особенностей и способностей.
В этой принципиально новой педагогической парадигме современного образования индивидуальность учащегося объективно позиционируется в качестве высшей ценности, что, в свою очередь, ставит перед субъектами реформирования, организации и осуществления образовательного процесса задачу формирования инновационной методологии поиска, создания и практического осуществления таких способов, форм и моделей процесса обучения, внутри которых реализация индивидуальной познавательной активности каждого учащего-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
ся должна стать наиболее эффективной.
Со своей стороны, постоянно ускоряющийся научно-технический и социальный прогресс последних десятилетий формирует и ставит перед социумом принципиально новые проблемы, требующие решения со стороны педагогического сообщества, а также, - выдвигает принципиально новые требования к качеству образовательного процесса и его результатам, объективно оцениваемым по сформированным уровням учебной и учебно-профессиональной компетенции выпускников образовательных учреждений системы ВСО, ССПО, ВПО.
Прохождение периода завершения обучения на школьной скамье, сдачи выпускных и последующих вступительных экзаменов при поступлении в образовательные учреждения среднего специального и высшего профессионального образования остается одним из наиболее сложных этапов в процессе обучения и общей социализации учащихся, требующих от них максимальной концентрации усилий, и, вследствие всего этого, - являющихся одним из наиболее стрессогенных [2]. Многочисленные попытки снижения уровня эмоциональной напряженности учащихся старших классов при
Barsukova Elena Vladimirovna pedagogical
THE PROBLEM OF STUDENT ... sciences
прохождении экзаменов в период итоговой аттестации позволили выявить ряд наиболее проблемных [1] направлений, требующих внимания со стороны педагогического сообщества и его готовности к решению сложных вопросов, возникающих вследствие интенсивных изменений общего социокультурного контекста существования современного общества, а также назревшей необходимостью реформирования системы образования [3]. В числе таковых в первую очередь следует отметить выработку теоретических подходов к формированию взаимосвязанной системы критериев оценки итогового уровня сформированных учебных компетенций выпускников школы и готовности к прохождению ими процедуры итоговой аттестации; к оценке общего содержания, а также эффективности реализуемых форм и методов подготовки учащихся к выпускным экзаменам в рамках современного образовательного процесса; к разработке специальных педагогических условий, максимально способствующих повышению эффективности завершающей стадии процесса школьного обучения, и поиску конкретных путей и возможностей их практической реализации.
Данные направления являются отражением ряда взаимосвязанных проблем среднего образования, в наибольшей степени обостряющихся к фазе завершения процесса обучения в школе, и имеющих, без сомнения, не только педагогическое, но и психофизиологическое измерение, поскольку практическая реализация даже удачных педагогических решений и инноваций в этой сфере остается невозможной вне учета особенностей психофизиологии учащихся, и тех ее изменений, которые наиболее ощутимо проявляются именно в этот период [2]. Таким образом, решение всего данного проблемного комплекса должно носить междисциплинарный характер [4] и по своей структуре являться системным и многокомпонентным (исходный анализ, актуальность, заявляемые приоритеты, цели, задачи, методологические и организационные подходы, базисные модели, формы и средства обучения, этапы и сроки внедрения, текущий контроль, стадиальный и итоговый анализ, оценка эффективности, коррекция, обратная связь), причем оценки важнейших узловых параметров (например, - уровня готовности к выпускным экзаменам) должны обязательно производиться на основе как педагогических, так и психофизиологических средств и методов оценки, предполагающих как повышенную стрессоген-ность периода подготовки, так и индивидуальную способность организма учащегося адаптироваться к проявлениям и последствиям возникающих стрессовых ситуаций [5]. Таким образом, единая педагогическая проблема повышения продуктивности учебной деятельности на стадии перехода из образовательного учреждения одного уровня в образовательное учреждение другого уровня в своем общем решении содержит ряд частных вопросов, связанных с наличием в ее содержательной стороне нескольких психофизиологических аспектов, которые в самом общем виде могут быть сведены к информированию и целенаправленному формированию среди старшеклассников здорового образа жизни и культуры здоровья, активному внедрению и использованию технологий физической и психологической разгрузки, мониторингу и динамическому наблюдению за физическим и психическим здоровьем старшеклассников в период их подготовки к сдаче выпускных экзаменов [2].
Авторы целого ряда исследований [6-8] обращают внимание на то, что отсутствие должного внимания и необходимой коррекции нарушений индивидуальных параметров соматического и психического здоровья выпускников средних школ предсказуемо множит число сложностей и затруднений процесса обучения студентов первого курса институтов и университетов, в подавляющем большинстве случаев становясь затем причиной значительного сокращения числа обучающихся там по результатам допуска и прохождения первых двух экза-142
менационных сессий, что, вообще говоря, является не только крайне значимой педагогической, но и обще-социальной проблемой [2], поскольку здесь речь идет о личных судьбах молодых членов общества на важнейшей стадии процесса их социализации, фактически связанной со значительным изменением формата образовательного процесса и личными затруднениями, связанными с преодолением этого изменения [9].
Важнейшей педагогической задачей, успешное решение которой позволит снизить уровень эмоциональной напряженности и стрессогенности фазы перехода от школы к вузу, является задача целенаправленного повышения уровня заинтересованности и субъектности участия старшеклассников в образовательном процессе, основным инструментом решения которой становится формирование необходимого уровня учебной автономности каждого старшеклассника. По существу, в этом месте актуальный образовательный дискурс непосредственно сталкивается с общей проблемой адаптации в ее как педагогическом, так и в психофизиологическом измерении, - несомненно, условия обучения в высшем учебном заведении отличаются (чаще всего существенно) от аналогичных условий в школе, поскольку в вузовском обучении значительно возрастает роль автономных форм интеграции студента в учебный процесс, требующих от него, с одной стороны, проявления большей активности и организованности, но, с другой стороны, -столь же ощутимо влияющих на уровни когнитивной неопределенности и тревожности студентов первого курса в сторону их увеличения, зачастую инспирирующего возникновение стресса, расширяющего затем сферу этого влияния также и на внутренние системы организма, противодействующие стрессу уже на уровне физиологии [10; 11].
Согласованное решение проблемы повышения учебной эффективности выпускника средней школы - абитуриента - студента первого курса образовательного учреждения системы ССПО или ВПО в комбинированной фазе завершения школьного обучения - поступления в вуз - начала учебы в вузе на первом курсе со стороны как педагогических, так и непедагогических (например, - психологических, медицинских, коррекционных) научных дисциплин, сможет выработать такие междисциплинарные подходы, которые, во-первых, ожидаемо будут лишены многих внутренних противоречий, и, во-вторых, должны будут как нельзя более способствовать решению общей задачи всесторонней гуманизации образовательной системы, декларируемой современной отечественной педагогикой в качестве одного из важнейших приоритетов проводимых реформ [12].
В частности, со стороны педагогического сообщества может быть выполнен необходимый комплекс работ по подготовке и реализации инновационных форм и моделей активного вовлечения первокурсников в учебный процесс, создания стартовых условий формирования учебной и профессиональной компетентности, а затем, - и повышения их уровня; со стороны психологии - формирования практических навыков самоконтроля, самооценки и самокоррекции на уровнях не ниже нормативных; со стороны медицинской науки - разработки и внедрения специальных подходов предупреждения, диагностики и эффективного преодоления возникающей учебной тревожности первокурсников и следующего за ней возникновения стрессовых расстройств [9; 13].
Представляется, что свой вклад в проводимую реформу образовательной сферы современная отечественная медицина отчасти уже смогла внести, - так, например, на научно-исследовательской базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова и под руководством профессора А.В. Юмашева [14], успешно апробирован и уже доказал свою клиническую эффективность метод внешнего направленного воздействия на мозговые центры управления внутренними системами организма че-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Барсукова Елена Владимировна ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ...
ловека, отвечающими за формирование общей реакции противодействия возникающему стрессу (метод мезоди-энцефальной модуляции, или МДМ-терапии - [15; 16]. В настоящее время находятся все основания полагать, что обращение к теории и практике осуществления такого рода воздействий позволяет приблизиться к решению более общей педагогической задачи повышения эффективности учебной адаптации к условиям обучения в университете или институте для студентов-первокурсников посредством внесения в этот процесс внешней коррекции, позитивно и напрямую влияющей на психофизиологическую сторону протекания этого процесса [17].
Результатами указанного влияния становятся положительные изменения в таких индивидуальных свойствах и характеристиках личности учащихся студентов, как их общий физиологический тонус, оцениваемый уровень тревожности, диагностируемое отсутствие маркеров стресса. Объективными экспликативами указанных характеристик, оцениваемыми уже со стороны педагогики, становятся высокие уровни учебной активности, автономности и организованности в обучении и самостоятельной работе студентов, и, как следствие, - отсутствие проблем с учебной успеваемостью и с соблюдением графика учебного процесса [18]. Ряд исследователей [2; 18-20] усматривает истинные причины возникновения такого рода проблем в изначально некорректных личных представлениях выпускников школ об особенностях обучения в вузе, поскольку затем, в начальной фазе процесса своего обучения на первом курсе, они сталкиваются с реальными требованиями и нормами процесса обучения в высшей школе, предполагающими совершенно другой уровень ответственности и организованности собственной учебной деятельности от каждого студента, и, вследствие неготовности и отсутствия внутренних ресурсов для формирования собственных конструктивных тактик и стратегий обучения, - затем переходят в состояние повышенной эмоциональной напряженности, тревожности, а затем стрессируются [9; 21]. К сожалению, патодинамика психофизиологических и психосоматических проявлений нескомпенсированного стресса, имеющего склонность к переходу в симптоматологически самые разнообразные хронические формы (например, - [21; 22]), только усиливает отрицательные эмоциональные аспекты внутри субъективных ощущений собственной усталости, разбитости, несобранности.
Данный негативный сценарий, остается, к сожалению, довольно типичным для первокурсника, впервые приступившего к обучению в высшем учебном заведении. Так, например, в исследовании [2] его авторами приводятся статистические данные опросов среди первокурсников вузов, согласно которым 84 % учащихся студентов первого курса испытывают трудности в обучении, в качестве основной причины которых 39% опрошенных указали чрезмерные объемы учебной информации, 21 % - ее сложность для анализа и запоминания, 18 % - постоянный дефицит времени, необходимого для качественного усвоения нового учебного материала; 6 % - собственную неорганизованность и склонность к прокрастинации [23].
С другой стороны, на действие этих внешних факторов роста эмоциональной напряженности и тревожности накладывается действие факторов внутренних, поскольку 42 % опрошенных указали на существенные затруднения в процессе привыкания к новому распорядку дня и распределению имеющегося времени между обязательным посещением учебных занятий и самостоятельной работой (недосыпание, нарушения режима питания, опоздания на занятия, пропуски занятий), причем каждый четвертый опрошенный отметил, что уже накануне своей первой сессии он так и не смог привыкнуть к распорядку дня студента очной формы обучения. Сформировавшиеся эффекты внутрипсихической де-зорганизованности и нецеленаправленности вследствие
дезадаптации в ряде случаев оказывались настолько стойкими, что исследование [23] также выявило ряд когнитивных и эмоциональных диссонансов в восприятии и аффективной сфере опрошенных, поскольку, несмотря на то, что 90 % респондентов отметили наличие у себя реального интереса к учебе, сам процесс практической реализации этого интереса, с их же слов, наталкивался в том числе и на такие препятствия, определить действительные причины возникновения которых затруднялись даже они сами [23]. Последнее вполне однозначно указывает на существенное ослабление перцептивно-аналитической сферы мышления в ее способности устанавливать и отслеживать формирующиеся причинно-следственные связи между изменениями внешней среды и формированием внутренних ответных реакций, адекватных этим изменениям и релевантных их действительному содержанию, то есть, - на возникающие и множащиеся проблемы процесса учебной адаптации опрошенных первокурсников [2; 19; 24].
Таким образом, перечисленное выше являет все основания для позиционирования основной проблемы данного учебного периода именно как проблемы многофакторной адаптации студента первого года обучения к принципиально новым требованиям, нормам и критериям оценки продуктивности его учебной деятельности, - проблемы, достижение действительно эффективного решения которой становится возможным только в согласовании и соединении усилий педагогики, психологии и ряда смежных с ними научных дисциплин гуманитарного и медицинского профиля [23].
Кроме того, внедрение принципиально новых подходов [7; 25-33] к поиску решения со стороны педагогического сообщества проблемы разработки взаимосвязанной системы критериев оценки эффективности и успешности процесса учебной адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений, рассматриваемой в качестве совершенно самостоятельной исследовательской задачи, смогло бы оказать достижению решения указанной выше общей проблемы неоценимую помощь [6], поскольку в такого рода системе могло бы быть закреплено представление о норме учебной адаптации, а также о допустимых индивидуальных отклонениях от этой нормы, оценка соответствия которым со стороны реальных результатов учебной деятельности каждого учащегося могла бы предоставить вполне объективные данные для всестороннего анализа общего соответствия его личного выбора данного учебного заведения с личными же представлениями этого учащегося о его собственном профессиональном самоопределении [8].
О важности такой оценки свидетельствуют авторы исследования [12] в части, посвященной проблемам реформирования отечественной системы, и, основываясь на безусловном признании приоритетов гуманизации образовательной сферы как необходимого условия осуществления непрерывности образовательной траектории современного человека, обращая внимание на те изменения в основах существующей педагогической методологии, которые в процессе реформирования должны быть признаны необходимыми и должны быть сохранены: принцип персонализации, предусматривающий актуализацию личного опыта учащегося как целого в учебном процессе; принцип индивидуализации, предполагающий постепенный отход от прежней нормы «среднего ученика» или «среднего студента» в учебном процессе; принцип деонтологической направленности, позиционируемый в качестве ядра формирования взаимосвязанного комплекса профессионально-значимых учебных компетенций учащихся для целого ряда учебных специальностей и специализаций [18]. Автор исследования [34], рассматривая общую проблему адаптации студента первого курса к вузовскому формату обучения в качестве междисциплинарной, предлагает дополнить этот перечень принципом формирования и поддержания
Barsukova Elena Vladimirovna pedagogical
THE PROBLEM OF STUDENT ... sciences
учебной мотивации, чрезвычайно актуальным также в обсуждении в рамках зарубежного (см. ниже - прим. авт.) педагогического дискурса, - так, например, в этом же исследовании проанализированы последствия нежелательного сочетания фактического отсутствия личной учебной мотивации первокурсников с внешним принуждением их к учебе со стороны ближайших родственников, оплачивающих обучение, что для целого ряда социально особо-значимых профессий должно быть признано совершенно недопустимым [35-37].
Подобно тому, обсуждение проблемы повышения эффективности учебной адаптации студентов вузов первого курса в рамках зарубежного педагогического дискурса также осуществляется в рамках общего процесса реформирования национальных образовательных систем всех экономически развитых государств, наиболее существенной компонентой которого, подобно отечественному педагогическому дискурсу, остается тенденция его всемерной гуманизации, что для западных исследователей выражается преимущественно в переориентации всего образовательного процесса в направлении всестороннего создания возможностей для более полной активизации и реализации индивидуальных особенностей, способностей и склонностей к выбору предпочитаемых образовательных стратегий и тактик обучаемых лиц [38]. Так, например, в исследовании [38] в качестве такой новаторской цели и ориентира развития заявляется создание индивидуального The Learning Style («учебный стиль» - англ.), в наибольшей степени отвечающего индивидуальным особенностям и способностям каждого студента, а также требованиям со стороны учебного процесса к уровню его учебной активности и эффективности. С другой стороны, авторы исследования [39] обращают внимание своего читателя на необходимость учета в создании условий формирования собственного учебного стиля студента индивидуальных особенностей психофизиологии восприятия учащегося, обозначаемых ими термином sensory modalities («сенсорные модальности» - англ.), прямо указывающие на индивидуальные предпочтения каждого учащегося в способах усвоения транслируемой учебной информации, учет которых может предполагать как внешнюю реструктуризацию реализуемых моделей и схем обучения (например, - в сторону активизации проблемно-ориентированных видов обучения - [39], так и внутреннюю реорганизацию учебных коллективов в сторону большей дифференциации [38].
Поскольку обучение в высшем учебном заведении системы ВПО, по сравнению с обучением в средней школе, отличается интенсивным внедрением в образовательный процесс различных профессионально-ориентированных компонент, учет этого выраженного отличия в процессах общей гуманизации вузовского образования необходимо должен основываться на переориентации и адаптации (для каждого студента) общего процесса формирования будущего специалиста в направлении активизации и реализации тех индивидуальных природных задатков и способностей, которые в наибольшей мере соответствуют нормативным представлениям об образе квалифицированного представителя данной профессии, об общем стиле его мышления в процедурах анализа профессионально-значимых ситуаций, о его профессиональных качествах, навыках и умениях принимать в любой ситуации максимально верное решение [40].
Декларируя все перечисленное выше в качестве целей, необходимо формируемых с профессионально-ориентированной стороны общего процесса образования в вузе, авторы исследования [40] обращают внимание на такую важную для будущих специалистов целого ряда профессий (например, - для студентов медицинского факультета - [40]) компоненту общего процесса вузовского образования в части его гуманизации, как индивидуальное формирование в ходе обучения профессиональной идентичности каждого студента, - идентично-144
сти, позиционируемой в процессе обучения в качестве самодостаточной цели и ценности по праву и на основании личного выбора каждым учащимся своей будущей профессии и того учебного учреждения, где бы он этой профессии смог реально выучиться.
Представляется, что и сама эта идентичность, как перспективная цель профессионально-ориентированного процесса обучения, равно как и изменения, происходящие с течением времени в представлениях общества о таковой, должны вносить необходимые изменения в образовательный процесс, тем самым формируя гибкую, динамически адаптируемую модель профессионального образования, оперативно реагирующую на происходящие изменения как внутри отраслевой культуры соответствующего профессионального сообщества, так и внутри всего социума (по поводу содержательной стороны данной профессии - прим. авт.) в целом. На настоящее время уже есть все основания полагать, что именно учет этой обратной связи в формировании аксиологии и телеологии образовательного процесса обучения специалиста сможет оказать современному педагогическому сообществу неоценимую помощь в создании перспективной теоретической и практической методологии инновационного образования будущего [7; 34].
Широкое признание внутри зарубежного педагогического сообщества получает идея активного привлечения студентов, начиная с первого курса и в качестве важной части процесса формирования профессиональной идентичности будущего специалиста, обучающегося выбранной профессии, к реальной научной деятельности, а именно, - к научному анализу и исследованию реальных проблем, возникающих внутри теории и практики данной профессии, и требующих решения уже сегодня [41]. Автор указанного исследования декларирует в качестве наиболее важных принципов развития научно-исследовательской деятельности студентов поддержание общего баланса внутри процесса обучения профессионально-ориентированной теории и практики, а также - примат включения и необходимое присутствие в учебном процессе исследовательских моделей, дидактическая и методологическая адаптация которых к существующим образовательным стандартам также является хотя и прикладной, но содержательно очень важной педагогической задачей.
В исследовании [42] автором высказывается гипотеза о возможности противодействия негативным тенденциям значительного отсева обучающихся на первом курсе через введение экспериментальных форм обучения, связанных с осуществлением (по актуальным направлениям научной работы вуза) практических научных исследований, первичным эмпирическим обобщением полученных данных, а также дальнейшей импликацией результатов анализа в существующую научную теорию и профессиональную практику, с последующим закреплением итогов исследования в научных публикациях за авторством студентов [43]. Такая исследовательски-ориентированная модель обучения на первом курсе (равно как и на последующих курсах - [42]), по мнению автора, должна положительно повлиять на учебную [28] и формируемую профессиональную [44] мотивацию первокурсников, повысить объективные показатели их учебной успеваемости, и тем самым снизить уровень когнитивной неопределенности и эмоциональной напряженности студентов-первокурсников, конкретизировав стоящие перед ними в процессе обучения задачи и цели, и тем самым изменив их учебный статус в сторону значительного увеличения степени их личного участия не только в учебном, но и в научно-исследовательском процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семененко Л. Г. Педагогические условия формирования готовности учащихся к сдаче выпускных экзаменов в процессе изучения математических дисциплин:
дис. ... канд. пед. наук: Йошкар-Ола, 2006. 227 с._
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Барсукова Елена Владимировна
ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ...
2. Солтаева М., Юнаева Л. Трудности в обучении у студентов первого курса // Гуманитарные науки. Педагогика и образование. ID: 2017-01-81-A-11430 - код доступа URL: https://medconfer.com/node/11430.
3. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека - в сб.: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) под ред. Харитоновой Е.В. - 2013. С. 65-70.
4. Россошанская А.Ю., Ермолаева Е.В. Социальный портрет современного студента-медика // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. Т. 6. № 1. С. 154.
5. Розова В.В. Психофизиологическая адаптация студентов первого курса к обучению в вузе (на примере тихоокеанского государственного медицинского университета) // Концепт № 53. - 2017. - С. 1-4.
6. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 933-935.
7. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.
8. Орлов А.И., Иванова А.Н., Савельева Л.Г., Бондарева Е.В. К проблеме определения уровней и критериев развития компетентностей, формируемых в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4.
9. Утюж А. С., Загорский В. А., Юмашев А. В., Нефедова И. В., Лушков Р. М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016. - С. 148-157.
10. Yumashev A. V., Gorobets T. N., Admakin O. I., Kuzminov G. G., Nefedova I. V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of meso-diencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. - № 19. - С. 416-425. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i19/93911
11. Юмашев А. В., Павлов В. А., Адмакин О. И., Кузьминов Г. Г., Нефедова И. В. Анализ применения мезодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2016. - № 12. - С. 38-48.
12. Хурсанова Д. Х., Уста-Азизова Д. А., Абдуллаева О. Ю. Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 374-376.
13. Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Admakin O.I., Zakharov A.N., Nefedova I.V. Mesodiencephalic modulationsverfahren bei der korrektur von belastungsstörungen // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. № 1. С. 1-14.
14. Юмашев А. В., Павлов В. А., Адмакин О. И., Кузьминов Г. Г., Нефедова И. В. Анализ применения мезодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2016. - № 12. - С. 38-48.
15. Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Volchkova I.R., Mikhailova M.V., Kristal E.A. The influence of mesodien-cephalic modulation on the course of postoperative period and osseointegration quality in case of intraosseus dental implantation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 42. С. 375-385. DOI: 10.17485/ijst/2016/ v9i42/104307.
16. Юмашев А. В. Фундаментальные основы и практические результаты профилактики и лечения дистресса с помощью мезодиэнцефальной модуляции // Азимут
научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). - С. 376-379.
17. Юмашев А.В. Триггерная концепция стресса: роль стресса в этиологии и патогенезе психосоматических нарушений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23) - С. 441-445.
18. Быданов В.Е. Актуальные проблемы обучения в вузе студентов младших курсов // Rusnauka Pedagógica No 33. - 2013.
19. Лазарева О.П. Проблема мотивации студентов вуза к обучению // Педагогические науки № 8 (50), часть 5. - 2016. - С. 46-48.
20. Самойличенко А.К., Токмакова А.А. Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 372-375.
21. Yumashev A.V., Makeeva I.M., Volkov A.G., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Reconceptualization of glos-salgia issue, solution approaches // American Journal of Applied Sciences. 2016. Т. 13. № 11. С. 1245-1254.
22. Севбитов А.В., Невдах А.С., Платонова В.В., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В. Оценка качества жизни ортодонтических пациентов, имеющих травматические поражения на слизистой оболочке полости рта //Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2015. Т. 2. С. 368-369.
23. Юмашев А.В., Утюж А.С., Адмакин О.И., Сев-битов А.В., Нефедова И.В. Роль психогенных коннотаций в формировании эмоционального статуса студентов стоматологического факультета и пути его коррекции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 207-210.
24. Gladilina I.P., Yumashev A.V., Avdeeva T.I., Fat-kullina A.A., Gafiyatullina E.A. Psychological and pedagogical aspects of increasing the educational process efficiency in a university for specialists in the field of physical education and sport // Espacios. 2018. Т. 39. № 21. С. 11.
25. Макарова О.Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Макарова Ольга Юрьевна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»]. - Казань, 2014. - 514 с.
26. Akhmetshin E.M., Morozov, I.V., Pavlyuk, A.V., Yumashev, A.V., Yumasheva, N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate. // European Research Studies Journal. - 2018. - № 1. - Т. 21. - Р. 352-361.
27. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Mironov D.S., Yumashev A.V., Puiyaev A.S., Lvov V.V. Innovation process and the control function in management // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 663-674.
28. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 75-78.
29. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и развития студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.
30. Албитова Е.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 46-49.
31. Клюшина А.М. Психолого-педагогические особенности процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 3 (16). С. 103-107.
32. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.
Barsukova Elena Vladimirovna THE PROBLEM OF STUDENT ..
pedagogical sciences
33. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
34. Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Восприятие инновационных образовательных технологий студентами младших курсов на примере медицинского вуза // Казанский педагогический журнал № 1(120). - 2017. - С. 164-168.
35. Отвагин И.В., Козырев О.А. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Реализация педагогического потенциала вуза в работе с «проблемными» студентами - под ред. В. А. Правдивцева. -Смоленск: Изд-во СГМА, 2011. - 49 с.
36. Романцов М.Г., Рыбалкин С.Г. Особенности образовательного процесса в медицинском вузе // Бюллетень Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова №9. - 2015.
37. Агаева А. Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1221-1225.
38. Kharb P., Samanta, P.P., Jindal M., Singh V. The Learning Styles and the Preferred Teaching—Learning Strategies of First Year Medical Students // Journal Clinic Diagn Res No 7(6). - .2013. - P. 1089-1092, DOI: 10.7860/ JCDR/2013/5809.3090; PMCID: PMC3708205.
39. Chang J.B. Problem-based learning in medical school: A student's perspective // Annals Medicine Surgery No 12. - 2016. - P. 66-69, doi: 10.1016/j.amsu.2016.11.011, PMCID: PMC5134085.
40. Wilson J., Cowin L.S., Johnson M., Young H. Professional Identity in Medical Students: Pedagogical Challenges to Medical Education // Teaching and Learning in Medicine an International Journal No 4. (Volume 25). -2013 - P. 369-373.
41. Hoffmann, S. Reformstudiengänge Humanmedizin // Das Asklepios-Medizinstudium an der Medizinischen Universität Stettin No 11. - 2012. - P. 37-44.
42. Corbier M.-C. Des étudiants pourront bientôt faire médecine sans passer le concours - Rénovation pédagogique // Les Echos No 9. - 2014. - pp. 19-20.
43. Viktoriya V. Ling, Alexey V. Yumashev Estimation of worker encouragement system at industrial enterprise. // Espacios. 2018. Vol. 39. № 28. С. 22.
44. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Mironov D.S., Yumashev A.V., Puryaev A.S., Lvov V.V. Innovation process and the control function in management // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 663-674.
Статья поступила в редакцию 03.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
146
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)