Научная статья на тему 'О социальной тревожности курсантов'

О социальной тревожности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / КУРСАНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИФИКА ВЕДОМСТВЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / SOCIAL ANXIETY / CADETS / EDUCATIONAL PROCESS / ADMINISTRATIVE-COMMAND SYSTEM / SPECIFICS OF A DEPARTMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саппа Николай Николаевич

Рассматривается социальная тревожность курсантов как продукт условий их учебной деятельности. Особенности, исторически сложившиеся в ведомственном учебном заведении, обусловливают социальную тревожность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Прежде всего, это административно-командный стиль взаимоотношений с курсантами, жесткая регламентация образовательного процесса, опирающегося на субъект-объектные отношения, некоторая пространственная ограниченность жизнедеятельности курсантов и небольшое разнообразие социальных связей. На основании эмпирических данных, приведенных в литературе, показано, что высокий уровень социальной тревожности связан с переживанием курсантами эмоционального дискомфорта в жестко регламентированных условиях их жизнедеятельности. Однако внедряемые для снижения уровня тревожности курсантов тренинги помогают им лишь приспособиться к административно-командному стилю взаимоотношений, который доминирует в ведомственных учебных заведениях. Создание в вузе благоприятного для учебы психологического климата состоит в формировании устойчивых корпоративных отношений и в развитии корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саппа Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Military Cadets’ Social Anxiety

The paper considers the cadetssocial anxiety as a result of their educational environment. The focus is made on the historically developed peculiarities of the departmental educational institution, which cause social anxiety as an integral part of the educational process. These primarily include the administrative-command style of relationships with cadets, the rigid regulation of the educational process based on subject-object relations, a relative space limitation of cadets’ activities and a small variety of their social connections. Basing on the empirical data given in the literature it is shown that a high level of social anxiety is related to the cadets’ experience of emotional discomfort in the strictly regulated conditions of their life activity. However, the implemented trainings aimed to reduce the cadets’ anxiety level only help them to adapt to the administrative-command style of relationships that dominates in departmental educational institutions. According to the author, the creation in a university of a favourable psychological climate for studies implies formation of stable corporate relations and development of a corporate culture.

Текст научной работы на тему «О социальной тревожности курсантов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

Psychological aspects of tension and conflict resolution

УДК 159.9 © Н. Н. Саппа, 2018

О социальной тревожности курсантов

Саппа Николай Николаевич,

доктор социологических наук, профессор, профессор Белгородского

государственного университета Белгород, Россия. еmail: smokvi@mail.ru

Рассматривается социальная тревожность курсантов как продукт условий их учебной деятельности. Особенности, исторически сложившиеся в ведомственном учебном заведении, обусловливают социальную тревожность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Прежде всего, это административно-командный стиль взаимоотношений с курсантами, жесткая регламентация образовательного процесса, опирающегося на субъект-объектные отношения, некоторая пространственная ограниченность жизнедеятельности курсантов и небольшое разнообразие социальных связей. На основании эмпирических данных, приведенных в литературе, показано, что высокий уровень социальной тревожности связан с переживанием курсантами эмоционального дискомфорта в жестко регламентированных условиях их жизнедеятельности. Однако внедряемые для снижения уровня тревожности курсантов тренинги помогают им лишь приспособиться к административно-командному стилю взаимоотношений, который доминирует в ведомственных учебных заведениях. Создание в вузе благоприятного для учебы психологического климата состоит в формировании устойчивых корпоративных отношений и в развитии корпоративной культуры.

Ключевые слова: психологический климат; социальная тревожность; курсанты; учебный процесс; административно-командная система; специфика ведомственного учебного заведения.

Для цитирования: СаппаН. Н. О социальной тревожности курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 36-39.

Одной из важнейших задач менеджмента организации является создание корпоративных отношений, способствующих ее эффективной деятельности, — делового и бесконфликтного психологического климата. Под психологическим климатом трудового коллектива обычно понимают социально обусловленную, относительно устойчивую систему отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния [1]. Разумеется, важна и эмоциональная окраска сложившихся устойчивых социально-психологических отношений. Деловой и бесконфликтный психологический климат в коллективе обеспечивает в нем комфортную среду совместной работы или учебы и их высокое качество . Заметим, что одно из условий комфортной (и высокопроизводительной) деятельности заключается в ее стабильности и связанном с этим отсутствием опасений (тревожности) в нарушении комфорта Рассмотрим феномен социальной тревожности применительно к деятельности ведомственных высших учебных заведений.

Так, В . Л. Цветков и другие ученые [2] исследовали проблемы социальной тревожности как фактора эмоциональной нестабильности в процессе обучения курсантов . Было достаточно убедительно экспериментально показано, что тревога — неотъемлемая часть образовательного процесса . Поэтому тревога не может по-

ниматься исключительно как негативное состояние Под социальной тревогой авторами имеется в виду эмоциональное переживание курсантами стрессовых ситуаций, обусловленных образовательным процессом в вузе .

На наш взгляд, наиболее психологически напряженной частью данного процесса является система контроля знаний обучающихся — оценка их выступлений на семинарах, зачетах и экзаменах Она, действительно, может вызывать тревожность у тех, кто не уверен в глубине своих знаний или в справедливости экзаменаторов . Крайний случай предвзятости экзаменатора — «педагогический садизм» — описан знаменитым психиатром Н. В. Краинским [3] как разновидность флагелляции [4, с. 208]. Один из его пациентов, инспектор учебного округа К , имел славу необычайно строгого и жесткого экзаменатора, и его бессмысленная строгость на экзаменах была причиной 18 самоубийств учащихся . Разумеется, здесь речь идет о психическом отклонении [5, с. 154]. Как показывают личные наблюдения, для курсантов сейчас экзаменационная сессия не представляет столь непреодолимого препятствия

Организация процесса обучения будущих офицеров имеет свою специфику В связи с этим интерес вызывают особенности психологического климата ведомственных учебных заведений и влияние на образовательный процесс социальной тревожности курсантов.

В широком смысле понятие социальной тревожности, как отмечают И . В . Никитина и А. Б. Холмогорова, включает в себя ряд явлений: «... от наиболее мягкой формы — застенчивости, до такого серьезного расстройства, как социальная фобия» [6, с. 80]. Таким образом, застенчивость (робость) и социальная фобия (особенно ее обобщенный тип) — это сходные конструкции, но не одно и то же . Человек может быть чрезвычайно застенчивым, но не иметь диагноза социальной фобии [7, с. 598]. Социальная тревожность, безусловно, негативное состояние, и в узком смысле она трактуется как «беспокойство и страх, которые проявляются во взаимодействии и общении с людьми» [8, с. 344]. При этом ощущение безопасности, отсутствие необходимости от кого-либо защищаться, т е степень удовлетворенности потребности в безопасности, как было установлено эмпирическим исследованием, представляет один из ведущих факторов комфортности обучающихся в образовательной среде вуза [9, с 97] В то же время уровень тревожности специалисты относят к психологическим факторам, влияющим на успешность обучения Связанные с тревожностью сильные переживания (страх, беспокойство, радость, возбуждение, раздражение, ностальгия) мешают курсантам сосредоточиться на учебном процессе [10].

Тревожность обычно понимается как свойство личности, однако имеющиеся эмпирические данные указывают на возникновение тревожности как продукта условий, сложившихся в трудовой или учебной деятельности субъекта. В связи с этим нами [11] и другими авторами [12] отмечалось, что особая специфика ведомственного учебного заведения требует от курсантов большой выдержки и нервно-психической устойчивости Такими особенностями образовательной среды вуза для курсантов являются:

— преимущественно административно-командный стиль взаимоотношений офицеров — командиров курсантских подразделений и преподавателей с курсантами;

— доминирование внешне заданных управленческих и организационных основ, которые предусматривают жесткую регламентацию образовательного процесса;

— относительная пространственная ограниченность жизнедеятельности и небольшое разнообразие социальных связей курсантов;

— высокая интенсивность и часто формализованный характер социального взаимодействия в курсантском коллективе

Административно-командная система, бесспорно, стержень образовательной среды ведомственного учебного заведения . Поэтому для целенаправленного воздействия на сознание и поведение курсантов их командиры из убеждения и принуждения, двух универсальных методов управления, чаще всего выбирают последнее, как более простое в использовании Принуждение обусловлено жесткой регламентацией жизнедеятельности курсантов в учебном заведении, в то же время обучающимися оно часто воспринимается как ограничение

их прав и возможностей. Курсанты, оценивая решения командиров, не всегда считают их справедливыми, к сожалению, в некоторых ситуациях их выводы объективны. Система контроля знаний в учебном процессе может эпизодически вызывать опасение и тревожность у курсантов, не вполне уверенных в своих знаниях Но в состояние постоянной социальной тревожности курсантов чаще всего приводят повседневные опасения и страх, обусловленные непредсказуемостью командиров в оценке их поступков и возможностью незаслуженного или слишком сурового наказания

Социальная тревожность свойственна обучающимся любого учебного заведения с постоянным пребыванием в нем и тоталитарным контролем их жизнедеятельности Позволим себе привести цитату из воспоминаний Н . С. Кохановской (Соханской) об обучении в Харьковском институте благородных девиц, а именно о психологическом состоянии при появлении начальницы Института: «Страх был всеобщий, совершенно панический — необъяснимый Было ли это знание, что судьба всех, в институте живущих, и даже прикосновенных сюда, зависит от Авд. Гр . (Авдотья Григорьевна Литинская, начальница Института. — Н. С.), от одного взгляда ея? Поражала ли эта торжественность, недоступность, грозно-царское величие ея приемов? Только не было лица в институте, начиная от дам и учителей до последняго истопника, которое бы, заслыша ея звучные шаги и (Боже сохрани!) голос, не вздрогнуло бы и не поискало глазами места, куда бы скрыться. Но что еще увеличивало страх, это жесткость, иногда даже громогласная грубость речей и несправедливость, тяжелая неправда» [13, с. 23].

Исследователями было установлено, что чем сильнее учащиеся ощущают в учебном заведении угрозу себе и свою беспомощность, тем у них ярче такие де-виантные проявления, как регрессивное поведение, межличностная конфликтность, агрессия Проведенное на базе общеобразовательной школы и кадетского корпуса в Москве сравнительное эмпирическое исследование влияния условий обучения на агрессивность подростков показало, что у кадетов преобладает физическая агрессия, у них, в сравнении со школьниками, более выражены раздражение, подозрительность и вербальная агрессия В ситуациях межличностного взаимодействия для них характерно применение физической силы, словесных угроз, а школьникам присуще проявление негативных чувств на уровне вербальных средств Последние не воспринимают окружающий мир враждебно, не склонны к неадекватному проявлению агрессии Подростки-кадеты обладают более высокой агрессивностью, однако, как указывают исследователи, «корректировать подобные тенденции необходимо в более раннем возрасте, так как методики, применяемые к школьникам, непригодны в работе с кадетами из-за особенностей их воспитания» [14, с. 3]. Возьмем на себя смелость предположить, что повышенная агрессивность кадетов в первую очередь есть следствие их воспитания административно-командными методами

Подобные методы порождают не только трудности с внедрением в образовательный процесс субъект-субъектных отношений, но и наличие различных стрес-согеных факторов в курсантской жизни, находящейся в значительной степени под контролем командиров Эмоциональный дискомфорт в жестко регламентированных условиях жизнедеятельности, ожидание неблагополучия и предчувствие грозящей опасности формируют высокий уровень социальной тревожности. Для его снижения и улучшения психологического состояния курсантов в учебном заведении специалистами разрабатываются и внедряются соответствующие психологические тренинги [12; 15], преподаватели стремятся к гуманизации образовательного процесса [16]. Однако, не изменяя внешних условий протекания учебного процесса, эти меры помогают курсантам только приспособиться к административно-командному стилю взаимоотношений, который доминирует в ведомственных учебных заведениях На наш взгляд, создание благоприятного учебе психологического климата состоит в формировании устойчивых корпоративных отношений в вузе и в развитии корпоративной культуры в работе администрации и преподавателей

Список литературы

1. Черепкова Н. В., Чугункин С. А. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2011 . № 1. С 45-48.

2 . Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Ануфриева Д. А., Старостин С. Н. Социальная тревожность курсантов в контексте психологической защиты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 63-66.

3 . Краинский Н. В. Педагогический садизм. Вильна: тип. «Промень», [1913]. 11 с. (Прил. к протоколу заседания Имп. Вилен . мед. о-ва от 12 июня 1912 г. за № 7).

4. Старшенбаум Г. В. Аддиктология . Психология и психотерапия зависимостей. М. , 2006. 288 с.

5 . Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России . СПб . , 1993. 424 с.

6. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения // Социальная и клиническая психиатрия . 2010 . № 1. С 80-85.

7. Chavira D. A., Stein M. B., Malcarne V. L. Scrutinizing the relationship between shyness and social phobia. J. Anxiety Dis. 2002. Vol. 16. P. 585-598.

8. Бендас Т. Гендерная психология : учеб . пособие. СПб . , 2006. 431 с .

9. Маклаков А. Г., Авдиенко Г. Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 1(60). С. 94-99.

10 . Емельяненко А. А., Петровская М. В. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые ее детерминанты. URL: https://www.fundamental-research. ru/ru/ article/view?id=35279 (дата обращения: 09.02.2017).

11. Саппа Н. Н. Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 44-47.

12 . Бабурин С. В., Зауторова Э. В. К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 1(60). С. 47-49.

13 . Соханская (Кохановская) Н. С. Автобиография . М. , 1896 193 с

14. Абрамова А. А., Кузнецова С. О. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков // Тюменский медицинский журнал 2012 №1 С 3-6

15 . Шафиева Э. И., Ахмедова Э. П. Роль психопрофилактических мероприятий в подготовке офицеров к военной службе. URL: http://www.km ,ru/referats/EBDA81EAA1834C1883 0CD34A756BC447 (дата обращения: 10.02.2017).

16 . Островский С. Н., Кищенко Е. В. Индивидуальный подход при обучении курсантов РВВДКУ URL: http://pedagogika. snauka.ru/2015/01/3197 (дата обращения: 10.02.2017) .

Поступила 10.02.2017

To the Question of Military Cadets' Social Anxiety

Sappa Nikolay N.,

Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Belgorod State University

Belgorod, Russia. еmail: smokvi@mail.ru.

Abstract. The paper considers the cadets' social anxiety as a result of their educational environment. The focus is made on the historically developed peculiarities of the departmental educational institution, which cause social anxiety as an integral part of the educational process. These primarily include the administrative-command style of relationships with cadets, the rigid regulation of the educational process based on subject-object relations, a relative space limitation of cadets' activities and a small variety of their social connections. Basing on the empirical data given in the literature it is shown that a high level of social anxiety is related to the cadets' experience of emotional discomfort in the strictly regulated conditions of their life activity. However, the implemented trainings aimed to reduce the cadets' anxiety level only help them to adapt to the administrative-command style of relationships that dominates in departmental educational institutions. According to the author, the creation in a university of a favourable psychological climate for studies implies formation of stable corporate relations and development of a corporate culture.

Keywords: psychological climate; social anxiety; cadets; educational process; administrative-command system;

specifics of a departmental educational institution.

Citation: Sappa N. N. To the Question of Military Cadets' Social Anxiety. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(72). 2018. P. 36-39.

References

1. Cherepkova N . V. , Chugunkin S . A . Socio-psychological climate as an integral part of the work process in a team . Bulletin of medical Internet conferences. No. 1. 2011. P. 45-48. (In Russ.)

Canna H. H. O соцмапbном TpeBO^HOCTM KypcaHTOB

2 . Tsvetkov V. L. , Khrustaleva T. A . , Anufrieva D. A . , Starostin S . N . Cadets' social anxiety in the context of psychological defence . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 4(67). 2016. P. 63-66. (In Russ . )

3 . Krainskiy N. V. Pedagogical sadism . Vilna, 1913 . 11 p. (In Russ. )

4. Starshenbaum G . V. Addictology Psychology and psychotherapy of addictions . Moscow, 2006. 288 p. (In Russ . )

5 . Etkind A . Eros of the impossible: The history of psychoanalysis in Russia . St . Petersburg, 1993. 424 p. (In Russ . )

6 . Nikitina I . V. , Kholmogorova A . B . Social anxiety: the content of the concept and the main directions of study Social and clinical Psychiatry No. 1. 2010 . P. 80-85. (In Russ. )

7 . Chavira D. A . , Stein M . B. , Malcarne V. L . Scrutinizing the relationship between shyness and social phobia . J. Anxiety Dis. 2002. Vol 16 P 585-598

8 . Bendas T. Gender psychology St. Petersburg, 2006. 431 p . (In Russ. )

9 . Maklakov A . G . , Avdienko G . Yu. Socio-psychological comfort for the student in the educational environment of the university and methods for its diagnosis . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(60). 2015. P. 94-99. (In Russ . )

10 Yemelyanenko A A , Petrovskaya M V The success of educational activity of military higher schools cadets and some of its determinants. URL: https://www. fundamental-research.ru/en/article/view?id=35279 (Retrieved Date Accessed: 09/02/2017).

11. Sappa N . N . Interpersonal conflicts in the cadet's environment and their overcoming. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 2(65). 2016. P. 44-47. (In Russ. )

12 . Baburin S . V. , Zautorova E. V. On the issue of the stress impact on the educational activity of the first-year cadets of a departmental university Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(60). 2015. P. 47-49. (In Russ . )

13 . Sokhanskaya (Kokhanovskaya) N . S . Autobiography. Moscow, 1896. 193 p. (A separate print from the «Russian Review» in 1896). (In Russ )

14. Abramova A. A . , Kuznetsova S . O. Influence of learning conditions on the aggressiveness in adolescents . Tyumen Medical Journal. No . 1. 2012 . P. 3-6. (In Russ. )

15 . Shafieva E. I . , Akhmedova E. P. The role of psycho-preventive measures in the officers training for military service . URL: http:// www.km ,ru/referats/EBDA81EAA1834C18830CD34A756BC447 (Retrieved Date Accessed: 10.02.2017).

16. Ostrovsky S . N, Kishchenko E. V Individual approach to the training of cadets of the General V. F. Margelov Ryazan Higher Airborne twice Red Banner Order of Suvorov Command School (RVVDKU). URL: http://pedagogika. snauka. ru/2015/01/3197 (Retrieved Date Accessed: 10/02/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.