_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.178
Барсукова Елена Владимировна
аспирант ТГПУ, г. Тула, РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА СТЕПЕНЬ РЕАКТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Аннотация
Отсутствие внимания со стороны взрослых к проблемам детей приводит к развитию замкнутости и отчужденности. Тревожность на этом фоне становится главным фактором формирования нервных расстройств, нередко становится причиной развития психиатрических заболеваний. Комплексное обследование условий жизни и быта подростка, коррекция его поведения дома и в социуме, психологическая поддержка позволят снять напряжение и понизить уровень тревожности.
Ключевые слова
Реактивная тревожность, стресс, подростки, студенты, высшее образование, воспитание.
Современные ритмы жизни, образ жизни подрастающего поколения, построенный на новых видах и способах межличностных коммуникаций, становится едва ли не основной причиной нарушений психологической устойчивости молодой личности. Дисбаланс в социально-общественном развитии подростков возникает на фоне увеличенных физических и психологических нагрузок. Повышенная эмоциональность является следствием воздействия на растущий организм стрессовых ситуаций. Подобное состояние, в котором находится подросток или юноша, сопровождается ярко выраженной психоневрологической реакцией на окружающую обстановку.
На сегодняшний день в поведении молодых людей легко прослеживается повышенная эмоциональная возбудимость. Не трудно заметить моменты, когда у ребенка или подростка буйный восторг и необузданная радость резко сменяются состоянием апатии и безразличия. На фоне резких смен настроения и повышенной эмоциональности прослеживается постоянное ощущение беспокойства и ощущение тревоги [1], [2].
В медицинском аспекте, с точки зрения психологии и психосоматики, психику и нервную систему человека, пребывающего в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости, формирует комплекс естественных чувств и ощущений. Многим из нас хорошо знакомы страх, печаль, гнев и чувство неудовлетворенности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, в большей или меньшей степени. Сочетание негативных ощущений порождает у нас состояние тревожности, устойчивое ощущение тревоги и беспокойства. Отрицательные эмоции, на фоне которых формируется социальное поведение и собственное мировоззрение, возникают не на пустом месте. Причин для этого в нынешней обстановке предостаточно.
Тревожность среди школьников и студентов высших учебных заведений сегодня является одним из основных факторов, оказывающим влияние на качество жизни молодежи, на полноценное психическое и эмоциональное развитие молодой личности [11].
Решение проблемы тревожности у школьников носит комплексный характер и во многом опирается на тесное взаимодействие медиков с разными участниками социально-общественных отношений. Медицина в этом плане является одним из основополагающих направлений, на которое приходится изучение причин появления в раннем возрасте высокой тревожности, а также поиск противодействия этому явлению [6].
Повседневная жизнь человека сопровождается определенным состоянием, в котором постоянно пребывает личность в виду реакции нервной системы на внутренние и внешние раздражители. Поведению человека и его мировосприятию соответствует определенный уровень тревожности. У одних людей этот
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
уровень находится в норме, давая основания говорить об уравновешенности и адекватности личности. У других, наоборот, уровень тревожности находится на высоком уровне, влияя на его поведение, поступки и место в общественных отношениях. В каждом отдельном случае следует рассматривать уровень полезной тревожности, оптимальные показатели эмоционального восприятия окружающей обстановки [5], [12].
Для школьников и студентов, подрастающего поколения в целом, сегодня становится нормой увеличение уровня тревожности, что естественно вызывает тревогу как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и медиков. Налицо все факторы и признаки ухудшения психического состояния детей, которое проявляется в неадекватном восприятии происходящих вокруг обычных явлений и болезненной реакции на смену обстановки. Наблюдается склонность молодежи к неправильной оценке окружающих предметов и происходящих событий. Подросток намеренно создает для себя беспочвенные страхи, рисует окружающий мир в мрачных тонах [4].
Пребывание в мире собственных страхов и иллюзий, создает некомфортную атмосферу. Постоянное чувство тревоги способствует развитию внутренних комплексов, затрудняет межличностное общение и адаптацию сверстников в социуме [1].
Аффективные реакции (успех/неуспех) у подростков на события, ситуации и объекты создают коллапс, в котором оказывается не только эмоциональное состояние ребенка, но и его нервная система.
С точки зрения науки, нейрофизиологические процессы возникновения тревожности до конца не изучены. Существует предположение нейрохирургов, что высокую тревожность может вызвать повышенная активность лобных долей человеческого мозга. Многие известные специалисты в области психодинамики и психиатрии, такие как Зигмунд, Фрейд, Карл Юнг и Мелани Кляйн утверждали, что причиной тревожности является взаимодействие субъективного восприятия происходящих событий, эмоциональной зрелости и вегетативных явлений.
Проведенные исследования в 1979 году на базе Академии Медицинских наук под руководством О. Г. Мельниченко, выявили ряд факторов, характеризующие высокую тревожность. К ним относятся:
• неуравновешенность или фактор С;
• робость или фактор Н;
• неуверенность в собственном «я» или фактор О;
• взвинченность, напряженность или фрустрация, фактор Q4.
По мнению медиков, люди с высокой тревожностью обладают высокими притязаниям и в большинстве своем являются максималистами. С точки зрения биохимических процессов, в крови человека с высокой тревожностью наблюдается повышенное содержание молочной кислоты (лактата). Нередко у пациентов этой группы со временем выявляются проблемы в работе эндокринной системы, обнаруживаются серьезные нарушения функциональности вегетативной системы организма [5].
Ранее полученная информация в ходе изучения проблемы, может сегодня служить базовой моделью для оценки психологического состояния школьников и студентов, анализа влияния тревожности на социально-бытовые аспекты взросления и формирования личности. Используя классические и традиционные методы исследований психического состояния подростков в современных условиях, следует делать поправку на существование новых внешних раздражителей, на изменившуюся среду обитания молодого поколения.
Период взросления, который совпадает с учебой в школе, сопровождается формированием гормонального баланса в растущем организме. Именно на поведение подростка оказывает влияние гормональный фон, который в молодом, растущем организме крайне нестабилен. Характерный пример нестабильного эмоционального поведения, способствующего развитию тревожности - наступление половой зрелости. Для девочек это явление имеет наиболее ярко выраженные формы. Тревожность формируется на фоне биологических изменений в организме, связанных с изменением антропометрических параметров и появившихся менструаций. У девушек в результате может возникнуть неправильное восприятие происходящего. Личностные переживания и страхи, мнение окружающих, возможные последствия приводят к повышению уровня тревожности. Для мальчиков подобное явление так же может
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
быть связано с половой конституцией. Большинство психологических комплексов и необоснованных опасений связанно с мнимой половой несостоятельностью.
В огромной степени повышению уровня тревожности у подрастающего поколения способствуют социально-общественная окружающая обстановка, микроклимат в семье и в социуме. Появление новых средств коммуникаций привело к резкому снижению реальных физических контактов на уровне «человек -человек», «одноклассник - товарищ - друг», «сокурсники - коллеги- друзья». Значительно сужается круг реального общения и обмена эмоциями.
Факторы, которые приводят к развитию коммуникативных трудностей для юношей и подростков разнообразны. Сюда относятся диспозитивные факторы, связанные с проблемами со здоровьем и медленным психическим развитием. Психодинамические факторы, свойства характера и социокультурные факторы наносят отпечаток на образ жизни подростка, способствуют развитию принужденной робости и искусственных страхов [3].
Интернет, телевидение, компьютерные игры оказывают негативное воздействие на формирование коммуникативных личностных качеств подрастающего поколения. Под воздействием компьютерных игры и общения в социальных сетях подростки и молодые люди постепенно уходят от реальности, становятся заложниками виртуальной благополучной реальности.
Находясь постоянно за гранью реальности, в мире иллюзий, молодая, растущая личность испытывает острую нехватку реальной и объективной оценки происходящего. Возвращаясь в реальную обстановку, ребенок невольно с опаской оценивает происходящее, создавая для себя стереотипы и делая неправильные выводы [4].
На поведении молодых людей крайне отрицательно сказывается ограниченность личностных коммуникативных контактов на уровне дом, двор, улица и школа, институт. Отсутствие в жизни подростков объективной реальности со всеми сложностями, проблемами и трудностями, приводит к замкнутости и развитию внутренних комплексов. На сегодняшний день, по мнению психологов, школьники и студенты во многом лишены возможности получать реальный жизненный опыт, совершенствовать собственные навыки, качества и привычки [13].
Имеет место утверждение, что тревожность - это естественное состояние нервной системы человека, его психическая субъективная реакция на происходящие вокруг индивидуума процессы. Интенсивность переживаний и уровень тревожности зависят от типологических особенностей проявлений нервной системы. В частности, доказано, что дети, подростки, взрослые со слабой нервной системой склонны иметь высокую тревожность. С возрастом нервная система стабилизируется, человек обретает жизненный опыт и «иммунитет» на многочисленные социально-общественные и бытовые проблемы.
Разносторонние исследования, проводимые в разные годы, только подтвердили теорию зависимости тревожности от степени воздействия ретикулярной формации на кору головного мозга. У пациентов с высокой тревожностью больше величина кожно-гальванической реакции (КГР) в состоянии покоя, чем у пациентов с низким порогом тревожности [12].
Тестирование, проведенное с использованием психоаналитического опросника Тейлора, показало следующее. Среди детей младшего и среднего возрастов с высокой тревожностью 86% имеют слабую нервную систему и наоборот, всего 64% детей той же возрастной группы с низкой тревожностью имеют недостаточно устойчивую нервную систему.
Сильная и стабильная нервная система была подтверждена в ходе опроса у каждого шестого ребенка с высокой тревожностью, из 100 опрошенных и участвующих в тестировании. У каждого третьего подростка с низкой тревожностью проблем с нервной системой не наблюдалось. Анализируя полученные данные, психоаналитики и невропатологи пришли к выводу, что для детей с высокой тревожностью характерна инертность нервных процессов. В ходе исследований подтверждена слабая реакция периферийной нервной системы молодых людей на окружающую обстановку. В состоянии беспокойства и тревоги у молодых людей выявляется торможение по внешнему балансу [10].
Другими словами, у группы подростков с высокой тревожностью, среди школьников старших классов и студентов первых курсов прослеживается нарушение соотношения между процессами,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
отвечающими за возбуждение и торможение. Дисбаланс в существующую гармонию человеческих ощущений и чувств вносит эмоциональное состояние подростка, которое сегодня легко подвержено коррекции со стороны средств подачи информации и психологическому давлению со стороны общества и социальной группы [18].
Несмотря на то, что состояние тревожности в большинстве случаев считается нормальной реакцией нервной системы человека на окружающую обстановку, в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей с психическими отклонениями и нарушениями работы нервной системы. Сложившаяся обстановка вызывает опасения, так как во многом причиной развития неврозов и психиатрических заболеваний среди школьников и студентов становится чрезмерная, повышенная тревожность. Оценка нынешней ситуации с состоянием здоровья подростков заставляет говорить педагогов и медиков о необходимости четкого планирования адаптации молодого поколения к умственным нагрузкам во время учебы.
Появилась необходимость проведения разъяснительной работы среди школьников на предмет реального отношения к происходящим событиям и реальным фактам. Молодое поколение нуждается в оптимизации собственного личного времени и повышения продуктивности саморазвития [9].
На примере практических исследований по методу Спилбергера и Ханина студентов первых курсов и учеников старших классов общеобразовательных школ удалось обнаружить следующее. Адаптационные возможности студентов и школьников сильно различаются в разные периоды обучения. Можно говорить о росте состояния тревожности по мере увеличения учебных нагрузок. При отсутствии реальных сложностей и трудностей молодые люди становятся общительными, налицо высокий эмоциональный фон, с преобладающими положительными эмоциями. По мере увеличения учебных нагрузок, появления непредвиденных форс-мажорных ситуаций, эмоциональное состояние подростков кардинально меняется. Чувство беспокойство и страх перед возможными сложностями и трудностями приводят к состоянию дискомфорта. Тревожность переходит на новый уровень, постоянные страхи и тревога становятся постоянными ощущениями [7].
Подобное состояние подкрепляется отсутствием жизненного опыта и реальных инструментов, позволяющих решать возникшие проблемы и поставленные задачи. Виртуальный мир, в котором пребывают школьники, не может в данной ситуации показать естественного механизма преодоления трудностей.
Школьники старших классов, более 70% к концу первого семестра демонстрируют низкую тревожность, тогда как для студентов в этот период наоборот, характерны максимальные показатели роста тревожности. Связано это с наступлением зимней сессии. Количество стрессовых ситуаций значительно увеличивается, студенты начинают осознавать степень своей подготовки, находясь под постоянным грузом ответственности [19].
Для студентов старших курсов тревожность тоже явление естественное, однако, уже не носит такой массовый и обостренный характер. Такая ситуация связана с тем, что молодые люди уже сумели адаптироваться к сложившейся обстановке. Произошла ломка динамических стереотипов предыдущих условий жизнедеятельности и отношения к учебе. С ростом умственных нагрузок у молодых людей с нормальной устойчивой нервной системой происходит адаптация к нагрузкам, формируются защитные психоневрологические реакции на происходящие вокруг процессы [13].
Помочь детям в данном случае могут взрослые. Родители и педагоги в состоянии значительно снизить общественное давление, оказываемое на подростков и молодых людей в процессе ежедневного общения.
Грамотная подача постановки решения проблемы, спокойное общение и отсутствие бытовых конфликтов снимают возникшее напряжение у школьников и студентов. Ребенок должен получать от взрослых подсказки реального способа решения вопросов, психологическую поддержку и физическую помощь в преодолении трудностей [8].
Как один из методов коррекции стресса и снижения уровня тревожности, хорошо зарекомендовала себя мезодиэнцефальная модуляция (МДМ-терапия) [14], [15], [16], [17].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Достижение успеха даже в малом, самостоятельное решение определенной задачи на определенном этапе значительно подымает самооценку подростков. Появляется реальная почва для увеличения в сознании молодого человека положительных эмоций. Молодая личность старается найти выход своему эмоциональному состояние, расширяя свой круг общения, тем самым формируя положительные личностные качества.
Список используемой литературы:
I. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. -М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2007. - 416 с.
2. Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 148-157.
3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект. - 2009. - 943 с.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, - 2011. - 256 с.
5. Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Взаимосвязь уровня а-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-4. - С. 72-75.
6. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. // Казань: Изд-во Казанского университет. - 2011. - С. 102-103.
7. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги - Психологический журнал. -1992. - №5. - С. 42.
8. Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения. Дисс. . канд. псих. наук. -СПб., 1997 г. - С. 55.
9. Бусловская Л.К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам // Современные проблемы науки и образования - 2006 г. - № i. - С. 38.
10.Божович Е.Д. Психические особенности развития личности подростка // - М.: Знание. - 1979. - С. 5-13.
II.Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-6. - С. 89-92.
12.Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Самусенкова К.В., Смирнова А.Д. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления у стоматологических пациентов на приеме у врача-стоматолога ортопеда // Успехи современной науки и образования. - 2016. Т. 1. - № 3. -С. 26-28.
13.Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Этиотропный подход в анализе и диагностике состояния тревожности у студентов медицинского университета // Успехи современной науки и образования. - 20i6. - Т. 4. - № 8. - С. 93-98.
14.Юмашев А.В., Адмакин О.И., Локтионова М.В., Михайлова М.В., Нефедова И.В. МДМ-терапия в послеоперационной реабилитации пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 3. - № 7. - С. 168-172.
15.Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. - 2016. - № 2. - P. 10-12.
16.Yumashev A.V., Gorobets T.N., Utyuzh A.S., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Klinische und pathologischgenetische begründung der anwendng des mdm-verfahrens in der korrektur von stressstörungen // Europaische Fachhochschule. - 2016. - № 4. - P. 8-12.
17.Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of mesodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 19. С. 93911.
18.Utyuzh A.S., Admakin O.I., Nefedova I.V., Zaharov A.N., Yumashev A.V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. - 2016. - P. 45-49.
19. Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Admakin O.I., Nefedova I.V., Danilevskaja A.Y. Study of reactive anxiety level among the students of medical university // European Journal of Humanities and Social Sciences. - 2016, - №2, -P. 45-48.
© Барсукова Е.В., 2016
УДК 796.035
Богомолов Антон Сергеевич
бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] Москаленко Игорь Сергеевич доцент СПбГАСУ, канд. пед. наук, [email protected] Фещенко Дмитрий Евгеньевич, бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] г. Санкт-Петербург
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ПРИ ГИПОТАЛАМИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА
Аннотация
В статье рассматривается применение лечебной физкультуры при гипоталамическом синдроме пубертатного периода.
Ключевые слова
Гипоталамический синдром пубертатного периода, ожирение, лечебная физкультура, подросток.
Гипоталамический синдром пубертатного периода - самое частое эндокринно-обменное заболевание подростков.
Заболевание начинается в препубертатном или раннем пубертатном возрасте и проявляется в возрасте от 10 до 20 лет. Средний возраст больных - 16-17 лет. Факторами риска могут быть патология беременности, перинатальная энцефалопатия, нейротоксикоз и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, стрессы, употребление гормональных контрацептивов и анаболиков, беременность и аборты у несовершеннолетних. В 100% случаев страдают ядра гипоталамуса и аденогипофиз. Это - заболевание с вторичным, не связанным с дефицитом лептина, ожирением. Гипоталамический синдром пубертатного периода может развиваться у подростков, уже имеющих первичное лептинзависимое ожирение.
Гипоталамический синдром пубертатного периода - самое частое эндокринно-обменное заболевание подростков.
Симптомы.
Самый заметный симптом — это ожирение и растяжки на теле. Также возникают почти постоянные головные боли, усталость. Физическая работоспособность снижена. Подростки выглядят старше и производят впечатление лиц отменного здоровья. Рост, как правило, высокий. Лишняя масса достигает 3540 кг. У большинства больных выявляются нервно-психические нарушения: раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, головные боли, подавленное настроение, депрессивные состояния. Иногда больные отказываются от посещения школы, предпочитают проводить время в одиночестве.