Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КЛАСТЕРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГРУЗ / ПАССАЖИРЫ / ТРАНСПОРТ / LOGISTICS / CLUSTERS / LOGISTICS COSTS / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / CARGO / PASSENGERS / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич

В данной статье авторами рассмотрены особенности управления региональной транспортно-логистической системой. Интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Акцентируется внимание на необходимости приоритезации региональной политики России. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя полюса роста, которые предопределяют социально-экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM MANAGEMENT

In this article, the authors consider the management features of the regional transport and logistics system. The integrated methodological approach aimed at assessing and improving the competitiveness of the region reflects the basic idea-the region's participation in the struggle for positions in the interregional and global competition of growth poles, in which competitive economic complexes and clusters develop, conditions are created for attracting and retaining capital. Attention is focused on the need to prioritize Russia's regional policy. Several leading regions in terms of competitiveness form growth poles around themselves that determine the socio-economic development of the country.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ»

УДК 656.1

DOI 10.23672/d8738-6233-1754-m

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Сенин Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Manager of Department of the Organization Traffic and Road Traffic, Kuban State

Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior teacher of Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Ivan S. Senin

Senior teacher of Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

FEATURES OF REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены особенности управления региональной транс-портно-логистической системой. Интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Акцентируется внимание на необходимости приоритезации региональной политики России. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя полюса роста, которые предопределяют социально-экономическое развитие страны.

Ключевые слова: логистика, кластеры, логистические издержки, транспортно-логистическая система, груз, пассажиры, транспорт.

Annotation. In this article, the authors consider the management features of the regional transport and logistics system. The integrated methodological approach aimed at assessing and improving the competitiveness of the region reflects the basic idea-the region's participation in the struggle for positions in the interregional and global competition of growth poles, in which competitive economic complexes and clusters develop, conditions are created for attracting and retaining capital. Attention is focused on the need to prioritize Russia's regional policy. Several leading regions in terms of competitiveness form growth poles around themselves that determine the socio-economic development of the country.

Keywords: logistics, clusters, logistics costs, transport and logistics system, cargo, passengers, transport.

Одним из ключевых полюсов роста России является Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область. Уникальное геостратегическое

положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков, морская и сухопутная государственные границы) и высокий уровень развития инфраструктуры (ключевые южные транспортные артерии и порты Азово-Черноморского

бассейна) позволяют Краснодарскому краю занять лидирующее место в формировании Южного торгово-транспортно-логистического кластера.

Транспортная система Краснодарского края включает в себя разветвленную сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог, морские порты, внутренние водные пути, аэропорты, портовые терминалы, нефте- и газопроводы. Наиболее широко распространенным видом транспорта является автомобильный. Он занимает лидирующее положение, как по объему перевозок грузов, так и пассажиров.

Кубань прочно удерживает одно из первых мест в России по количеству автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог края превышает 27 тыс. км, в т.ч. 25 тыс. км с твердым покрытием, общего пользования - 10,2 тыс. км. Плотность автомобильной сети составляет более 390 км/1000 кв.м. Автомобильный парк Краснодарского края - это более 31 тысячи автобусов, 178 тысяч грузовых автомобилей, более 1,1 млн легковых автомобилей.

Уникальное географическое положение края обуславливает появление большого количества иногороднего автомобильного транспорта, в летнее время увеличение пассажиропотока. Посезонно наблюдается цикличность при перевозке сельхозпродукции автотранспортом [1].

Пассажирские перевозки в крае осуществляют более 8,5 тысяч владельцев автобусов и легковых автомобилей. Основной объем перевозок пассажиров, включая социально-значимые перевозки, по маршрутам общего пользования выполняется автобусами специализированных автотранспортных предприятий различных форм собственности.

Грузовые перевозки в крае осуществляются не только специализированными грузовыми автотранспортными предприятиями, которых в крае 24, но и частными перевозчиками. Дол государственных предприятий в объеме перевозок сократилась до 4 %. Грузооборот автомобильных перевозок составляет более 4,3 млрд тоннокиломет-ров в год. Протяженность железных дорог в Краснодарском крае свыше 2,7 тыс. км и объединяет в себе 11 дистанций пути: Тихорецкую, Кавказскую, Армавирскую, Белореченскую, Туапсин-скую, Сочинскую, Краснодарскую, Новороссийскую, Тимашевскую, Староминскую, Горячий Ключ и две дистанции лесонахождения: Тихорецкую и Туапсинскую. Длина приемо - отправочных и станционных путей составляет 1578,8 км., подъездных путей - 237,5 км.

Плотность железных дорог в крае высока: на каждые 1000 кв. км. Территории приходится 36,4 км железных дорог, что значительно выше, чем в среднем по стране (5 км.). Основные магистрали: Армавир - Ростов-на-Дону - участок Северо-Кавказской железной дороги Ростов-на-Дону - Владикавказ - Баку; Краснодар - Туапсе - Тбилиси-Ереван; Краснодар - порт Кавказ- Симферополь и др.

Основные грузопотоки ориентированы на морские порты края. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают нефть, нефтепродукты, лес, лесоматериалы, химические удобрения, зерно, сахар, цемент и строительные грузы. Грузооборот составляет свыше 21,4 млрд тн-км в год, пас-сажирооборот - 4,4 млрд пассажирокилометров.

На территории Краснодарского края функционируют восемь морских портов, открытых для международного сообщения: Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк, Порт Кавказ, Сочи, Анапа, Геленджик; и речной порт Краснодар. На их долю приходится до 40 процентов грузооборота всех портов Российской Федерации. Крупнейшая судоходная компания - ОАО «Новороссийское морское пароходство». В морских портах края в 2006 году переработано 117,9 млн тонн внешнеторговых грузов.

Порты Новороссийск и Туапсе - крупнейшие в России - принимают суда с осадкой 12 и более метров, обеспечивают перевалку более 100 млн тонн внешнеторговых и транзитных грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта. Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк, Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик специализируются на обслуживании пассажирских перевозок, так как они расположены в санаторно-курортной зоне, на побережье Черного моря [2].

Новороссийск - крупнейший глубоководный порт России. На территории порта расположено более 50 грузовых причалов. Основными грузами являются нефть и нефтепродукты, цемент, металл, зерно, сахар-сырец, контейнеры, прочие генеральные грузы.

Кубанское речное пароходство - обеспечивает перевозки грузов по внутренним водным путям России и в судах смешанного «река-море» плавания.

По территории края проходит лишь одна судоходная река Кубань. Протяженность судоходной части реки - 488 км. (включая путь для маломерных судов). Условия судоходства до зарегулирования стока (Краснодарское водохранилище) были сложными: быстрое течение, рыхлые, постоянно размываемые берега, отложении наносов в русле часто меняли фарватер. В настоящее время условия судоходства улучшены, и река стала важной магистралью для перевозки строительных материалов и других грузов. Кроме того, осуществляется и перевозка пассажиров, однако объемы пассажироперевозок незначительные.

Трубопроводный транспорт один из наиболее эффективных видов транспорта. В пределах Краснодарского края он осуществляет транспортировку нефти, нефтепродуктов, природного и попутного газов. В настоящее время в крае эксплуатируется около 10 тыс. км магистральных трубопроводов. Наиболее крупными нефтепроводами в крае считаются: Грозный - Белореченск - Туапсе ( к нему подключены линии от краснодарских и майкопских нефтепромыслов); Майкоп - Краснодар; Тихорецк - Новороссийск; Тихорецк -

Туапсе, Тихорецк - Малгобек, Тихорецк - Лисичанск; Грозный - Армавир - Ростов-на-Дону -Донбасс. Почти все нефте- и газопроводы в крае расположены параллельно основным железнодорожным магистралям. Диаметр труб магистральных газопроводов составляет 1200-1400 м, нефтепроводов - 1020-1220 мм и более.

На сегодняшний день эксплуатацией трубопроводов и перевалкой нефти и нефтепродуктов на Кубани занимается ОАО «Черномортранснефть», принадлежащее ОАО «Транснефть». Через территорию края проходят трассы крупнейших нефтепроводов: АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» и ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум».

Современный авиатранспорт - сложный комплекс взаимосвязанных служб и производств. Он включает: парк самолетов, летный технический, диспетчерский, ремонтно-вспомогательный персонал, радиостанции, радиолокационный комплекс, службу погоды, взлетные полосы и т.д. В Краснодарском крае действуют международные аэропорты федерального значения - Краснодар (около 2 млн пассажиров), Сочи (более 2 млн пассажиров), аэропорт федерального значения Анапа (0,4 млн) и региональный аэропорт Ейск, Геленджик (0,2 млн пассажиров). Остальные аэропорты обеспечивают лишь внутреннее авиасообщение [3].

Опорными центрами региона, помимо Краснодарской и Сочинской агломераций, являются крупные транспортно-логистические и индустриальные узлы - города Армавир, Кропоткин, Тихорецк, Лабинск, Курганинск, Тимашевск, Кореновск, Крымск, Новороссийск, Туапсе. (стратегия развития КК до 2030 г.). В регионе функционирует большое число логистических компаний, в том числе «ВМ - Логистик», «Южный берег», «ВТТ Сервис», «Shop - Logistics», «Возовоз», «Очаковская», «Русмарин», « МегаПеревозчики», «Н-Транс Логистик», «Иннова логистикс», « New Easy Way», «Сервис логист» и другие.

Кластерный подход к развитию региона отраженный в стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года является приоритетным направлением управления отраслями экономики. В отличие от традиционного, отраслевого подхода, развитие кластеров, по мнению многих экспертов, позволит повысить конкурентоспособность региона в рамках государства и мирового рынка.

Приведенный в стратегии анализ ключевых показателей Краснодарского края, и сформированный на их основе портфель приоритетных программ, позволяет сделать вывод о наличие большого потенциала развития региона. Но, в свою очередь, перечисленные приоритетные программы

Литература:

1. Коновалова Т.В. Основные направления оптимизации транспортно-логистических затрат предприятия торговли / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян // В сборнике: Научно-технические аспекты

показывают ключевые проблемы региона, особенно в развитии торгово-транспортно-логисти-ческого кластера. А именно - необходимость создания сети новых региональных автомобильных дорог и усиления железнодорожного сообщения на ряде направлений. Развитие транспортных систем городских агломераций Краснодарского края. Развитие интермодальных транспортно-коммуникационных узлов на территориях аэропортов, морских портов, железнодорожных станций и автостанций.

Как отмечают российские и зарубежные исследователи, основной проблемой формирования транспортно-логистического кластера, помимо наличия минимально необходимого количества взаимосвязанных инфраструктурных объектов, является проблема управления, как на этапе формирования, так и на этапе развития кластера.

Создание системы управления кластером и разработка методики оценки и анализа эффективности его деятельности с последующим мониторингом возможно за счет создания платформы, объединяющей общеотраслевые решения и дополнительные возможности для взаимодействия разных участников рынка. Наличие в структуре предлагаемой платформы различных зон ответственности, а именно научно-исследовательской и кадрового обеспечения позволит осуществлять деятельность кластера более эффективно. Научно-исследовательское подразделение необходимо:

- для проведения исследований в области логистики и управления цепями поставок;

- анализа современных логистических концепций и технологий;

- разработки мероприятий по внедрению современных логистических концепций и технологий;

- проектированию и оптимизации цепи поставок, транспортных операций, оптимизации запасов, планирования производства, моделирования цепи поставок, практикоориентированного анализа разработок.

Подразделение кадрового обеспечения можно условно разделить на два сектора: формирование кадров для деятельности участников кластера и кадров для научно-исследовательского подразделения.

Кроме того, для проверки проектных решений на этапе создания и этапе функционирования необходимо проведения мониторинга состояния улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры и территорий предприятий, в том числе, и экологический мониторинг для оценки влияния технических и технологических решений.

Literature:

1. Konovalova T.V. Main directions of optimization of transport and logistics costs of the trade enterprise / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan // In the collection: Scientific and technical aspects of the development

развития автотранспортного комплекса Материалы V международной научно-практической конференции. Горловка, 2019. С. 286-289.

2. Коновалова Т.В. Методы снижения транс-портно-логистических затрат предприятия торговли / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян, М.А. Кузьмина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 217-220.

3. Коновалова Т.В. Пути оптимизации транс-портно-логистических затрат торгово-производственных предприятий / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 145-147.

of the transport complex Materials of the V international scientific and practical conference. Gorlovka, 2019. P. 286-289.

2. Konovalova T.V. Methods for reducing transport and logistics costs of a trade enterprise / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, M.A. Kuzmina // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2019. № 4. P. 217-220.

3. Konovalova T.V. Ways to optimize transport and logistics costs of trade and production enterprises / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan // Humanities, socioeconomic and social Sciences. 2020. № № 1. P. 145-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.