УДК 330.322
Кирий Консуэлла Алексеевна
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры прикладной математики
Кубанского государственного технологического университета
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент
заведующая кафедрой организации перевозок
и дорожного движения Кубанского
государственный технологический университета
tan_kon@mail .ru
Надирян София Левоновна
ассистент кафедры организации перевозок
и дорожного движения Кубанского
государственного технологического университета
Konsuella A. Kiry
candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of Applied mathematics of the Kuban state technological university [email protected] Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, associate professor manager of chair of the organization
of transportations and traffic, Kuban state technological university"
tan_kon@mail .ru
Sofia L. Nadiryan
assistant to chair of the organization
of transportations and traffic Kuban state technological university [email protected]
Оценка эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах
Assessment of efficiency of investments in transport and logistic systems
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы оценки эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах, которые в условиях применения программно-целевого подхода к финансированию транспортных систем приобретают важное значение с точки зрения рационального использования бюджетных средств различных уровней.
Ключевые слова: транспортно-логистическая система, логистические цепи, инвестиции, материальные потоки, финансовые потоки, валовый доход, общие затраты, функция издержек, постоянные затраты,переменные затраты .
Annotation. In the article the main problems of the efficiency of investments in transport and logistics systems in the conditions of use of program-target approach to the financing of transport systems is essential from the point of view of rational use of budget funds of different levels.
Keywords: transport and logistics system, supply chain, investment, financial flows, cash flow, gross profit ,total costs ,the function of costs, fixed costs ,variable costs.
Вопросы оценки эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах в условиях применения программно-целевого подхода к финансированию транспортных систем приобретают большое значение с точки зрения рационального использования бюджетных средств различных уровней. Транспортно-логистическая система региона - это система, позволяющая обеспечить перемещение требуемого количества грузов (пассажиров) в заданную точку по оптимальному маршруту за требуемое время с наименьшими затратами. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ с момента закупки материалов до момента приобретения товара конечным потребителем. Существенную часть стоимости составляет добавленная стоимость, связанная с транспортно-логистическими затратами в каждом звене в цепи «производитель - потребитель». Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.
Оптимизация движения материальных потоков в транспортно-логистических системах во многом достигается за счет улучшения их обслуживания финансовыми потоками [1,3]. Финансовые ресурсы можно преобразовать в любые другие виды: товары, услуги, информацию, труд и т.д. В связи с этим рациональное движение потоков финансовых ресурсов - важное условие эффективного функционирования транспортно-логистической системы региона.
Финансовый поток в логистике - это движение финансов, не только внутри логистической системы, а также между логистической системой и внешней средой, необходимое для обеспечения эффективного движения материального потока.
Финансовые потоки разнообразны по составу, направлению, назначению и другим признакам. В целях оптимизации движения финансовых потоков в логистических системах их необходимо классифицировать.
По направлению движения потоки можно разделить на положительный и отрицательный. Эти потоки взаимосвязаны: недостаточность объемов одного вида в конкретный отрезок времени обуславливает сокращение объемов другого вида. В связи с этим в системе управления финансовыми
потоками они должны рассматриваться как комплексный объект управлениях [1,2].
Основной целью оптимизации движения финансовых потоков при организации транспортно-логистической системы региона является обеспечение движения материальных потоков финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования (инвестиций).
Это движение обусловлено не только объемом финансирования, но и местом (точкой воздействия) инвестиций. Такими точками будем считать узлы логистических цепей. Местоположение узлов должно быть привязано к транспортным узлам региональной логистической системы. Это необходимо для согласования управления материалопотоками в узлах, распределения функций элементов (участников) транспортно-логистической системы.
Основными потоками ресурсов, образующими узел, являются финансовые, информационные и материальные. Все эти потоки постоянно или с определенной периодичностью подвергаются влиянию факторов внешней и внутренней среды, а также целенаправленным управляющим воздействиям.
Оценить эффективность инвестиций в транспортно-логистической системе региона возможно по валовым или предельным доходам и издержкам (рисунок 1) .
Ввод значений СК АСК РС, VC, V, Ц, С(х)
Рисунок 1 - Модель оценки экономическая эффективности транспортно- логистической системы
Сокращения:
GR - валовый доход (англ. gross revenue);
AGR - дополнительный валовой доход (добавленная стоимость); TC - общие затраты (англ. total cost) или валовые издержки; VC - переменные затраты (англ. variable costs); FC - постоянных затраты (англ. fixed costs);
V - средневзвешенные удельные переменные издержки на единицу продукции;
Q - количество произведённой продукции; MC - предельные издержки (англ. marginal cost);
С(х) - функция издержек;
ТЛС - транспортно-логистическая система
Комплексный подход к управлению всеми видами потоков должен учитывать следующую особенность: применение методов и моделей управления должно быть направлено на изменение максимально возможного числа характеристик ресурсопотоков, что может позволить через воздействие на финансовые потоки управлять движением материалов. Использование методов ценообразования и формирования себестоимости, применяемых при расчете возможной стоимости привлечения ресурсов и определения цены конечного продукта, позволит соотнести такие параметры, как «затраты на создание продукта», «предельная полезность конечного продукта для потребителей», «проектируемые финансовые результаты функционирования системы».
В предложенной модели, выбрав инструменты и методы управления, можно, комбинируя их, управлять потоками через воздействие в узлах.
Управляющие воздействия в узлах носят целенаправленный характер - в результате моделирования меняются входящие и исходящие параметры узлов или значения и направленность образующих их финансовых и материальных потоков. Чаще всего целью моделирования, а, соответственно, и процесса управления, является изменение величины, времени или стоимости потока (инвестиций), направляемого на финансирование канала распределения. В этой связи узлы, в которые входят все задействованные в процессе распределения потоки, подлежат воздействию. В процессе моделирования также учитывают местоположение узлов в организационной структуре управления и в региональной транспортно-логистической системе, хотя оно и не является единственно возможным. В ряде случаев целесообразно изменить организационную структуру или положение в ней узлов, для того, чтобы обеспечить к ним доступ.
Литература
1. Влияние транспорта на инвестиционную привлекательность
региона.
Надирян С.Л., Дудник Д.Ю., Гибашева А.О. Вестник Сибирской
государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 5. - С. 146-150.
2. Влияние инвестиций в основной капитал транспорта на развитие
экономики региона. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Вестник Саратовского
государственного технического университета. 2013. Т. 2. № 2c (71). - С. 333-
336.
3.Оптимизация инвестиций транспортно-логистическую
деятельность предприятия. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Гуманитарные,
социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. - С. 208-210.
References
1. The impact of transport on the investment attractiveness of the region. Nadiryan S.L., Dudnik D.O., Gabasawa S.A. Bulletin of the Siberian state automobile-road Academy. 2013. № 5.- P. 146-150.
2. The impact of investment in fixed capital, transport to the economic development of the region. Konovalova T.V., Nadiryan S.L. Bulletin of Saratov state technical University. 2013. S 2. N 2c (71). - P. 333-336.
3. Optimization of investment in transport and logistics activities of the enterprise. Konovalova T.V., Nadiryan S.L. Humanitarian, socio-economic and the social Sciences. 2013. № 3. - P. 208-210.