УДК 37.013.42
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета [email protected]
Кузьмина Марина Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета [email protected]
Надирян София Левоновна
ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета [email protected]
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, the associate professor managing department of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university [email protected]
Marina A. Kuzmina
Candidate of Law Sciences, associate professor department of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university [email protected]
Sofia L. Nadiryan
assistant to department of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university [email protected]
Подходы к выбору вида транспорта при осуществлении международных транспортных операций
Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к выбору вида транспорта при осуществлении международных транспортных операций. Важнейшей стратегической задачей развития транспортного комплекса как в России, в целом, так и в Краснодарском крае, в частности, является развитие его транспортной инфраструктуры в целях формирования на территории края макрорегионального центра дистрибуции товаров и услуг.
Ключевые слова: экономика, финансы, экспорт, импорт, транспорт, международные перевозки, транспортные операции.
Approaches to
the choice of mode of transport for international transport operations
Annotation. This article discusses approaches to the selection of the mode of transport for international transport operations. The main strategic objective of development of transport complex of Russia as a whole, and Krasnodar region is the development of transport infrastructure in order to create in the territory of the macro-regional distribution center for goods and services.
Keywords: economics, finance, export, import, transport, international transport, transport operation.
Важнейшей стратегической задачей развития транспортного комплекса как России, в целом, так и Краснодарского края, является развитие его транспортной инфраструктуры в целях формирования на территории края макрорегионального центра дистрибуции товаров и услуг
[1]. Географическое положение Краснодарского
,
его территории создает благоприятные условия для эффективного развития международной торговли и осуществления международных транспортных операций [2].
Транспортные операции во внешней торговле намного сложнее, чем операции, выполняемые на внутреннем рынке. Это связано с большими расстояниями, большим числом сторон, задействованных в процессе перевозки, а также наличием специфических факторов и условий транс-
[3].
Транспортное обеспечение внешнеэкономических сделок является одним из важнейших элементов их эффективной реализации.
Одной из особенностей транспортного обеспечения является то, что продукция транспорта
выступает на международных рынках как объект купли-продажи, а поэтому подвержена воздействию всех факторов, влияющих на развитие мировой экономики. Другой особенностью явля-
ется чувствительное восприятие на международных транспортных рынках качества транс,
транспортных услуг [4].
Таблица 1
Объем внешней торговли транспортными услугами в отраслях транспортного комплекса, млн долл США
№ п/п Виды транспорта внешнеторговый оборот в том числе
экспорт импорт
2015 год 2016 год 2016 год в % к 2015 году 2016 год в % к 2015 году 2016 год в % к 2015 году
1 Транспортный комплекс, всего 5712 5590 97,9 99,3 96,0
пассажирские перевозки 1660 1726 104,0 100,7 109,1
грузовые перевозки 2082 1905 91,5 95,0 88,9
вспомогательные и дополнительные транспортные услуги 1970 1959 99,4 100,9 96,0
1.1 водный транспорт 1771 1771 100,0 104,7 93,5
1.2 воздушный транспорт 3199 3119 97,5 98,1 96,7
1.3 железнодорожный транспорт 433 387 89,4 79,3 107,2
1.4 автомобильный транспорт 313 313 100,0 107,9 86,3
2 трубопроводный транспорт 392 430 109,7 110,1 66,7
3 космический транспорт 19 0 - - -
4 прочие сопутствующие и вспомогательные транспортные услуги 74 82 110,8 151,5 78,0
5 почтовые и курьерские услуги 36 74 205,6 218,8 100,0
Рассмотрим подробнее объем внешней торговли транспортными услугами в отраслях транспортного комплекса РФ за I квартал 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года (табл. 1).
Анализируя данные таблицы № 1, можно сделать вывод, что более половины объема внешней торговли транспортными услугами (в стоимостном ) ,
28,4 % - водным транспортом (рис. 1). Лишь 5,02 % общего объема приходится на автомобильный .
Аналогичная ситуация наблюдается и в Красно: -
портно-импортных операций и развитие различных отраслей экономики: аграрного, промышленного, рекреационного, туристического комплексов и других, - на сегодняшний день привели к снижению уровня перевозок, осуществляемых на автомобильном транспорте и увеличению доли грузооборота. В последнее время технология международных перевозок связана с использованием грузовых терминалов и терминальных комплексов [5].
0.30% - 1,19%
6,29%-х I Р ..-0,58%
28,40%
51,29%
□ водный транспорт
■ воздушный транспорт
□ железнодорожный транспорт
□ автомобильный транспорт
■ трубопроводный транспорт
□ космический транспорт
и прочие сопутствующие и вспомогательные транспортные услуги
□ почтовые и курьерские услуги
Рисунок 1 - Распределение объема внешней торговли транспортными услугами по отраслям транспортного комплекса
В мировых экономических связях (^бенно в нального вида транспорта важное место занимает
условиях финансового кризиса) при выборе рацио- предварительная оценка, которая обычно основы-
вается на различных качественных критериях. На основе приоритета отдельных критериев, ранжирование может служить основанием для выбора
отдельных видов транспорта при международных
.
2 .
Таблица 2
Ранжирование критериев при выборе вида транспорта
Критерий, Железнодорожный Водный Автомобильный Воздушный
влияющий на выбор транспорта транспорт транспорт транспорт транспорт
Стоимость перевозки 2-3 1-2 4 5
Время доставки 3 4 2 1
Надежность соблюдения 2 4 1 3
сроков доставки
Возможность перевозить разные грузы 2 1 3 4
Способность доставки груза «от двери до двери» 2 4 1 3
Безопасность 3 4 1 2
,
или иного вида транспорта относятся экономическая целесообразность его использования и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. Нередко различные виды транспорта взаимозаменяемы, и здесь уже все зависит от выбора грузовладельца. Тем не менее, на решение использовать тот или иной вид транспорта оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов:
- географические и сезонные условия;
- степень развитости инфраструктуры;
-
перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; - ;
; -
тельной базы и множество других.
, -
порта накладывает свой отпечаток проблема альтернативности маршрута доставки, возможность использовать прямое или смешанное сообщения.
В современных экономических и политических условиях весьма актуальны вопросы выбора вида транспорта при осуществлении международных транспортных операций. Существует множество подходов к решению данной задачи, практически все из которых основаны на анализе достоинств и недостатков конкретного вида транспорта. Это обусловлено в первую очередь коммерческими интересами грузовладельцев, которые стремятся к снижению транспортных
затрат в себестоимости своей продукции [6; 7].
,
транспортных операций в ВВП России и ВРП региона, необходимо учитывать в первую очередь поступления в бюджет от данного вида деятельности. В связи с тем, что грузовладельцами зачастую являются не российские предприятия и организации, снижение их затрат не входит в приоритет развития российской экономики. Соблюдение баланса интересов в области международных перевозок - это сложная комплекс, -
номической ситуации безусловно будет способствовать увеличению объемов внешней торговли транспортными услугами.
Литература:
1. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. N 1465-КЗ О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 апреля 2008 года.
2. Кузьмина МЛ. Приоритетные направления в развитии международных транспортных коридоров на территории России / МЛ. Кузьмина, С.Л. Надирян, А.О. Недашковская //Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 6. С. 39-48.
3. . .
обеспечению безопасности перевозочного процесса к перевозчикам разных организационно-правовых форм / Т. В. Коновалова, МЛ. Кузьмина, МЛ. Миронова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 4. С. 421-430.
Literature:
1. The Law of Krasnodar territory from April 29, 2008 № 1465-KZ On strategy of socio-economic development of Krasnodar region up to 2020 Adopted by the Legislative Assembly of Krasnodar region on 16 April 2008.
2. Kuzmina M.A. Priority areas in the development of international transport corridors on the territory of Russia / M.A. Kuzmina, S.L. Nadiryan, A.O. Nedash-kivska // Scientific works of the Kuban state technological University. 2015. № 6. P. 39-48.
3. Konovalova T.V. Features requirements to ensure the safety of the transportation process to the carriers of different organizational-legal forms / T.V. Konovalova, M.A. Kuzmina, M.P. Mironov // Scientific proceedings of Kuban state technological University. 2015. № 4. P. 421-430.
4. Кузьмина МЛ. Транспортное право (автомобильный транспорт) : учебное пособие. Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар., 2010. 216 с.
5. . . -
центры в региональной транспортно-логистической / . . , . . // -нитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 311-313.
6. . .
транспортного обслуживания производственных / . . , . . , . . // , -экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 38-40.
7. . .
транспорт производственных предприятий при выборе инсорсинга или аутсорсинга / Т.В. Коно-, . . , . . // -манитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 198-200.
4. Kuzmina M.A. Transport law (road transport) : textbook Ed. FGBOU VPO «Kuban state University». Krasnodar, 2010. 216 p.
5. Konovalova T.V. Transport and logistics centres in regional transport and logistics system / T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2013. № 2. P. 311-313.
6. Konovalova T.V. The Method of selection of system of transport service of production enterprises / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, A.O. Nedash-kivska // Humanitarian socio-economic and social Sciences. 2015. № 11-2. P. 38-40.
7. Konovalova T.V. Analysis of the total cost of transport of the industrial enterprises in the choice of insourcing or outsourcing / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, A.O. Nedashkivska // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2016. № 6-7. P. 198-200.