Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития транспортного комплекса Краснодарского края'

Состояние и перспективы развития транспортного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2824
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

В статье рассмотрено состояние и перспективы транспортного комплекса Краснодарского края. Проанализирован автомобильный парк, объемы перевозок грузов и пассажиров, а также уровень транспортного обслуживания населения. В последние годы в Краснодарском крае наблюдается рост автомобильного парка, объемов перевозок. Это связано с развитием торговли, строительства, сельского хозяйства. Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом. В статье описаны факторы, способствующие инвестиционной привлекательности края и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития транспортного комплекса Краснодарского края»

УДК 65.011

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета tan_kon@mail.ru Надирян София Левоновна

ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения

Кубанского государственного технологического университета

sofi008008@yandex.ru

Konovalova Tatyana Vyacheslavovna

сandidate of Economic Sciences, associate professor,

manager of chair of the organization of transportations and traffic

of the Kuban state technological university

tan_kon@mail.ru

Nadiryan Sofiya Levonovna

assistant to chair of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university sofi008008@yandex.ru

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF A TRANSPORT COMPLEX OF KRASNODAR TERRITORY

Аннотация: В статье рассмотрено состояние и перспективы транспортного комплекса Краснодарского края. Проанализирован автомобильный парк, объемы перевозок грузов и пассажиров, а также уровень транспортного обслуживания населения. В последние годы в Краснодарском крае наблюдается рост автомобильного парка, объемов перевозок. Это связано с развитием торговли, строительства, сельского хозяйства. Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом. В статье описаны факторы, способствующие инвестиционной привлекательности края и перспективы развития.

Ключевые слова: транспорт, логистика, инвестиции, финансовые потоки, финансирование, экономика, предприятия, коммерция.

Annotation: In the article discussed the status and prospects of the transport complex of Krasnodar region. Analyzed car Park, volumes of transportations of cargoes and passengers, and also the level of transport service of the population. In recent years, in the Krasnodar region is observed the increase of the vehicle fleet, volumes of transportations. It is connected with the development of trade, construction, agriculture. Krasnodar region possesses a high investment potential.

The article describes the factors that contribute to investment attractiveness of the region and prospects of development.

Keywords: transportation, logistics, investment, financial flows, financing,

the economy, the enterprises, commerce.

В последние годы современные транспортно-логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании. [1,2].

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Рассмотрим их на примере Краснодарского края [3].

Краснодарский край - мощный транспортный узел на юге России, богатейшие залежи природных ископаемых, лесных массивов, плодородных сельскохозяйственных угодий, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, морские порты, развитая сеть железнодорожных и автомобильных дорог - все это создает необходимые условия для выгодного вложения инвестиций в экономику Краснодарского края. Наиболее широко распространённым видом транспорта является автомобильный. Он занимает лидирующее положение по объёму перевозок, как грузов, так и пассажиров. Автомобильный парк Краснодарского края - это свыше 32 тысяч автобусов, более 170 тысяч грузовых автомобилей и более 1 млн. 300 тыс. легковых автомобилей. Уникальное географическое положение Краснодарского края обуславливает появление большого количества иногороднего автомобильного транспорта, в летнее время года увеличение пассажиропотока. Анализ интенсивности движения транспортных средств на автодорогах общего пользования Краснодарского края и численности автопарка показывает, что высокие темпы роста численности автопарка обусловлены интенсивным насыщением населения края индивидуальными транспортными средствами. На 1000 жителей краевого центра приходится более 329 транспортных средств, в среднем по России показатель уровня автомобилизации около 200.

Транспортное обслуживание населения муниципальных образований Краснодарского края осуществляется по 670 городским автобусным маршрутам регулярного сообщения и 690 пригородным муниципальным маршрутам

регулярного сообщения. В трех городах Краснодарского края развита маршрутная сеть городского электрического транспорта: город Краснодар имеет трамвайные и троллейбусные маршруты; в городах Армавир, Новороссийск осуществляются троллейбусные перевозки пассажиров.

Общая протяженность маршрутной сети городского и пригородного пассажирского в муниципальных образованиях Краснодарского края составляет свыше 34 тыс.км, в том числе автобусных маршрутов городского сообщения -10,4 тыс. км, автобусных маршрутов пригородного сообщения - 23,2 тыс. км, трамвайных линий - 124,0 км., троллейбусных линий - 263,8 км.

Значительный объем перевозок пассажиров городским транспортом приходится на город Краснодар (краевой центр), где 72% перевозок осуществляются электротранспортом (трамвай, троллейбус), а также на крупные города с численностью населения более 60 тысяч человек, такие как Анапа, Армавир, Геленджик, Кропоткин, Новороссийск, Сочи, Тихорецк [1].

Перевозка пассажиров осуществляется на 92 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и на 219 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутах. При этом государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, обслуживается 88 межмуниципальных междугородных (40%) и 27 межобластных автобусных маршрутов (30%).

Система мониторинга позволяет определить местоположение транспортных средств на маршрутной сети, в том числе немедленно реагировать на экстренные сообщения водителей при возникновении чрезвычайных ситуаций не только на территории края, но и на территории Южного Федерального округа [4].

В настоящее время совместно с муниципальными образованиями продолжается выбор и оформление земельных участков, подходящих для размещения терминалов. На текущий момент около 30 участков находятся в различных стадиях оформления, разработаны 14 инвестиционных проектов и типовые эскизные проекты транспортно-логических терминалов.

Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом, и, по оценке экспертов, в рейтинге российских регионов занимает третье место по объему иностранных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность края обусловлена прежде всего выгодным геополитическим расположением, прямым выходом к международным морским путям через восемь портов на южных рубежах страны, наличием трех международных аэропортов и одного регионального аэропорта, одной из лучших в России сети автомобильных дорог; плодородными сельскохозяйственными угодьями, богатейшей сырьевой базой для перерабатывающей промышленности, благоприятными природно-климатическими условиями, способствующими развитию индустрии туризма и отдыха, наличием высококвалифицированной рабочей силы. В общем объеме инвестиций в экономику края доля инвестиций в транспорт составляет 23,5%.

В Краснодарском крае, как и в целом по Российской Федерации, структура автогрузовой отрасли претерпела значительные изменения -произошло явное перераспределение объема грузовых перевозок, ранее выполняемого специализированными автотранспортными предприятиями, к частным перевозчикам и индивидуальным предпринимателям, доля которых увеличилась до 80%. Крупные специализированные автогрузовые предприятия, не выдерживая конкуренции с «частными» перевозчиками, уходят с рынка, их подвижной состав практически не обновляется, износ достиг 80% и продолжает нарастать, структура же автомобильного парка порой не соответствует запросам грузоотправителей.

Анализ международных перевозок Краснодарского края показывает огромный бюджетный потенциал, который практически не используется по отношению к транзитным международным перевозкам. По данным экспертов, из общего объема грузов на внутрироссийских перевозках между Краснодарским краем и другими регионам России местные перевозчики перевозят лишь 20-25%. На международных маршрутах этот показатель еще меньше и составляет 3%. Немаловажной причиной этой ситуации также является несоответствие структуры грузового парка специализированных предприятий края потребностям грузоотправителей [5].

В целях упорядочения работы и обеспечения безопасности в условиях увеличения движения грузового автотранспорта по территории Краснодарского края, администрацией края разработаны предложения по решению проблемных вопросов транспортного комплекса. Совместно с муниципальными образованиями запланированы мероприятия по выбору и выделению земельных участков для создания около 30 автомобильных терминалов[3,6].

Литература:

1. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента» - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Воронин В.В. «Экономическая география Российской Федерации» в 2 ч., ч 1, Самара: СГЭА; 1997.

3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. «Экономическая география России».-М.; Просвещение, 1999.

4. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. «Единая транспортная система». -М.; Транспорт, 1987.

5. Моисеева К.Н. «Экономические основы логистики». Учебное пособие. //Москва. ИНФРА-М. 2008.- 528 с

6. http://www. krasnodar. ru/content/592/show/49081/

Literature:

1. Balabanov IT. «Fundamentals of Financial Management» - Moscow: Finance and Statistics, 2004.

2. Vladimir Voronin «The economic geography of the Russian Federation» 2 hours, 1 hour, Samara SGEA, 1997.

3. Gladkiy JN, Dobroskok VA Semenov, SP "The economic geography of Russia. "-M.; Education, 1999.

4. Gromov N., T. Panchenko, Chudnovsky AD "Integrated transport system". -M., Transportation, 1987.

5. Moiseeva KN «Economic foundations of logistics». Textbook. / / Moscow. INFRA-M. 2008. - 528

6. http://www.krasnodar.ru/content/592/show/49081/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.