Научная статья на тему 'Расчет экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах'

Расчет экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Миронова Мария Петровна, Надирян София Левоновна

В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах. Изменение требований клиентов к международным транспортным услугам приводит к необходимости применения логистических подходов при организации хозяйственной деятельности. Международные перевозки грузов и пассажиров рассматриваются не отдельно, а считаются неотъемлемой частью не только глобальной логистической системы, но и частью региональной транспортно-технологической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Миронова Мария Петровна, Надирян София Левоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах»

УДК 656.1

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Миронова Мария Петровна

магистрант кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Расчет экономической эффективности

международных перевозок в транспортно-техноаогических системах

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Manager of Department of the organization of transportations and traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Mariya P. Mironova

Undergraduate of Department of the organization of transportations and traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior Teacher

Departments of the organization of transportations and traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Calculation of economic

efficiency of international transport in transport and technological systems

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах. Изменение требований клиентов к международным транспортным услугам приводит к необходимости применения логистических подходов при организации хозяйственной деятельности. Международные перевозки грузов и пассажиров рассматриваются не отдельно, а считаются неотъемлемой частью не только глобальной логистической системы, но и частью

региональной системы.

транспортно-технологическои

Ключевые слова: слова: транспортные услуги, доступность, транспортное обслуживание, логистика, международные перевозки, экономический эффект.

Annotation. The article deals with the economic efficiency of international transport in transport and technological systems. Changing customer requirements for international transport services leads to the need for logistics approaches in the organization of economic activity. International transport of goods and passengers is not considered separately, but is considered an integral part of not only the global logistics system, but also part of the regional transport and technological system.

Keywords: transport services, availability, transport service, logistics, international transportation, economic effect.

Изменение требований клиентов к международным транспортным услугам приводит к необходимости применения логистических подходов при организации хозяйственной деятельности. Международные перевозки грузов и пассажиров рассматриваются не отдельно, а считаются неотъемлемой частью не только глобальной логистической системы, но и частью

- -

темы. Новый подход к созданию логистических систем международного товародвижения позволит решить комплекс вопросов интеграции деятельности участников перевозочного процесса.

Определить экономическую эффективность международных перевозок в транспортно-техноло-

гических системах достаточно сложно, тж. с одной стороны, необходимо учитывать особенности транспортно-технологических процессов, а с другой стороны специфику функционирования логистической системы страны (региона). Предлагается использовать универсальный параметр с помощью которого возможно определить эффективность логистической системы в целом [1; 2]. Этот параметр - логистические затраты в транспортном процессе, или прибыль, которая

образуется при товародвижении.

,

эффективности логистической системы может быть выражен формулой:

э=Ит]к -23,

I ] к

(1)

где Оук - объем логистических услуг по 1-ой

операции у'-ой функции к-го заказа; 3 - ло гистические затраты.

Если перейти к удельным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна (в диапазоне от 0 до 1):

Э =

ТЦТ1уТ!кэук

(2)

ук -

услуг по 1-ой операции у-ой функции к-го заказа; 3 - логистические затраты.

Данный расчет не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребителей.

Так как уровень логистического обслуживания

повышает эффективность функционирования

, -

антов обслуживания заказов потребителей позволяет определить максимальную эффектив-.

Рассмотрим пример выбора оптимального маршрута международной контейнерной перевозки грузов [2].

Сквозная тарифная ставка определяется как сумма издержек по всем элементам транспортного процесса «от двери до двери», определяют

:

¡~скв = 1 + '

(3)

где Рскв - сквозная тарифная ставка за пере возку одного контейнера; 1 +12 +... + Ъп поэлементные ставки, сквозную ставку.

'1 + '2 ".....п

составляющие

Для расчета составляющих сквозной тарифной ставки можно воспользоваться следующими рекомендациями (табл. 1).

Таблица 1

Расчет составляющих сквозной тарифной ставки

Обозначение Поэлементная ставка Данные для расчета 1 вариант перевозки, долл./конт. 2 вариант перевозки, долл./конт.

1 2 3 4 5

М плата за погрузку контейнера в порту отправления 120-250 долл./конт. 200 200

Г2 морской фрахт определяется для конкретной линии и судоходной компании 1471,2 1471,2

й агентская комиссия 10 % от Г2 147,12 147,12

Г4 плата за выгрузку контейнера в порту перевалки 80/160 долл./конт. 140 140

Г5 таможенные расходы 14-250 долл./конт. за один 20-ти футовый контейнер 200 200

Г6 оформление документов в порту перевалки 24 долл./конт. 24 24

П плата за подачу/уборку ж/д платформ 40 долл./конт. 40 40

Г8 плата за погрузку контейнеров на ж/д платформы в порту перевалки 60 долл./конт. 60 60

Г9 оплата железнодорожного тарифа по российским железным дорогам http://www.rzd.ru/ 3805,05

ПО оплата железнодорожного тарифа по зарубежным железным дорогам 4426,36

М1 плата за пересечение госграницы при условии различной ширины железнодорожной колеи 10 долл./конт. в Китай и 15 долл./конт. в Западную Европу 15 15

М2 терминальная обработка в Московском транспортном узле 180 долл. для импортных перевозок 180 180

М3 аренда контейнера 3-4 % от Рскв 442,15 1654,4

М4 стоимость содержания и текущего ремонта контейнера 2-4 % от Рскв 442,15 1654,4

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

f15 комиссия экспедитора 7 % от Fckb 773,76 2895,19

f16 охрана груза в пути следования по российским железным дорогам 300-500 долл./конт. 400 400

f17 стоимость перевозки контейнера на автомобильном транспорте 4371,36 4371,36

f18 сбор за объявленную ценность груза в зависимости от расстояния железнодорожной перевозки 29684,8

f19 стоимость перевозки контейнера на воздушном транспорте

сквозная тарифная ставка 13347,8 4994,02

При выборе оптимального маршрута рассматриваются конкретные условия, которые представляют наибольший интерес для клиента. Напри,

важным критерием является время, затрачиваемое на перевозку.

Однако в силу того, что время по второму варианту маршрута на 4 часа меньше чем время, затрачиваемое на перевозку в первом варианте маршрута международной мультимодальной перевозке, а стоимость доставки значительно выше, то наиболее оптимальным вариантом является первый вариант маршрута международной мультимодальной перевозки, проходящий по г. Ганновер, г. Киль, г. Санкт-Петербург, г. Петрозаводск.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступностью запасов [3], производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем результативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше общие затраты логистики. Создание эффективной системы логистики на предприятии предполагает умение поддерживать равновесие между уровнем логистического обслуживания и величиной общих затрат.

Полученные результаты расчетов срока доставки контейнеров и сквозной тарифной ставки по всем вариантам транспортных схем представ-2.

Обоснование выбора транспортной схемы

Таблица 2

Маршрут Срок доставки, сут Fckb, Приводим к 1 I

долл./конт. Тдост Fckb

Ганновер-Киль-Санкт-Петербург-Петрозаводск 1,46 12711,79 0,95 1 1,95

Ганновер-Киль-Санкт-Петербург-Петрозаводск 1,38 47563,83 1 0,26 1,26

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.

Логистические затраты выступают как инструмент управления предприятием [4]. Определение состава логистических затрат способствует

принятию экономически обоснованных управ.

позволить руководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию зака-. -трат, рост на этой основе уровня прибыли повышает финансовые возможности хозяйствующего субъекта.

Литература:

1. Кирий К.А. Оценка эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах / К А. Кирий, Т. В. Коновалова, С. Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2014. № 8. С. 285-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. . . -пасности на экономические показатели работы автомобильного транспорта. В сборнике: Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса / Т. В. Коновалова, С.Л. Надирян 2013. С. 83-185.

Literature:

1. Kiriy K.A. Evaluation of efficiency of investments in transport and logistics systems / K.A. Kiriy, T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2014. № 8. P. 285-287.

2. Konovalova T. V. The impact of transport security on the economic performance of road transport. In the collection: Prospects of development and safety of the motor transport complex / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan 2013. P. 83-185.

3. . .

качество транспортного обслуживания : учебное / . . , . . . . « » , 2015. 248 .

4. Коновалова ТВ. Анализ изменения валового регионального продукта субъектов Российской

/ . . , . . , . . // . . ( -технический вестник). 2013. № 1-2. С. 113-115.

3. Konovalova T. V. Transport services market and quality of transport services : textbook. / T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova Ed. FGBOU VPO «Kuban state University» Krasnodar, 2015. 248 p.

4. Konovalova T.V. Analysis of changes in gross regional product of the subjects of the Russian Federation. Science / T.V. Konovalova, M.O. Levitsky,

5.L Nadiryan // Technique. Technologies (journal of technology). 2013. №. 1-2. P. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.