Научная статья на тему 'Алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов'

Алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА / ДОСТУПНОСТЬ / АЛГОРИТМ / ПЕРЕВОЗКИ / ECONOMY / COST / TRANSPORT WORK / ACCESSIBILITY / ALGORITHM / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

В данной статье рассмотрен алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов. Проанализировав научную и учебную литературу, различные методы и способы выбора подвижного состава для выполнения транспортной работы, авторы разработали алгоритм, исходя из конкретных условий, наблюдаемых на автотранспортном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The algorithm of a choice of rolling stock for transportation of goods

In this article we consider the algorithm for choosing a rolling stock for the carriage of goods. After analyzing the scientific and educational literature, various methods and methods of selecting rolling stock for transport work, an algorithm was developed based on the specific conditions observed in the transport enterprise.

Текст научной работы на тему «Алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов»

УДК 656.1

DOI 10.23672/SAE.2019.10.39019

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Manager of Department of the oRganization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior teacher

Departments of the Organization of Transportations and Traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Алгоритм выбора

подвижного состава для перевозки грузов

The algorithm of a choice

of rolling stock for transportation of goods

Аннотация. В данной статье рассмотрен алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов. Проанализировав научную и учебную литературу, различные методы и способы выбора подвижного состава для выполнения транспортной работы, авторы разработали алгоритм, исходя из конкретных условий, наблюдаемых на автотранспортном предприятии.

Ключевые слова: экономика, себестоимость, транспортная работа, доступность, алгоритм, перевозки.

Annotation. In this article we consider the algorithm for choosing a rolling stock for the carriage of goods. After analyzing the scientific and educational literature, various methods and methods of selecting rolling stock for transport work, an algorithm was developed based on the specific conditions observed in the transport enterprise.

Keywords: economy, cost, transport work, accessibility, algorithm, transportation.

Проанализировав научную и учебную литературу, различные методы и способы выбора подвижного состава (ПС) для выполнения транспортной работы, авторы разработали алгоритм, исходя из конкретных условий, наблюдаемых на автотранспортном предприятии.

Как видно из рисунка первым основополагающим критерием выбора является вид груза по способу погрузки/разгрузки, исходя из которого определяется тип кузова автотранспортного средства (АТС). Если критерий удовлетворяет первому условию и груз является штучным перевозка будет осуществляться в автомобилях с закрытым кузовом типа «фургон» или в контейнерах, при этом не исключаются варианты перевозки особых видов груза, таких как крупногабаритный, например. Таким образом, под данный критерий также подходят все виды специализированных АТС.

Если груз относится к типу навалочных, то для осуществления данной перевозки требуется использование автомобилей и автопоездов с самосвальными кузовами.

Для перевозки жидких грузов без тары необходимы автомобили-цистерны, либо контейнер-цистерна.

Следующим критерием выбора я принимаю наличие погрузочно-разгрузочных средств. В случаях, если в пунктах погрузки или разгрузки экономически не оправдано иметь стационарные погрузо-разгрузочные средства (ПРС), то в таких случаях целесообразно использовать автомобили-самопогрузчики. Средства механизации, устанавливаемые на эти АТС, уменьшают полезную грузоподъемность автомобиля на величину своей массы и снижают его производительность. Однако одновременно они позволяют уменьшить трудозатраты и простои автомобиля при выполнении погрузки и разгрузки [1]. Поэтому применение АТС такого типа, во многих случаях, является эффективным. Автомобили и автопоезда, которые предназначаются для перевозок между пунктами, оснащенными высокопроизводительными средствами стационарной или другой механизации погрузочных и разгрузочных работ (кранами, транспортерами, автопогрузчиками, экскаваторами, бункерами, автомобилеопроки-

дывателями и др.), должны выбираться приспособленными к использованию таких механизмов.

Одним из важнейших условий выбора АТС для перевозки груза является его масса и объем. Грузовые автомобили классифицируются по номинальной грузоподъемности, которая устанавливается заводом-изготовителем и показывает максимально допустимую нагрузку. В этом случае выделяют пять групп:

1) особо малой грузоподъемности (до 0,5 т);

2) малой (0,5-2,0 т);

3) средней (2,1-5,0 т);

4) большой (5,1-15,0 т);

5) особо большой (свыше 15,0 т).

Рисунок 1 - Алгоритм выбора ПС для перевозки грузов

После того, как определена необходимая грузовместимость автомобиля, рассмотрим груз, для которого необходимы особые условия доставки. К таким грузам относятся:

1. Скоропортящиеся. Данный вид груза требует соблюдения определенного температурного режима при перевозке, а также быструю скорость доставки. Основная часть скоропортящих-

ся - продукты питания. Для транспортировки скоропортящихся грузов используются изотермические и рефрижераторные автомобили, грузоподъемность которых составляет 1,5-25 тонн. Механизмы функционирования этих двух видов термоизолированных фургонов различны. При доставке грузов автотранспортом этого типа перевозка скоропортящихся грузов осуществляется на небольшие расстояния [2].

2. Тяжеловесные. К тяжеловесному относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или предельно допустимые осевые нагрузки.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки тяжеловесных грузов отличаются от транспорта общего назначения по многим техническим параметрам.

3. Крупногабаритные. Крупногабаритный (негабаритный) груз - это груз, который, будучи погружен на транспортное средство, превышает хотя бы один из параметров по предельным габаритным размерам подвижного состава, определенных в нормативных документах. К негабаритному можно отнести также длинномерный груз, который, будучи погружен на транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 метра.

Перевозка негабаритного, тяжеловесного груза -уникальный и, в тоже время, один из наиболее сложных и дорогостоящих видов автомобильных перевозок, предъявляющий особые требования к специалистам всех уровней, от водителя до инженера, участвующих в транспортном процессе. Выбор транспортных средств для перевозки того или иного негабаритного груза происходит с учетом особенностей негабаритных, тяжеловесных грузов и технических возможностей специализированных транспортных средств. Так, автопоезда с низкорамной платформой, оборудованной откидывающейся аппарелью, используются, как правило, для перевозки передвижных строительных и сельскохозяйственных машин (негабарит по высоте и ширине).

Однотипных перевозок, как правило, не бывает. Каждая перевозка уникальна и представляет собой четкое взаимодействие всех звеньев транспортной системы, что подразумевает выполнение широкого диапазона услуг, как подготовительных, так и, непосредственно транспортных, среди которых:

Литература:

1. Коновалова Т.В. Методика выбора системы транспортного обслуживания производственных предприятий. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки / Т. В. Коновалова, С.Л. Надирян, А.О. Недашковская. 2015. № 11-2. С. 38-40.

2. Коновалова Т.В. Анализ общих затрат на транспорт производственных предприятий при выборе инсорсинга или аутсорсинга. Гуманитар-

- подбор рационального по грузоподъемности, вместимости и стоимости перевозки транспорта;

- подготовка схем крепления и размещения негабаритных и тяжеловесных грузов на автотранспортных средствах;

- исследование и определение оптимального маршрута перевозки;

- разработка проектной документации по согласованию маршрута движения транспортного средства с негабаритным грузом;

- оформление специальных разрешений на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов;

- согласование перевозки с ГИБДД МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

- организация сопровождения автомобилями прикрытия, патрульным автомобилем ГИБДД при необходимости.

Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений [3].

Следующим условием выбора являются дорожные условия. К данному критерию относятся:

- труднопроходимые дороги. В условиях затрудненной проезжаемости дорог оправдано применение полноприводных автомобилей повышенной проходимости с колесными формулами 4*4 и 6*6;

- горные дороги, имеющие значительные уклоны. Важным качеством ПС, в данном случае, являются динамичность и тормозные свойства;

- участки дорог с габаритными ограничениями. В данном случае необходимо учесть габаритные параметры автотранспортного средства, а также его габариты с грузом, если тот выходит за пределы ТС.

Проведя анализ характеристик груза, данный алгоритм позволит подобрать рациональное автотранспортное средство для его перевозки.

Literature:

1. Konovalova T.V. Method of selection of transport service system of industrial enterprises. Humanities, socio-economic and social Sciences / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, A.O. Nedashkovskaya. 2015. № 11-2. P. 38-40.

2. Konovalova T. V. Analysis of total transport costs of industrial enterprises when choosing insourcing or outsourcing. Humanities, socio-economic and

ные, социально-экономические и общественные науки / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян, А.О. Не-дашковская. 2016. № 6-7. С. 198-200.

3. Коновалова Т.В. Оптимизация инвестиций в транспортно-логистическую деятельность предприятия. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки / Т.В. Коновалова, С. Л. Надирян. 2013. № 3. С. 208-210.

social Sciences / T.V. Kono-valova, S.L. Nadiryan, A.O. Nedashkovskaya. 2016. № 6-7. P. 198-200.

3. Konovalova T.V. Optimization of investments in transport and logistics activities of the enterprise. Humanities, socio-economic and social Sciences / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan. 2013. № 3. P. 208210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.