Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ / РЕЙТИНГ РАСХОДОВ / ОПЕРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье раскрываются особенности управления расходами бюджетов субъектов федерации, его основные цели, задачи, тенденции развития, а также возможности оптимизации расходов региональных бюджетов в зависимости от конкретных социально-экономических условии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ»

услуг. Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 23-25.

3. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков. В сборнике: Современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 25

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З. М.,

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТОВ

СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье раскрываются особенности управления расходами бюджетов субъектов федерации, его основные цели, задачи, тенденции развития, а также возможности оптимизации расходов региональных бюджетов в зависимости от конкретных социально-экономических условии.

Ключевые слова: бюджетные средства, расходные обязательства, эффективность, оптимизация расходов, рейтинг расходов, оперативность.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств. Это обусловливает необходимость создания такой системы управления расходами региональных бюджетов, которая позволяла бы принимать взвешенные и обоснованные решения на основе оценки их последствий не только для субъектов Российской Федерации, но и для социально-экономического развития любой страны.

Современные тенденции развития Российской Федерации свидетельствуют, с одной стороны, о расширении круга задач, решаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с другой - об усилении неоднородности экономического пространства страны. Существенное замедление темпов роста экономики Российской Федерации, корректировка налогового законодательства с целью стимулирования деловой активности сократили возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию доходов, адекватных существующим расходным обязательствам. В этой

связи все более актуальной становится задача совершенствования механизма управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности использования бюджетных средств. [1]

Однако сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая и методическая база управления расходами бюджетов субъектов федерации не позволяет обеспечить решение обозначенной задачи. Одним их главных недостатков сложившейся системы управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации является отсутствие методологической основы для выбора приоритетных целей при расходовании бюджетных средств, определения критериев оценки результативности системы управления бюджетными, расходами.

Управление расходами бюджетов субъектов федерации нацелено на реализацию приоритетов государственной социально-экономической политики, определяемых как органами государственной власти самих субъектов федерации, так и - в той или иной степени — федеральными органами государственной власти.

В связи с этим целям государственной социально-экономической политики подчинены цели управления расходами бюджетов субъектов федерации, которые, на наш взгляд, следует разделять по уровням: стратегические, тактические, оперативные.[4] К стратегическим целям управления расходами бюджета субъекта федерации, по нашему мнению, можно отнести: (1) достижение максимально высокого уровня удовлетворенности граждан и субъектов хозяйствования качеством предоставляемых услуг и степенью социальной защищенности и (2) укрепление и развитие экономического потенциала региона. Тактические цели должны конкретизировать отдельные направления достижения этих стратегических целей, с учетом необходимости получения количественно измеримых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Оперативной целью управления расходами региональных бюджетов, по нашему мнению, является обеспечение бесперебойного исполнения расходных обязательств субъекта федерации.

В современных условиях к задачам управления расходами бюджетов субъектов федерации, на наш взгляд, относятся: обеспечение соответствия направлений и структуры расходов бюджета субъекта федерации стратегическим и тактическим целям регионального развития, обоснованного и эффективного использования бюджетных средств, а также своевременного исполнения расходных обязательств субъектов федерации; оценка рисков в процессе управления расходами бюджетов субъектов федерации в части учета инфляционных процессов, экономической нестабильности и неопределенности внешних условий формирования и исполнения региональных бюджетов; обеспечение прозрачности и открытости процесса управления расходами бюджета субъекта федерации (как в части процедур управления, так и в части их информационного

обеспечения).

Можно выделить следующие особенности управления расходами бюджетов субъектов федерации: самостоятельность органов государственной власти субъектов федерации в управлении расходами региональных бюджетов, в том числе в установлении структуры органов управления, порядка их взаимодействия, но в рамках, определенных федеральным центром; модификация функциональных элементов управления расходами бюджетов субъектов федерации, исходя из структуры и задач расходов бюджетов субъектов федерации; более высокий уровень требований к обоснованности, открытости и гласности процедур управления расходами бюджетов субъектов федерации.

В целях обеспечения возможности оптимизации расходов региональных бюджетов в зависимости от конкретных социально-экономических условий предлагается построение рейтинга расходов регионального бюджета в отраслевом разрезе, а в идеальном варианте — в разрезе каждой отдельной статьи расходов, каждого мероприятия, осуществляемого за счет средств регионального бюджета в рамках существующего реестра расходных обязательств. [2]

Возможный резерв оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации представляет собой инвентаризация расходов, осуществляемых за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, и сопутствующих им расходов.

В качестве одного из основных направлений совершенствования качества управления расходами бюджетов субъектов федерации можно выделить повышение качества планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет улучшения обоснованности, конкретности и четкости в постановке целей и задач, определяющих объемы расходов региональных бюджетов. [3]

Комплексная реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, а также создать благоприятные условия для регионального социально-экономического развития, повышения качества и уровня жизни граждан и роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического

роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Камалов И.У. магистр

ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ

Аннотация: В данной статье

рассматриваются психологические типы собеседников и особенности общения с ними. Подчеркивается важность владения типологией собеседников для изменения направление беседы и достижения её эффективности.

Ключевые слова: межличностное общение, собеседник, психологические типы.

Одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе выступает его профессиональная деятельность. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1, с.92].

Безусловно, каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Отдельно взятый собеседник - это уникальная личность. Но все-таки существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы.

Интровертивный собеседник. Такой человек по натуре молчалив, не любит обсуждений своих и чужих личных дел, склонен к разговорам на конкретные или отвлеченные темы. Человек такого типа очень ответственный в дружбе и партнерстве, поэтому легко уязвим насмешками и обидами. С инторовертами следует вести разговор очень корректно.

Экстравертивный собеседник. Люди такого типа дружелюбно настроены и принимают активное участие в разговоре. Очень чувствительны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.