Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализирован бюджет Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Использованные источники:

1. Основные источники финансирования здравоохранения РФ - Режим доступа: http://studopedia.ru/1_114817_modeli-finansirovaniya-zdravoohraneniya.html

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294

3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации за 2014 год.

4. ФЗ о федеральном бюджете - Режим доступа: http://www.garant.ru/

5. ФЗ о бюджете федерального фонда ОМС - Режим доступа: http://www.garant.ru/

6. Левчаев П.А. Размышления о роли финансов в меняющемся мире: от современности к экономике будущего. //Дайджест-Финансы,12(192), Москва,2010.- С. 36-39. (0,3 п. л.)

7. Левчаев П.А. Методология менеджмента финансовых ресурсов как науки об их эффективности управления //Финансы и кредит № 13 (493), Москва,2012- С. 36-42. (0,5 п. л.)

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализирован бюджет Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионный фонд, система пенсионного обеспечения, доходы бюджета Пенсионного Фонда, страховые взносы, пенсионные накопления.

Основная форма социального обеспечения — социальное страхование, которое представляет собой систему материального обеспечения населения страны, основанную на принципах страхования. Главную роль в процессе государственного социального страхования в России играет Пенсионный фонд России (ПФР), который управляет финансами пенсионного обеспечения в стране и осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает

несомненное влияние на экономику страны.

В 2016 году планируется увеличение показателя общей суммы доходов бюджета Фонда относительно 2015 года на 382026484,2 тыс. рублей, или 5,3 процента. В 2016 году планируется уменьшение общей суммы расходов бюджета ПФР относительно 2015 года на 65883710,2 тыс. рублей (0,8 %).

Бюджета Фонда планируется с дефицитом в сумме 175068222,6 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, который в 2,9 раза ниже показателя 2015 года (401855799,4 тыс. рублей).

Таблица 1.

Анализ ежегодных изменений доходных и расходных показателей

бюджета ПФР за 2014-2016 годы

Показатель 2015/2014,* % 2016/2015,* %

Динамика доходов 13,6 5,3

Динамика расходов 21,1 -0,8

Превышение доходов над расходами - 7,5 6,1

Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2016 год определены с учетом установления стоимости пенсионного коэффициента с 1 февраля 2016 года в размере равном 74 рублям 27 копейкам и фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 4558 рублей 93 копейки в месяц. При этом до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента.

Общий объем доходов планируется в сумме 7528833056,9 тыс. рублей, из них 7421568732,5тыс. рублей по распределительной составляющей и 107264324,4 тыс. рублей по накопительной.

В составе доходов общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит 3184764028,6 тыс. рублей (по распределительной составляющей - 3172606283,5тыс. рублей, по накопительной составляющей - 12157745,1 тыс. рублей) и из бюджетов субъектов Российской Федерации - 3009505,5 тыс. рублей (по распределительной составляющей).

При расчете поступлений страховых взносов на страховую пенсию Фондом учтены следующие показатели:

• коэффициент сбора - 0,95 (отношение поступивших страховых взносов к сумме начисленных страховых взносов, с учетом тенденции уровня сбора платежей за предыдущие периоды, в том числе с учетом установленных сроков уплаты страховых взносов, с учетом погашения задолженности за периоды с 2010 года - 0,987);

• доля фонда заработной платы лиц 1967 г.р. и моложе, выбравших тариф уплаты на накопительную пенсию равной 0;

• предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 796,0тыс.рублей (исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 год - 36838рублей с учетом применения к нему повышающего коэффициента в размере 1,8).[2]

Облагаемая база с учетом коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,875 на выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в пределах предельной величины облагаемой базы, в целом по всем группам плательщиков составит 17415,13млрд. рублей.

Расходы предусмотрены в сумме 7703901279,5тыс. рублей, из них 7421568732,5 тыс. рублей по распределительной составляющей и 282332 547,0 тыс. рублей по накопительной составляющей бюджета ПФР. В составе расходов по распределительной составляющей межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрены в сумме 1080097,0тыс. рублей.

В 2016 году расходы на федеральную социальную доплату к пенсии увеличились относительно фактически произведенных расходов в 2014 году на 7469227,7 тыс. рублей, или 20,3%.[4]

Увеличение расходов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии связано с увеличением среднегодовой численности получателей в сравнении с 2014 годом на 8,3% (на 205,2 тыс. человек) и с 2015 годом на 3,7% (на 94,2 тыс. человек). Расчет произведен исходя из динамики фактической численности получателей за 2014 год и 1-3 кварталы 2015 года.

Дефицит бюджета Фонда в части связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, запланирован в сумме 175068222,6 тыс. рублей. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда являются средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах Фонда и в доверительном управлении управляющих компаний. [1]

Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей части населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров .

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы. [4]

Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных

средств_в_органах_федерального_казначейства.// В

сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Формирование финансовой базы муниципальных образований. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1081-1083.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З.М., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ И СТРАХОВОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ Аннотация: А статье проводится анализ страхового рынка за несколько лет, даётся сравнение ОМС и ДМС. Приводятся тенденции в развитии банковского кредитования. Рассматриваются цели, стоящие на сегодняшний день перед банковским сектором России. Приводится оценка их актуальности и значимости. Предоставляется анализ основных показателей деятельности и перспектив дальнейшего развития банковского дела в России.

Ключевые слова: Страховой рынок, страховщики, денежная база, инвестиционная деятельность, ресурсная база.

Страховой рынок в России активно развивался на протяжении последнего десятилетия. В 2012 году завершился процесс приведения уставных капиталов к требованиям Закона «Об организации страхового дела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.