Научная статья на тему 'ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ'

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буздаков И. Г.

В статье рассматривается организация финансовых отношений в рамках российской пенсионной системы, оценивается ее способность выполнять свои финансовые обязательства. В целях решения проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 330

И.Г. Буздаков

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

В статье рассматривается организация финансовых отношений в рамках российской пенсионной системы, оценивается ее способность выполнять свои финансовые обязательства. В целях решения проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионная реформа, модель пенсионной системы, пенсионный возраст, дефицит бюджета Пенсионного фонда, финансовая устойчивость Пенсионная реформа и проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Актуальность проблем формирования бюджета Пенсионного фонда РФ в последнее десятилетие во многом определяет направленность реформ в бюджетном секторе РФ. Основной заявляемой Правительством РФ проблемой является несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ, что определяет необходимость исследования его финансового состояния, выявления причин бюджетного дефицита.

Проведенный анализ основных параметров бюджета Пенсионного фонда РФ за 20082013 гг. показывает наличие стабильного профицита в размере, превышающем 200 млрд. руб. ежегодно (табл. 1).

© Буздаков И.Г., 2014.

Таблица 1

Динамика основных параметров бюджета Пенсионного фонда РФ за 2009-2013 гг., млрд. руб.

Годы Доходы Расходы Дефицит/Профицит

план факт план факт план факт

2009 2621,08 2703,17 2378,68 2357,79 242,4 372,38

2010 3282,95 3222,65 3041,48 3008,66 241,47 213,99

2011 4688,86 4610,08 4406,86 4249,23 282 360,85

2012 5137,38 5255,64 4822,39 4922,11 314,99 303,53

2013 5696,86 - 5407,31 - 289,55 -

Такой профицит достигается за счет средств, формирующих накопительную часть трудовых пенсий трудоспособного населения России. Исключив их из основных параметров бюджета Пенсионного фонда, тенденции будут несколько иными (табл. 2).

Таблица 2

Динамика основных параметров бюджета Пенсионного фонда РФ, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий,

за 2009-2013гг., млрд. руб.

Годы Доходы Расходы Дефицит/Профицит

план факт план факт план факт

2009 2363,03 2460,32 2351,07 2339,9 11,96 120,42

2010 2994,15 2939,75 2998,65 2976,54 -4,5 -36,79

2011 4272,15 4248,88 4172,16 4179,19 -0,01 69,69

2012 4178,12 4837,52 4709,46 4681,56 8,66 155,96

2013 5222,96 - 5222,67 - 0 -

Данные табл. 2 наглядно демонстрируют наличие бюджетного дефицита только в 2010 г.

В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ основным источником финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда являются средства Фонда национального благосостояния, формируемого за счет нефтегазовых доходов и средств от управления фондом.

Совокупная величина Фонда национального благосостояния за весь срок его существования возросла с 32,00 млрд. долларов США до 87,19. Наличие такого фонда является гарантом пенсионного обеспечения населения страны даже в условиях возможного финансового кризиса. Таким образом, значимость проблемы бюджетного дефицита Пенсионного фонда РФ, на наш взгляд, существенно завышена в отличие от проблемы рационального распределения финансовых ресурсов. Уровень финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ нельзя назвать удовлетворительным. Показателем, характеризующим финансовую устойчивость, является доля межбюджетных трансфертов (далее - МБТ) в доходах бюджета без учета безвозмездных поступлений. Его динамика за 2009-2013 гг. представлена в табл. 3.

Проведенный анализ показал, что данный показатель превышает 100% даже с учетом доходов, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Исключение составляет 2011 г., когда и по плану, и по факту доля - менее 100%.

Таким образом, бюджет Пенсионного фонда РФ не может быть охарактеризован как финансово устойчивый. Для выявления острых вопросов в управлении бюджетом фонда необходимо проанализировать структуру расходов его бюджета (табл. 4).

Анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ позволяет сделать вывод о неисполнении бюджета по расходам в 2010-2011 гг., в первую очередь, за счет раздела «Социальная политика». В расходах бюджета отчетливо прослеживается существенный рост расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2010 г. более, чем в 7 тыс. раз, что обусловлено расширением функций и полномочий фонда, а также изменением порядка отражения расходов на управление фондом в бюджетной классификации РФ.

Таблица 3

Динамика доли МБТ в доходах бюджета Пенсионного фонда без учета безвозмездных поступлений за 2009-2013 гг.

Годы МБТ, млрд. р. Доля МБТ в доходах без учета безвозмездных поступлений, % Доля МБТ в доходах, не связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, без учета безвозмездных поступлений, %

план факт план факт план факт

2009 1403,96 1459,12 115,35 114,8 146,39 145,74

2010 2056,93 1946,73 167,77 152,58 219,48 196,04

2011 2543,35 2648,44 118,54 135,01 147,11 165,48

2012 2346,35 2385,19 84,07 83,09 98,93 97,26

2013 2898,29 - 103,58 - 124,69 -

Таблица 4

Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2009-2013 гг., млрд. руб.

ВСЕГО Общегосударствен ные вопросы Образование Социальная политика МБТ

2009 год

План 2113,71 0,01 0,06 2112,63 1,01

Факт 2357,79 0 0,06 2356,69 1,04

2010 год

План 2041,48 0,01 0,07 3040,14 1,27

Факт 3008,66 0,01 0,06 3007,37 1,22

2011 год

План 4406,86 70,25 0,06 4336,46 0,08

Факт 4249,23 68,31 0,05 4180,25 0,62

2012 год

План 4822,39 91,49 0,07 4730,83 0

Факт 4922,11 84,61 0,05 4837,45 0

2013 год План 5407,31 95,17 0,07 5312,07 0

Для решения проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда был разработан Прогноз основных социально-экономических показателей развития Российской Федерации на 20132040гг, в рамках которого реализуется пенсионная реформа. Следует заметить, что в последнее время внесены очередные изменения в российское пенсионное законодательство, связанные с реформированием пенсионной системы Российской Федерации:

1) установление дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, дающие право досрочного выхода на пенсию по старости. Размер дополнительного тарифа составляет в 2013г. для лиц занятых на опасных и вредных видах работ - 2% (на особо опасных и вредных видах работ - 4%), в 2014 г. - 4% (6% соответственно), в 2015 г. - 6% (9% соответственно);

2) перераспределение тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2% указанного тарифа на накопительную составляющую и 4% тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы. С учетом внесенных изменений был составлен прогноз

показателей развития пенсионной системы России (доходы, расходы, дефицит и др.) в нескольких вариантах сценарных условий. Прогноз финансов Пенсионного фонда России (ПФР), исходя из тенденций развития экономики страны, составлен по трем сценариям: низкий, средний и высокий. В соответствии с высоким вариантом прогноза доходы бюджета ПФР к 2040 г. (рис. 1) вырастут до 48,6трлн. р., по низкому варианту прогноза доходы увеличатся до 39,3 трлн. руб., а рост доходов бюджета окажут влияние как инфляционные процессы в стране, так и реальный рост заработной платы, которая является базой для начисления страховых взносов. Невысокие темпы роста доходов бюджета ПФР по низкому сценарию обусловлены заложенными в данном сценарии гипотезами о существенном сокращении численности занятого населения. Прогнозируется общий рост доходов ПФР в течение всего рассматриваемого периода в 5,9-7,3 раза по разным сценариям.

50

40

30

20

10

0 ^-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-

2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030 2032 2034 2036 2038 2040 —О— Низкий —■—Средний —▲—Высокий

Рис. 1. Прогноз доходов Пенсионного фонда России на 2014-2040 гг. по трем сценариям, трлн. р.

Введение дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, дающими право досрочного выхода на пенсию по старости, в размере 6-9% не оказало существенного влияния на рост доходов бюджета ПФР. К 2040 г. данные поступления прогнозируются в размере от 0,2 до 0,6 трлн. р. по разным сценариям, что составляет около 1% всех доходов. Это связано с тем, что размер дополнительного тарифа является невысоким, его будет недостаточно для покрытия всех расходов ПФР, связанных с выплатой досрочных пенсий по старости.

Перераспределение 4% тарифа страховых взносов с накопительной части на страховую для лиц, не переместивших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, не окажет ощутимого влияния на изменение общей величины доходов бюджета ПФР. Те суммы, которые по действующему ранее пенсионному законодательству поступали в доход бюджета ПФР в виде страховых взносов на накопительную часть пенсии, теперь будут поступать уже в виде страховых взносов на страховую часть пенсии, т.е. данная реформа изменит соотношение между страховыми и накопительными доходами ПФР. К 2040 г. доля накопительных доходов сократится до 11,8%, тогда как в условиях действовавшего ранее законодательства доля накопительных доходов достигла бы 16,9%.

Спрогнозированные суммы расходов ПФР на 2014-2040 гг. и размер их дефицита показывают, что особенно высокими темпами растут расходы по третьему (высокому) сценарию, которые к 2040 г. должны достигнуть 49.9 трлн. руб. Это связано с применением нового метода расчета трудовой пенсии, базирующегося не только на индексации размера пенсии с учетом инфляции, но и учитывающего уплаченные за каждое застрахованное лицо страховые взносы. В условиях третьего сценария предусматривались высокие темпы роста ВВП страны и значительный рост размера оплаты труда, являющейся базой для исчисления

обязательных платежей в ПФР.

Кроме того, на прогнозируемый рост расходной части бюджета ПФР повлияло то, что с 2012 г. началась выплата пенсионерам накопительной части пенсии, размер которой будет увеличиваться год от года. По всем трем сценариям планируется дефицит бюджета ПФР: максимальный размер к 2040 г. будет достигнут по низкому сценарию - 19,5 трлн. р. или 48,4% всех расходов. Дефицит как и прежде необходимо будет покрывать за счет дотаций из федерального бюджета, размер которых по разным сценариям составит к 2040 г. от 6,1 до 19,7 трлн. руб. Полностью преодолеть проблему финансовой зависимости ПФР от федерального бюджета не позволят ни увеличение ставки страховых взносов до 26% (после прекращения временного периода применения пониженной ставки в 22%), ни перераспределение 4%-го тарифа страховых взносов с накопительной части на страховую часть для лиц, не переместивших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании.

Для оценки развития пенсионной системы России был составлен прогноз основных показателей обязательного пенсионного страхования России на 2014-2040 гг. Проанализируем данные показатели по 3-му (высокому) варианту прогноза (рис. 3).

Как видно из данных, представленных на рис.4, в течение всего прогнозируемого периода будет наблюдаться снижение такого важнейшего демографического показателя национальной пенсионной системы, как соотношение работающего населения с пенсионерами, что вызвано объективными причинами старения населения и сокращения его трудоспособной части. По 3-му сценарию он снизится с 1,70 в 2011 г. до 1,12 к 2040 г. В таких условиях невозможно обеспечить сбалансированность бюджета ПФР.

Размер трудовой пенсии будет ежегодно увеличиваться, и к 2040 г. он по разным сценариям достигнет от 54,2 до 68,3 тыс. руб. Рост размера трудовой пенсии будет опережать уровень инфляции в стране, что позволит обеспечивать ежегодный реальный рост размера пенсии. По всем трем сценариям размер пенсии существенно превысит величину прожиточного минимума, если не будет пересмотрена методика его расчета. Трудовая пенсия составит к 2040г. от 2,7 до 4,1 размеров прожиточного минимума. Однако, несмотря на такой рост, не удастся решить проблему низкого уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка (соотношения пенсии со средней заработной платой). Значение данного показателя будет неуклонно снижаться под влиянием факторов, которые негативно воздействовали на отечественную пенсионную систему на протяжении последних лет. Своего абсолютного минимума коэффициент замещения достигнет к 2040г., когда по 3-му сценарию составит 21,8%. Развитие российской пенсионной системы в период 2014-2040 гг. не позволит решить задачу доведения его величины до необходимого минимума, установленного МОТ в 40%.

60

2°20М 2016 2013 2020 2022 2Q24 2026 2028 2030 2032 203J 2036 2033 2QJ0

Расходы ПФР низкие 1=1 средние -] высокие

Дефицит ПФР —*— низкий —□— средний —•— высокий

Рис. 2. Прогноз расходов и дефицита Пенсионного фонда России на 2014-2040 гг.

по трем сценариям, трлн. руб.

2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030 2032 2034 2036 2038 2040

1-1Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий со средним размером

начисленной заработной платы Соотношение расходов ПФР РФ с ВВП РФ —* Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера

Рис. 3. Прогноз основных показателей развития системы обязательного пенсионного страхования России на 2014-2040 гг. по 3-му сценарию

Несмотря на рост бюджета ПФР в абсолютном размере, по отношению к ВВП его размер будет сокращаться по 3-му сценарию, что связано с прогнозируемым ростом величины ВВП России. По 1 -му сценарию прогнозируется увеличение соотношения расходов ПФР с ВВП России до 12,7% к 2040 г.

Составленный прогноз развития пенсионной системы России в период до 2040 г. иллюстрирует негативные тенденции в сфере пенсионной защиты населения России. Первые два сценария являются глубоко дотационными. Несмотря на то, что по 3-му сценарию величина дефицита прогнозируется относительно небольшой (11,0% к 2040 г.), однако в условиях его реализации коэффициент замещения пенсией заработка будет значительно отставать от размера, рекомендованного Международной организацией труда, в 2 раза. В этих условиях прослеживается необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы России с целью приведения ее финансового процесса в соответствии со сложившимися в стране социально-экономическими условиями.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 года «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

3. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ: «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса», 2010.

4. Соловьев А. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы до 2015 года // Пенсия. Август. 2012. № 8 (107).

5. Малютина Т.Г. Пенсионная система Российской Федерации: Магадан: Изд-во СВГУ, 2012.

6. Официальный сайт Пенсионного фонда России [URL:www.pfrf.ru].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Официальный сайт Министерства финансов [URL:www.minfin.ru].

БУЗДАКОВ Игорь Геннадьевич - магистрант финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.