Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пенсионный фонд России / доходы / расходы / страховые взносы / пени / санкции / пенсия / дефицит бюджета / пенсионная реформа / рension fund / income / expenses / insurance premiums / penalties / sanctions / pension / budget deficit / pension reform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.А. Терещенко, И.В. Балашова

В статье обосновывается фундаментальная роль, отведенная Пенсионному фонду России в современных экономико-правовых реалиях, что предполагает наличие надежного финансового фундамента для его полноценного функционирования. Раскрыты базисные вопросы о формировании доходов и осуществлении расходов Пенсионного фонда России. Проведен анализ состояния структуры бюджета ПФР за 2018-2020 гг. в купе с прогнозированием его состояния к концу 2022 года. В данном отношении рассмотрена проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и предложены меры по ее нивелированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Тhis article substantiates the fundamental role assigned to the Pension Fund of Russia in modern economic and legal realities, which implies the existence of a reliable financial foundation for its full-fledged functioning. The basic issues of income generation and expenditure implementation of the Pension Fund of Russia are disclosed. The analysis of the state of the structure of the budget of the FIU for 2018-2020, together with the forecast of its state by the end of 2022, is carried out. In this regard, the problem of the budget deficit of the FIU is considered and measures to level it are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11258

Т.А. Терещенко - к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, tanja-ter@mail.ru,

T.A Tereshchenko - associate professor Department of Finance and Credit Krasnodar branch PEU name G.V. Plekhanov;

И.В. Балашова - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, balashova.reu@mail.ru,

I.V. Balashova - associate professor Department of Economics and Management Krasnodar branch PEU name G.V. Plekhanov.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Аннотация. В статье обосновывается фундаментальная роль, отведенная Пенсионному фонду России в современных экономико-правовых реалиях, что предполагает наличие надежного финансового фундамента для его полноценного функционирования.

Раскрыты базисные вопросы о формировании доходов и осуществлении расходов Пенсионного фонда России. Проведен анализ состояния структуры бюджета ПФР за 2018-2020 гг. в купе с прогнозированием его состояния к концу 2022 года.

В данном отношении рассмотрена проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и предложены меры по ее нивелированию.

Abstract. This article substantiates the fundamental role assigned to the Pension Fund of Russia in modern economic and legal realities, which implies the existence of a reliable financial foundation for its full-fledged functioning.

The basic issues of income generation and expenditure implementation of the Pension Fund of Russia are disclosed. The analysis of the state of the structure of the budget of the FIU for 2018-2020, together with the forecast of its state by the end of 2022, is carried out.

In this regard, the problem of the budget deficit of the FIU is considered and measures to level it are proposed.

Ключевые слова: пенсионный фонд России, доходы, расходы, страховые взносы, пени, санкции, пенсия, дефицит бюджета, пенсионная реформа.

Keywords: решюп fund, income, expenses, insurance premiums, penalties, sanctions, pension, budget deficit, pension reform.

Вряд ли встретит возражения тот факт, что сейчас Пенсионному фонду Российской Федерации уделяется одна из важнейших ниш в экономической сегменте государства, и он воплощает сбой один из фундаментальных рычагов обеспечения прогрессивного развития страны, поскольку самым непосредственным образом имеет отношение к отстаиванию прав и законных интересов многочисленного пласта населения России - ее нетрудоспособного населения.

Действительно, вопросы оптимизации системы пенсионного обеспечения представляют собой приоритетные векторы экономики России ввиду того обстоятельства, что слаженно работающая пенсионная система предопределяет истинный уровень социально-экономической безопасности населения России. В данном аспекте вполне закономерно, что именно финансовая обеспеченность Пенсионного фонда России предопределяет его социальное благосостояние [1].

Пенсионный Фонд России является одним из ведущих центров в рамках оказания социальных услуг в России - наделен полномочиями назначать и выплачивать страховые пенсии по старости, инвалидности и в случае потери кормильца, а также на оказание адресной помощи пенсионерам и софинансирование социальных программ на уровне регионов Российской Федерации;

ПФР вбирает в свою структуру 83 подразделения регионального уровня, а его бюджет в суммарном измерении выше 9 % ВВП страны.

Согласно статистическим данным, на 1 января 2020 года Пенсионный фонд производит выплаты 46 198 млн пенсионерам. При этом анализ данных за прошедшие пять лет позволяет резюмировать, что явственно проявила себя тенденция к планомерному росту сумм страховой пенсии по старости.

К примеру, в 2018 году она составила 13 360 руб., в 2020 - 14 163 руб. [2].

Аналогичный вывод уместен и в отношении иных подобных выплат, что, как видится, закономерно следует из объективного роста потребительских цен и стоимости индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

При данных обстоятельствах на сегодняшний день особую значимость приобретает сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России.

Между тем, реформирование модели системы пенсионного обеспечения, преследующее цели оптимизации источников пополнения бюджета ПФР, на практике сталкивается с проблемами ввиду нестабильной экономической ситуации в общемировом контексте в свете пандемии коронавируса соу1^19.

Обратимся к нормативным положениям по данному вопросу.

Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», формирование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет:

— страховых взносов (обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование остается за работодателями, самозанятым населением);

— средств федерального бюджета;

— сумм пеней и иных финансовых санкций;

— доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

— средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;

— средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;

— иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации [3].

В аспекте темы нашего исследования видится целесообразным проанализировать бюджет ПФР в структурном и динамическом аспектах, опираясь на показатели прошедших трех лет. Первоначально исследуем доходную часть, отразив это в таблице 1.

Таблица 1 - Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018-2020 гг., трлн. руб., их динамика и структура

Виды доходов 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2019 г.

Всего 8, 269 8, 781 8,937 0, 156

Социальные выплаты 488,69 501,19 502,049 0, 865

Государственные пенсии 449,99 464,39 307,99

Материнский капитал 341,49 325,59 428,099 102,50

Обязательное пенсионное страхование 632,4 1,065

Валоризация страховых пенсий по старости 682,9 692,4 694,9 2,5

Компенсация пониженных тарифов страховых взносов 499,9 54,5 95,7 41,2

Доходы от размещения и инвестирования средств на банковских депозитах 62,0 61 60 -1

Добровольные взносы граждан на накопительную пенсию 4,99 3,99 3,39 - 0,6

Пенсионные накопления из НПФ 5,1 5,0 5,5 0,5

Прочее 19,8 22,8 23,5 0,7

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что по завершению 2019 года доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации превысили 2018 год на 0,512 трлн. рублей и составили 8,781 трлн. рублей.

Согласно утвержденным плановым документам, по окончанию 2020 года доходы Пенсионного фонда Российской Федерации должны увеличиться еще до 8,937 трлн. рублей. Однако, равным образом, как мы увидим далее, расходные показатели также скорректированы в сторону увеличения.

Итоговый отчет о деятельности ПФР за 2020 год пока не размещен на его официальном сайте. Однако согласно Оперативному докладу о исполнении бюджета ПФР за первую половину 2020 года, доходы за I квартал 2020 года в бюджете ПФР составили 2 195 533,18 млн рублей, и это превысило показатель за I квартал 2019 года на 155 287,22 млн рублей [2].

Кроме того, увеличение прогнозных показателей фонда заработной платы в 2020 году поспособствовали росту доходов за счет страховых взносов на ОПС на 34 800,00 млн рублей.

В то же время, межбюджетные трансферты из федерального бюджета сокращены на 21 451,71 млн рублей (на 0,7 %), им традиционно отведена одна из ведущих ниш в деле аккумулирования финансовых ресурсов ПФР.

Также следует указать, что доходы за счет средств пенсионных накоплений со стороны негосударственных пенсионных фондов превысили плановые показатели почти в 3 раза, составив 8 323,80 млн рублей.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросли на 135 910,66 млн рублей (это больше на 11,8 %) и составляют 22,7 % прогнозируемого объема (в I квартале 2019 года - 21,7 %).

Взносов на накопительную пенсию (9,4 млн рублей) было зачислено в 7,3 раза меньше по сравнению с I кварталом 2019 года. Объясняется это довольно сложным прогнозированием и создает риск для дальнейшего снижения числа застрахованных лиц, которые желают формировать накопительную пенсию за счет дополнительных средств.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию зачислено меньше на 67,16 млн рублей (на 12,4 %). В этой ситуации создается риск того, что число застрахованных лиц уменьшится. В общем количестве граждан, которые вступили в правоотношения по ОПС в целях их уплаты, доля лиц, уплативших ДСВ, ежегодно снижается в среднем на 4,5 процентного пункта (т.е. в 2018 году - на 3,8 %, в 2017 году - на 4,2 %, в 2016 году - на 4,7 %).

Далее рассмотрим статьи расходов Пенсионного фонда России, придерживаясь аналогичных критериев за тот же промежуток времени (2018-2020 гг.).

Данные таблицы 2 позволяют заключить о ежегодном усилении тенденции к максимизации расходных позиций Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если в 2019 году данные расходы составили 8,627 трлн. рублей (что при сопоставлении с 2018 годом выше на 6,5 %), то в 2020 году уже отмечается их увеличение на 1,57 % до 9,146 трлн. рублей.

Значительный процент расходных статей отведен страховой части трудовой пенсии, которая в 2019 году она составила 7,053 трлн. рублей, также обладая тенденцией к увеличению, поскольку данный показатель в 2018 году был 6,748.

Таблица 2 - Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018-2020гг., трлн. руб., динамика и структура

Виды расходов 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2019 г.

Всего 8, 428 8, 627 9,146 0, 11

Материнский капитал 302,29 291,49 295,39 3,9

Страховая часть трудовых пенсий 6,748 7,053 7,146 0,093

Социальные выплаты 502,49 523,79 528,19 4,4

Государственные пенсии 453,7 459,9 460,2 0,3

Прочее 9,9 10,8 11,5 0,7

Поручения Президента Российской Федерации, все, что связанны с предоставлением семьям с детьми материнского капитала в 2020 году реализованы. Возобновлена индексация его размера, которая была приостановлена с 2017 года. Увеличив размер материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, и предоставив данную меру семьям, в которых родится первый ребенок из федерального бюджета было выделено дополнительных средств в объеме 111 880,45 млн рублей.

Говоря о показателе дефицита бюджета Пенсионного фонда, укажем, что, хотя 2018 год стал дефицитным (превышение расходов млрд. рублей), что стало закономерным следствием уменьшения притока финансовых средств из федерального бюджета вкупе с ростом численности лиц, достигших пенсионного возраста, в 2019 году был отмечен профицит бюджета (доходы превысили расходы на 0,154 трлн рублей). Однако по плановым утвержденным показателям очевидно, что 2020 год завершился с ощутимым дефицитом (0,209 трлн рублей). По данным оперативного отчета, уже в I квартале 2020 года бюджет ПФР был исполнен с дефицитом в размере 89 266,77 млн рублей при прогнозируемом суммарном дефиците в объеме 209 176,21 млн. рублей.

Вполне очевидно, что выявленные настораживающие тенденции функционировании Пенсионного фонда России предполагают исключительную значимость переоценки политики расходов на пенсионные выплаты и вопросов, связанных с трансфертами из федерального бюджета в Пенсионный фонд. В связи с этим предлагались некоторые идеи по оптимизации сложившейся ситуации. Так, звучали предложения по внедрению специального целевого налога с физических лиц, который бы подлежал регулярному удержанию из их заработной платы с последующей аккумуляцией на индивидуальном депозите без возможности снятия до наступления 60 лет.

При этом данное лицо свободно в аспекте выбора оптимального коммерческого банка из утвержденного перечня, с наиболее подходящими ему депозитным условиями и процентным ставкам.

По заверениям экспертов, такая новелла смогла бы существенно облегчить налоговое бремя Пе н-сионного фонда, предусмотрев факультативный источник обеспечения населения России по достижению ими пенсионного возраста. Однако пока данное предложение не нашло своего рационального воплощения в реальности.

С опорой на приведенные данные и полученные результаты обратимся к прогнозированию дальнейшей финансовой устойчивости Пенсионного Фонда.

Обратимся к проекту федерального закона № 1027744-7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Рассмотрим основные характеристики, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Бюджет Пенсионного Фонда на 2021-2023 гг. (тыс. рублей), основные характеристики [8]

Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Объем доходов (прогноз) 9 101 837 695,4 10 015 142 596,3 10 565 202 279,8

Общий объем расходов, в том числе: 9 596 683 229,6 10 109 969 678,5 10 512 700 163,3

На реализацию публичных нормативных обязательств 9 450 434 103,1 9 964 847 977,6 10 363 321 966,8

Финансовый результат (- дефицит /+ профицит) - 494 845 534,2 - 94 827 082,2 52 502 116,5

Указанный проект бюджета нацелен на то, чтобы были достигнуты целевые индикаторы, намече н-ные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В перспективе до 2022 года явственно отмечается цель минимизации зависимости степени финансовой устойчивости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального центра, а также проведение в объективную реальность ряда мероприятий по индексации пенсионных выплат и пособий.

Речь идет, к примеру, об индексации темпами, которые превышают инфляционные скачки. Как итог, в 2020 году был отмечен рост среднего размера страховой пенсии неработающих пенсионеров до 16,4 тыс. рублей.

Реализация данного механизма предполагает учет новых аспектов индексации сверх прожиточного минимума, благодаря которому повышение сумм выплат имеет место даже при праве пенсионера на доплаты социальной направленности, устраняющие разрыв между доходами пенсионера и прожиточным минимумом.

Расходные позиции Пенсионного фонда принимают во внимание также повышенную компенсационную ежемесячную выплату в размере 10 тыс. рублей, которая адресована родителям и опекунам, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы.

Таким образом, как можно резюмировать, во избежание непредвиденного дефицита ПФР учел и финансово обеспечил в своем бюджете все важнейшие планируемые расходы по социальным и пенсионным обязательствам.

В какой мере данные прогнозные показатели найдут свое практическое воплощение в жизни - покажет лишь время и практика правоприменения.

Источники:

1. Колесникова О.А. Оценка состояния и перспектив развития российского рынка ценных бумаг. Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 24 (2). С. 30-36.

2. Колесникова О.А., Попова О.А. Инвестиции как основа развития экономики региона. Сфера услуг: инновации и качество. 2018. № 38. С. 25-33.

3. Колесникова О.А., Романовская М.С. Анализ инвестиционной привлекательности Южного федерального округа РФ. В сборнике: Современное развитие России в условиях новой цифровой экономики. материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 413-415.

References:

1. Kolesnikova O.A. Assessment of the state and development prospects of the Russian securities market. Natural and humanitarian research. 2019. No. 24 (2). S. 30-36.

2. Kolesnikova O.A., Popova O.A. Investments as the basis for the development of the regional economy. Service industry: innovation and quality. 2018.No. 38. S. 25-33.

3. Kolesnikova O.A., Romanovskaya M.S. Analysis of the investment attractiveness of the Southern Federal District of the Russian Federation. In the collection: Modern development of Russia in the new digital economy. Materials of the II International scientific and practical conference. 2018.S. 413-415.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11259

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University;

А.С. Белоусова - студент, Кубанский государственный аграрный университет,

A.S. Belousova - student, Kuban State Agrarian University, belousova.anastasia2000@yandex.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Ефименко - студент, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Efimenko - student, Kuban State Agrarian University, Efymenko6@gmail.com.

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ASSESSMENT OF INVESTMENT ACTIVITIES OF COMMERCIAL BANKS

Аннотация. В работе исследуется сущность инвестиционной деятельности коммерческих банков. Проанализировано и определено место банковского сектора в сфере инвестирования, кроме того, выявлена специфика инвестиционной деятельности банков и их кредитные риски. Также выделены приоритетные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.