УДК 336
АНАЛИЗ дЕЙСТВУЮЩЕЙ
пенсионной системы РОССИИ и взгляд на ее будущее
О. В. ФИЛИППОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал)
В связи с увеличивающимся дефицитом бюджета Пенсионного фонда РФ проблема реформирования пенсионной системы приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе рассмотрены функции Пенсионного фонда РФ, проанализированы различные аспекты формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и влияния на наполнение его бюджета различных факторов. Проведен анализ законопроекта, разработанного Министерством труда и социального развития РФ. Представлен авторский взгляд на существующую проблему.
Ключевые слова: пенсионная система, дефицит бюджета, Пенсионный фонд РФ, пенсии, страховые взносы, функции Пенсионного фонда РФ.
Необходимым социальным условием функционирования пенсионной системы является уверенность граждан в своей обеспеченной старости, в выполнении государством своих обязательств перед гражданами в том, что по достижении работающими определенного пенсионного возраста они имеют право на замену заработной платы пенсией.
Создание Пенсионного фонда РФ (ПФР) позволило осуществить переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 г. ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В структуре Пенсионного фонда РФ 8 управлений ПФР в федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение ПФР в субъектах РФ, почти 2 500 территориальных управлений во всех
регионах страны, а также ОПФР в г. Байконуре (Казахстан). В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов [14].
С 2002 г. в стране реализуется новая модель пенсионной системы, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. Эта модель пенсионной системы и сегодня действует в России.
На Пенсионный фонд РФ возложены следующие функции:
1) установление и выплата трудовых пенсий и пенсий по государственному обеспечению;
2) ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
3) выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;
4) назначение и реализация социальных выплат;
5) администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;
6) формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;
7) финансирование выплат за счет средств пенсионных накоплений;
8) реализация программы государственного со-финансирования пенсий;
9) назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
Таблица 1
Исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010-2015 гг., млрд руб.
Показатель Фактические данные Планируемые данные**
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы, всего 4,6* 5 255,6 5 890,4 6 343,3 6 894,7 7 787,4
В том числе:
- доходы по накопительной составляющей бюджета 361,2 418,1 476,9 - - -
Пенсионного фонда РФ
- поступление страховых взносов на обязательное 1,9* 2 815,3 3 026,4 - - -
социальное страхование
- поступление дополнительных взносов на обязательное 3,6 4,1 6,2 - - -
пенсионное страхование в рамках программы
государственного софинансирования пенсий
Расходы, всего 4,2* 4 922,1 5 451,2 6 088,7 6 722,4 7 431,5
В том числе:
- расходы на выплату пенсий 3,7* 4 081,2 4 524,0 - - -
- расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным 293,6 311,9 325,4 - - -
категориям граждан
- расходы на предоставление материнского (семейного) 97,1 171,3 212,4 - - -
капитала
Численность пенсионеров, млн чел. 39,7 40,2 40,6 - - -
* Трлн руб.
** Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 №№ 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [12].
10) оказание адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры совместно с региональными органами власти. Систематизация основных функций Пенсионного фонда РФ, а также анализ направлений их реализации представлены в статье А. С. Васильевой, П. А. Васильева [4].
Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.
По мнению В. Мау, сбалансированность Пенсионного фонда РФ - важная проблема с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости, однако это не специфическая пенсионная проблема. ПФР в нынешнем виде чисто технически отделен от федерального бюджета. Целесообразно его рассматривать как часть бюджета, и тогда расходы фонда должны (могут) покрываться за счет не только пенсионных отчислений, но и других (налоговых) поступлений. Во всяком случае, это будет справедливо в той мере, в какой основу нашей пенсионной системы составляют солидарность поколений - принцип, согласно которому работающие платят за неработающих [10, с. 128].
Проанализируем, как происходит наполнение бюджета Пенсионного фонда РФ (табл. 1).
Бюджет Пенсионного фонда РФ по доходам исполнен в 2012 г. в сумме 5,89 трлн руб. (9,6 % к
ВВП Российской Федерации), в 2011 г. - в сумме 5,25 трлн руб. (9,9 % к ВВП). Рост доходов зафиксирован в 2012 г. на 0,63 трлн руб. больше, чем в 2011 г. Поступление страховых взносов в общей сумме доходов в 2010 г. прослеживается на уровне 41,3 %; в 2011 г. - 53,6; в 2012 г. - 51,4 %. Объяснить это можно изменениями в ставке страховых тарифов:
2010 г. - 20 %; 2011 г. - 26; 2012 г. - 22 % [5, 6, 7]. По расходам бюджет Пенсионного фонда РФ
исполнен в 2012 г. в сумме 5,45 трлн руб. (8,9 % ВВП), в 2011 г. - в сумме 4,9 трлн руб. (9,2 % ВВП). Рост расходов 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 0,53 трлн руб. больше. Расходы на выплату пенсий в общей величине расходов составили в 2010 г. 88 %; в
2011 г. - 83; в 2012 г. - 83 %. К факторам увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий можно отнести рост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций [5, 6, 7].
Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в ВВП России в 2009-2012 гг. представлена в табл. 2.
Таблица 2 Доля доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в ВВП Российской Федерации в 2009-2012 гг., %
Показатель 2009 2010 2011 2012
Доля доходов ПФР в ВВП 8,3 10,3 9,9 9,6
Доля расходов ПФР в ВВП 7,8 9,5 9,2 8,9
На Пенсионный фонд РФ возложена такая важная функция, как выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и непосредственная выплата средств материнского (семейного) капитала. На взгляд автора, данная функция не вполне согласуется с теми функциями, которые должен выполнять ПФР, даже в принципе не свойственна ему, как и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в ФСС России.
Общий профицит бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 г. составил 439,1 млрд руб., в 2011 г. -333,5 млрд руб., в 2010 г. - 0,4 трлн руб. Характерно, что поступающих страховых взносов явно не хватает для выплаты пенсий (табл. 3).
Из анализа данных табл. 3 видно, что расходы на выплату пенсий в разы превышают поступающие страховые взносы, следовательно, необходимо привлекать дополнительные источники для выплаты пенсий.
Отметим, что усугубляет положение увеличение численности пенсионеров из года в год. Так, в 2012 г. произошел рост на 0,4 млн чел., а поступающих страховых взносов хватило только лишь на то, чтобы выплатить пенсии половине пенсионеров. Исходя из вышеизложенного, разрыв между поступающими страховыми взносами и необходимой величиной средств на выплату пенсий в дальнейшем может увеличиться еще больше.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [15] Минэкономразвития России констатирует следующие факты. Вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в 1990-е гг., существенно ухудшится возрастной состав населения. При этом численность населения трудоспособного возраста уменьшится с 87,5 млн чел. в 2011 г. до 77,4 млн чел. в 2030 г., численность населения старше трудоспособного возраста вырастет с 32,1 млн чел. до 40,7 млн чел. к 2030 г. В результате вырастет демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2011 г. на 1 000
Таблица 3
Динамика поступления страховых взносов
и расходов на пенсии в 2010-2012 гг., трлн руб.
Показатель 2010 2011 2012
Расходы на выплату пенсий 3,7 4,1 4,5
Поступления страховых взносов 1,9 2,8 3,0
лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 г. будет приходиться уже 831 нетрудоспособный.
Тенденция демографического старения населения приведет к росту общего коэффициента смертности до 14 в 2030 г. (13,5 в 2011 г.). При этом ожидаемая продолжительность жизни к 2030 г. увеличится до 74 лет. К 2030 г. существенно возрастет количество граждан пенсионного возраста (60-72 года) [15].
В соответствии с прогнозом Росстата за период 2013-2020 гг. численность населения трудоспособного возраста может сократиться на 10 %, а численность населения старше трудоспособного возраста -возрасти на 15 % [18].
В России будет отчетливо проявляться глобальная демографическая тенденция - старение населения. Все прогнозы предсказывают к 2030 г. заметные и практически идентичные изменения в возрастном составе населения. Доля лиц в возрастах от 65 лет и старше увеличится на 60 %, а вместе с ней увеличится и демографическая нагрузка на трудоспособное население. Почти каждый пятый житель страны в 2030 г. будет старше 65 лет.
Реальностью стал дефицит Пенсионного фонда РФ. Так, в 2013 г. дефицит пенсионной системы запланирован на уровне 1,07 трлн руб., в 2014-2015 гг. он составит 1,1-1,2 трлн руб.
В результате исследований профессора А. К. Соловьева было выявлено, что по размеру вновь назначаемые пенсии ниже предшествующих; произошло снижение продолжительности страхового стажа более чем на четыре года (за последнее десятилетие)[17, с. 84-85].
В связи с необходимостью изменения пенсионной системы распоряжением Правительства РФ от 25. 12.2012 N° 2524-р была разработана и утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [13]. В документе были подведены итоги функционирования пенсионной системы за последние 10 лет, где отмечается, что проводились мероприятия, которые направлены на совершенствование пенсионной системы, причем достигнуты следующие результаты:
1) установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ;
2) повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);
3) создание экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм;
4) повышение среднего размера трудовой пенсии. Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 г. составил 9 706 руб. С 2002 г. он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось, в 2002 г. оно составило 108,4 %; в 2007 г. - 110,4; а в 2012 г. - 179,8 %.
Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике в 2002 г. составляло 34 %, к 2007 г. оно снизилось до 25 % ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 г. увеличилось до 36,8 % в результате роста базовой части трудовой пенсии в 2008 и 2009 гг., а также проведения в 2010 г. валоризации.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ [13].
Необходимость в реформе возникла в связи с недостатком средств. По данным Минфина России, дефицит бюджета ПФР достиг 1,7 % ВВП. К 2050 г. он может удвоиться, а размер пенсии уменьшиться на 20 %.
Конечно, успокоения ради можно сравнить размер пенсии с прожиточным минимумом и сказать, что «бедность» уже успешно побеждена. Рассмотрим динамику изменения прожиточного уровня и среднего размера пенсий в Российской Федерации (табл. 4).
По мнению автора, на дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ оказывают отрицательное влияние следующие факторы:
• большой удельный вес «серой» и «черной» заработной платы;
• сокращение численности трудоспособного населения;
• неуплата страховых взносов по субъективным и объективным причинам.
Анализ показывает, что для обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного
Таблица 4 Динамика прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, а также среднего размера
трудовой пенсии по старости и социальной пенсии в 2010-2013 гг., руб.
Показатель 2010 2011 2012 2013
Прожиточный минимум трудоспособного населения 5 956 6 986 6 827 7 911
Прожиточный минимум пенсионеров 4 395 5 122 4 963 5 828
Средний размер трудовой пенсии по старости 8 166 8 876 9 790 10 400
Средний размер социальной пенсии 4 731 5 207 5 919 6 170
фонда РФ необходимо принять меры по изменению демографических, экономических и социально-трудовых факторов, направленных, с одной стороны, на увеличение численности населения, способного к трудовой деятельности, а с другой - на более активное вовлечение всех секторов рынка труда в активное формирование собственных пенсионных прав на основе легализации заработной платы [17, с. 85].
Рассмотрим предложения Минфина России по сокращению дефицита Пенсионного фонда РФ. Для балансировки федерального бюджета в 2014-2016 гг. предлагается провести три маневра: 1) сократить трансферт ПФР; 2) сократить бюджетные ассигнования на государственные закупки; 3) перенести часть расходов по государственной программе вооружения (ГПВ) на период после 2016 г. Об этом сообщил министр финансов РФ А. Силуанов 24 июня 2013 г. Он также прокомментировал заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2014-2016 гг.: «Сейчас такая ситуация, что с учетом снижения темпов роста экономики, макроэкономических показателей доходы в бюджете не прибывают, а наоборот, сокращаются по сравнению с теми параметрами, которые мы утвердили в бюджете. Если раньше в течение 10 лет мы увеличивали доходы и расходы..., то сейчас темп роста экономики снижается, соответственно снижаются и доходы, и надо снижать расходы» [20].
Министр пояснил, что, по мнению Минфина России, сократить трансферт в Пенсионный фонд РФ можно было бы за счет отмены льгот по уплате страховых взносов и за счет остатков и прогноза поступлений в фонды, которые выше, чем изна-
чально планировалось. Все это дает по всем фондам (ПФР, ФФОМС, ФСС) в 2014 г. 470 млрд руб. дополнительных ресурсов, в 2015 г. - 672 млрд руб., в 2016 г. - 624 млрд руб. (в основном такие суммы дает ПФР). «Снижаются расходы по валоризации, поскольку меньше стало потребности, а также ряд мер по реформе пенсионной системы, которые также дают экономию в 2015-2016 годах», - добавил А. Силуанов [20].
Реформа пенсионной системы основывается на мировом опыте таких стран, как Франция и Германия. С 1 января 2015 г. вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.
Рассмотрим законопроект, разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ. Он определяет условия, а также порядок назначения и выплаты страховых пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца.
Во-первых, увеличение пенсионного возраста не произойдет. Но как было сказано ранее, количество пенсионеров неуклонно растет. Следовательно, данную проблему предлагается решить стимулированием более позднего выхода на пенсию. Например, люди продолжают работать, а за назначением пенсии в Пенсионный фонд РФ не обращаются. Таким образом, увеличивается количество премиальных баллов для их будущей пенсии. Будет происходить увеличение баллов за каждый год на 1 премиальный балл. В настоящее время размер трудовой пенсии по старости зависит от размера страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Законодательно такая непопулярная мера, как повышение пенсионного возраста, не принимается, просто происходит ее подмена на стимулирование увеличения границ пенсионного возраста. Очень похоже на завуалированный способ увеличения пенсионного возраста при ожидаемой продолжительности жизни 70 лет в среднем по группе мужчин и женщин. Если брать отдельно мужчин, то ожидаемая продолжительность жизни по среднему варианту прогноза в 2013 г. - 64,1 года, а к 2030 г. она должна достичь 68,9 лет.
Во-вторых, при расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в
систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент! Думается, никто никогда не отрицал, что «белая» заработная плата всегда лучше, чем «серая» или «черная»... При недостаточной сумме баллов будет полагаться минимальная (социальная) пенсия. Согласно законодательству она не может быть ниже прожиточного уровня пенсионера (устанавливается в каждом регионе). Если социальная пенсия ниже этого уровня, государство производит доплату. В 2013 г. социальная пенсия в среднем по России -6 170 руб., прожиточный уровень пенсионера -5 828 руб.
В-третьих, в новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты. Происходит стимулирование увеличения рождаемости. По уходу за первым ребенком применяется коэффициент 0,8, а вот по уходу за третьим - уже 1,75. При этом общий срок ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет будет составлять 7,5 года.
В-четвертых, требования к минимальному стажу с 2015 г. будут увеличиваться на 1 год - до 15 лет к 2022 г. (для женщин сюда будет включаться уход за ребенком).
В-пятых, базовый тариф страховых взносов в 30 % останется и в будущем. Но подлежащая обложению база будет постепенно увеличиваться - до 1 млн руб. в год к 2022 г.
В-шестых, граждане имеют право на фиксированную выплату к страховой пенсии. В соответствии с проектом она составит 4 104 руб. и будет ежегодно индексироваться.
Представим еще одно мнение по поводу реформирования пенсионной системы, которого придерживается В. Назаров. Он считает, что пенсионная система должна быть различной для разных поколений. Представленные им подходы к различным возрастным категориям позволят в течение двух поколений мягко демонтировать устаревший социальный институт государственного пенсионного обеспечения. Обязательными условиями метаморфоз являются безболезненность изменений для общества и незамедлительное их начало. Причем
делается акцент на прозрачность изменений, которые будут происходить для каждого из поколений [11, с. 85-86].
Основной вывод, который напрашивается в ходе проведенного анализа пенсионной системы, состоит в том, что реально назрела острая необходимость в реформировании пенсионной системы. Однако данную реформу нужно провести таким образом, чтобы не навредить и не поставить в невыгодное положение граждан, уже получающих пенсии, а также будущих пенсионеров. Следует выработать доступную и прозрачную систему, понятную всем гражданам. Причем не поставить при этом в тупик государственные органы, которые в дальнейшем уже не смогут справляться с нагрузкой по содержанию пенсионеров, потому что тратить больше, чем заработали граждане страны, просто нельзя, это жизнь в долг, которая не может продолжаться бесконечно.
Список литературы
1. Андриянов В. П. Необоснованность создания накопительной пенсионной системы в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 30.
2. ВавулинД. А. К вопросу о новом этапе реформы пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 23.
3. Веселов А. И. Расчет возможности увеличения пенсионного возраста в России // Дайджест-Финансы. 2011. № 6.
4. Васильева А. С., Васильев П. А. Функции Пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 18.
5. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за
2010 г. URL: http://www. pfrf. ru.
6. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за
2011 г. URL: http://www. pfrf. ru.
7. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за
2012 г. URL: http://www. pfrf. ru.
8. Зозуля В. В., Лобанова Н. А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 9.
9. Иванов А. Е. Направления развития пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. № 10.
10. МауВ. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114—132.
11. Назаров В. Будущее пенсионной системы: параметрические реформы или смена парадигмы? // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 67—87.
12. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Федеральный закон от 03.12.2012 № 218-ФЗ.
13. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р.
14. Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www. pfrf. ru.
15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России. URL: http://archive. government. ru/media/2013/3/25/55481/file/prognoz_2030.pdf.
16. Придачук М. П. Проблемы и перспективы развития российской пенсионной системы // Финансы и кредит. 2010. № 42.
17. Соловьев А. К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2013. № 4. С. 82—93.
18. URL: http://www. hse. ru/data/2012/05/28/12 53682221/bd_09-08.pdf.
19. URL: http://www. bs-life. ru+ Средняя пенсия в России и других странах мира в 2013 г.
20. URL: http://www. minfin. ru/ru/press/speech/ index. php?id4=19512.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru