Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Статья посвящена особенностям формирования бюджета субъекта Российской Федерации.ㅤ. Формирование регионального бюджета осуществляетсяㅤ черезㅤ соответствующий бюджетныйㅤ механизмㅤ иㅤ егоㅤ элементы: бюджетноеㅤ планированиеㅤ, бюджетноеㅤ регулированиеㅤ иㅤ государственный финансовый контроль.The article is devoted to peculiarities of formation of the budget of a constituent entity of the Russian Federation.ㅤ. The formation of the regional budget осуществляетсяㅤ черезㅤ appropriate бюджетныйㅤ механизмㅤ иㅤ егоㅤ elements: бюджетноеㅤ планированиеㅤ, бюджетноеㅤ регулированиеㅤ иㅤ state financial control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

практической конференции. Махачкала, 2014. С. 52-54.

2. Аброкова Л.С. Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка и пути их решения в сборнике: современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 2.

3. Казова З.М. Основные тенденции и проблемы развития банковской системы в России. В сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 61-63.

4. Казова З.М. Эффективность институциональной структуры банковской системы российской федерации в сборнике: современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 36.

Дышекова А.А., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова

Россия, г. Нальчик

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена особенностям формирования бюджета субъекта

Российской Федерации. . Формирование регионального бюджета

осуществляется через соответствующий бюджетный механизм

и его элементы: бюджетное планирование , бюджетное

регулирование и государственный финансовый контроль.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, бюджетный механизм, бюджетное планирование, бюджетное регулирование.

The article is devoted to peculiarities of formation of the budget of a

constituent entity of the Russian Federation. . The formation of the regional budget осуществляется через appropriate бюджетный механизм и его elements: бюджетное планирование , бюджетное

регулирование и state financial control.

Keywords: the budget of a constituent entity of the Russian Federation, budgetary mechanism, budget planning, budget control.

В основе формирования бюджетов субъектов Российской Федерации

лежит ряд принципов.

Таблица 1 - Принципы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации_

Содержание

Принцип самостоятельности бюджетов Предполагает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

Принцип сбалансированности бюджета Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

Принцип общего (совокупного) Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита

покрытия расходов бюджетов бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года; расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов

Принцип прозрачности (открытости) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода)

Принцип достоверности бюджета надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования

Принцип подведомственности расходов бюджетов получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

Преимуществом принципа самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации является наличие стимулов к изысканию дополнительных бюджетных доходов, самостоятельность в принятии бюджетных решений, ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за результаты своей бюджетной деятельности [1, 3].

Соответствие со статьей №214 Гражданского Кодекса Российской Федерации средства бюджета субъекта Российской Федерации и иное

государственное имущество, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет казну субъекта Российской Федерации. Таким образом, бюджет субъекта Российской Федерации является частью казны субъекта Российской Федерации и в основном выражает ее денежную составляющую.

Задачи формирования бюджетов субъектов Российской

Федерации:

• наиболее полная мобилизация доходов в бюджет субъекта Российской Федерации;

• полное и своевременное исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

• обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета субъекта Российской федерации;

• создание условий для эффективного и ответственного управления региональными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации;

• повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации.

Формирование бюджета субъекта Российской Федерации

осуществляется через соответствующий бюджетный механизм и

его элементы: бюджетное планирование , бюджетное

регулирование и государственный финансовый контроль. Именно

использование элементов бюджетного механизма позволяет

организовывать бюджетный процесс по составлению и

исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации [2, 4].

В ходе формирования бюджета субъекта Российской Федерации региональные органы государственной власти реализуют ряд функций. Функция бюджетного планирования предполагает:

• определение региональной бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

• определение потребности денежных средств в целях

финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

• разработку и обоснование оптимальных путей

развития бюджетов субъектов Российской Федерации с целью выработки предложений по укреплению доходной базы;

• разработку и обоснование проектов бюджетов

субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

• разработку мероприятий, обеспечивающих исполнение

бюджета на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

• разграничение полномочий законодательных и

исполнительных органов государственной власти с учетом действующего законодательства;

• определение порядка составления, рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Контрольная функция предполагает контроль органов

государственного финансового контроля за поступлением и

использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе:

• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов ;

• контроль за правильным и своевременным

перечислением доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Различют два подхода к формированию бюджетов субъектов Российской Федерации:

- результативный подход ;

- затратный подход.

Применение результативного подхода предполагает

формирование бюджета исходя из необходимости достижения целей и задач социально-экономической политики и формировнаие расходных обязательств, ориентированных на достижение ожидаемых результатов.

Получателям бюджетных средств устанавливаются количественные

и качественные задания, для выполнения которых, планируются бюджетные ассигнования. На сегодняший день в России преобладает затратная модель управления бюджетными средствами. Она характеризуется отсутствием самостоятельности бюджетополучателей при расходовании ими бюджетных ассигнований. Оценить эффективность

расходования бюджетных ассигнований при использовании затратной модели управления бюджетными ресурсами крайне сложно ввиду отсутствия установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые достигнуты.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Казова З.М. Анализ исполнения федерального бюджета по доходам. В сборнике: Экономическая наука в 21: вопросы теории и практики. Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С.64-66.

4. Казова З.М. Федеральная политика межбюджетных отношений и направления ее совершенствования / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014. - 1. (4) - С.262-267

Дышекова А.А., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет

имени В.М. Кокова Россия, г. Нальчик

ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

БЮДЖЕТОВ

Статья посвящена проблемам формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Сегодня остра назрела необходимость в разработке

и реализации мер, которые позволят создать для региональных

налогового потенциала и роста налоговых поступлений.

органов государственой власти

базу для наращивания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.