Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДОТАЦИИ / СУБВЕНЦИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Приводится необходимость оценки эффективности межбюджетных отношений на федеральном и субфедеральном уровне. исследуется трансформация межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, регионального и местного бюджета; анализируется структура межбюджетных трансфертов за ряб лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ»

Доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов Российской Федерации сокращается с 18,2 % в 2013 году до 16,3 % в 2016 году. [2] Вместе с тем необходимо отметить, что тенденция их сокращения планируется ежегодно, но в силу складывающейся экономической ситуации и нестабильности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов в течение финансового года увеличиваются.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно -практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З.М., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ Аннотация: Приводится необходимость оценки эффективности межбюджетных отношений на федеральном и субфедеральном уровне. исследуется трансформация межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, регионального и местного бюджета; анализируется структура межбюджетных трансфертов за ряб лет

Ключевые слова: прогноз, консолидированные бюджеты, межбюджетные трансферты, дотации, субвенции, межбюджетные

отношения.

Данные прогноза и фактического исполнения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и межбюджетных трансфертов в 2013- 2015 годах приведены в таблице 1.

Так, в 2013 году объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета превысили запланированные на 14,7 %, в 2014 году - на 18,1 %, в 2015 году - на 2,4 %. При этом согласно объемам межбюджетных трансфертов и оценке доходов консолидированных бюджетов регионов, представленной на стадии формирования законопроекта, доля межбюджетных трансфертов в объеме доходов консолидированных бюджетов должна была составить 16,7 %, а доля дотаций - 7,1 %.

В соответствии с показателями сводной бюджетной росписи на 1 октября 2015 года доля межбюджетных трансфертов в объеме доходов консолидированных бюджетов составляет 17,2 %, а доля дотаций - 6,5 %. Федеральным законом № 384-Ф3 (с изменениями) объем межбюджетных трансфертов на 2015 год утвержден в сумме 1 450,2 млрд. рублей (в законопроекте на 2015 год предусмотрено 1 500,4 млрд. рублей).

Таблица 1.

Прогноз и фактическое исполнения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и межбюджетных

трансфертов в 2013- 2015

(м.фд рублей)

2013 год 2014 1 ЙД 2015 год

при составлении проекта исполнен» при составлении лрпелта исполнена при составлении лроекга оценка исполнения

Дох н ды Мм с фл иди ро л а 1шы\ бюджетов субъектов Российски» Федерации 9 061,7 Я 165,1 Я «92,7 8 905,7 9 345,8 9 239,5

МЕ'жпиахешые трансферты 1 296,9 1 487,9 1 361,0 1 607,0 1 556,3 1 593,7*

доля межбюОжетлых трансфертов- в доходах (%) 14,3 18,2 15,3 18.0 16,7 17.2

Дотднин 602,0 609,1 623,3 774,1 659,4 596,14

доля Нотаций и Ооходах (%) 6,6 7.5 7.0 8.7 7.1 6.5

доля Нотаций в межокЮжетных т;мнсфертах (%) 464 40,9 4 5, 8 48.2 42.4 37.4

■ С-'йолняя бюджетная роспнсь пп мнтголнню на I октября 2015 года.

Таким образом, в настоящее время межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов будут продолжать играть значительную роль в обеспечении устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. [3]

Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации приведена на рисунке 1.

Анализ расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов показывает, что в 2002 -

2008 годах их доля в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации сохранялась на уровне, близком к 50 % (в 2007 году - 46 %), а начиная с 2009 года, сложилась устойчивая тенденция к снижению этой доли. В 2016 году указанная доля снизится до 41,0 %. 100

Консолидироваиные бюджеты субъектов Российской Федерации ■ Федеральный бюджет

Рисунок 1. Доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году составит 34,6 % и сохранится на уровне 2015 года. [1]. Указанная доля расходов также имеет общую тенденцию к снижению.

В 2016 году предусматривается направить бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетные трансферты на общую сумму 1 579 020,1 млн. рублей, что на 78 603,7 млн. рублей, или на 5,2 %, больше показателя на 2015 год. Данные об общем объеме предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в разрезе их форм приведены в таблице 2.

Анализ приведенных данных показывает, что общий объем межбюджетных трансфертов в ВВП снижается и составит в 2016 году 2 % (в 2015 году - 2,2 %) [4]. Аналогичная тенденция прослеживается по показателю доли межбюджетных трансфертов в общей сумме расходах федерального бюджета - 9,8 % и 10,3 % соответственно.

Таблица 2.

Общий объем предоставляемых межбюджетных трансфертов

бюджетам субъектов Российской Федерации

(млн. рублей)

201!; гид 2016 год 2016 гол к % К 2015 году

Федерал ьвыП шоп № ЗМ-ФЗ с учетом законопроекта роспись*) законопроект Федерал ший завом № с учетом зяповопроект роспись

Нежбшджетвые трансферт и -вССго 1 $04416,1 1 593 674,3 1 579 1120,1 105,2 99,1

13% ВВП 2,0 2,2 2,0

Е % н общей Сумме расходов федерал ьного бюджета 9,7 10,3 9,Я

е том числе:

ДОТЩИ 644 02 9,2 596 14«,9 647 370,4 100,5 108,6

Е % Н ОЙ![1СII Сумме 42,9 37,4 41,0

Субсидии 371 226,1 438 Я69,3 351 1>4Я,3 94,6 В0,0

Е % В общей Сумме 24,7 27,5 22,2

(Губ вен и и л 312 755,6 345 70N,2 321 299,1 102,7 92,9

Е % В об][]еЙ Сумме 20,8 21,7 20,3

Иные >1 ежбкиле ■ ные грансф? рты 172 405,4 212 947,9 259 3(12,3 150,4 121,8

в % в общей Сумме 11,5 13,4 16,4

Справочво:

ЧкжАим^ешые трансферты <1г 1 учел субвенция 1 1Н7 660,5 1 247 966,1 1 257 721,0 105,9 100, К

в % в обшей Сумме 79,2 78,3 79,7

* вводная бюджеты ал рос пнсь микпинщц I октября 2015 года.

Законопроектом предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов предусматривается по 12 разделам классификации расходов бюджетов в рамках 26 госпрограмм. В рамках госпрограмм распределено в 2016 году 99,7 % объемов межбюджетных трансфертов. [2] Финансирование расходных полномочий в сфере межбюджетных отношений в планируемом периоде будет осуществляться на основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрены расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации по 12 разделам классификации расходов бюджета (за исключением разделов «Средства массовой информации» и «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

Использованные источники: 1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно -практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З.М., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Аннотация: Приводится необходимость разработки и обоснования научно-методических предложений по формированию механизма инвестиций за счет, оптимально выстроенной антикризисной программы, исследования экономической сущности инвестиционной стратегии в условиях антикризисных программ.

Ключевые слова: коммерческие банки, банковские инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный спрос, ценные бумаги.

Финансово-кредитное обеспечение реального сектора экономики играет важную роль в его развитии. Однако функционирование коммерческих банков нацелено на извлечения прибыли от своей уставной деятельности, поэтому они не обязаны учитывать специфические особенности отдельных отраслей экономики, их общественную значимость. Достижение такого паритета возможно при формировании качественной инвестиционной политики банков. [3]

Инвестиционную деятельность банка в микроэкономическом аспекте -с точки зрения банка как экономического субъекта - можно рассматривать как деятельность, в процессе которой банк выступает в качестве инвестора, вкладывая свои ресурсы на срок в создание или при обретении реальных активов и покупку финансовых активов с целью извлечения прямых и косвенных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.