Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Сущность межбюджетных отношений на субрегиональном уровне. Система межбюджетных отношений между субъектом Федерации и территориями. Трансформация межбюджетных отношений в РФ. Организация межбюджетных отношений на субрегиональном уровне в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Сущность межбюджетных отношений на субрегиональном уровне. Система межбюджетных отношений между субъектом Федерации и территориями. Трансформация межбюджетных отношений в РФ. Организация межбюджетных отношений на субрегиональном уровне в настоящее время.

Ключевые слова, межбюджетные отношения, бюджетная политика, межбюджетное регулирование, сбалансированность, субсидии, бюджетный федерализм.

Наиболее обсуждаемой темой в российской экономической политике остаются межбюджетные отношения, так как захватывают не только реализацию социального распределения бюджетных средств, но и перераспределение полномочий между различными уровнями государственного управления, а также муниципальной властью. Отношения между центром и субфедеральным уровнем все в большей степени приобретают черты характерные для унитарных государств. Межбюджетные отношения представляют собой равноправное, сбалансированное и ответственное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по поводу формирования бюджетов и реализации полномочий, возложенных на каждый уровень власти, основанное на прозрачности информации и стабильности, и направленное на достижение таких целей, как, предоставление равных возможностей на всей территории страны в получении бюджетных услуг; проведение бюджетной политики, способствующей повышению эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами.

Известно, что построение межбюджетных отношений региона с федеральным бюджетом предопределяется его уровнем социально-экономического развития.[3] Для Кабардино-Балкарской Республики характерно богатство и разнообразие природных ресурсов. В республике имеются крупные месторождения молибдена и вольфрама, свинца, олова, меди, железной руды, золота, мышьяка, сурьмы, каменных и бурых углей, нефти, туфа, вулканической пемзы и пепла, фосфоритов, известняков, мергелей, гипса, огнеупорных и флоридиновых глин. Насчитывается около ста источников с холодными и горячими водами. Экономика Кабардино-Балкарской Республики представляет собой многоотраслевой хозяйственный комплекс.

Другим важнейшим звеном народнохозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики является аграрный сектор, в котором создается около 30 процентов ее национального дохода. Сельское хозяйство

специализируется на производстве зерновых и технических культур, овощей, плодов, продуктов животноводства (молочного и мясомолочного направлений).

Бюджеты Кабардино- Балкарской Республики зависят от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и финансово несамостоятельны. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в значительно большей сумме поступает в бюджеты муниципальных районов: в 2013 году 21,2%, а в 2015 году снизилась до 19,4% в пользу бюджетов городских округов. [4]

Основными инструментами межбюджетного регулирования в республике являются: установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет; дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки.

Основной особенностью бюджетной системы республики, на наш взгляд, является низкая степень самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных доходов. Положительным моментом стал значительный рост бюджетной обеспеченности на душу населения. Однако, проводимая реформа местного самоуправления не достигает своей цели - обеспечение самодостаточности территорий, как субъекты Российской Федерации, так и муниципальные образования становятся более зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета. Такая ситуация предопределила целесообразность изучения результатов проведения реформ в Кабардино-Балкарской Республики и оценку механизма межбюджетных отношений внутри республики.

Уровень социально-экономического развития административно-территориальных образований Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о высоком уровне их дифференциации. Существенная дифференциация проявляется между городами и сельскими районами. [1]

Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики предоставляются в форме:

^ дотаций из республиканского Фонда финансовой поддержки поселений;

^ дотаций из республиканского Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

^ дотаций из республиканского Фонда сбалансированности местных бюджетов;

^ субсидий из республиканского Фонда муниципального развития; ^ субсидий из республиканского Фонда реформирования муниципальных финансов муниципальных районов;

^ субсидий из республиканского Фонда реформирования муниципальных финансов городских округов; ^ бюджетных кредитов.

Итак, одной из проблем в отношениях республики и муниципального

образования продолжает оставаться неурегулированность четкого и прозрачного механизма выстраивания межбюджетных отношений, позволяющего удовлетворять требования муниципалитетов-доноров и претензии бюджетозависимых муниципалитетов.

Для межбюджетного регулирования предлагается совершенствование механизма предоставления межбюджетных субсидий, обеспечение приоритетности направлений софинансирования; установление требований к порядку определения уровня софинансирования с обязательным включением четких конечных целей; консолидация субсидий по отраслевому принципу. Целесообразно смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой, повышая тем самым ответственность региональных властей и снижая иждивенческие настроения.

В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений становится внедрение передовых технологий управления, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных средств. [2] В качестве такого подхода предлагается формализованная методика оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, что позволит вырабатывать обоснованные рекомендации по направлениям повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, оценивать достигнутые результаты и основные последствия проводимой бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных

средств_в_органах_федерального_казначейства.// В

сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Основы формирования бюджета субъекта российской

федерации. Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 381-386.

4. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической

конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153 -156.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ Аннотация: В статье приводится анализ функционирования финансовой системы. Определены и обоснованы принципы, методические решения оценки функционального, структурно-организационного состояния, методов моделирования и анализа функционирования финансовой системы.

Ключевые слова: рыночная экономика, финансовая система, финансовый рынок, уровень капитализации, финансовая устойчивость, государственный бюджет.

Рыночные трансформации на современном этапе происходят под влиянием таких тенденций как увеличение международных потоков капитала в форме резервных активов; развитие международных рынков акций, облигаций и банковского кредитования; реформирование мировой финансовой «архитектуры»; формирование региональных валютных группировок [1]. Очевидно, что обозначенные тенденции и направления движения оказывают существенное влияние на финансовые системы государств, особенно с развивающейся экономикой, к числу которых относится и Россия. С одной стороны, они обеспечивают прогрессивное развитие и инициируют совершенствование всех систем и элементов, а с другой - являются источником возникновения системного риска, который достаточно сложно регулируется и преодолевается в условиях несовершенных финансовых секторов и экономических систем. Вопросы стабилизации и оздоровления финансовой системы России - это на сегодняшний день наиболее актуальные императивы для государства. Цель стабилизации - создать по-настоящему реальные стартовые предпосылки для структурной перестройки экономики, полностью восстановить инвестиционный процесс, мобилизовать путем развития финансового рынка и прочих финансовых институтов приток инвестиций в страну. [4] Очевидно, что финансовая система России требует внимания отечественных ученых как с точки зрения сегментарного анализа в контексте собственных системных диспропорций в целях дальнейшего реформирования, так и с точки зрения тех вызовов, которые формируют современную глобальную финансовую информационно-экономическую среду

Актуальность исследования проблем функционирования финансовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.