Научная статья на тему 'Состояние и основные тенденции межбюджетных отношений в системе муниципальных районов КБР'

Состояние и основные тенденции межбюджетных отношений в системе муниципальных районов КБР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСФЕРТЫ / ДОТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калибатов М. Р., Хамгоков Н. Р.

Исследуются состояние и основные тенденции межбюджетных отношений между муниципальными районами Кабардино-Балкарской Республики. Проведен анализ, выявлены основные тенденции, предложены основные направления, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и основные тенденции межбюджетных отношений в системе муниципальных районов КБР»

5. Информационное сообщение ЗАО КПМГ от 15.03.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/ artidespuЫications/tax-puЫications/alerts/pages/alerts-tax-issue27.aspx.

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КБР

© Калибатов М.Р.*, Хамгоков Н.Р.*

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик

Исследуются состояние и основные тенденции межбюджетных отношений между муниципальными районами Кабардино-Балкарской Республики. Проведен анализ, выявлены основные тенденции, предложены основные направления, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений в регионе.

Ключевые слова: бюджетный процесс, межбюджетные отношения, трансферты, дотации.

Межбюджетные отношения являются важнейшим элементом бюджетного устройства РФ, оказывающим влияние на жизнь всех граждан нашей страны. Основной проблемой в этой области является неравенство публично-правовых образований, сложившееся в результате социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов. Реформирование в этом направлении идет более десяти лет, но актуальность задачи сохраняется [1].

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных [2].

Государство в последние годы предприняло ряд эффективных мер по корректировке бюджетных взаимосвязей, регулированию каналов прохождения и направления бюджетных потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней [3]. Вместе с тем организация межбюджетных отношений на субфедеральном уровне в настоящее время менее

* Магистрант.

* Магистрант.

всего урегулирована и характеризуется большим многообразием. Актуальность перечисленных проблем выявила необходимость разработки механизма организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне, адекватного задачам бюджетной политики.

Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Изучению межбюджетных отношений посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В области организации межбюджетных отношений наиболее плодотворны исследования следующих авторов: О.В. Богаче-вой, Д. Веспера, Б. Зайделя, А.Г. Игудина, А. Лаврова, В.Н. Лексина, В.И. Пти-цина, И.В. Пыхова, Б.М. Рахаева, Р. Рефьюза, М.В. Романовского, P.P. Сомое-ва, А.Н. Швецова, В.Б. Христенко. В вопросах, связанных с регулированием межбюджетных отношений, наряду с названными авторами, можно выделить работы О.Г. Бежаева, О.И. Бетина, Л.П. Павловой, И.В. Подпориной, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, К.И. Таксира, С.Н. Хурсевича и др. Однако, несмотря на значительную проработанность темы исследования в научной литературе по-прежнему остаются нерешенными и чрезвычайно актуальными проблемы внутрирегиональных межбюджетных отношений. К их числу относятся такие вопросы, как обеспеченность органов местного самоуправления собственными финансовыми ресурсами, определение пределов межбюджетного выравнивания, построение эффективного механизма организации и регулирования межбюджетных отношений.

Бюджеты субъектов Российской Федерации концентрируют значительную часть финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения воспроизводственного процесса на данной территории. Эффективность использования бюджетных средств в целях ускорения социально-экономического развития регионов выходит на передний план.

Межбюджетные отношения относятся к специфической фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов -бюджета [4-5]. Целевой функцией данных отношений выступает приведение ресурсов бюджетов регионального и муниципального уровней в соответствие с объективными потребностями финансирования включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования). Способом реализации указанной целевой функции является перераспределение части средств между уровнями бюджетной системы.

Объемы доходных возможностей и расходных полномочий большинства бюджетов субъектов РФ существенным образом зависят от состояния и перспектив развития межбюджетных отношений. Первичное распределение налоговых потоков между уровнями бюджетной системы, формирование необходимых встречных финансовых потоков и предоставление финансовой поддержки тем бюджетам, которые в ней нуждаются, закладывают основы отношений между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами.

Система внутриреспубликанских межбюджетных отношений в Кабардино-Балкарской Республике характеризуется высокой зависимостью местных бюджетов от республиканского бюджета [6, 7]. Сумма межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в республиканском бюджете 2010 г. составила 7,2 млрд. руб. с темпом роста относительно 2009 г. 100,8 %. Удельный вес межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в 2010 г. составляет 36,7 % общих расходов республиканского бюджета. В 2010 г. несколько снизился удельный вес дотаций в сумме безвозмездных перечислений местным бюджетам (на 12 %), доля субвенций и субсидий, напротив, возросла (на 10,8 % и 1,1 %).

Анализ динамики межбюджетных отношений в Кабардино-Балкарской Республике указывает на опережающий рост безвозмездных поступлений относительно роста собственных доходов муниципальных образований. В течение 2008-2010 гг. среднегодовой темп роста суммы безвозмездных поступлений, предоставленных местным бюджетам (102,1 %) опережал рост суммы собственных доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов республики (85,5 %) [7].

Исходя из полученных данных, доля межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) в доходах бюджетов муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики превышала в течение трех отчетных финансовых лет 80 % у девяти муниципальных районов: Бак-санский, Зольский, Прохладненский, Черекский, Терский, Чегемский, Эль-брусский, Лескенский, Майский. Причем у двух из них указанная доля превышала 90 % по двум последним годам указанного периода (Черекский и Зольский районы).

Близко к указанному рубежу находятся два муниципальных района: Лескенский район, у которого в 2008 г. доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах бюджета составила 86,3 %, а в двух последующих годах 88,1 и 89,5 %; Эльбрусский район, у которого указанная доля в 2009 г. была на уровне 89,2 %, а в 2010 г. снизилась до 88,1 % суммы доходов местного бюджета.

В бюджетах городских округов Нальчик, Прохладный, Баксан в 20082010 гг. доля межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) не превышала 81 % общих доходов. В бюджете городского округа Нальчик в

2008 г. она составила 54,3 %, а к 2010 г. снизилась до 44,2 %. В бюджете городского округа Прохладный указанная доля в течение 2008-2010 гг. снизилась с 89,9 до 78,3 %. Отмечена тенденция к повышению доли межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) в доходах бюджета городского округа Баксан, которая за 2008-2010 гг. повысилась на 2,1 п.п. с 59,3 % до 80,3 %.

За рассматриваемый период сумма доходов бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики по подгруппе доходных источников «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» составила 14 505 473,2 тыс. руб. (70,9 % суммы доходов бюджетов муниципальных образований за период 2008-2010 гг.). Из них в бюджеты городских округов поступило 5 034 930,4 тыс. руб. (34,7 %), в бюджеты муниципальных районов 8 763 288,3 тыс. руб. (60,4 %), в бюджеты городских и сельских поселений 707 254,6 тыс. руб. (4,9 %).

Анализ структуры безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики в разрезе городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений в 20082010 гг. указывает на сохранение основных тенденций, характерных для высокодотационных регионов.

В 2010 г. в бюджеты муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики по подгруппе доходных источников «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» поступило 8 763 288,3 тыс. руб.

Основными источниками безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных районов в 2008-2010 гг. явились: субвенции, дотации, субсидии, удельный вес которых в общей сумме безвозмездных поступлений составлял более 99 %. Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений занимают субвенции, доля которых в 2010 г. составила 62,2 %. Сумма поступлений составила 4 953 123 тыс. руб. Прирост субвенций в 2010 г. по сравнению с уровнем 2008 г. равен 979123,3 тыс. руб. (темп роста -112,6 %). Среднегодовой темп роста составил 121,3 %.

Анализ динамики суммы безвозмездных поступлений предполагает измерение степени влияния прироста поступлений по каждой статье безвозмездных поступлений на общую динамику показателя. Решить поставленную задачу с помощью непосредственного сопоставления темпов роста рассматриваемых показателей не представляется возможным, т.к. абсолютное значение одного процента прироста безвозмездных поступлений в бюджеты и прироста поступлений по отдельным статьям безвозмездных поступлений различны.

Список литературы:

1. Бишенов А.А., Бозиева М.М. Межбюджетное регулирование на субфедеральном уровне // Финансы. - 2010. - № 10. - С. 9-13.

2. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы: экономический обзор ОЭСР // Вопросы экономики. - 2002. -№ 5.

3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Евдокимов Н.Н. Направления оптимизации системы межбюджетных трансфертов на региональном уровне // Финансы. - 2009. - № 11.

5. Чернова С.А. Перспективы повышения бюджетного потенциала регионов РФ // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 26.

6. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2003 № 4-РЗ (ред. от 01.07.2010) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике».

7. Официальный Интернет-сайт Минфина КБР [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minfin.ru.

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

© Кирбякова М.А.*, Арчакова Д.А.4

Московский государственный университет дизайна и технологии,

г. Москва

Авторы исследуют систему государственного управления с точки зрения взаимодействия государства и общества в системе интерактивных порталов. В современном интернет-пространстве реализация проекта «Открытая Москва» находит отклик у все большего количества населения города Москвы. В результате чего достигнуты следующие задачи: упрощение процедуры получения государственных услуг и муниципальных; возможность решения городских проблем с участием горожан; открытость и доступность информации. Прозрачность деятельности правительства способствует комфортному проживанию граждан, повышению уровня доверия к власти.

Качественное современное государственное управление ориентировано на работу всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мне-

* Доцент, кандидат экономических наук.

* Магистрант кафедры Экономики и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.