Научная статья на тему 'Проблемы бюджетной обеспеченности и межбюджетные трансферты в Чеченской Республике'

Проблемы бюджетной обеспеченности и межбюджетные трансферты в Чеченской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTERBUDGETARY TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С. А., Сайдулаев Д. Д.

В статье рассматриваются актуальные вопросы межбюджетных отношений и механизм повышения бюджетной обеспеченностиЧеченской Республики за счет межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers current issues of intergovernmental relations and the mechanism of increasing fiscal capacity of the Chechen Republic at the expense of intergovernmental transfers.

Текст научной работы на тему «Проблемы бюджетной обеспеченности и межбюджетные трансферты в Чеченской Республике»

С. А. Курбанов, Д. Д. Сайдулаев

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы межбюджетных отношений и механизм повышения бюджетной обеспеченностиЧеченской Республики за счет межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова

Бюджетная политика, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты.

2013 № 4 (44) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

S. A. Kurbanov, D. D. Saidulaev

PROBLEMS OF BUDGET SECURITY AND INTER-BUDGETARY TRANSFERS

IN THE CHECHEN REPUBLIC

Annotation

The article considers current issues of intergovernmental relations and the mechanism of increasing fiscal capacity of the Chechen Republic at the expense of intergovernmental transfers.

Keywords

Interbudgetary transfers, fiscal policy, intergovernmental fiscal relations.

Бюджетная политика является неотъемлемой частью финансовой политики страны. В соответствии с реализуемой финансовой стратегией в России, нацеленной на реформирование межбюджетных отношений, значительную роль в финансировании социальных программ играют региональные и местные бюджеты. Основная проблема региональных бюджетов заключается в их низкой самообеспеченности, в слабой базе формирования собственных доходов. Исходя из этого можно говорить о том, что принципиально важным является построение эффективной системы межбюджетных отношений в России, ориентированной на реализацию социально-экономических программ субъектов Федерации и проведение взвешенной бюджетно-налоговой политики, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечение доступа населения к социальным услугам государства. Соответственно региональные бюджеты нуждаются в финансовой помощи из федерального бюджета.

Под финансовой помощью понимаются безвозмездные (безвозвратные) перечисления; она предоставляется только в форме дотаций, субсидий, субвенций. Существующий механизм распределения финансовой помощи бюджетам в федеративных государствах можно разделить на модели без ограничения на объем средств федерального бюджета, направляемых на цели межбюджетного выравнивания, и модели, учитывающие ограниченность средств

федерального бюджета и подразумевающие, что источником ресурсов для выравнивающих трансфертов являются бюджеты регионов-доноров [5].

К межбюджетным трансфертамот-носятся ибюджетные гранты, выделяемые с целью погашения разницы между оценками расходных и доходных показателей бюджетов субъектов РФ. Наиболее простым вариантом финансовой помощи региональным бюджетам является финансирование покрытия разрыва между расходами и доходами их бюджетов.

Вместе с тем постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызывают необходимость наделения финансовыми средствами этих бюджетов из федерального бюджета. Данные аспекты финансовых отношений подпадают под механизм «бюджетного выравнивания».

Важным направлением выравнивания эффективности бюджетного регу-лированиявыступают содержание и функциональные особенности развития механизма выравнивания бюджетной обеспеченности в субъектах РФ и муниципальных образованиях, нацеленные на сокращение межбюджетных трансфертов, предоставляемых в виде дотаций и субсидий без учета уровня бюджетной обеспеченности регионов, стимулирование расширения регионами собственной доходной базы в виде налоговых поступлений и создание собственных производственных мощностей.

Проблема бюджетной обеспеченности региональных бюджетоврешается за счет перераспределения регулирующих доходов, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. К регулирующим источникам относятся финансовые средства, используемые для сбалансированности доходов и расходов регионального бюджета, межбюджетные трансферты [5].

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ [1].

Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Целью трансфертов является перераспределение доходов от регионов-доноров в регионы-реципиенты бюджетов либо отчисление определенной доли налоговых платежей, взимание которых более эффективно на федеральном и ре-гиональномуровне.

Межбюджетное регулирование является важным инструментом реализации бюджетной политики в Российской Федерации. Оно регулирует объемы финансирования приоритетных направлений экономического и социального развития страны в целом и ее регионов в частности.

Межбюджетное регулирование в Чеченской Республике осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов.

1. Закон Чеченской Республики «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике» от 14.07.2008 № 39-Р3 (в ред. Законов Чеченской Республики от 11.05.2009 № 32-Р3 и

14.02.2011 № 1-РЗ).

2. Закон Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.».

3. Закон Чеченской Республики от

26.12.2012 № 40-РЗ «О республикан-

ском бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» (с изм. и доп.).

Чеченская Республика является высокодотационным регионом, и следовательно исполнение финансовых обязательств во многом зависит от бюджетных трансфертов из федерального бюджета. Бюджетные трансферты, выделяемые в форме бюджетных дотаций, субсидий и субвенций как безвозмездные перечисления из федерального бюджета, занимают определяющее место в доходах бюджета Чеченской Республики.

В Законе Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» приведена «Методика распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов, имеющих недостаток средств на исполнение первоочередных расходных обязательств» [2]. Согласно этой методике дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов распределяются в два этапа.

На первом этапе дотации распределяются между муниципальными образованиями, доходы которых не покрывают расходы на исполнение первоочередных расходных обязательств в 2013 г., и не вошедшими в группу муниципальными образованиями, получающими финансовую помощь из Республиканского фонда финансовой поддержки бюджетов городских округов и муниципальных районов [2]. Объем средств, выделяемых на первом этапе, определяется как разница между прогнозными расходами и доходами бюджетов городских округов и муниципальных районов на 2013 г. и рассчитывается по формуле (1) [2]:

ЫИ = ПР1 х N1 - (а/ х N1 + Ы1), где БШ — сумма дотации, выделяемой /-му району (городу) на первом этапе; ПР1 — прогнозный расход на содержание бюджетной сферы /-го района (города) в расчете на душу населения;

N1 — численность населения /-го муниципального района или городскогоокруга; м — расчетные налоговые доходы бюджетов /-го муниципального района или городского округа (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя.

На втором этапе дотация распределяется между муниципальными образованиями с наиболее низкими показателями бюджетных расходов на душу населения, складывающимися в 2013 г. с учетом всех видов доходов бюджета (собственные доходы, РФКРФФП), рассчитываемых по формуле (2) [2]:

БПЛ = БШ / Ы51*Ы1, (2) где Б1Ш — сумма средств дотации, выделяемых /-му району (городу) на втором этапе;

Таблица 1 — Распределение дотации на сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики

на 2012 г., тыс. руб. [3]

в том числе

дотация муници- дотация муници-

№ п/п Наименование городских округов и муниципальных районов Всего пальным районам и городским округам с наиболее низкими показа- пальным районам и городским округам, имеющим недостаток средств на ис-

телями бюджетных расходов на душу населения полнение первоочередных расходных обязательств

1 Ачхой-Мартановский муниципальный район 28 681,2 28 681,2 0,0

2 Веденский муниципальный район 35 820,0 0,0 35 820,0

3 Грозненский муниципальный район 43 236,0 43 236,0 0,0

4 Гудермесский муниципальный район 286 717,2 0,0 286 717,2

5 Итум-Калинский муниципальный район 38 572,9 0,0 38 572,9

6 Курчалоевский муниципальный район 41 666,0 41 666,0 0,0

7 Урус-Мартановский муниципальный район 44 051,7 44 051,7 0,0

8 Шалинский муниципальный район 131 008,8 42 365,1 88 643,7

9 Городской округ город Грозный 37 264,0 0,0 37 264,0

Итого по городским округам и муниципальным районам 687 017,8 200 000,0 487 017,8

БШ — сумма средств дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городов и районов, распределяемых на втором этапе; N5/ — численность населения муниципальных образований с наиболее низкими показателями бюджетных расходов на душу населения.

Средства, распределенные на втором этапе, направляются на капитальные вложения в целях улучшениябюджетной инфраструктуры, включая объекты жи-лищно-социальной сферы, и не могут использоваться на увеличение текущих расходов органов управления, на увеличение численности работников управления и работников бюджетной сферы [2]. Общий объем бюджетных трансфертов муниципальным образованиям Чеченской Республики в 2012 г., приведен в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, наибольший объем бюджетных трансфертов в целом предоставлен Гудермесскому и Шалинскому муниципальным районам.

В то же время дотация муниципальным районам и городским округам с наиболее низкими показателями бюджетных расходов на душу населения — Урус-Мартановскому, Грозненскому и Курча-лоевскому муниципальным районам.

Наибольший недостаток средств на исполнение первоочередных расходных бюджетных обязательств наблюдается в Гудермесскоми Шалинском муниципальных районах.

Министерством финансов Чеченской Республики проделана значительная работа в целях изыскания дополнительной финансовой помощи бюджету Рес-

публики. Министерством инициированы письма и обращения в адрес Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующие федеральные министерства и ведомства с просьбой оказания содействия в выделении бюджету Чеченской Республики дополнительной финансовой помощи в виде дотаций из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Для Чеченской Республики принципиальное значение имеют безвозмездные поступления из федерального бюджета. В связи с этим необходимо рассмотреть структуру и динамику безвозмездных поступлений из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики (табл. 2).

Таблица 2 — Структура и объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики

за 2012 г. [6]

Российская Федерация Чеченская Республика Удельный вес, %

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн руб. 1 622 741,26 66 677,91 4,1

Безвозмездные поступления, руб. на душу населения 11 320,36 50 330,55 -

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов, % - 85,15 -

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн руб. 524 799,01 41 627,93 7,9

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), млн руб. 573 774,37 17 266,01 3

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн руб. 285 990,70 2 692,32 0,94

Иные межбюджетные трансферты, млн руб. 225 687,71 5 091,64 2,3

Общая сумма безвозмездных отчислений Федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации составила в 2012 г. 1 622 741,26 млн руб. На долю Чеченской Республики приходится 66 677,91 млн руб., что составляет около 4,1 % от общего объема бюджетных

трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации.

Таким образом, проблема бюджетной обеспеченности субъектов Федерации является важнейшей задачей бюджетной политики страны. Руководством Чеченской Республики к 2020 г. постав-

лена следующая задача: выйти на уровень бюджетной самообеспеченности Чеченской Республики, подразумевающей выведение Республики из зоны регионов-реципиентов в зону регионов-доноров федерального бюджета. Для реализации данной задачи в Чеченской Республике планируется создание мощной производственной базы и инфраструктуры, бизнес-инкубаторов, рекреационных баз туризма и отдыха, а также всестороннее стимулирование развитие малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской деятельности граждан.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу 01.10.2013)].

2. О республиканском бюджете на

2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. : Закон Чеченской Республики [от 26.12.2012 № 40-РЗ (с изм. и доп. от 28.08.2013)].

3. О республиканском бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и

2014 гг. : Закон Чеченской Республики [от 30.11.2011 № 42-РЗ (с изм. и доп.). Приложение 21].

4. Вести Республики [Текст]. — 2012. — 27 дек. — № 249 ; — 2012. — 28 дек. — № 250.

5. Кадочников, П. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей [Текст] / П. Кадочников, С. Синельников-Мурылев, И. Трунин // Вопросы Экономики. — 2002. — № 5. — С. 103-114.

6. Сводная таблица исполнения бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://info. minfin.ru/subj_analitics.php (Дата обращения: 11.11.2013).

Bibliographic list

1. The Budget Code of the Russian Federation [from 31.07.1998 № 145-FL (ed. on 23.07.2013) (with changes and amendments, entering into force on 01.10.2013)].

2. On Republican Budget for 2013 and the Planning Period of 2014 and 2015 : Law of the Chechen Republic [from 26.12.2012 № 40-RL (with changes and amendments from 28.08.2013)].

3. On Republican Budget for 2012 and the Planning Period of 2013 and 2014 : Law of the Chechen Republic [from 30.11.2011 № 42-RL (with changes and amendments)].

4. News Republic [Text]. — 2012. — 27, December. — № 249 ; — 2012. — 28, December. — № 250.

5. Kadochnikov, P. The Problems of Modeling the Impact of Intergovernmental Transfers on the Fiscal Behavior of Subnational Governments [Text] / P. Kadochnikov, S. Sinelnikov-Murylev, I. Trunin // Questions of Economics. — 2002. — № 5. — P. 103-114.

6. Summary Table of Budgets Performance of the Russian Federation Subjects [Electronic resource]. — Mode of access : http://info.minfin.ru/subj_analitics. php (Date of access: 11.11.2013).

7. Incomes of Regional Budgets [Electronic resource]. — Mode of access : http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/ 8.htm (Date of access: 27.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.