Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Рассматривается значение финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Приводится общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Показана доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

деятельности, базируясь на которых администрация организации способна принимать правильные управленческие решения, для нормализации финансовой устойчивости, восстановления платежеспособности, в случае её утраты, увеличения доли собственных средств, в общей сумме источников финансирования.

Использованные источники:

1. Селезнева Н.Н., Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов / Н.Н. Селезнева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 374 с.

2. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово -хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) // Справочно-правовая система «Консультант+»;

3. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка и управление: Учебное пособие / А.В. Грачев. - М.: ДИС, 2004. - 221 с.

Казова З. М., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик

ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: Рассматривается значение финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Приводится общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Показана доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты, межбюджетные отношения, консолидированный бюджет.

Начиная с 90-х годов, децентрализация в Российской Федерации проходила стихийно без четко определенной стратегии. Тем не менее, действия центральных властей по формированию самостоятельности региональных и местных бюджетов достигли значительных результатов. Реформа местного самоуправления привела к децентрализации полномочий на субфедеральном уровне, при этом значительно увеличив централизацию источников доходов на федеральном уровне, что характерно для унитарного государства.

По мнению Томилиной Н.С., идеальная схема бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов Федерации полностью адекватен объему расходных полномочий, закрепленному за конкретным уровнем государственной власти. Однако идеал достижим лишь теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации полномочий всегда существует разрыв. [1] Межбюджетные трансферты как инструмент,

призваны решать задачи, возникающие при балансировании преимуществ и недостатков децентрализации. В плане регулирования, базой межбюджетных отношений является закрепление за определенным уровнем власти расходных обязательств пропорционально доходным источникам. [3]

Согласно прогнозу основных параметров консолидированного бюджета Российской Федерации на 2016 год доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году планируются в сумме 9 675,0 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с предыдущим годом на 4,7 %. Данные об общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в следующей таблице.

Таблица 1.

Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов

Российской Федерации

(млрд. рублей)

2014 гад 21И? год 20 ÍG год

ирогло'» отчет □ ригно'1 оценка icporuof

Доводы - веет S 892,7 8 905,7 9 345,8 9 239,5 9 675,0

в % ВВП 12,5 12,1 12,6 12,3

в % к предыдущему году 109.1 105.1 103,7 104,7

в % к и р«гнозу 100,1 98,9

в том числе:

налоговые н ттилш овие ди\оды* 7 531,7 7 29Я,7 7 7Я9,5 7 739,1 8 096,0

в % ВВП 10,2 10,1 10,6 10,3

в % к предыду щему году 109,3 103,4 106,0 104,6

в % к О рОгнозу 96,9 99,4

меж ó н>джг ] н ые г р а и с фс рты и! федералы [ojo оюджетя 136],О 1 607,0 1 556,3 1 500,4** 1 579,0

в % к предыдущему году 108,0 114,3 93,4 105,2

в % к доходам 18,0 16,7 16,2 16,3

В % К I] ропЮЗу 118,1 96,4

* Включая безвозмездные поступления, ш исключением межбюджетных трансфертов ич федерально™ ик>джста.

** Федеральный закон № ЗЯ4-ФЗ с учетом законопроекта (в сводном бюджетной реки пен но состоянию на 1 октября 2015 тда- I 593,7 млрд. рублей).

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году увеличатся по сравнению с 2015 годом на 4,7 %, в том числе налоговые и неналоговые доходы - на 4,6 %. Межбюджетные трансферты по сравнению с Федеральным законом № 384-Ф3 с учетом законопроекта увеличатся на 5,2 %, а по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи на 1 октября 2015 года уменьшатся на 0,9 %. Рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году планируется обеспечить в основном за счет увеличения объема поступлений налоговых и неналоговых доходов[4].

Однако в условиях замедления темпов экономического роста существуют риски недостижения планируемых темпов увеличения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской

Федерации. По отношению к ВВП планируется сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 12,5 % в 2014 году до 12,3 % в 2016 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году составит 44,3 % и по сравнению с 2015 годом увеличится на 0,3 процентного пункта. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации приведена на рисунке 1.

Анализ данных диаграммы показывает, что в 2005 - 2008 годах доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации сложилась на более низком уровне по сравнению с 2002 - 2004 годами. В последующие два года (в период кризиса) указанная доля выросла и составила в 2010 году 38,3 %. С 2011 года по 2014 год доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации постоянно снижалась и в 2014 году составила 33,6 %, а начиная с 2015 года прогнозируется увеличение указанной доли до 37,1 % в 2016 году.

Рисунок 1. Доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (в %).

Доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов Российской Федерации сокращается с 18,2 % в 2013 году до 16,3 % в 2016 году. [2] Вместе с тем необходимо отметить, что тенденция их сокращения планируется ежегодно, но в силу складывающейся экономической ситуации и нестабильности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов в течение финансового года увеличиваются.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно -практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З.М., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ Аннотация: Приводится необходимость оценки эффективности межбюджетных отношений на федеральном и субфедеральном уровне. исследуется трансформация межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, регионального и местного бюджета; анализируется структура межбюджетных трансфертов за ряб лет

Ключевые слова: прогноз, консолидированные бюджеты, межбюджетные трансферты, дотации, субвенции, межбюджетные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.